Конспект воспитательного занятия, 2 класс. Тема: Русская матрёшка.
план-конспект занятия (2 класс)
Конспект воспитательного занятия, 2 класс. Тема: Русская матрёшка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vospitatelnogo_zanyatiya._tema_russkaya_matryoshka.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 2
Тема: Русская матрёшка
Цель: Познакомиться с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства на основе анализа её появления.
Задачи:
1.Узнать историю создания матрешек.
2. Развивать интерес детей к народному творчеству.
3.Развивать творческие способности через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
4. Изготовить плоскостной прототип игрушки – матрёшку.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Планируемые результаты:
Познавательные:
1.Находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма;
2.Устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
3. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
4. Формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования);
Регулятивные:
1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
2.Устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные:
1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.
2.Проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
4.Ответственно выполнять свою часть работы.
Личностные:
1.Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
2.Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Оборудование:
У учителя: презентация, видеофрагмент, раздаточный материал.
У учащихся: карандаши.
Форма проведения: воспитательное занятие.
План:
1.Вводная часть
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности к занятию.
1.3. Этический настрой.
2.Основная часть
2.1. Актуализация знаний о матрёшке.
2.2. Целеполагание.
2.3. История появления Матрёшки.
2.4. Физкультминутка.
2.5. Просмотр видеофрагмента «Как создают Матрёшку».
2.6. Роспись Матрёшки.
3.Заключительная часть
3.1. Подведение итогов.
3.2. Рефлексия и взаимооценка.
3.3. Уборка рабочих мест.
Ход занятия
Этап занятия | Содержание занятия | Формируемые УУД |
1.Вводная часть 1.1. Приветствие. 1.2. Проверка готовности к занятию. 1.3. Этический настрой. | -Здравствуйте, ребята. - Проверьте всё ли у вас готово к занятию. У вас на столе должны быть цветные карандаши. - Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит хорошее настроение. Давайте и мы с вами улыбнёмся друг другу и начнём наше занятие. | К1 К2 |
2.Основная часть. 2.1 Актуализация знаний о матрёшке. 2.2. Целеполагание. 2.3. История появления Матрёшки. 2.4. Физкультминутка. 2.5. Просмотр видеофрагмента «Как создают Матрёшку». 2.6. Роспись Матрёшки. | - Ребята, чтобы узнать тему нашего занятия вам нужно собрать пазл. - Что же у вас получилось? (Матрёшка) - Верно, ребята. Есть для вас одна игрушка, Не лошадка, не петрушка. Алый шелковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А внутри секреты есть: Может три, а может шесть. Разрумянилась немножко Наша русская матрёшка. - Поднимите руку те, у кого есть игрушка матрешка. - Чем она интересна? - Что вы знаете об этой игрушке? - Как вы думаете, о чём же мы сегодня будем говорить на занятии? - Верно, сегодня мы познакомимся с русской матрешкой. (слайд 1) - Какие задачи мы поставим перед собой? - Я обобщила ваши ответы и у нас получились такие задачи: (слайд 2) (1. Узнать, что такое Матрёшка, 2. Узнать историю создания игрушки 3. Понять, как делают Матрёшку 4. Научиться расписывать Матрешку.) - Матрешку знают во всем мире. Матрёшка – одна из самых популярных русских игрушек изображающая девочку в сарафане и платочке. Вместе с русской березкой и русским самоваром она стала символом России. (Слайд 3) - Откуда и как появилось это чудо, кто-нибудь знает? А хотите узнать? - Слушайте внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы. Самая популярная в мире русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90х годах XIX (19) века в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежащей Савве Ивановичу Мамонтову.(Слайд 4) Он был крупным промышленником и меценатом. Будучи тонким знатоком музыки и изобразительных искусств, Мамонтов С.И. создал в своем подмосковном имении Абрамцево центр художественной жизни России. Однажды в поместье попала японская игрушка, привезённая женой С.И.Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. (слайд 5) Первую русскую матрешку изготовил токарь-игрушечник Василий Звёздочкин, вдохновившийся фигуркой деревянного мудреца Фукурумы. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. Раскрашены они были гуашью. Первая матрешка оказалась круглолицей, пухленькой девушкой в косынке и народном платье, с петухом в руках. (Слайд 6) -Когда появилась Матрёшка в России? (В 19 веке) -Прообразом какой игрушки была Матрёшка? (Японской игрушки) -Кто изготовил первую русскую матрешку? (Токарь-игрушечник Василий Звёздочки) -Ребята, я вижу вы засиделись давайте немного отдохнем. Хлопают в ладошки дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на поясе, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево-вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Девочки озорные, матрешки расписные. В сарафанах ваши пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо-налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки, веселые матрешки. (Хлопают в ладоши) -Почему эту игрушку называют Матрешка? Как вы думаете? (Ответы детей) -Имя Матрена было очень распространено среди простого народа, вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка. И пошла матрёшка гулять по свету. Настоящая русская красавица. Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек. Но главное-эта куколка с секретом! Внутри неё прячутся весёлые сёстры. -Хоте узнать, как делают матрёшек? Давайте посмотрим видеофрагмент. (просмотр видео) -Из какого дерева обычно их делают? (Ее изготавливают из липы) -Все ли матрёшки одного размера? (Нет) -Во сколько этапов расписывают матрёшку? (В 3) -Какие цвета используют для росписи платочка и сарафана матрёшки? (Жёлтый и красный) -Существует много видов матрёшек. Ребята сейчас вам расскажут, слушайте их внимательно, а потом я проверю, насколько вы запомнили информацию. Сергиево-Посадская (слайд 7) Сергиево-Посадская матрешка представляет собой круглолицую нарядную девушку в ярком сарафане и узорчатой кофте. Присутствует платок и цветочный передник. Контуры девушки всегда имеют черный цвет. Она включает в себя три-четыре основных оттенка. Как правило, это красный, синий, зеленый и желтый. Семеновская матрешка (слайд 8) Они преимущественно красного и желтого цвета, платочек традиционно окрашивается в горошек. В отличие от Сергиевских кукол, здесь особое внимание уделяется цветочным мотивам. Полхов-майданская (слайд 9) Эта матрёшка обладает ярко выраженной чертой – это цветок шиповника, который изображается как в цветущем, так и полузакрытом виде. Во время раскрашивания тамошние мастера активно используют крахмал, что позволяет добиться более четкого распределения краски, без подтекания. Вятская матрешка (слайд 10) Вятская матрешка отличается использованием особых приемов при изготовлении, например, украшения с помощью отваренной ржаной соломы. -Предлагаю проверить. Посмотрите на слайд и выбрать из трех вариантов ту матрешку, которая относится к Сергиево-Посадской. (слайд 11) -А где здесь Семёновская? (слайд 12) -Полхов-майданская? (слайд 13) -А вятская матрёшка? (слайд 14) - Что отличает этих матрешек? -Ребята, давайте сегодня, попробуем стать мастерами-художниками и распишем матрёшек. -Посмотрите на слайд, здесь представлены образцы росписи матрёшки, вы могли бы использовать их в качестве примера и раскрасить фартучек и платок, не забудьте добавить лицо своей матрёшке. (слайд 15) -А теперь посмотрите, какие матрешки у нас получились. (Выставка готовых работ учащихся. Матрешки вывешиваются на доску.) -Чья работа вам нравится больше всего, почему? | Р1 П1 П3 Л1 К1 К2 К3 П4 П2 К1 К3 Л1 К4 Р1 |
3.Заключительная часть 3.1. Подведение итогов. 3.2. Рефлексия и взаимооценка. 3.3. Уборка рабочих мест. | - Ребята, наше занятие подошло к концу, давайте вспомним, о чем мы с вами говорили? - Откуда к нам пришла матрешка? - Из какого материала делают матрешки? - Как их расписывают? - А теперь я предлагаю вам оценить вашу работу на занятие. Как вы думаете кто у нас лучше всех работал? Почему? Если вы считаете, что вы хорошо потрудились, все запомнили и были молодцы сегодня-возьмите матрешку, нарисуйте ей улыбку, а также подойдите к доске и положили свою матрешку в фартук большой матрешке. А если у вас были трудности- возьмите матрешку, нарисуйте грустную улыбку, поднимите ее вверх и скажите, что у вас не получалось. - Приведите пожалуйста в порядок свои рабочие места - Спасибо вам, занятие окончено. | Л1 К1 Р1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного занятия по теме: "Русское чаепитие"
Данный материал будет интересен педагогам начальных классов и педагогам дополнительного образования, предназначен для проектной деятельности с учащимися 3-4 классов РУССКОЕ ЧАЕПИТИЕ.Цели п...
Конспект урока по изобразительному искусству "Русская матрёшка"
Урок посвящени одному из самых известных во всем мире талисману России - матрешке. В конспекте содержится информация об истории создания русской матрешки, ее видах и особенностях росписи. Урок составл...
Конспект воспитательного занятия на тему «Русские народные сказки»
После чтения сказки «Пшеничный колосок». проводится беседа и викторина....
Занятие в группе продлённого дня. Тема: "Русская матрёшка. Аппликация."
Тема:"Русская матрёшка. Аппликация" раскрывается на двух занятиях. Первое занятие подготовительное (изготовление шаблонов). Второе занятие творческое (изготовление аппликации и украшение фартука)....
Конспект воспитательного занятия на тему "Мальчишки, вперед!"
I.Воспитатель: Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, может напоить из своих родников, может удивить красотой своей природы. Но не может защитить сама себя матушка-земля от врагов. Поэт...
Конспект воспитательного занятия на тему : "Музеи"
Виртуальные музеи обеспечивают доступ к экспонатам посредством сети Интернет или с помощью различных цифровых носителей....
Конспект воспитательного занятия. 2 класс. «Русская матрёшка»
Знакомство с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства на основе анализа её появления....