Инклюзивное образование
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Мирвалиева Анастасия Артуровна

Инклюзивное образование – это обучение разных детей в одном классе (интегрированный класс), это признание особенностей развития ребёнка и его способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим ребёнку. Инклюзивное образование даёт возможность всем обучающимся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuzivnoe_obrazovanie.docx17.94 КБ

Предварительный просмотр:

Инклюзивное образование

Инклюзивное образование – это обучение разных детей в одном классе (интегрированный класс), это признание особенностей развития ребёнка и его способности к обучению, которое ведётся способом, наиболее подходящим ребёнку. Инклюзивное образование даёт возможность всем обучающимся (включая людей с ограниченным здоровьем) в полном объёме участвовать в жизни коллектива в детском саду, в школе, в учреждении дополнительного образования детей, в институте. Но это не значит просто собрать всех детей «в кучу», а наоборот, инклюзия способствует тому, чтобы каждый ученик чувствовал себя принятым, чтобы его способности и потребности учитывались и были оценены.

Дети, которые нуждаются в инклюзивном образовании, могут иметь или не иметь инвалидность. Но в любом случае, они имеют особые образовательные потребности, которые требуют изменения и некоторой перестройки педагогического подхода к ним. В Законе об образовании такие дети названы детьми с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), а в специальной литературе – дети с ограниченными возможностями, со специальными потребностями. А ещё, по моему мнению, звучит более мягко и приятно - Ребёнок особой заботы.

Включение каждого ребёнка с особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению – это и есть основные цели инклюзивного образования.

 Основная цель образовательного учреждения – создание специальных условий (универсальной безбарьерной среды) для развития и социальной адаптации обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.

Это  обеспечение равных прав и возможностей образования без дискриминации и пренебрежения, процесс обучения подстраивается  под нужды и образовательные потребности ребёнка с обязательным предоставлением индивидуальной программы обучения, т.е. происходит адаптация системы к образовательным потребностям детей.

Задача школы – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Задача учителя – индивидуализировать процесс обучения, максимально приближая его к возможностям ребёнка. (Необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении).

Ценности инклюзивности:

  • Быть успешным
  • Принадлежать обществу и быть его частью
  • На образование в течение жизни
  • На дружбу и значимые отношения
  • На полноценную жизнь

Инклюзивное образование на территории РФ регулируется следующими документами:

  • «Всеобщая декларация прав человека»
  • «Декларация о правах инвалидов»
  • «Конвенция  о правах ребёнка»
  • Программа ЮНЕСКО «Образование для всех»
  • Протокол №1 Европейской  Конвенции о защите прав человека и основных свобод
  • Конституция РФ
  • Программа Доступная среда для инвалидов
  • «Федеральный закон об образовании в Российской Федерации» - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ (с дополнениями и изменениями)
  • «Федеральный закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - Закон РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями.

Существует 8 принципов инклюзивного образования:

  • ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
  • каждый человек способен чувствовать и думать;
  • каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
  • все люди нуждаются друг в друге;
  • подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
  • все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
  • для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
  • разнообразие усиливает все стороны жизни человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзивное образование - образование для всех

Из опыта работы с учеником, имеющим диагноз ДЦП...

Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования

В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь,  в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...

Инклюзивное образование. Проблемы в организации образования

В статье говорится о проблемах в организации образования ребёнка с ОВЗ, а также  об активных методах и приёмах обучения, применяемых на уроках для активизации деятельности учащихся с ОВЗ...

Статья "Педагогика: традиции и инновации. Инклюзивное образование – центральная идея современного образования."

Cлово «инклюзия» — inclusion— произошло от глагола «include» (французского происхождения) и означает — «содержать, включать, охватывать, иметь в своем составе». В наши дни это слово становится термино...

Инклюзивное образование возможно только в инклюзивной школе

Все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные, этнические, социальные и иные особенности, должны быть включены в общую систему образования, воспитываться вместе со своими сверстниками по мес...