« Роль семьи в воспитании школьников»
материал

Елена Вячеславовна Попова

     В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_semi.docx19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Павлово – Посадского городского округа Московской области

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

« Роль семьи в воспитании школьников»

Учитель-дефектолог:

 Попова Е.В.

2024-2025

Роль семьи в воспитании школьников.

     В системе образования в настоящее время разрабатываются разнообразные модели взаимодействия семьи и школы. Процесс такого сотрудничества, его особенности, определяются, прежде всего, типом и видом образовательного учреждения, специальной деятельностью педагогического коллектива. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми в образовательном учреждении важно представить коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет только в том случае, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.

Первой и основной задачей родителей является создание у ребенка уверенности в том, что его любят и о нем заботятся. Никогда ни при каких условиях у ребенка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей - это относиться к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно. Здесь важно понимать, что необходимо не только любить ребенка и руководствоваться любовью в своих повседневных заботах по уходу за ним, в своих условиях по его воспитанию, необходимо чтобы ребенок ощущал, чувствовал, понимал, был уверен, что его любят, был наполнен этим ощущением любви, какие бы сложности, столкновения и конфликты не возникали в его отношениях с родителями или в отношении супругов друг с другом.

Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, что это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть это утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создается некий эмоциональный дефицит. Внушение ребенку чувства, что его любят и о нем заботятся, не зависит ни от времени, которое уделяют детям родители, ни от того воспитывается ребенок дома или с раннего возраста находится в яслях и детском саду. Не связано это и с обеспечением материальных условий, с количеством вложенных в воспитание материальных затрат.

 Следующая задача семейного воспитания - это постоянный психологический контакт с ребенком. Контакт не может возникнуть сам с собой, его нужно строить даже с младенцем. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам. Когда говорится о взаимопонимании, эмоциональном контакте между детьми и родителями, имеется ввиду некий диалог, который должен строиться на равенстве позиций ребенка и взрослого. Достичь этого трудно. Обычно возникает позиция взрослого - это позиция «над ребенком». Взрослый обладает силой, опытом, независимостью - ребенок физически слаб, неопытен, полностью зависим. Равенство позиций отнюдь не означает, что родителям, строя диалог, нужно снизойти до ребенка, нет, им предстоит подняться до понимания «тонких истин детства». Равенство позиций в диалоге состоит в необходимости для родителей постоянно учиться видеть мир глазами своих детей. Контакт следует строить, основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности. Необходимо принимать ребенка таким, какой он есть. Признать право ребенка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе и непохожесть на родителей.

Существует много проблем воспитания детей в семье. Одна из главных - это дефицит ласки, который испытывают наши дети. Родители не находят времени, забывают, или может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему позыву. Боязнь избаловать детей, особенно мальчиков, заставляет отца и мать быть чрезмерно суровыми с детьми. Не стесняйтесь приласкать своего ребенка.

В последнее время получило распространение такое понятие как синдром опасного обращения с детьми - это поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы. Понятие СООСД включает в себя различные варианты: от физического наказания, угрожающего жизни ребенка до неправильного воспитания. В настоящее время чуть ли бы не каждый день можно услышать о случаях жестокого обращения с приемными детьми, а сколько таких семей, которые издеваются над своими собственными детьми.

Атмосфера семьи определяется ее прочностью, ее нравственными идеалами, дальними и близкими целями, эмоциональным складом. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок. Тем лучше.

Наряду с обычными здоровыми семьями существуют и семьи, где воспитываются дети с ОВЗ. Воспитательная значимость таких семьи особенно возрастает в период  формирования личности детей с недостатками в развитии. Как правило такие семья чувствуют себя неудовлетворенными, подавленными и задают себе вопрос: «Почему именно мой ребенок такой?» Неадекватное отношение родителей к ребенку возникает  как следствие непонимания причины нарушения. Работа с подобными семьями показывает, что полная реализация целей коррекционно-образовательного процесса достигается через оптимизацию внутрисемейной атмосферы и гармонизацию детско-родительских отношений.

Негативные факторы семейного воспитания способны вызвать задержку психического развития, нарушения поведения и личностного развития в целом. В связи с этим помощь семье со стороны специалистов, государства и общества является составной частью любой коррекционной программы. Практический опыт работы убеждает в том, что современные родители основную роль в преодолении нарушений в развитии отводят медикаментозному лечению. Действительно, в последнее время появилось много эффективных препаратов, способствующих улучшению функционирования организма. Но даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целевой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии  является коррекционным, т.е. оно направлено на современные тенденции в организации лечебно-педагогического процесса. Значение воспитания в развитии ребенка в период раннего детства признается на государственном уровне. Практический опыт последнего десятилетия показывает, что семья нуждается в помощи государственных учреждений и работающих в них специалистов. Появление новых форм организации коррекционно-педагогического процесса предоставляет  широкие возможности внедрения новых педагогических технологий воспитания и обучения детей раннего, дошкольного и школьного  возраста в семье. В целом, чем больше людей будут осведомлены о проблемах, а значит, подготовлены к общению с «нестандартными» детьми, тем будет лучше для всех.

        Литература:

  1. Компетентностный         подход в работе ДОУ с родителями.–СПб.:ООО« ИЗДАТЕЛЬСТВО» ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2013 год-128с.
  2. Кривцова С.В., Патяева Е.Ю. Семья. Искусство общения с ребёнком. /Под редакцией А.Г. Асмолова.- М.Учебная книга БИС, 2008.-160с.
  3. https://pedagogical-page.ru/roditelskoe-sobranie / Какова роль семьи в воспитании ребёнка.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Роль семьи в воспитании младших школьников"

Выступление на общешкольном родительском собрании "Роль семьи в воспитании школьников"Приведены убедительные доказательства педагогов, психологов  о положительном влиянии здоровой семьина формиро...

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Мама и папа – это самые близкие для ребёнка люди. Именно они несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Целью родительского лектория было показать как стиль общения взрослых с ребёнко...

Роль семьи в воспитании младшего школьника

На статье раскрывается роль семьи в воспитании младшего школьника. Даются советы, как воспитать нравственного человека....

Роль семьи в воспитании младшего школьника

Статья поможет родителям выстроить взаимоотношения со своим ребенком в семье. Быть к своему ребенку болле внимательным....

Родительский лекторий "Роль семьи в воспитании младшего школьника"

Цель лектория: создание благоприятных условий для развития ребенка при взаимодействии семьи и школы. Перед лекторием проводится подготовительная работа: рисунки детей "Моя семья", проек...

Роль семьи в воспитании младших школьников.

 Счастливая семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих ...