"Можно ли обойтись без кличек"
методическая разработка (3, 4 класс)

Дети познакомятся с краткой историей прозвищ на Руси. Узнают о самозащите от оскорбительных кличек.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mozhno_li_oboytis_bez_klichek.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие «Можно ли обойтись без кличек»

Цель: формирование положительной нравственно-этической модели поведения, расширение кругозора.

Задачи:

                    1) познакомить с краткой историей появления прозвищ на Руси,

                     2) привить необходимые навыки самозащиты от оскорбительных  кличек,

                    3) воспитывать уважительное отношение к именам и фамилиям других людей.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Учитель: Доброе утро, солнышки.

Учитель: Приятно ли вам было слышать такое обращение к себе?

- Какие чувства вы испытали? В народе говорят, что самый сладкий звук для человека - звучание его имени. Сегодня наше занятие называется «Можно ли обойтись без кличек».

  1. Основной этап.

Беседа «Если тебя обзывают». Компьютерная презентация.

- Ребята, подумайте, почему мы сегодня будем говорить о прозвищах и кличках? (Ответы детей) Вы обзываетесь друг на друга? Вас кто-то называет по прозвищу?

- Накануне я провела анкету и сделала вывод, что нам просто необходимо разобраться в этом вопросе. Ребята разбились на группы и получили задание.

1 группа  изучала историю возникновения прозвищ

2 группа исследовала историю происхождения обидных слов

3 группа анализировала причины возникновения кличек

4 группа выясняла, какие бывают прозвища (клички)

5 группа придумывала отговорки

- Сегодня мы послушаем подготовленные выступления ребят и составим памятку, которая поможет избавиться от прозвищ и успокоит тех, кто дразнится.

Слайд  - Ребята, что такое прозвище? («Прозвище – название, данное человеку по какой-нибудь характерной его черте, свойству». Сергей Иванович Ожегов)

- Ребята, как вы чувствуете себя, когда вас называют обидными словами? (Ответы детей) Становится грустно, появляется плохое настроение, злость.

- А кто пробовал дать отпор? Это трудно? (Ответы детей) Дать сдачи тем, кто тебя обзывает, трудно. Что же делать? Никакие уговоры не помогают.

- Давайте узнаем, откуда же пошли клички, или прозвища.

 Выступление ребят:

1 группа - История возникновения прозвищ

Учёными доказано, что самые первые прозвища возникли очень давно. Источником их являлись дохристианские, т.е. древнерусские имена, которые после принятия Русью христианства не исчезли бесследно, а перешли в прозвища, а затем на основе прозвищ появились фамилии.

2 группа - История происхождения обидных слов

  • Дурак. В 15-16 вв. Дурак было распространенным мужским именем. Такое имя носили князья, дьяки, шуты. С тех же времен начинаются и бесчисленные «дурацкие» фамилии – Дуров, Дураков, Дурнова.
  • Негодяй. В России в XIX веке рекрутский набор (набор в армию). Кто не годный, здоровье не позволяет, - тот негодяй! То есть в армии не служил – значит ты негодяй!
  • Болван – в древнерусском «массивная глыба», «скала».
  • Подлец в польском языке означало «простой, незнатный человек».
  • Кретин (из латыни) – христианин.
  • Слово «скотина» произошло от германского «Скат». Оно первоначально означало «деньги», «богатство», «сокровище».

3 группа – Причины возникновения кличек

  • Игра, с целью привлечения внимания (без злого умысла).
  • Шутка, с целью привлечения внимания (рассмешить)
  • Месть, агрессия (со злым умыслом)
  • Желание выделиться, самоутвердиться (не знает конструктивных способов)
  • Под влиянием фильмов, других людей

4 группа - Какие бывают прозвища (клички) приводятся примеры

  • Смешные
  • Обидные
  • Ласковые
  • Грубые

5 группа – Отговорки

-Кто обзывается – сам так называется!

- Приятно познакомиться, а меня зовут Петя!

-Говоришь на меня, переводишь на себя!

-Обзывайся, хоть охрипни! Ничего ко мне не липнет!

- Ребята, мы составим памятку о том, как относиться к обзываниям и прозвищам, но сначала я задам вопрос: «Что вы чувствуете, когда вас называют по имени?». (Ответы детей)

- А что лучше звучит: имя или прозвище? (Ответы детей)

- Люди всегда берегли своё имя и делали так, чтобы оно жило как можно дольше, прославляли себя и своё имя делами.

- Ребята, к сегодняшнему уроку надо было узнать значение своего имени. Какие чувства у вас возникли после толкования своего имени? (Ответы детей)

- Как вы хотите, чтобы к вам обращались? (Ответы детей)

- Каким же будет первое правило нашей памятки? (Ответы детей)

Памятка.  - 1) Называй человека по имени, и он будет обращаться к тебе так же; 2) На клички и прозвища не обращай внимания; 3) Учись понимать шутки. Умей шутить. Иногда полезно посмеяться над собой!

- Воспитанный человек не искажает чужое имя и фамилию. Смеяться над чьим-то именем, шутить над ним может только глупый человек. Но ещё хуже тот человек, который издевается над внешностью других людей и дразнит их обидными словами.

- Что главное в человеке: его внешность или душевные качества? (Ответы детей) Главное, чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был честным и трудолюбивым, а внешность можно изменить.

Помните, что обзывание – это оскорбление личности. За оскорбление личности у нас в стране есть наказание. Об этом прописано в Кодексе РФ.

Оскорбление личности – это правонарушение.

    Предусмотрено оно статьей 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а точнее тремя её частями:

    - за собственно оскорбление личности;

    - за публичное оскорбление;

    -за непринятие мер к недопущению публичного оскорбления;

Наказание - штраф в размере от 3000 до 30 000 тыс. рублей

  1. Заключительный этап. Рефлексия.

- Ребята, что для себя полезного вы узнали?

- Нужны ли прозвища и клички? В чем их опасность?

- Как можно культурно отреагировать на кличку в свой адрес?

- Какой вывод можно сделать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Большая буква в кличках животных

Урок изучения нового. Учащиеся познакомятся с правописанием кличек животных, потренируются в картинном диктанте....

Большая буква в кличках животных

Конспект, презентация, карточки к уроку по теме "Большая буква в кличках животных"...

Урок русского языка по теме"Большая буква в кличках животных"

План - конспект урока русского языка (развивающая система Занкова) 2 класс.Построен с учётом здоровьезберегающих технологий, напрввлен на развитие умений обучающихся работать самостоятельно....

Мастерская общения о ценности слова «Словом можно убить, словом можно спасти».

Пробуждение благоговейного отношения к слову, создание условий для размышления о ценности слова, его духовном содержании, его сущностными возможностями....

Конспект интегрированного урока 3 класс УМК: “Школа России” “Почему нельзя обойтись без корня”

Конспект интегрированного урока3 классУМК: “Школа России” Название:  “Почему нельзя обойтись без корня”Тип урока: Закрепление нового материалаИдея: Через другие предм...

Проект "Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести" (Вадим Шефнер)

В проекте собраны материалы глубокого исследования значения слова в жизни человека. Дан анализ истоков многих пословиц, поговорок. Материал может быть интересен не только педагогам начальной школы, но...