Повышение качества образования через раннюю профилизацию в рамках внеурочной деятельности
статья на тему
В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии.
Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Система образования в силу своего универсального характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе.
Возникает вопрос: как готовить школьников к формированию индивидуальной образовательно-профессиональной траектории?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования через раннюю профилизацию в рамках внеурочной деятельности
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ № 27 г. Балаково Теселкина И.Н.
В современных условиях развития общества при смене культурных, социальных, экономических ценностей, норм и отношений возникла необходимость поиска более эффективных путей подготовки школьников к выбору профессии.
Сегодня деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях в связи с поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры.
Система образования в силу своего универсального характера самым непосредственным образом реагирует на изменения, происходящие в обществе.
Возникает вопрос: как готовить школьников к формированию индивидуальной образовательно-профессиональной траектории?
В нашей школе введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования началось в пилотном режиме с 1 сентября 2010 года. С 1 сентября 2012 года в пилотном режиме вводится ФГОС основного общего образования. В настоящее время по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования в нашей школе обучаются все начальные классы и 5-ые, 6-ые, 7-ые, 8-ые классы.
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС общего образования следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня.
В письме министерства образования и науки РФ от 14.12.2015г. «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных образовательных программ» даются следующие разъяснения:
- внеурочная деятельность является обязательной для всех обучающихся, а также является неотъемлемой частью образовательной программы;
- формы её организации школа определяет самостоятельно, с учетом интересов и запросов учащихся и их родителей (законных представителей).
Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин.
Наша школа – это школа с углубленным изучением отдельных предметов: с 5 класса на углубленном уровне изучаются английский язык и русский язык, с 7 класса физика. Традиционно, с 5 класса в школе организовано раннее изучение физики и химии. В течение ряда лет в 10 – 11 классах нашей школы реализуются следующие профили обучения: социально-экономический, филологический, физико-математический и в этом учебном году – химико-биологический.
Приказом Министерства образования Саратовской области от 24.02.2015г. № 474 «Об утверждении перечней образовательных организаций Саратовской области, проводящих индивидуальный отбор» наша школа включена в перечень образовательных организаций, проводящих индивидуальный отбор в 5 - 9 классы с углубленным изучением отдельных предметов. Но проводить индивидуальный отбор в 5-ых классах, т.е. переформировывать классы, достаточно проблематично. Родители и дети, в основном, негативно воспринимают перекомплектование классов, не принимают во внимание доводы о неготовности ребенка к углубленному изучению того или иного предмета.
Анализируя в конце каждого учебного года информацию о трудоустройстве выпускников 11-ых классов в соответствии с выбранными профилями обучения мы получили следующие данные: продолжают обучение по выбранному профилю в среднем только 47% обучающихся. На наш взгляд, чтобы выпускник мог осуществить действительно осознанный выбор своей будущей профессии и как следствие, образовательной траектории, ему на ранних этапах обучения следует научиться делать выбор и нести за него ответственность, принимать решение и выстраивать пути его достижения. А чтобы ребенок этому научился, ему необходимо создать условия, в которых он будет иметь реальную возможность этого выбора.
В связи с этим нам необходимо было найти ответ на следующий вопрос: как проводить формирование классов, и какие выбрать направления внеурочной деятельности, начиная с 1-ого класса, чтобы с одной стороны внеурочная деятельность была обязательная для каждого ученика и была организована в соответствии с запросом родителей; с другой стороны, чтобы в 5–ом классе не переформировывать классы в соответствии со статусом школы, и кроме того выпускники продолжали обучение в ВУЗах соответственно выбранному профилю обучения.
Идея родилась такая: комплектование 1-ых классов на основе диагностики склонностей и интересов детей на начальном уровне образования позволит согласовать и минимизировать имеющиеся противоречия.
Диагностическое собеседование мы проводим с ребенком в присутствии его родителей (законных представителей). Для проведения собеседования создается рабочая группа, куда входит заместитель директора по УВР, 2 учителя начальных классов, педагог-психолог и логопед. Цель собеседования: определение личностных приоритетов конкретного ребенка. По результатам собеседования:
- родителям даются конкретные индивидуальные рекомендации по безболезненной адаптации ребенка к школе;
- происходит комплектование классов с учетом выявленных приоритетных направлений.
Необходимо заметить, что учебный план во всех классах параллели в начальной школе одинаков. Учебно – методический комплекс выбирается в соответствии с утвержденным Федеральным перечнем и имеющимся фондом учебников. В течение 3 лет начальная школа, начиная с 1-го класса, занимается по учебно – методическому комплексу «Перспективная начальная школа». В 2016 – 2017 учебном году в 1-ых классах преподавание будет осуществляться по учебно-методическому комплексу «Школа России». Поскольку образовательный процесс регламентируется учебным планом, где строго определены образовательные области и количество часов, отводимых на их освоение, для организации работы по ранней профилизации мы используем часы внеурочной деятельности.
Начиная с 2013 – 2014 учебного года классы в начальной школе отличаются направлениями внеурочной деятельности. На слайде представлена таблица направлений внеурочной деятельности в течение 3 лет:
2013-2014 учебный год | 2014-2015 учебный год | 2015-2016 учебный год |
лингвистическое | лингвистическое | лингвистическое |
физико-математическое | физико-математическое | физико-математическое |
филологическое | филологическое | филологическое |
эстетическое | эстетическое | химико-биологическое |
спортивное | информационно-технологическое | социально-экономическое |
Реализация этих направлений происходит через кружки:
физико-математическое через кружки по физике, геометрии, информатике;
филологическое через кружки по литературе, русскому языку, театральную студию;
химико-биологическое через кружки по химии, биологии, экологии;
лингвистическое через кружки по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому;
социально-экономическое через кружки по экономике, обществознанию, краеведению;
эстетическое через вокальную и театральные студии.
Занятия по внеурочной деятельности в начальной школе проводят учителя – предметники старшей школы.
Наиболее стабильно востребованными в течение 3 лет являются следующие направления внеурочной деятельности: физико-математическое, лингвистическое, филологическое.
Реализация во внеурочной деятельности физико-математического направления происходит на кружках «Физика для малышей» и «Наглядная геометрия».
Программа курса внеурочной деятельности по физике «Физика для малышей» в 1-ом, 2-ом, 3-ом классе разработана на основе рекомендаций УМК «Планета знаний» в соответствии с Федеральным государственным образовательным Стандартом начального общего образования. Одна из задач этого курса – в доступной и занимательной форме познакомить младших школьников с основными свойствами предметов, веществ и явлений, нас окружающих: с пространством и временем, светом и звуком, Землей и космосом. Одной из ведущих технологий реализации программы является игра. Весь курс построен на опытах, что вовлекает учеников в исследовательскую деятельность.
Основная цель программы кружка «Наглядная геометрия» - воспитание личности с нестандартным мышлением. Занятия принципиально отличаются от обычных уроков, как по форме и содержанию, так и по целям, стоящими перед учителем и учащимися. Занятия строятся на основе развивающих игр, упражнений, задач. Каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку. Дети знакомятся с геометрическими понятиями, с удовольствием решают топологические задачи, лабиринты, выполняют задания графического диктанта.
В классах лингвистической направленности у детей есть возможность изучать 3 иностранных языка. Раннее обучение иностранному языку способствует не только более прочному и свободному практическому владению им, но и несёт в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Ведь, изучение языка требует запоминания и понимания нескольких тысяч новых слов, понятий, выражений, в результате чего тренируется память, реакция и мышление. Так как основная часть детей этого возраста ещё недостаточно хорошо читает и пишет даже на своём родном языке, то педагоги пришли к выводу, что целесообразнее начинать обучение иностранному языку с устной формы.
Филологическое направление реализуется главным образом на кружке «Юные читатели», на котором происходит формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Ведь чтение для ребенка – и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие и самовоспитание. На каждом занятии детям даётся возможность пофантазировать, проявить творчество, поощряется создание собственных произведений, литературных образов.
В этом учебном году впервые через внеурочную деятельность в начальной школе реализовано химико-биологическое направление.
Предметное содержание кружка «Занимательная химия» соответствует интересам и возрастным особенностям учеников. Одна из задач этого кружка – в доступной и занимательной форме познакомить младших школьников с основными свойствами предметов, веществ и явлений. Программа кружка построена на опытах, что вовлекает учеников в исследовательскую деятельность, а игровая форма проведения эксперимента формирует у школьников познавательный интерес.
Кружок «Биология для малышей» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. На занятиях школьники учатся проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Направлениям внеурочной деятельности лингвистическому, физико-математическому и филологическому в нашей школе уже 3 года. И сегодня можно говорить о первых результатах.
Доля учащихся 2-ых классов,
окончивших 2014-2015 учебный год на «4» и «5»
Класс | 2л | 2м | 2с | 2ф | 2э | Средний показатель |
Доля учащихся | 96 | 90 | 87 | 83 | 84 | 88 |
В параллелях нет «контрольных» классов, так как это было бы не совсем корректно; в условиях, когда сравнение «с собой» не представляется возможным, мы проводим сравнение со средними показателями за предыдущие годы. Мы взяли показатели успеваемости и качества знаний параллели 2-ых классов в течение последних 4 лет. На слайде представлена диаграмма, отражающая данные показатели.
классы | 2011-2012 уч. год | 2012-2013 уч. год | 2013-2014 уч. год | 2014-2015 уч. год | ||||
успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | успеваемость | качество | |
2 | 100% | 81% | 100% | 74% | 100% | 50,4% | 100% | 88% |
У обучающихся 2-ых классов 2014-2015 учебного года реализуются программы ранней профилизации. При этом по результатам промежуточной диагностики социально-психологической адаптации и эффективности учебной деятельности этих же обучающихся, но уже 3-их классов, наблюдается положительная динамика развития учебной мотивации у 51% обучающихся.
В процессе работы по ранней профилизации необходимо формировать заинтересованность детей в развитии своих способностей и мотивации дальнейшего творческого роста. Важную роль в этом вопросе играет психолого-педагогическое сопровождение учащихся. В нашей школе проводит его педагог – психолог Рыжова Ольга Юрьевна.
Какова перспектива реализации программы ранней профилизации?
В 5-ом классе будет продолжено начатое в начальной школе на внеурочной деятельности направление обучения таким образом:
- классы с филологической и эстетической направленностью будут классами с углубленным изучением русского языка;
- классы с лингвистической направленностью будут классами с углубленным изучением английского языка и в этих классах, учащиеся будут продолжать изучать второй язык: немецкий или французский;
- классы с физико-математической направленностью будут классами сначала раннего изучения физики и расширенного изучения математики, а с 7-ого класса углубленного изучения физики;
- классы с химико-биологической и социально-экономической направленностью будут классами с ранним изучением соответственно химии, экономики, обществознания.
Таким образом, массового переформирования классов при переходе из начальной школы в основную не будет. Перевод из класса одной направленности в класс другой направленности осуществляется по заявлению родителей и на основании рекомендаций учителей в течение всех лет обучения и это единичные случаи.
Заключительный этап программы ранней профилизации – это профильное обучение в 10 – 11 классах.
И еще одно направление развития нашей программы ранней профилизации – это открытие в 2016 году на базе нашей школы и детского сада № 65 г. Балаково региональной инновационной площадки по теме «Педагогическая поддержка детей ДОУ и младших школьников в работе по ранней профориентации». Заявка в научно-методический совет ГАУ ДПО СОИРО подана, ждем приказа министерства образования Саратовской области.
Таким образом организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Важной задачей ранней профилизации является формирование общеучебных (или метапредметных) интеллектуальных умений: наблюдения, слушания, чтения, классификации, обобщения, самопроверки, самоконтроля, самооценки, рефлексии. Учителя должны научить детей осмыслению своих впечатлений, ощущений и представлений и сформировать умения выразить их словами, в рисунке, в изделии, в таблице, в формуле. Условиями для этого должны стать отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания, организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе, широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач, ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности детей.
В распоряжении современного педагога имеется широкий арсенал педагогических подходов, технологий, методов, средств, форм, а с введением федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ещё и организационных, и материальных возможностей для осуществления ранней профилизации учащихся. Несмотря на то, что период ранней профилизации в начальной школе является подготовительным этапом в профильном обучении, он очень важен для школьников. От того, как начнёт формироваться новый для младших школьников теоретический тип мышления, позволяющий исследовать и понимать сложность мира, ориентироваться в нестандартных ситуациях, строить жизнь без подсказки, от того, как будут сформированы такие личностные качества, как способность к сотрудничеству в коллективной учебной деятельности и за её пределами, ответственность за полученные результаты, желание и умение учиться, зависит в дальнейшем решение задач предпрофильного, профильного, профессионального и, самое главное, жизненного самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества образования через деятельность классного руководителя.
Делюсь опытом. Как можно повысить мотивацию к учению....
Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя
Доклад для методического объединениия учителей начальных классов по теме "Повышение качества образования через повышение уровня профессиональной компетентности учителя"...

ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДОГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ ШКОЛЫ ПО ТЕМЕ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ УРОКОВ И ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ Ф...

Статья. ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

«Повышение качества образования через организацию внеурочной деятельности»
Начальное образование – особая ступень в развитии ребенка. Впервые учебная деятельность становится ведущей. Но ученик начальной школы – это еще ребенок, который любит играть. Как пост...

«Повышение качества образования через внеурочную деятельность»
игк по русскому языку«Повышение качества образования через внеурочную деятельность»...

Повышение качества образования через событийный формат внеурочной деятельности.
Статья описывает организацию внеурочной деятельности через событийные форматы...