Классный час "Казаки мы - хоть куда"
классный час (2 класс)

Лиховидова Валентина Владимировна

Цель: формирование бережного отношения младших школьников к историческому и культурному наследию родного края.

Задачи:

- знакомить детей с жизнью и традициями казаков;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям,  любовь к родному краю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kazachi_posidelki_kazaki_my_hot_kuda_.docx31.09 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое внеклассное мероприятие

Казачьи посиделки

на тему: «Казаки мы – хоть куда».

2024г.

Казачьи  посиделки

« Казаки мы – хоть куда».

Цель: формирование бережного отношения младших школьников к историческому и культурному наследию родного края.

Задачи:

- знакомить детей с жизнью и традициями казаков;

- развивать познавательный интерес к истории своего народа;

- приобщать детей к народным традициям, воспитывать чувство уважения к старшим поколениям,  любовь к родному краю.

Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным музыкальным репертуаром, стулья по количеству участников, атрибуты для игр (фуражка, две лошадки на палочке), предметы для полосы препятствий дуги, мягкие модули), казачьи костюмы для детей и ведущих, атрибуты казачьего быта для оформления зала.

Оформление музыкального зала в казачьем стиле. Плетень, подсолнухи,  самовар на столе с угощением.

Ход мероприятия:

(Слайд 1)

Ведущая 1

-Здорово дневали!

Все:

-Слава Богу!

Ведущая 2:

-Рады гостям, как добрым вестям!

Учитель:

-Сегодня мы с вами побываем в прошлом наших предков: познакомимся с тем, как проводили время на Донской земле.

( слайд)

Ведущая 1:

-А сейчас настало время

К прошлому народ будить;

Все традиции забыты –

Нужно срочно возродить.

Учитель

- Ребята, а вы знаете, кто такие казаки?  (слайд1)

Ведущая2:

-В давние времена,  в наши края бежали со всей России  люди от тяжёлой жизни.  Они селились по берегам рек нашего края,  обзаводились семьями и жили, а   называли себя казаками. Это были свободолюбивые, сильные и уверенные в  себе  люди, ведь им приходилось  делать самим всё, что нужно для жизни: строить  жилище, семью кормить,  одевать и обустраивать хозяйство. Жизнь была нелёгкой и опасной, так как часто нападали враги на русские земли, а казаки любили всегда свою Родину – Русь

Учитель:

- А как же поступал казак, если вдруг начиналась война? (слайд2)

Ведущая1:

-А если вдруг начиналась война – казак садился на коня. Брал шашку в руки-и воевать, обязан был до победы. Главная казачья заповедь – «Люби Россию, ибо она твоя мать».

Учитель:

О казаках сложено много песен

Песня «Если хочешь быть военным»

Учитель

-А как вы, ребята, как думаете, чтобы защищать свою Родину, каким должен  быть казак?

Дети читают стихи

1.Православный, удалой, (Ярослав)
Наш казак всегда герой.
А казачка – вот краса:
Стройный стан и плюс коса.

2.Независимый, свободный (Митя)
Род казачий очень гордый.
И недаром на Руси,
Всем знакомы казаки.

3. Много лет войску Донскому, (Юля)

Много лет нашим донцам,

Атману войсковому

И станицам и войскам.

4. Много лет нашей державе, (Вероника)

Много лет нашим войскам

Православной нашей вере,

Да  и славным казакам.

Учитель: (слайд 3)

-Как бы ни складывались обстоятельства на войне, умели казаки веселиться и отдыхать всей душой.

-Представьте себе, что мы оказались на станичных посиделках, где по обычаю молодые казаки и казачки ведут беседу, поют, играют. И как на любом казачьем празднике здесь звучат шутки, прибаутки да присказки.

  -У куреня, где собирались казаки на посиделки, по обычаю гостей встречали хозяева.

(слайд 4)

Ведущая1

-Зимний вечер темен, долог.

Позову-ка я ребят к нам на посиделки.

Будут песни, будут пляски.

Приходите поиграть,

Долгий вечер скоротать!

Ведущая2:

-Ждёт вас здесь времяпровождение приятное!

Ведущая1:

-А не сыграть ли нам в игру,в которую играли маленькие казачата, чтобы стать меткими стрелками?

- Казак с детства учился военному делу, быть ловким, метким и этой наукой ему надо было владеть всю жизнь.

Ведущая2:

У хорошего стрелка меток глаз, тверда рука

Он, когда придет черёд, пулю точно в цель пошлёт

Учитель:

          Игра- испытание  для мальчиков «Меткий стрелок»

(Перед каждой командой  лежит обруч и 5-6 кеглей. По сигналу одним ударом необходимо сбить большее количество кеглей. Какая команда  собьет все кегли,  та  и победила). ( музыка)

Ведущая1: Охи ловкие вы, да быстрые!

( слайд 5)

Ведущая 2:      

А еще силен и  крепок казак своей вековой  дружбой с конем.
Сильнее этой дружбы на всем свете  нет.
Казак и конь — это одно целое, удивительно прочное целое, в особенности в походе и на войне.

Учитель: 
- С самого раннего детства казачата любят лошадей, ухаживают за ними и обучаются верховой езде.
Но не только ловкостью и быстротой славились казаки, а еще и мудростью. На Дону пословица недаром молвится.

- Какие пословицы и поговорки о коне,  есть у казаков?  

Ученики:

1.Конь - лучший  друг казака.

2.Сам погибай,  а коня выручай.

3.Конь в бою не подведет, а из боя раненого казака вывезет.

4.Без коня казак кругом сирота.  

5.Казак сам голодает, но коня накормит.  

6.Казак без коня, что солдат без ружья.

Ведущая1: Казачки милые, не пора ли нам песню запевать?

                                    Песня «Посею лебеду на берегу»

Ведущая 1:

-Мужики у нас мастера,

Ловко правят все дела

Да и девчата  под стать

Им не станут уступать.

Учитель:

- Сейчас мы убедимся в мастерстве наших красавиц.

- Ну- ка,  кто хочет свое умение показать? (выходят девочки)

Ведущая 1:

- Быстро ниточка бежит

Когда музыка звучит

Перестала вдруг играть

Не нужно больше ниточку мотать.

( игра для девочек «Клубочек»)

(звучит казачья музыка для игры «Собери клубочек»).

Учитель:

- Ай да молодцы, наши маленькие казачки, очень ловкие и быстрые!  А сейчас продолжим наши посиделки.

Ведущая1:                    Большой клубочек, тяжелый.

                          Сколько же ты за клубочек возьмёшь?

Ведущая2:       Денег мне совсем не нужно

                        И товар не нужен мне

                       А хорошие частушки дружно спойте- ка вы мне?

Ведущая1 :    Эй , девчата – хохотушки

                     Запевайте –ка  частушки

                      Запевайте поскорей

                       Чтоб порадовать гостей

                                        Частушки.

1. Щука плавает в Дону,

Спит на яблоне в саду…

Шерсть смотали мы в клубок,

Выйдет шелковый платок.

2. Закудахтал пес Барбос,

В конуре яичко снес…

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась,

Надо пляской помогать.

5. Сидит ежик на березе –

Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

6. Ой, ребята, та-ра-ра,

На Дону стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

7. Иди, Ваня, танцевать,

На меня не дуйся,

Если жаль тебе сапог,

Так возьми разуйся!

8. Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

Ведущая 2:  

-Как у нас на Дону зори синие

 А казачки у нас все красивые.

Учитель:

- Да,  очень уж казачки Донские красивые, каждый казак гордился своей казачкой. И дарил ей разные красивые украшения. И мы вам предлагаем Игру « Наряди казачку».  (песня «Казак без коня не казак») 

 Выходят 2 казака и 2 казачки. На  стульях лежат по 2 пары: бусы, фартук, косынка. По сигналу казаки на «конях» скачут, преодолевая препятствия за бусами и т. д.

Ведущая1:

- А еще казаки любили рыбалку.  Так как Дон без рыбы – это не Дон.

-И сейчас мы с вами отправимся на необычную рыбалку, где каждая пойманная вами рыбка, загадает вам загадку.

(Игра «Рыбалка»)

1.Двенадцать коней в поводу на одной уздечке веду.     (Год, месяцы)

2.Голубая простыня весь мир покрывает.      (Небо)

3.Ложка краски, а весь мир красит.          (Солнце)

4.В небе родился, в земле схоронился.           (Дождь)

5.Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь.         (Кот)

6.Песни играет, всяк его знает.                  (Сверчок)

7.Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов.           (Муравьи)

8.Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит.               (Метла)

Ведущая2 :Донской говор принято считать диалектом русского языка. Как необычно красиво звучала речь казаков! А какими интересными словами она была наполнена! Знаете ли вы, что значит гутарить?

Учитель:

А не сыграть ли с ними в игру «Слова»? Я буду называть старые казачьи слова, а вы уважаемые– современное значение и звучание.

Игра «Слова»

раззявил-раскрыл,

чувяки-тапочки,

хворать – болеть,

квѐлый – слабый,

цыбарка – ведро,

кочет – петух,

батя – отец,

дюже – сильно,

нехай – пусть,

вечерять – ужинать,

могѐт – может,

буханка – булка,

баз - сарай,

узвар – компот.

Учитель:

- Ребята, мы с вами живем в удивительно красивом уголке России – Донском казачьем крае. Мы должны чтить и беречь казачьи традиции, потому что мы являемся маленькими казачатами, потомками наших предков.

Давайте споём песню

Песня « Казачата»

Ведущая1

- Мы сегодня вместе веселились,

Край Донской прославлять не ленились.

Угощенье приготовили на славу

Веселились, танцевали мы по праву!

Ведущая 2:

Любим мы Дон всегда!

Сегодня у нас казаки были – хоть куда!

По казачьей традиции настало время и гостей потчевать

И преподносим мы Вам хлеб да соль!

Учитель:

Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мы не хотим войны"

Классный час "Мы не хотим войны" , посвящен 70- ой годовщине Победы Курской битвы. Формирует навыки юного патриота России, чувства неприятия насилия, расширяет знания о понятиях мир, война...

Проект на тему: Школа - наш дом и мы хотим, чтоб было классно в нём.

Чтобы детям было комфортно, желательно, чтобы в классе было что-то, что имеет отношение к ним лично. Это может быть календарь с их фотографиями, рисунки, творческие работы. Уют, конечно же, созд...

Классный час "МЫ ХОТИМ РАСТИ ЗДОРОВЫМИ!"

Рассказать обучающимся о вреде курения - цель этого занятия....

Классный час " Мы хотим расти здоровыми"

Классный час на тему «Мы хотим расти здоровыми»Форма проведения: круглый стол Участники: ученики 3 классаЦели: рассказать, какой вред наносит курение человеку; выяснить, почему люди начинают курить; с...

«Хотите – не хотите ли, но все мы потребители…»

Цель: познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в российском государстве, воспитывать грамотного потребителя, показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интере...

классный час, посвященный 70 годовщине Курской битвы "Мы не хотим войны"

классный час, посвященный 70 годовщине Курской битвы "Мы не хотим войны"...

Классный час "Соблюдаем мы режим, быть здоровыми хотим"

Классный час для обучающихся 1 класса....