Конспект воспитательного занятия. 2 класс. Дети в годы Великой Отечественной войны.
план-конспект занятия (2 класс)

Цапенко Екатерина Алексеевна

Содействие осознанию учащимися жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_maya-deti_v_gody_velikoy_otechestvennoy_voyny.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Направленность: Гражданско-патриотическое.

Показатель: Сознающий свою принадлежность к общности граждан России.

Тема занятия: Дети в годы Великой Отечественной войны.

Класс: 2

Форма проведения: Классный час.

Цель: Содействовать осознанию учащимися жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

  1. Обсудить с учащимися вклад детей в великую победу.
  2. Организовать осмысление учащимися конкретных дел детей в годы Великой Отечественной войны.
  3. Воспитывать уважение к детям Великой Отечественной войны, стремление его демонстрировать.

Планируемые результаты:

Познавательные:

  1. С помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;
  2. Анализировать (в том числе выделять главное, разделять на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логические обоснованные рассуждения на простом и сложном уровне).
  3. Прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях;

Регулятивные:

  1. Планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

Коммуникативные:

  1. Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  3. Создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение повествование).

Личностные:

  1. Становление ценностного отношения к своей Родине – России;
  2. Сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  3. Проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
  4. Осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

Оборудование: презентация

Информационные ресурсы:

  1. Роль детей в Великой Отечественной войне. URL: https://goo.su/gydO7DA (Дата обращения 29.04.23)
  2. Бессмертный полк. Режим доступа. URL:https://ru.wikipedia.org. (Дата обращения 29.04.23)
  3. Трудовой подвиг детей в годы Великой Отечественной войны. Режим доступа. URL: https://detigeroi.ru (Дата обращения 29.04.23)
  4. Видеоролик «О той весне». Режим доступа. URL: https://www.youtube.com (Дата обращения 29.04.23)
  5. Рассказ танкиста. Режим доступа. URL: https://www.youtube.com (Дата обращения 29.04.23)

План:

  1. Организационное начало (2мин)
  2. Вводная часть (10мин)

2.1. Актуализация знаний детей о Великой Отечественной войне

2.2. Целеполагание.

  1. Основная часть (30мин)

3.1. Выявление представлений о жизни учащихся в годы Великой Отечественной войны.

3.2. Обсуждение военного подвига детей.

3.3. Работа детей в тылу для фронта.

3.4. Трагедии в жизни детей принесенные войной (сиротство).

3.5. Обобщение

3.6. Беседа о бессмертном полке.

  1. Заключительная часть (3мин)

Этап занятия

Содержание занятия

Формируемые УУД

1.Организационное начало.

-Здравствуйте ребята, я очень рада всех вас видеть.

-Тихо садитесь девочки, ещё тише садитесь мальчики.

В небе праздничный салют,

Фейерверки там и тут.

Поздравляет вся страна

Славных ветеранов.

А цветущая весна

Дарит им тюльпаны,

Дарит белую сирень.

-Что за славный майский день?  (9 Мая)

К2

2. Вводная часть.

2.1.Введение в тему занятия.

2.2. Целеполагание.

- Совсем скоро, 9 Мая, вся наша страна будет отмечать славный праздник – день Победы в Великой Отечественной войне.

- Кто мне скажет, с кем воевала наша страна? (с фашистской Германией)

- Чего хотели фашисты? (захватить нашу страну, её богатства, уничтожить наш народ)

- Как вы думаете, много ли людей погибло во время войны? (презентация)

-Со дня победы прошло уже 77 лет, тогда небыло на свете ни вас, ни ваших родителей, но мы до сих пор отмечаем этот праздник, как вы думаете почему?

- Мы празднуем, потому что отдаем дань людям, погибшим во время Великой Отечественной войны.

- Ребята как вы думаете, что делали взрослые и дети в годы войны?

- Сейчас вы посмотрите видеоклип, и скажите, почему дети так начали смотреть фильм о войне.

Видеоклип «О той весне» - начало

- Внимательно дети смотрят?

- Что они делают? (шумят, в телефонах сидят)

- Почему они так себя ведут? (им не интересно)

- Давайте посмотрим, что произошло дальше.

Видеоклип «О той весне»

-Что  изменилось в поведении детей? (стали внимательно смотреть, перестали отвлекаться)

- Как вы думаете почему это произошло?

- С кем встретился мальчик? (прадедушкой)

- Что он сделал?(спас его, когда его ранили)

- Чтобы было если бы он не спас прадедушку? (он бы погиб)

- Как вы думаете, чему же будет посвящено сегодняшнее занятие?

- А называется оно «Дети в годы Великой Отечественной войны.»

- Какие задачи вы поставите перед собой?

1) Узнать о детях во времена Великой Отечественной войны

2) Узнать какой вклад внесли  дети во время войны

3) Узнать о причинах, толкнувших маленьких героев выступить на защиту Родины.

- Есть поговорка: «На войне детей не бывает». И действительно, те, кто попали на фронт, расстались с детством. В те страшные, годы дети быстро взрослели. Существует целое поколение, чье детство выпало на времена Великой Отечественной войны. Их так и называют -  «Дети войны».

Л1

К1

К2

П2

П3

П1

К1

К2

Р1

3.Основная часть.

3.1. Выявление представлений о жизни учащихся в годы Великой Отечественной войны.

3.2. Обсуждение военного подвига детей.

3.3. Работа детей в тылу для фронта.

3.4.Трагедии в жизни детей принесенные войной (сиротство).

3.5. Обобщение.

3.6. Беседа о бессмертном полке.

 

-Ребята, а теперь внимательно послушайте стихотворение и скажите, о чём оно? (просмотр видеофрагмента Л. Твардовский «Рассказ танкиста»).

-О чем идет речь в этом стихотворении?

- Какую помощь оказал мальчик танкистам? (мальчик разведал, где у врагов пушка)

-А было ли ему страшно?

-А как вы думаете, почему мальчик помог танкистам?

-Это стихотворение показывает, что в войне участие принимали не только взрослые, обученные и специально подготовленные люди, но и дети. Которые шли добровольцами в партизанские отряды на защиту своей Родины, желая помочь нашим солдатам.

-А сейчас посмотрите пожалуйста на слайд.

-Рассмотрите внимательно фотографию.

-Кто изображён на фотографии

-Что дети делали на фронте?

-Что делает мальчик?

- Как вы думаете, ему страшно?

- А о чем он думает?

-Сотни тысяч мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе год-два и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны зачастую натерпелись от нее не меньше, чем бойцы на фронте. Попранное войной детство, страдания, голод, смерть рано сделали ребятишек взрослыми, воспитав в них недетскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Дети воевали наравне со взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах. И это были не единичные случаи. Таких ребят, по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысячи.

-Многие школьники, опять же на свой страх и риск, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На «детском фронте» воевали как мальчики, так и девочки.

- Посмотрите на слайд, кто на нем изображен?

- Что делает ребенок?

- На чем он стоит?

-Почему?

- А почему он работает на заводе, а не взрослый?

-Как вы думаете, ему легко?

-А почему же он все таки работает?

-Он небольшого роста, а стоит на 2-х ящиках у сложного станка. Он работает на заводе, который делает снаряды для фронта. Он заменил своего отца или брата, который ушел на фронт. А ящики ему подставили, так как он не достает до станка. Дети сутками трудились на заводах взамен отцов и старших братьев, ушедших на фронт. Они собирали противогазы, делали дымовые шашки, взрыватели для мин, запалы для ручных гранат. А в школьных мастерских, в которых до войны у девочек проходили уроки труда, они теперь шили белье и гимнастерки для армии. Вязали и теплые вещи – носки, варежки.

- Как вы думаете, было ли у него время на игры?

-В истории Великой Отечественной войны был массовый трудовой подвиг детей, подростков, юношей и девушек, который заключался в оказании всесторонней помощи фронту, нашей Родине, находившейся в опасности. Своим трудом подростки помогли героическому советскому народу выиграть небывалые сражения на фронтах войны, когда решалась судьба нашей Родины.

-Посмотрите на следующий слайд. Рассмотрите внимательно эту фотографию.

-На этих фотографиях дети изображены в госпитале.

-Что дети делают? Почему?

-Послушайте воспоминание одного солдата, лежавшего в одном из госпиталей. «До сих пор не могу забыть, когда к нам, раненым, находившимся в куйбышевском госпитале, пришли дети первого класса с концертом. Маленькую девочку, чтобы она была видна всем, поставили на табуретку. Она прочитала стихотворение К. Симонова „Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…”».

Стихотворение она читала так захватывающе, с таким чувством, что у раненых появились слезы на глазах. Несколько раз по их просьбе она повторила его».

- Посмотрите на эти фото. Какими вы видите здесь детей?

- Какую трагедию принесла война в жизни детей?

-Дети, оставшиеся в разрушенных городах и сёлах становились беспризорными, обречёнными на голодную смерть. Страшно и трудно было остаться на оккупированной врагом территории. Детей могли отправить в концлагерь, вывезти на работы в Германию, превратив в рабов, сделать донорами для немецких солдат и т.д. У детей войны разные судьбы, но всех их объединяет общая трагедия, невосполнимая потеря прекрасного мира детства. Не в срок повзрослевшие, не по годам мудрые и невероятно стойкие маленькие герои противостояли войне.

- Ребята, так какую роль в Великой Отечественной войне сыграли дети?

-Дети и подростки заменили отцов на заводах: делали автоматы, гранаты, мины. Они дежурили в госпиталях, на постах местной противовоздушной обороны. Они строили бомбоубежища, тушили зажигательные бомбы, рыли водоемы. Они тоже были защитниками Родины, как и их взрослые братья, сестры и отцы. Они старались ни в чем не отставать от взрослых. За самоотверженный труд в тылу тысячи детей и подростком были награждены орденами СССР, медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». – НА СЛАЙД

-А кто из вас знает, что такое бессмертный полк? («Бессмертный полк» - это международное общественное гражданско-патриотическое движение по сохранению личной памяти о поколении Великой Отечественной войны)

-Бессмертный полк был основан в 2011г.,в городе Томске)

- Кто-то из вас принимал участие в шествии «Бессмертного полка»?

- С чьим портретом вы шли?

-Как вы думаете, а для чего нужен бессмертный полк? (для памяти о наших предках, которые участвовали во время Великой Отечественной войны; какой ценой была завоёванная победа)

-Послушайте песню о бессмертном полке, музыку к ней написал Геннадий Анатольевич Соболев.

- Знаете ли вы кто это? (это директор музыкальной школы)

Просмотр клипа

- Как вы понимаете  слова «Бессмертный полк, исполнил ….»

- Так чем же для нас является участие в шествии бессмертного полка?

Л1

Л2

Л3

К1

К2

К1

К2

Л1

Л2

Л3

К1

К2

Л1

Л2

Л3

Л4

К1

К2

Л1

Л2

Л3

Л4

К1

К2

Л3

К1

К2

Л3

К1

К2

Л1

Л2

Л3

Л4

К3

4.Заключительная часть

-Что нового вы сегодня узнали о детях Великой Отечественной войны?

- Ребята, какой же была жизнь детей в годы войны?

- Как вы думаете, сколько лет сейчас тем детям? (около 80 и более)

- Это уже ваши прабабушки и прадедушки.

- Как мы должны относиться к этим людям?

- Почему?

- Ребята мы должны безмерно уважать тех, кто своей жизнью, своим детством, которого не было, сделал так, чтобы мы жили.

- Хорошо, а что вы узнали о бессмертном полке?

-Помните, что мы должны быть благодарны всем солдатам Великой Отечественной войны, не только 9 мая, но и каждый день.

-Спасибо вам за работу. Наше занятие окончено.

П2

К1

К2

К3

Л1

Л2

Л3

Л4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения "Наши земляки в годы Великой Отечественной войны"

Разработка урока с использованием мультимедийной презентации...

Методическая разработка «Дети-герои в годы Великой Отечественной войны»

Цель: знакомство с героическими страницами истории нашей Родины, воспитание чувства патриотизма через изучение истории своей страны. Задачи: 1) обучающая: углубить знания учащихся по истории...

Классный час «Дети в годы Великой Отечественной войны»

«Ребенок не солдат, не обороняет Родину, хотя вместе с ней и страдает. Слабый, маленький, бедный, зависящий – ему еще только быть гражданином. Он – будущий человек. Дети были, и дети будут, они состав...

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"

методическая разработка внеклассного занятия по Правилам дорожного движения " Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны"...

"75 - летие освобождения Краснодарского края от немецких захватчиков" ("Дети Кубани в годы Великой Отечественной войны")

Данный классный час посвящен данной теме и рассчитан на детей начальной школы....

Классный час Подвиги детей в годы Великой Отечественной войны.

Мы должны помнить маленьких героев этой страшной войны. У нас нет права забыть тех мальчишек и девчонок, которые не жалели себя во имя победы!...

Конспект занятия внеурочной деятельности «Курсковедение» тема " Курск в годы Великой Отечественной войны"

Конспект занятия разработанный в рамках программы "КУрсковедение" с использованием рабочей тетради. Данный конспект может быть использован для проведения внеклассного мероприятия, посвященно...