Рабочая программа по курсу «История родного края»
рабочая программа (3 класс)

Грязнева Снежана Александровна

Программа «история родного края» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_istoriya_rodnogo_kraya.docx43.6 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление народного образования администрации города

Мичуринска Тамбовской области

МБОУ «Гимназия» г. Мичуринска

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете

Протокол № 1 от 30.08.2024 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ «Гимназия»

________________Кукушкина С.К.

Приказ № 128 от 02.09.2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  курсу «История родного края»

(внеурочная деятельность)

3 класс

Мичуринск 2024


Пояснительная записка

Актуальность

Основным двигателем общественных сил всегда был патриотизм - любовь к Родине, Отечеству, своему народу, к лучшим национальным традициям. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории культуры, природы родного края. Это  решение продиктовано потребностями современного российского общества и необходимостью в формировании личности гражданина, бережно относящегося к природным и социокультурным ценностям своего Отечества.

Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Изучение родного края просто необходимо, чтобы дети понимали связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря программе «Краеведение» они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России.

Изучение истории родного края тесно связано с изучением истории своей семьи. Эта проблема сегодня актуальна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к истории своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей семьи, повышает ее культурный уровень.

Педагогическая целесообразность

Именно в начальной школе закладываются основы морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, какую роль играла и играет их малая родина в истории России, они ощущают гордость за свой край, появляется стремление прославить свою землю и быть лучшим.

Программа «история родного края» дает возможность школьникам шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязи с природой, историей, культурой страны, мира, приобщиться к исследованию родного края в разных формах - от простейших описаний до проектных работ.

Программа «История родного края» разработана как дополнение к курсу «Окружающий мир», построена в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Программа позволит полнее реализовать воспитательный и развивающий потенциал образовательного компонента «Окружающий мир». Здесь прослеживается основная содержательная линия, определенная стандартом начального общего образования и представленная в разделе «Наш край».

Программа «История родного края» связана с такими дисциплинами, как окружающий мир, география, история, экология, поэтому обеспечивает благоприятные условия для дальнейшего изучения предметов естественно - научного цикла в среднем звене.

Принципы построения программы:

  • принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
  • принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
  • научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
  • систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни района, актуальность, воспитательная ценность.

Методы работы:

  • словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний обучающихся, являются источником новой информации;
  • наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
  • практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы.

Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности обучающихся, специфику программы «История родного края» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Особенностью организации учебного процесса по краеведению является динамичность ее форм. Принципиальное изменение форм организации урока заключается в том, что занятие из класса, по возможности, переносится в ту среду, которая изучается (парк, лес, водоем, пришкольный участок, музей, улица, дом, учреждения, предприятия и т. д.). Необходимо проводить как можно больше экскурсий, целевых прогулок, походов, тематических актов, игр и праздников на воздухе, то есть расширять образовательное пространство. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии, проектные технологии.

Цель:

создание условий для формирования у детей исторического сознания, воспитания патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию родного края, приобщение обучающихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания обучающихся об истории родного края, удовлетворение исследовательских и познавательных интересов школьников;
  • воспитывать интерес, уважение к культуре и истории своего края;    
  • формировать патриотическое отношение к своей малой родине и бережное отношение к этнокультурному наследию родного края, гражданское самосознание, чувство гордости за родной край;  
  • вырабатывать коммуникативные навыки в совместной деятельности;
  • создать благоприятные  условия для достижения  результатов в познавательно-поисковой деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы «История родного края» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края.

В результате обучения по программе «История родного края» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

К окончанию начальной школы у обучающихся будут сформированы УУД:

Личностные УУД

Учащийся:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.

Учащийся получит возможность для формирования:

  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Томской области, чувства сопричастности и гордости за свой край.
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно  познавательные, внешние  и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с  национальной  культурой Томской области;
  • чувства гордости за свой город, свой край, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные УУД:

Учащийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения  задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Учащийся получит возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения  в исполнение, как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные  УУД:

Учащийся научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты,  относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику родного края;
  • описывать достопримечательности родного края;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаковосимволические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой регион и его главный город;
  • устанавливать причинноследственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.

Учащийся получит возможность:

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные УУД:

Учащийся научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

Учащийся получит возможность:  

  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «История родного края» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными.  Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Обучающиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Тамбовской области.

Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (мифами, повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов.

Формы подведения итогов: подведение итогов деятельности  по каждому разделу рекомендуется организовывать в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих  целью выявить лучших из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.  

Ожидаемые результаты:

  • обучающиеся будут проявлять устойчивый интерес к истории своего края, научатся вести поиск своих предков, будут знать и продолжать семейные традиции;
  • научатся устанавливать связи между прошлым, настоящим и будущим;
  • приобретут навыки исследовательской и творческой деятельности;
  • будет сформирована система ценностей, в которой на первом месте стоит патриотизм, а он начинается с любви к малой родине.

Содержание программы «История родного края»

Программа обучения в 3 классе предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, населенном пункте, в котором живешь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых. Программа предполагает формирование первичных понятий об истории, достопримечательностях о богатстве растительного и животного мира.

Содержание программы «История родного края»

  1. класс

1. Введение (1ч)

Что такое «Краеведение», что будем изучать на этом занятии. Понятие Родина, родной край, область, район.

2. Мы живем в России (4ч)

Тема: Наша Родина на карте мира. Особенности географического положения России. Москва – столица.

Тема: Поверхность России. Физическая карта России: реки, моря, озера, горы, равнины России.

Тема:  Символика РФ.

Практические  работы. 1. Работа с картой России найти и показать на  карте территорию России, некоторые равнины, горы, моря, озера, реки.

3. Край, в котором мы живем (20ч)

Тема: Наш край на карте России. Города и села на карте Тамбовской области.

Тема: Символика области. 

Тема: История нашего края. Тамбовская земля в древности. История создания и исследования.

Тема: Времена года. Погода в нашем крае. Познакомить с сезонными изменениями в природе по всей области.

Тема: Растительности нашего края. Создать у учащихся представление о флоре и фауне области. Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Охрана растений.

Тема: Животный мир края. Разнообразие животного мира. Птицы нашего края, Перелетные и зимующие. Охрана и значение животного мира

Тема: Водоемы Тамбовской  области. Реки, озера области. Растительный и животный мир водоемов.

Тема: Полезные ископаемые. Важнейшие полезные ископаемые края, их основные свойства. Как добывают, где используют. Значение для  области и страны. Ограниченность и невосполнимость запасов полезных ископаемых.

Тема: Промышленность края. Крупные предприятия области. Дать первичные сведения об экономике края, познакомить с предприятиями области. Что выпускают, где находятся.

Тема:  Сельское хозяйство области. Чем занимаются люди на селе. Что растет на полях области. Значение сельского хозяйства.

Тема: Экология области. Понятие «экологии». Как попадают вредные вещества в организм человека /вода, воздух,  пища/. Меры направленные на снижение вредного влияния на организм человека. Дать первичные  сведения о влиянии природных условий на жизнь и здоровье человека, и о том, как человек влияет на природу.

Практические работы.

1. Тамбов на карте России, обучение умению находить и  оказывать на физической карте наиболее крупные равнины, горы, моря, реки  озера, обозначить их на контурной карте.

2. Обучение работы с картой Тамбовской области: Города и села Тамбовской области, обозначить их на контурной карте.

3. Рассматривание гербарных экземпляров  растений встречающихся на территории области.

4. Рассматривание образцов полезных ископаемых.

5. Обучение умению находить и показывать на физической карте Тамбовской области месторождения полезных ископаемых.

Экскурсии: 

1. Природа вокруг нас.

2. Краеведческий музей.

3. Ботанический сад.

4. На водоем.

5. В поле, сад, на ферму.

3. Город, в котором я живу (8ч)

Тема: История родного города. Мичуринск на карте России и Тамбовской области.

Тема: Символика города.

Тема: Районы города. Знакомство с районами города. Район, в котором я живу.

Тема:  Улицы города. Улица, на которой находится школа. Улицы, по которым я хожу. Транспорт города (пассажирский, грузовой), его назначение. Дать представления об истории названий улиц, площадей города.  

Тема: Предприятия города. Заводы и фабрики города. Труд людей нашего города. Место работы родителей, их профессии. Познакомить с предприятиями города, с профессиями родителей. Машины помогающие трудиться.

Экскурсии:

1. На предприятия, где работают родители.

2. По улицам и районам города.

Тема: Итоговое занятие  


Учебно-тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Введение Что мы будем изучать

1

Раздел 1. Мы живем в России

4

  1. Наша Родина на карте мира. Москва -  столица  России.

1

1.2 Символика РФ /флаг, гимн, герб/

2

1.3 Поверхность России.  

       Моря,  реки,  озера,  горы,  равнины.

1

Раздел2. Край  в  котором  мы  живем 

20

2.1 Географическое  положение  Тамбовской  обл. 

        Наш  край  на  карте  России.

        Города  и  села  Тамбовской области.

2

2.2  Символика  области

2

  1. История  нашего  края 

Тамбовская   земля  в  древности. История   создания  и  исследования

       Экскурсия  в  краеведческие  музей.

2

  1. Времена  года.  

       Сезонные  изменения  в   природе

2

2.5  Растительность  нашего  края

      Разнообразие  растений.  Значение  растений     в  жизни  человека.            

       Охрана  растений.

2

  1. Животный  мир  Тамбовской  области

      Разнообразие  животного  мира.

     Птицы  нашего  края,  Перелетные  и     зимующие

     Охрана  и  значение  животного  мира  

3

  1. Водоемы  нашего  края.

      Реки,  озера  обл.  Растительный  и  животный   мир  водоемов.

1

  1. Полезные  ископаемые 

Какие    полезные  ископаемые   добывают в  нашем крае.  

Как  добывают,  где  используют.  

         Значение  для  области  и  страны.

2

2.9  Промышленность  области

       Крупные  предприятия  обл. Что  выпускают,   где  находятся.

1

2.10  С/х   нашего  края

        Чем  занимаются  люди  на  селе.  

        Что  растет  на  полях  области.  Значение  с/х

1

2.11   Экология  области

         Понятие  «экологии». Как  попадают   вредные   вещества  в

         организм  человека   /вода, воздух, пища/. Меры  направленные   на

          снижение  вредного  влияния  на    организм  человека.

1

Итоговое  занятие  по  разделу    Край,  в   котором  я  живу

1

Раздел3. Город  в  котором  я  живу

8

  1. История  нашего  города.

Мичуринск  на  карте  России.

1

3.2   Символика  города

2

  1. Знакомство  с  районами  города.

        Район  в  котором  я  живу.

2

  1. Улица  на  которой  находится  школа.  

       Улицы  по  которым  я  хожу.  

        Транспорт  города.

2

  1. Предприятия  города.

        Заводы  и  фабрики  города.  

        Где  работают  родители.

1

Итоговое  занятие    «Мой  Мичуринск»

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Мой родной край"

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. К сожалению, в последнее время в силу многих причин ценности патриотичес...

Рабочая программа по литературе родного края. 2 класс

Пояснительная записка и развернутое тематическое планирование составлено к курсу "Литература родного края" 2 класс. Авторы Л.Н. Зинченко, О.И. Плешакова, И.В. Фёдорова, Барнаул, БГПУ - 2008 ...

рабочая программа по литературе родного края

Рабочая программа регионального компонента «Литература родного края» для начальной школы составлена на основе авторской программы и методических рекомендаций Зинченко Л.Н., Плешкова О.И., Фёдорова И.В...

рабочая программа изучение природы родного края 4 класс ПНШ

пояснительная запискатематическое планирование...

Рабочая программа кружка "Экология родного края"

Рабочая программа внеучебного курса "Экология родного края" способствует экологическому воспитанию младших школьников....

Рабочие программы по "Доноведению" (Природа и история родного края)

Рабочие программы по "Доноведению", помогут учителю правильно организовать учебный процесс. К данному курсудля 1 класса необходимо следующее обеспечение:1.       Сухаревс...

Рабочая программа по курсу Брянский край. История родного края 3 класс

Рабочая программа по кружку  «Брянский край. История родного края» для 3-го класса  разработана в соответствии с программой курса «Брянский край», авторы В.Н. Лупоядо...