Классный час "Казаки мы - хоть куда"
классный час (2 класс)
Цель: формирование бережного отношения младших школьников к историческому и культурному наследию родного края.
Задачи:
- знакомить детей с жизнью и традициями казаков;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям, любовь к родному краю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое внеклассное мероприятие
Казачьи посиделки
на тему: «Казаки мы – хоть куда».
2024г.
Казачьи посиделки
« Казаки мы – хоть куда».
Цель: формирование бережного отношения младших школьников к историческому и культурному наследию родного края.
Задачи:
- знакомить детей с жизнью и традициями казаков;
- развивать познавательный интерес к истории своего народа;
- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям, любовь к родному краю.
Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным музыкальным репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр (фуражка, две лошадки на палочке), предметы для полосы препятствий дуги, мягкие модули), казачьи костюмы для детей и ведущих, атрибуты казачьего быта для оформления зала.
Оформление музыкального зала в казачьем стиле. Плетень, подсолнухи, самовар на столе с угощением.
Ход мероприятия:
(Слайд 1)
Ведущая 1
-Здорово дневали!
Все:
-Слава Богу!
Ведущая 2:
-Рады гостям, как добрым вестям!
Учитель:
-Сегодня мы с вами побываем в прошлом наших предков: познакомимся с тем, как проводили время на Донской земле.
( слайд)
Ведущая 1:
-А сейчас настало время
К прошлому народ будить;
Все традиции забыты –
Нужно срочно возродить.
Учитель
- Ребята, а вы знаете, кто такие казаки? (слайд1)
Ведущая2:
-В давние времена, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края, обзаводились семьями и жили, а называли себя казаками. Это были свободолюбивые, сильные и уверенные в себе люди, ведь им приходилось делать самим всё, что нужно для жизни: строить жилище, семью кормить, одевать и обустраивать хозяйство. Жизнь была нелёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь
Учитель:
- А как же поступал казак, если вдруг начиналась война? (слайд2)
Ведущая1:
-А если вдруг начиналась война – казак садился на коня. Брал шашку в руки-и воевать, обязан был до победы. Главная казачья заповедь – «Люби Россию, ибо она твоя мать».
Учитель:
О казаках сложено много песен
Песня «Если хочешь быть военным»
Учитель
-А как вы, ребята, как думаете, чтобы защищать свою Родину, каким должен быть казак?
Дети читают стихи
1.Православный, удалой, (Ярослав)
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.
2.Независимый, свободный (Митя)
Род казачий очень гордый.
И недаром на Руси,
Всем знакомы казаки.
3. Много лет войску Донскому, (Юля)
Много лет нашим донцам,
Атману войсковому
И станицам и войскам.
4. Много лет нашей державе, (Вероника)
Много лет нашим войскам
Православной нашей вере,
Да и славным казакам.
Учитель: (слайд 3)
-Как бы ни складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться и отдыхать всей душой.
-Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, играют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, прибаутки да присказки.
-У куреня, где собирались казаки на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяева.
(слайд 4)
Ведущая1
-Зимний вечер темен, долог.
Позову-ка я ребят к нам на посиделки.
Будут песни, будут пляски.
Приходите поиграть,
Долгий вечер скоротать!
Ведущая2:
-Ждёт вас здесь времяпровождение приятное!
Ведущая1:
-А не сыграть ли нам в игру,в которую играли маленькие казачата, чтобы стать меткими стрелками?
- Казак с детства учился военному делу, быть ловким, метким и этой наукой ему надо было владеть всю жизнь.
Ведущая2:
У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука
Он, когда придет черёд, пулю точно в цель пошлёт
Учитель:
Игра- испытание для мальчиков «Меткий стрелок»
(Перед каждой командой лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Какая команда собьет все кегли, та и победила). ( музыка)
Ведущая1: Охи ловкие вы, да быстрые!
( слайд 5)
Ведущая 2:
А еще силен и крепок казак своей вековой дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете нет.
Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.
Учитель:
- С самого раннего детства казачата любят лошадей, ухаживают за ними и обучаются верховой езде. Но не только ловкостью и быстротой славились казаки, а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится.
- Какие пословицы и поговорки о коне, есть у казаков?
Ученики:
1.Конь - лучший друг казака.
2.Сам погибай, а коня выручай.
3.Конь в бою не подведет, а из боя раненого казака вывезет.
4.Без коня казак кругом сирота.
5.Казак сам голодает, но коня накормит.
6.Казак без коня, что солдат без ружья.
Ведущая1: Казачки милые, не пора ли нам песню запевать?
Песня «Посею лебеду на берегу»
Ведущая 1:
-Мужики у нас мастера,
Ловко правят все дела
Да и девчата под стать
Им не станут уступать.
Учитель:
- Сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.
- Ну- ка, кто хочет свое умение показать? (выходят девочки)
Ведущая 1:
- Быстро ниточка бежит
Когда музыка звучит
Перестала вдруг играть
Не нужно больше ниточку мотать.
( игра для девочек «Клубочек»)
(звучит казачья музыка для игры «Собери клубочек»).
Учитель:
- Ай да молодцы, наши маленькие казачки, очень ловкие и быстрые! А сейчас продолжим наши посиделки.
Ведущая1: Большой клубочек, тяжелый.
Сколько же ты за клубочек возьмёшь?
Ведущая2: Денег мне совсем не нужно
И товар не нужен мне
А хорошие частушки дружно спойте- ка вы мне?
Ведущая1 : Эй , девчата – хохотушки
Запевайте –ка частушки
Запевайте поскорей
Чтоб порадовать гостей
Частушки.
1. Щука плавает в Дону,
Спит на яблоне в саду…
Шерсть смотали мы в клубок,
Выйдет шелковый платок.
2. Закудахтал пес Барбос,
В конуре яичко снес…
В марте стаял снег и лед –
Это к нам зима идет.
3. Из-за Дона, из-за гор
Едет дедушка Егор.
Дети на телятках,
Внуки на козлятках.
4. Чтобы печка разгорелась
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать.
5. Сидит ежик на березе –
Новая рубашка,
На головке сапожок,
На ноге фуражка.
6. Ой, ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
7. Иди, Ваня, танцевать,
На меня не дуйся,
Если жаль тебе сапог,
Так возьми разуйся!
8. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли.
А теперь мы вас попросим,
Чтобы нам похлопали.
Ведущая 2:
-Как у нас на Дону зори синие
А казачки у нас все красивые.
Учитель:
- Да, очень уж казачки Донские красивые, каждый казак гордился своей казачкой. И дарил ей разные красивые украшения. И мы вам предлагаем Игру « Наряди казачку». (песня «Казак без коня не казак»)
Выходят 2 казака и 2 казачки. На стульях лежат по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д.
Ведущая1:
- А еще казаки любили рыбалку. Так как Дон без рыбы – это не Дон.
-И сейчас мы с вами отправимся на необычную рыбалку, где каждая пойманная вами рыбка, загадает вам загадку.
(Игра «Рыбалка»)
1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год, месяцы)
2.Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)
3.Ложка краски, а весь мир красит. (Солнце)
4.В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)
5.Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)
6.Песни играет, всяк его знает. (Сверчок)
7.Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи)
8.Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла)
Ведущая2 :Донской говор принято считать диалектом русского языка. Как необычно красиво звучала речь казаков! А какими интересными словами она была наполнена! Знаете ли вы, что значит гутарить?
Учитель:
А не сыграть ли с ними в игру «Слова»? Я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые– современное значение и звучание.
Игра «Слова»
раззявил-раскрыл,
чувяки-тапочки,
хворать – болеть,
квѐлый – слабый,
цыбарка – ведро,
кочет – петух,
батя – отец,
дюже – сильно,
нехай – пусть,
вечерять – ужинать,
могѐт – может,
буханка – булка,
баз - сарай,
узвар – компот.
Учитель:
- Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – Донском казачьем крае. Мы должны чтить и беречь казачьи традиции, потому что мы являемся маленькими казачатами, потомками наших предков.
Давайте споём песню
Песня « Казачата»
Ведущая1
- Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились.
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!
Ведущая 2:
Любим мы Дон всегда!
Сегодня у нас казаки были – хоть куда!
По казачьей традиции настало время и гостей потчевать
И преподносим мы Вам хлеб да соль!
Учитель:
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы не хотим войны"
Классный час "Мы не хотим войны" , посвящен 70- ой годовщине Победы Курской битвы. Формирует навыки юного патриота России, чувства неприятия насилия, расширяет знания о понятиях мир, война...

Проект на тему: Школа - наш дом и мы хотим, чтоб было классно в нём.
Чтобы детям было комфортно, желательно, чтобы в классе было что-то, что имеет отношение к ним лично. Это может быть календарь с их фотографиями, рисунки, творческие работы. Уют, конечно же, созд...
Классный час "МЫ ХОТИМ РАСТИ ЗДОРОВЫМИ!"
Рассказать обучающимся о вреде курения - цель этого занятия....

Классный час " Мы хотим расти здоровыми"
Классный час на тему «Мы хотим расти здоровыми»Форма проведения: круглый стол Участники: ученики 3 классаЦели: рассказать, какой вред наносит курение человеку; выяснить, почему люди начинают курить; с...
«Хотите – не хотите ли, но все мы потребители…»
Цель: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интере...

классный час, посвященный 70 годовщине Курской битвы "Мы не хотим войны"
классный час, посвященный 70 годовщине Курской битвы "Мы не хотим войны"...