Повышение качества образования через событийный формат внеурочной деятельности.
статья

Чурилина Раиса Викторовна

Статья описывает организацию внеурочной деятельности через событийные форматы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_churilina_r.v.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества образования через событийный формат внеурочной деятельности.

Чурилина Р.В., зам. директора по УВР

МАОУ «Общеобразовательное учреждение лицей № 6 Перспектива»,

Мы даём уверенность в будущем, обеспечивая качество в настоящем». Так звучит миссия нашего лицея. Почему именно такая формулировка возникла, почему педагоги так понимают свою основную задачу? И как мы обеспечиваем качество в нынешнем сложном настоящем?

Сейчас в сфере образования активно обсуждается вопрос реализации государственных стандартов и достижения качественных результатов обучения. Согласно новому закону об образовании школа сама разрабатывает свою программу (ООП). И при реализации ООП, должны формироваться деятельностные образовательные результаты, заявленные в Стандарте. Сложность заключается в том, что, несмотря на данное школам право, в учебном плане по-прежнему доминируют формы урочного занятия. А времени в рамках урока явно недостаточно, ведь содержание программного материала напрямую не предусматривает достижение этого результата. При наблюдении за учащимися мы обнаружили, что не всегда и не все дети способны обеспечить продуктивную коммуникацию. Многим сложно изобрести свой способ решения задачи отличной от программной на практике. А некоторые дети и вовсе опускают руки, считая, что решить незнакомую задачу невозможно. Значит, надо выходить за пределы урока, строить учебную деятельность и в другой форме тоже. В этом случае можно использовать ресурс внеурочного времени для формирования метапредметных образовательных результатов, которые как раз способствуют успешности выпускника в быстро меняющемся мире.

Изучая опыт передовых школ, апробируя новые форматы построения образовательного процесса, находя собственные ответы на многие вопросы образования, в результате поисков и проб, мы пришли к формату образовательного события.

«Образовательное событие – это ситуация, которая переживается и осознается ребенком как значимая (поворотная) в его собственном образовании. Здесь учащийся обретает новые знания, развивает компетентности, способности, собственную субъектность, вынужден менять стереотипы действий. При этом он является активным участником происходящего, глубоко его переживает и сам оценивает его как событие в своем образовании»[1]. «Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, в результате которого ребенком создается определенный продукт; затем – усиление этого действия через рефлексию».[2] Поэтому большая часть наших форматов строится как постановка задачи перед детьми, сопровождение их в решении этой задачи и обеспечение рефлексии, осознания прожитого опыта.

Такие форматы являются отличным средством диагностики реальных образовательных результатов детей, различения «выученного» и «освоенного».

Внеурочная деятельность лицея в общеинтеллектуальном направлении состоит из системы образовательных событий, которые включают себя четыре вида деятельностных игр:

  • Командные бои
  • НооГен задачи
  • Исследовательский полигон «Некто-Нечто»
  • «Школа разведчиков».

Каждое событие может нести в себе как предметное, так и метапредметное содержание. В рамках лицейского проекта «Содержательное вожатство» учащиеся 7-11, которые ранее являлись участниками образовательных событий на начальном этапе обучения, пробуют и совершенствуют себя в роли координаторов групп, получая навык организаторской деятельности и базовые навыки тьюторского сопровождения.

Задание для групповой работы в командных боях направлено на выявление уровня владения творческим предметным мышлением, ключевыми компетентностями: умение действовать в ситуации неопределенности, формировать и удерживать позицию в групповой работе, организовывать содержательную коммуникацию; компетентность в решении проблем, компетентность взаимодействия, коммуникативную компетентность. Кроме того задания для групповой работы направлены на выявление умения решать экспериментально - практические задачи в коллективно - распределенной деятельности в заданное время и на демонстрацию практичности мышления и умения в области публичной презентации защиты своего решения. Групповая работа проводится в деятельностной форме.

Например, в процессе установочного занятия дети узнают, что ещё в IIIв. до нашей эры известный греческий математик Эрастофен Киренский довольно точно определил радиус Земли. Перед группами ставится задача, не используя современные возможностями, а пользуюсь только средствами, доступными в то время, описать последовательность действий, которые могли совершить древние учёные для нахождения радиуса Земли. Своё решение необходимо записать или зарисовать на большом листе и представить на итоговом заседании.

Решение «ноогеновской задачи» включает в себя несколько процедур.

Во-первых, организуется работа малых разновозрастных групп. Такая работа направлена на проявление сути проблемы, разных точек зрения на неё, разработку вариантов решения, подготовку доклада от группы. Координатор (как правило, из взрослых) стремится максимально вовлечь в работу каждого участника.

Затем происходит обсуждение докладов групп и их критика. Ученики осваивают способы работы эксперта. Выявляют основное содержание выступления, проблематизируют его, выявляют логические нестыковки и упущения и т.п.

Итоговый этап — рефлексия групповой работы, направленная на уяснение ситуации каждого участника группы, на поиск вариантов того, как можно было организовать свою деятельность, чтобы получить наиболее качественный результат.

Исходный элемент образовательной технологии “НооГен” – коллективное построение возможных миров и возможных научных теорий. Работа с такими “возможными мирами” происходит в форме решения “ноогеновских задач” – «специальных заданий, которые формулируются так, чтобы вступать в противоречие с привычным образом мыслей, как детей, так и взрослых участников. Задача, как правило, звучит так, что решить ее, на первый взгляд, совершенно невозможно. Другое непременное требование к “ноогеновской задаче” – ее принципиальная новизна. Никто не знает, как она должна решаться (включая авторов), решение появляется в процессе общения участников.»[3] Такие задачи могут быть направлены на углубление и расширение предметных знаний. В любом предмете можно выделить ключевое понятие и попробовать представить мир, в котором оно не используется, т.е. попытаться найти способ обойтись без него. Практика показывает, что такой подход позволяет более глубоко изучить само понятие и понять его необходимость. Примером таких задач на построение невозможных миров может служить: «Мир без чисел», «Мир без глаголов» и т.д. НооГен задачи могут иметь и метапредметное содержание , например, «Построить плоский мир», «Мир без памяти» и т.д.

Школа разведчиков:

Школа разведчиков - это очень богатое своими возможностями событие, которое учит: задавать вопросы (а это одно из необходимых предметных умений), наблюдать внимательно (а это полезно для общения); вживаться в роли через правила поведения, правила языка, через принятие и удержание своих жизненных ценностей; различать то, что ты видишь-слышишь, и то, что это означает. А ещё ставить цели, планировать деятельность, прогнозировать результат, контролировать, корректировать и оценивать свою деятельность. Перед организаторами события стоят непростая задача: ненавязчиво, через игру, получить необходимые образовательные результаты у детей. Чтобы при этом ребёнок, столкнувшись с новой для себя ситуацией, сам понял необходимость получения новых знаний, способов действий и коррекции старых.

Структура события позволяет наполнить её различным предметным и метапредметным содержанием, ещё больше укрепляет связь между урочной и внеурочной деятельностью.

Важной составляющей результата данного события является формирование коммуникативных навыков. Ведь работая в группе, при постановке задачи и выстраивания плана действий, появляется естественная необходимость в содержательном общении и создании общей позиции для достижения наиболее высокого результата. В процессе данного события группам детей предлагаются определённые правила языка, поведения и ценности. Далее даётся время на «вживление »в свой язык и правила и обсуждение того, как команда будет демонстрировать ценности, которых придерживается их народ. По команде каждая группа отправляет разведчиков в соседнее племя. Там они, задав не более трёх непрямых вопросов, и используя наблюдение, должны составить своё представление о языке, поведении и ценностях изучаемого народа. На итоговом обсуждении наблюдения заносятся в общую таблицу и определяются лучший разведчик и племя, лучше всех продемонстрировавшее свои традиции.

Некто Нечто

Событие направлено на формирование умений выстраивать гипотезы и с помощью деятельностных проб искать их подтверждение или опровержение. На установочном заседании сообщается, что к нам прилетело Некто- Нечто, о котором мы совсем ничего не знаем, но можем встретиться с его представителями. Детям даётся 4 попытки, во время которых они должны выполнить некоторые действия для того, чтобы узнать от представителей Некто- Нечто как можно больше. Перед каждой попыткой в группе выдвигаются гипотезы, далее они проверяются на практике, а после делаются выводы и выдвигаются новые предположения. На итоговом заседании определяется группа, которой удалось наиболее точно обозначить особенности гостя.

Рефлексия по итогам образовательного события является важной составляющей деятельности. Правильно организованная рефлексия помогает участникам образовательного события обнаружить собственные успехи и дефициты (соответствие и разрывы между идеальным образом себя и реальным). О значительности события можно говорить в том случае, если дети часто вспоминают об образовательном событии, ссылаются на достигнутые в ходе него результаты.

В наше время очень важно включать в образовательную деятельность не только детей, но и их родителей, так как именно они являются основными заказчиками образования своих детей.

Чтобы заказчики не были сторонними наблюдателями, для них предусмотрены погружения, в основе которых лежат НооГен задачи, описанные выше.

Например, на одном из выездов коллектива 3класса на природу, помимо традиционной развлекательной, педагог подготовил и образовательную программу. Из комментария педагога: «Сначала родители решали НООГЕН – задачу. Юристы и экономисты, представители разных профессий ломали голову, как организовать олимпиаду в плоском мире, какие правила, критерии и оценки применимы к каждому виду спорта в этих условиях. Задача не из лёгких. В результате были представлены любопытные мини-проекты. А затем родители, разбившись на группы, пытались построить государство, убрав из его определения один из важных признаков. Первая группа убрала границы, вторая группа убрала законы и правительство. Обсуждались очень интересные версии возможности существования такого государства . Но нашей задачей было- моделирование ролевой игры для детей на урок Окружающего мира по теме «Государство». Итог выезда: мозговым штурмом родители и учитель срежиссировали проблемную ситуацию на урок, постановка – за мной (учителем). В итоге и во второй, развлекательной части программы, на конной прогулке и за мангалом мужчины спорили и обсуждали детали задачи. Зацепило! Любопытно, как это спроецируется на урок?»

Родители в данном случае выступили активными участниками образовательного события и зеркалом учебной ситуации. К ним через эти погружения приходит понимание специфики организации образовательного процесса в нашем лицее. В лице родителей мы обретаем помощников.

«Пожалуй, дети здесь не для школы учатся, а для жизни». Так написал на рефлексии один из родителей. Согласитесь, очень созвучно с миссией лицея. А цель у нас одна!

1Миркес М.М., Муха Н.В. Образовательное событие как тьюторская практика / Научно-методическая серия “Новые ценности образования”. Выпуск 1 (43) “Событийность в образовательной и педагогической деятельности” // Сборник статей под редакцией Крыловой Н.Б. Томск, 2010 г.)

2 И.Е. Николаевна «Образовательное событие как тьюторская технология индивидуализации образовательного процесса» ;view=article&id=247:2011-01-07-20-16-19&catid=50:methodkop&Itemid=69

3, .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования через деятельность классного руководителя.

Делюсь опытом. Как можно повысить мотивацию к учению....

Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя

Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

Повышение качества образования через раннюю профилизацию в рамках внеурочной деятельности

В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...

Статья. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

«Повышение качества образования через организацию внеурочной деятельности»

Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как пост...

«Повышение качества образования через внеурочную деятельность»

игк по русскому языку«Повышение качества образования через внеурочную деятельность»...