Инклюзивное образование
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Инклюзивное образование – это обучение разных детей в одном классе (интегрированный класс), это признание особенностей развития ребёнка и его способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим ребёнку. Инклюзивное образование даёт возможность всем обучающимся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
inklyuzivnoe_obrazovanie.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – это обучение разных детей в одном классе (интегрированный класс), это признание особенностей развития ребёнка и его способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим ребёнку. Инклюзивное образование даёт возможность всем обучающимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объёме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте. Но это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.
Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), а в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. А ещё, по моему мнению, звучит более мягко и приятно - Ребёнок особой заботы.
Включение каждого ребёнка с особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели инклюзивного образования.
Основная цель образовательного учреждения – создание специальных условий (универсальной безбарьерной среды) для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Это обеспечение равных прав и возможностей образования без дискриминации и пренебрежения, процесс обучения подстраивается под нужды и образовательные потребности ребёнка с обязательным предоставлением индивидуальной программы обучения, т.е. происходит адаптация системы к образовательным потребностям детей.
Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Задача учителя – индивидуализировать процесс обучения, максимально приближая его к возможностям ребёнка. (Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении).
Ценности инклюзивности:
- Быть успешным
- Принадлежать обществу и быть его частью
- На образование в течение жизни
- На дружбу и значимые отношения
- На полноценную жизнь
Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:
- «Всеобщая декларация прав человека»
- «Декларация о правах инвалидов»
- «Конвенция о правах ребёнка»
- Программа ЮНЕСКО «Образование для всех»
- Протокол №1 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
- Конституция РФ
- Программа Доступная среда для инвалидов
- «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
- «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.
Существует 8 принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инклюзивное образование - образование для всех
Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования
В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...
Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."
Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...
Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе
Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...