Тренинг для родителей 1 класса по теме: «Поговорите со мной, родители!»
учебно-методический материал (1 класс)
Тренинг для родителей 1 класса по теме:
«Поговорите со мной, родители!»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для родителей 1 класса по теме:
«Поговорите со мной, родители!»
Цель: создать условия, способствующие формированию представлений о необходимости общения первоклассника с родителями и осознанию родителями роли общения в развитии и становлении личности первоклассника.
Форма проведения: тренинг.
Оборудование: выставка детских рисунков «Моя семья»; список литературы и книги по данной теме; памятки родителям «Я – слушатель»; высказывания выдающихся педагогов и психологов.
I. Подготовительный этап.
1. Наблюдение за учащимися класса с целью выявления тематики, стиля, формы общения.
2. Устное анкетирование учащихся по выявлению характерных особенностей общения в семье.
3. Предварительное анкетирование родителей и сопоставление полученных результатов с ответами детей.
4. Подбор тренинговых упражнений для развития продуктивного общения между детьми и родителями.
5. Оформление выставки детских рисунков «Моя семья», фотовыставки из семейных альбомов, стенды с высказываниями о роли общения, дополнительная литература.
II. Организационный этап.
Классный руководитель сообщает тему, обосновывая ее актуальность для родителей учащихся первого класса, а также цель родительского собрания.
Наладить хорошие отношения с ребенком бывает нелегко, но без них нельзя поддержать ребенка. Мы часто разговариваем с детьми поучительным тоном, и дети научились «не слышать нас». Одним из важных условий эффективного общения является умение слушать. Сегодня мы постараемся научиться слушать детей.
III. Практическая часть. Тренинг для родителей.
Задание 1. Знакомство.
Родители садятся в круг. Нужно назвать самые лучшие качества или черты характера своего ребенка. Классный руководитель делится своими впечатлениями о лучшем качестве или черте характера каждого ученика класса. Затем следует обсудить с родителями вопрос о том, просто ли было вспомнить и рассказать «о самом лучшем».
Вывод: чаще обращать внимание на недостатки и проблемы ребенка, чем на его достижения. Это мешает по достоинству оценить положительные качества ребенка, которые являются главной базой для формирования уверенности.
Родителям вручаются памятки.
1. Научитесь слушать и слышать ребенка.
2. Избегайте сразу давать советы. Дайте ребенку возможность выговориться. Дайте себе время подумать, а ребенку изложить события так, как он хочет.
3. Не перебивайте ребенка!
4. Воздержитесь от поучений!
5. Научитесь хвалить и благодарить друг друга. Начните с себя. Начните делать для других то, что хотите получить от них. Не бойтесь избаловать своих близких словами благодарности и восхищения.
6. Не огорчайтесь, если стиль общения в вашей семье не будет меняться так быстро, как вам того хотелось бы.
Задание 2. «Я и ты».
Родители делятся на группы по желанию. Дети всегда с удовольствием слушают о своих первых годах жизни. Родители тоже когда-то были маленькие. Вспомнить самые яркие и значительные события, относящиеся к возрасту ваших детей.
Родителям предлагается:
1. Поделиться своими размышлениями о том, в чем события их жизни походили на события жизни детей
2. Вспомнить, какие чувства они испытывали в детстве в момент этого события.
3. Подумать, похожи ли эти переживания на переживания их детей в похожих ситуациях.
Классный руководитель доводит до сведения родителей результаты устного анкетирования детей.
Устное анкетирование проводилось по следующим вопросам:
1. С кем ты живешь?
2. Часто вы разговариваете друг с другом?
3. С кем чаще приходится разговаривать и почему?
4. О чем обычно разговариваете?
5. Нравится ли тебе общаться с членами своей семьи?
6. Можно ли жить не общаясь со своими родителями и членами семьи?
В анкетировании принимали участие 20 учащихся. На второй вопрос дали положительные ответы – 90 % учащихся. Чаще всего дети общаются с мамой или бабушками, и только 35 % учащихся общаются с папами. Все дети дали положительные ответы на пятый и шестой вопросы, отметив, что им интересно рассказывать родителям о своих друзьях и успехах в школе, им нравится, что родители хвалят детей, помогают выполнять какие-либо задания. Классный руководитель поблагодарил родителей за то, что они прислушались к его советам на прошлых тренинговых занятиях и постарались быть внимательнее к своим детям – первоклассникам. Школьный психолог проанализировала детские рисунки «Моя семья». Вниманию родителей предлагаются советы психолога.
Задание 3. «Я – слушатель».
Родители садятся тройками. Каждый участник тройки получает имя: А, Б, В.
А – будет говорить;
Б – будет слушать;
В – будет комментировать поведение Б как слушателя.
Тема обсуждения: Любимое блюдо моего ребенка.
Через две минуты В дает комментарии. Можно поменять ролями.
Вопросы к А:
- Внимательно ли вас слушали?
- Приятно ли вам было рассказывать?
Советы:
1. Ежедневное общение должно иметь цель и результат.
2. Во время беседы родителям следует обратить внимание на взгляд, улыбку, позу, темп речи, дистанцию для установления контакта.
3. Необходимо следить за состоянием своего собеседника, если контакт утерян, его нужно восстановить и поддержать. Не следует при этом пользоваться фразами: «Ты что, не слушаешь меня?!» или «Тебе что, не интересно?!»
4. В семейной обстановке первоклассникам особенно необходимы тесный контакт с родителями, их тепло, ласка, участие. Поэтому родителям следует обратить внимание на свое внешнее состояние, т.е. на дистанцию между ребенком и вами, на позу и доброжелательный тон.
5. Родителям нужно научиться учитывать и соотносить выбранную тему разговора с эмоциональным состоянием и настроением ребенка. Игнорирование этого фактора чаще всего приводят к проблемам и непониманию в общении.
IV. Заключительное слово классного руководителя.
В семье все зависит друг от друга. Ваши родители передали вам свои привычки, манеру поведения. Вы все это передаете своим детям. Ребенок очень чутко реагирует на любое событие внутри семьи. Откликом на ссоры, скандалы, тщательно скрываемые недоговоренность, напряженность во взаимоотношениях любимых им людей могут стать самые различные нарушения в его поведении. Например, противоречивый подход к воспитанию, алкоголизм родителей или эмоциональный стресс у матери формируют у ребенка внутренний конфликт, который и вызывает нарушения в сфере общения. Чтобы помочь ребенку, нужно устранить причину и больше времени уделять общению с ним. Будьте всегда вместе с ребенком. Дом должен быть безопасным островом, а не только местом, где контролируются удачи и неудачи и выносятся приговоры.
V. Подведение итогов встречи.
Поделиться впечатлениями о встрече.
- Нужны ли тренинговые занятия?
- Что показалось интересным и полезным?
Решение:
1. Родителям внимательно относиться к своим детям, стараться больше времени уделять общению с ними.
2. Анализировать различные ситуации общения с детьми. О наиболее интересных состоявшихся разговорах можно подготовить сообщение к следующему тренинговому занятию.
3. Познакомиться с литературой, советами психологов и учителей по данному вопросу.
Использованная литература:
1. Рябова С.Р. Родительские собрания в 1 классе. М. ВАКО, 2008.
2. Романова О.Л., Шатохина Л.Ф. Тренинг для родителей. Программа Проекта ХОУП, Москва, 2007.
3. Гелло Т.А. Ценности вашего ребенка. Начальная школа: плюс До и После. №3, 2005 г. с.44-47.
4. Бескровайная Л.С., Перекатова О.В. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во 2 классе по теме:«Что нужно знать родителям о физиологии младшего школьника? Полезные советы на каждый день».
Разработка родительского собрания во 2 классе с анкетами для родителей и учащихся, с памятками для родителей....
Родительское собрание "Поговорите со мной, родители!"
Презентация знакомит родителей с нравственным воспитанием детей - первоклассников, советует не допускать ошибок, даёт советы,знакомит с" Письмом – обращением к самым близким и дорогим людям – моим род...
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 2-3 класса по теме: «Поговорим о доброте»
Методтческая разработка внекоассного мероприятия для учащихся 2 - 3 класса на тему: "Поговорим о доброте"....
Урок к УМК М.З. Биболетовой 4 класс по теме «Поговорим о будущем» (Урок 1, глава 2)
Урок к УМК М.З. Биболетовой 4 класс по теме «Поговорим о будущем» содержит коспект урока, целью которого является развитие грамматических, лексических умений и навыков учащихся, а также умения в...
Родительское собрание на тему " Поговорите со мной, родители"
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку ...
Классный час в 1 классе на тему "Толерантны ли наши родители?"
Младший школьный возраст – важнейший период в психо-социальном развитии человека. Ребенок постепенно начинает включаться во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивать различные социальные ...
Родительское собрание в 4 классе по теме"Проблемы и трудности родителей в воспитании младшего школьника"
На сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли и функциях семьи в воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя ...