Программа внеурочной деятельности "Эколята"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Программа внеурочной деятельности "Эколята" для 1-4 классов. Социальное направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ekologii_ekolyata_dlya_1-4_klassov.docx | 481.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Нормативно-правовой базой разработки программы являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (часть 5 статья 12).
-Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 6 декабря 2009 года №373
- Основная образовательная программа
- Устав школы
- План внеурочной деятельности в 1-4 классах школы
Программа внеурочной деятельности «Эколята» предназначена для 1-4 классов начальной школы, является частью государственного стандарта содержания образования, базируется на комплексе знаний, полученных учащимися в детском саду и закладываемых в учебном предмете «Окружающий мир».
Сроки реализации программы
Программа рассчитана в соответствии с учебным планом школы на 1 час в неделю. Программа рассчитана на 4 года.
Вклад внеурочной деятельности в общее образование:
Внеурочная деятельность «Эколята» органично связана с такими информационными областями как «Природа края», «Краеведение», так как специфика экологических закономерностей определяется особенностями территории и преломляется через проблемы взаимодействия общества и природы региона.
Особая актуальность внеурочной деятельности связана с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Сахалинской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природо пользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе;
-развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
-развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
-формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Общая характеристика кружка
Дидактической цели преподавания внеурочной деятельности соответствует изучение многообразия экологических явлений, их общих и специфических черт. Концепция курса основывается на классической трактовке экологии как науки, изучающей взаимоотношения живого со средой.
Экология как образовательная область, наука и сфера человеческой деятельности имеет не только мировоззренческую значимость и практическую направленность, но и социальную востребованность, что особенно проявляется на региональном уровне.
Современная экология как междисциплинарная наука очень сложна. Для адаптации этой области знаний к школьному курсу выделены содержательные линии предъявления учебного материала.
Первая содержательная линия содержит сведения об особенностях и структуре территории Сахалинской области, о компонентах экосистем, средах обитания и экологических факторах окружающей среды.
Вторая содержательная линия направлена на изучение разнообразия живых организмов региона, экологических групп, популяций и сообществ, закономерностей их взаимодействия со средой и биотических взаимоотношений в условиях Сахалинской области.
Третья содержательная линия связана с анализом экологических последствий взаимодействия общества и природы, разного характера антропогенной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: формирование экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в окружающей природе и знания общих закономерностей взаимодействий живого и среды на конкретных примерах своего региона.
Задачи внеурочной деятельности:
-освоение понятийного аппарата экологии и определенного объема фактологического материала;
-изучение специфики и общих аспектов взаимодействий со средой биосистем разного иерархического уровня;
-формирование представлений об общих принципах и законах окружающего мира;
-развитие умений анализировать разнообразные экологические ситуации, прогнозировать развитие природных систем в условиях антропогенного пресса в своем регионе, а также умение выбирать конструктивные решения экологических проблем.
Внеурочная деятельность «Эколята» в начальной школе должен рассматриваться как начальный информационный блок региональной образовательной области «Региональная экология» и поэтому включает минимальный базовый уровень.
Внеурочная деятельность «Эколята» предполагает формирование экологических знаний учащихся на краеведческой основе. Подобный подход усиливает мотивационный аспект усвоения знаний, наряду с повышением уровня общего образования и расширением информационной базы.
Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.
Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:
Образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах, овладение методами практической работы экологической направленности, методами самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной информации;
воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды.
Формы организации учебной деятельности учащихся
Программа максимально направлена на развитие экологического образования школьников и воспитания у них экологической культуры. При изучении курса предусматривается проведение, как традиционных уроков, так и проектная деятельность, экскурсии, практические работы. Смена форм учебной деятельности может стать одним из факторов развития компетентностей учащихся.
При проведении занятий предполагается демонстрация слайдов презентаций, видеофильмов, что будет способствовать визуализации представляемой информации и успешному усвоению учебного материала.
Программа направлена на широкое общение с природой родного края в ходе экскурсий. Цель экскурсий заключается в изучении не только природных комплексов, территорий и объектов, но и предприятий для изучения характера влияния производственной деятельности на окружающую среду и мероприятий по защите природы. При изучении курса наиболее оптимальной является следующая тематика экскурсий:
-на природоохранные объекты;
-на предприятия, оказывающие значительное влияние на окружающую среду;
-на природные комплексы;
-на объекты системы мониторинга;
-на охраняемые природные территории, к особо охраняемым природным объектам.
Необходимым является организация самостоятельной работы учащихся при подготовке докладов, сообщений по основным темам курса. Организация самостоятельной работы предусматривает индивидуальную и групповую формы работы учащихся, творческий поиск информации из дополнительной литературы и электронных источников, развитие умений самостоятельно добывать, анализировать, обобщать, закреплять знания и делать выводы. Отчеты по самостоятельной работе могут проводиться в форме выступлений учащихся на основе докладов и рефератов, в виде диспутов, дискуссий, круглых столов, дидактических игр и др.
На базе учебного материала предполагается также проектная деятельность учащихся по наиболее интересным и актуальным проблемам. Работа над проектом позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень владения знаниями и умениями. В ходе поиска по проблеме учащиеся синтезируют знания, интегрируют информацию различных дисциплин, ищут эффективные пути решения задач проекта. Важным является также совместная деятельность и сотрудничество в группах, в результате которых всесторонне проявляются компетентности личности.
На первых этапах формирования экологической культуры наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы учитель представляет научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулируется моделированием экологических ситуаций нравственного выбора. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей кружка.
Результаты освоения программы
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами являются следующие умения:
1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение экологии в жизни человека и общества:
– определять роль в природе различных групп организмов;
– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:
- рассматривать биологические процессы в развитии;
– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение.
3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:
– использовать биологические знания в быту;
– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:
- объяснять мир с точки зрения экологии;
– перечислять отличительные свойства живого;
– различать основные группы живых организмов;
– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов;
5.Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса экологии и их использованием в практической жизни:
– понимать смысл экологических терминов;
– характеризовать методы экологической науки (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование) и их роль в познании живой природы;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:
– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;
– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.
Планируемые результаты
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами искусства и естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
- формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметные результаты:
- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
- формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере -сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере
- углублённые представления о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социо-природной среде;
в трудовой сфере
- владение навыками ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за обитателями живого уголка, за домашними питомцами;
в эстетической сфере
- умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами литературы и искусства;
в сфере физической культуры
- элементарные представления о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния, от факторов окружающей среды.
Предполагаемые результаты работы по программе:
Образовательные:
- эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и местности;
- возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
- активизации познавательной деятельности учащихся;
- вовлечение учащихся в практическую деятельность;
- формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
- привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
Педагогические:
- использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
- повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
- взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;
Показателями высокой экологической культуры детей первого года обучения следует считать:
- интерес к объектам природы своего ближайшего окружения, попытки оценивать их «самочувствие», исходя из условий обитания («веселый», «грустный», «здоровый», «обеспокоенный» и т.д.);
- желание наблюдать за объектами природы и фиксировать свои наблюдения при помощи условных знаков: рисунков, аппликаций, мини-сочинений;
- желание заботиться о своем именном дереве, домашнем питомце;
- желание помогать сверстникам, родителям, педагогу;
- стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе;
- попытка оценивать свое поведение.
В течение второго года обучения дети подробнее знакомятся с природным лесом как домом диких растений и животных.
Продолжают изучение воздуха и во время тренировочных прогулок определять, где самый чистый и где самый грязный воздух, снег в микрорайонах села.
Изготовление (самостоятельно) кормушек из бытового мусора (пакеты из-под молока, чая…).
В третьем классе образовательное пространство еще более расширяется. Изучение взаимосвязей между растениям и животными между собой в лесу, на лугу, в водоеме.
Формирование знаний ребенка об окружающем мире и новому взгляду на место и роль человека на Земле, системы нравственных ценностей, активной личной позиции.
В четвертом классе дети изучают природные и культурные республики, местности.
Изучают экологические законы, которые помогают формировать представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Строить взаимоотношения со своим окружением дети стараются в соответствии с кодексом чести юного эколога, который попытаемся разработать сами.
Формы и виды контроля
Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся:
- самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы;
- игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей;
- тематические выставки способствуют развитию творческого потенциала;
- участие в круглых столах развивает умение вести предметный диалог, доказывать свою точку зрения;
- работа над проектами способствует глубокому погружению в суть проблем, развивает научный подход к изучаемому материалу
- составление загадок, кроссвордов, ребусов развивает детальное представление предметов и явлений природы.
Контроль за выполнением программы кружка осуществляется в виде защиты исследовательских и творческих работ
Содержание программы
1 -2 год обучения
Введение 1ч.
Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом 4ч.
Географические открытия в древности. Небосвод. Перемещение солнца на небосводе. Представление о форме Земли в древности. Земной шар. Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе.
Загадка смены времен года 6ч.
Вращение Земли вокруг своей оси. Движение солнца над горизонтом. Сутки, определение частей суток по разной деятельности. Загадки. Год и времена года. Названия месяцев на Руси. История происхождения названий дней недели.
Тайны круговорота веществ в природе 4 ч.
Круговорот веществ в природе. Живая и неживая природа. Цепи питания. Обитатели почвы.
Загадки круговорота воды в природе 5ч.
Загадки о состояниях воды. Наблюдение в природе за водой. Природа дождевого облака. Природа снежного облака
Загадки под водой и под землей 3ч.
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». Жизнь в темных глубинах океана.
Загадки растений 3ч.
Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. Сказка о цветке-недотроге. Образование плода. Многообразие плодов.
Планета насекомых 4ч.
Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. Охрана насекомых.
Что такое НЛО? 1ч.
Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения.
Заключение 1ч. Что мы узнали и чему научились за год.
3 –й год обучения
Изучение природы 3ч.
Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов.
Условия, в которых мы живем 6ч.
Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана.
Кто и как живет рядом с нами 15ч.
Многообразие цветущих и не цветущих растений Вологодского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Вологодского края. Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Вологодском крае. Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц. Домашние птицы. Кормление и уход за ними. Млекопитающие родного края. Редкие животные Вологодского края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Человек и природа 10ч.
Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. Охранять природу - значит охранять здоровье. Обобщение знаний.
Обобщение пройденного
Обобщение знаний.
4-й год обучения
Выясняем, что такое экология 2ч.
Организм и окружающая среда.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой.
Простейшая квалификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);связи между природой и человеком.
Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком.
Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения 3ч.
Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. Упражнения (в том числе игрового характера), закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных.
Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение 1ч.
Представители редких организмов (грибов, растений, животных): гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны.
Изучаем способы охраны природы 2 ч.
Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, микро заказники, национальные парки. Памятники природы. Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов.
Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира (3-4 конкретных заповедника по выбору учителя и учащихся).
Выясняем роль неживой природы в жизни живого 3 ч.
Солнце как источник тепла и света для живых существ. Теплолюбивые и холодостойкие растения. Приспособление животных к сезонным изменениям температуры. Светолюбивые и тенелюбивые растения. Роль света в жизни животных.
Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. Вода и жизнь. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги.
Открываем жизнь в почве 1 ч.
Разнообразие живых обитателей почвы: растения, животные, грибы, микроорганизмы. Дождевые черви и кроты - типичные животные почвы. Особенности их строения и образа жизни, роль в поддержании почвенного плодородия.
Пополняем наши знания о разнообразии живой природы 4 ч.
Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), с хвощами и плаунами.
Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные
речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы).
Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и лишайников.
Изучаем экологические связи в живой природе 4 ч.
Экологические связи в живой природе на примере елового леса («ель и все вокруг него»). Понятия «прямые связи», «косвенные связи».
Сеть питания, или пищевая сеть (рассматривается на примере ельника и других примерах по усмотрению учителя).
Экологическая пирамида (строится на основе конкретных представлений о жизни елового леса: семена ели - лесные мыши, полевки - филин). Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы.
Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой (острые шипы шиповника, жгучие волоски крапивы, горький вкус полыни; защитная слизь слизня, раковины улитки, сходство мух – ос, иглы ежа, панцирь черепахи, окраска и поза выпи и другие примеры по выбору учителя).
Знакомимся с охраняемыми растениями и животными 5 ч.
Охраняемые растения: эдельвейс, водяной орех, сон-трава, кувшинка белая, ландыш, колокольчики и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений.
Лекарственные растения (валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка и др.), их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений.
Охраняемые животные: бабочка «мертвая голова», жук-красотел, орел-беркут, фламинго, морж, тигр и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности этих животных, и меры их охраны.
История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира.
Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (3-4 конкретных ботанических сада и зоопарка по выбору учителя и учащихся).
Мастерим домики для птиц 1ч.
Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц.
Учимся передавать свои знания другим ребятам 3 ч.
Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для младших товарищей и для взрослых.
Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам.
Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.
Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека 2 ч.
Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека (на кожу, органы дыхания, пищеварения и т. д.).
Пути попадания вредных веществ в организм человека (с воздухом, водой, пищей). Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье (очистка используемой в быту воды фильтром, использование овощей и фруктов, выращенных на своем участке 6eз применения опасных веществ и т. д.).
Обсуждаем примеры экологических катастроф 1 ч.
Загрязнение природы.
Подводим итоги работы за год 1ч.
Обобщение основных теоретических знаний.
1 - й год обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | Формирование и развитие универсальных учебных действий |
Введение | 1 | ||||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе | ||
1. | Тайны за горизонтом | 4 | |||
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | Экскурс в историю географических открытий, мини-семинар по результатам экскурсии «Самый наблюдательный». | ПУУД: умения анализировать, сравнивать, обобщать РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
3 | Перемещение солнца на небосводе. | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. | КУУД: умения общаться в группе | ||
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ПУУД: моделирование | ||
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. | ПУУД: представлять информацию в разных формах (глобус, карта) | ||
2 | Загадка смены времен года | 6 | |||
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | Заочная экскурсия в обсерваторию | ЛУУД: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него | ||
7 | Движение солнца над горизонтом. | Игра: легенды и сказки о Солнце, их инсценировка. | КУУД: умения следовать правилам игры, своей роли | ||
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | Проектная деятельность Составление режима дня | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
9 | Загадки. Год и времена года. | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
10 | Названия месяцев на Руси. | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение | КУУД: публичное мини-выступление | ||
11 | История происхождения названий дней недели. | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки | ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | |||
12 | Круговорот веществ в природе. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
13 | Живая и неживая природа. | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
14 | Цепи питания. | Изучение детьми понятия «цепи питания» | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи, подтверждать понятия примерами | ||
15 | Обитатели почвы. | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | |||
16 | Загадки о состояниях воды. | Дети учатся составлять свои загадки | ПУУД: умения свертывать информацию (составлять загадки) | ||
17 | Наблюдение в природе за водой | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения ПУУД: умения подтверждать понятия примерами ЛУУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки | ||
18 | Природа дождевого облака | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
19 | Природа снежного облака | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | |||
20 | Как изучают подводный мир. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
21 | Киты, дельфины, акулы. | Рисунки детей по теме занятия | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
22 | История открытия гигантского кальмара. | Конкурс рисунков обитателей океанов | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | Рисунки детей по теме занятия | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
6 | Загадки растений | 3 | |||
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | Опытно- исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
26 | Сказка о цветке-недотроге. | Ролевая игра. | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
7 | Планета насекомых | 4 | |||
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя | ||
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | Выполнение зарисовок | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | Выполнение зарисовок | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
31 | Охрана насекомых. | Проектная работа | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
8 | Что такое НЛО? | 1 | |||
32 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Круглый стол. | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
Заключение | 1 | ||||
33 | Что мы узнали и чему научились за год. | Привлечь внимание детей к тому, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды, почвы, воздуха. Показать, что природа – основной источник достатка и благополучия людей, что человек не может сделать материалы лучше тех, что созданы природой. | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе | ||
Итого | 33 |
2 год
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | Формирование и развитие универсальных учебных действий |
Введение | 1 | ||||
1 | Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. | Дети отгадывают загадки, ребусы. Предложения детей по программе курса «Экология», о чем им хотелось бы узнать. | ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала КУУД: умение общаться в группе | ||
1. | Тайны за горизонтом | 4 | |||
2 | Географические открытия в древности. Небосвод. | Экскурс в историю географических открытий | ПУУД: умения анализировать и обобщать информацию | ||
3 | Перемещение солнца на небосводе. | Игры на свежем воздухе. Научить детей играть в различные игры, не причиняя природе вреда. | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
4 | Представление о форме Земли в древности. Земной шар. | Изготовление модели Земли из цветного пластилина | ПУУД: моделирование | ||
5 | Глобус - модель Земли. Материки и океаны на глобусе. | Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам Находить и показывать территорию России, её государственную границу на карте. | ЛУУД: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него ПУУД: представлять информацию в разных формах (глобус, карта) | ||
2 | Загадка смены времен года | 6 | |||
6 | Вращение Земли вокруг своей оси. | Заочная экскурсия в обсерваторию | ЛУУД: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него | ||
7 | Движение солнца над горизонтом. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
8 | Сутки, определение частей суток по разной деятельности. | Проектная деятельность Составление режима дня | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
9 | Загадки. Год и времена года. | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
10 | Названия месяцев на Руси. | Викторина. Дети угадывают, о каком месяце идет речь, пытаются дать свое определение | КУУД: публичное мини-выступление | ||
11 | История происхождения названий дней недели. | Составить название дней недели из букв разрезной азбуки | ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
3 | Тайны круговорота веществ в природе | 4 | |||
12 | Круговорот веществ в природе. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
13 | Живая и неживая природа. | Ведут наблюдения за объектами природы и фиксируют свои наблюдения в календаре природы. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
14 | Цепи питания. | Изучение детьми «цепи питания», показать изменения природы путем наблюдения. | ПУУД: моделирование | ||
15 | Обитатели почвы. | Экскурсия в природу. Наблюдение за обитателями почвы. Продолжение изучения детьми игр, которые не наносят вред природе; изучение знаков, норм и правил поведения в природе. | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
4 | Загадки круговорота воды в природе | 4 | |||
16 | Загадки о состояниях воды. | Дети учатся составлять свои загадки | ПУУД: умения свертывать информацию (составлять загадки) | ||
17 | Наблюдение в природе за водой | Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. | ПУУД: умения подтверждать понятия примерами ЛУУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки | ||
18 | Природа дождевого облака | Показать выставку детских рисунков, посвященных воде и тому, как человек использует воду | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
19 | Природа снежного облака | Учимся рисовать снежинки, оформление выставки | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
5 | Загадки под водой и под землей | 5 | |||
20 | Как изучают подводный мир. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
21 | Киты, дельфины, акулы. | Рисунки детей по теме занятия | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
22 | История открытия гигантского кальмара. | Конкурс рисунков обитателей океанов | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
23 | Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса». | Рисунки детей по теме занятия | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
24 | Жизнь в темных глубинах океана. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
6 | Загадки растений | 3 | |||
25 | Родина комнатных растений. Многообразие цветковых растений. | Опытно-исследовательская работа: потребность комнатных растений в воде, свете, тепле. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
26 | Сказка о цветке-недотроге. | Ролевая игра. | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
27 | Образование плода. Многообразие плодов. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
7 | Планета насекомых | 5 | |||
28 | Разнообразие и многочисленность насекомых, их.роль в природе и жизни человека. | Предложить детям посмотреть вокруг, прислушаться, потрогать, понюхать, присмотреться к насекомым; прислушаться к звукам: щебету птиц, гулу машин недалеко от школы, т.е. почувствовать красоту природы, говоря о своих ощущениях. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя | ||
29 | Жуки. Дровосек-титан - самый крупный жук. | Выполнение зарисовок | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
30 | Бабочки. Совка-агриппа - самая крупная бабочка. | Выполнение зарисовок | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
31 | Охрана насекомых. | Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
32 | Жизнь насекомых: пчелы, кузнечики, бабочки, стрекозы. | Конкурс рисунков «Невероятный жук». | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
8 | Что такое НЛО? | 1 | |||
33 | Загадки НЛО: свидетельства, сомнения, предположения. | Круглый стол. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции, вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
Заключение | 1 | ||||
34 | Что мы узнали и чему научились за год. Защитим природу. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на Вологодчине. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
Итого | 34 |
3 год обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | Формирование и развитие универсальных учебных действий |
1 | Изучение природы | 3 | |||
1. | Беседа о лете. Изучать природу – значит любить и охранять её. | Обмен впечатлениями, чтение рассказов М.Пришвина о природе. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: владение смысловым чтением | ||
2. | Науки о природе. Экология - наука о доме. Как изучают природу | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ПУУД: умения находить достоверную информацию | ||
3. | Наблюдения в природе, описание живых объектов. | Экскурсия. Выявление связей между живой и неживой природой на примере сезонных явлений в природе. | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
2 | Условия, в которых мы живем | 6 | |||
4 | Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. | Презентация. Мини проекты | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
5 | Особенности весны, лета, осени, зимы. | Просмотр учебного фильма | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
6 | Неблагоприятные и необычные явления природы. | Беседа, разгадывание загадок, ребусов | ПУУД: умения находить достоверную информацию КУУД: публичное мини-выступление | ||
7 | Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. | Групповая проектная деятельность | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
8 | Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
9 | Вода - это жизнь. Вода горной реки. Природные родники и их охрана. | Просмотр учебного фильма Игра: «Какая вода в реке», «Чем мы можем помочь реке?» | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
3 | Кто и как живет рядом с нами | 15 | |||
Мир растений и человек | 5 | ||||
10 | Многообразие цветущих и не цветущих растений Краснодарского края. Свет, тепло, влага в жизни растений. | Экскурсия в парк | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
11 | Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. | Круглый стол | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
12 | Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги Вологодского края. | Операция «Красная тетрадка»: изучить растения родного края; не рвать редкие исчезающие растения | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
13 | Грибы -удивительное царство. Где и какие грибы встречаются в Вологодском крае. | Игра «Грибники и грибы», «Не топчи грибы», конкурс рисунков «Фантастический гриб». | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи, подтверждать понятия примерами | ||
14 | Грибы ядовитые и съедобные. Грибы - плесени. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. | Игра: «Что растет в родном краю». | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
Мир животных и человек | 10 | ||||
15 | Многообразие животных родного края | Опытно-исследовательская работа: маскировка животных. Игра. «Охотники и зайцы», «Лиса, охотник и куры», «У медведя во бору», «Гуси-лебеди», «Промысловая охота». | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
16 | Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. | Игра: составление рассказа о рыбе по схеме модели «Рыбы». Опытно-исследовательская работа: Внешнее строение рыб, их различие и сходства. Рыбы в воде передвигаются легко, свободно, могут плыть в разных направлениях, быстрее и медленнее. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
17 | Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. | Презентация | ПУУД: представлять информацию в разных формах (презентация) | ||
18 | Древние ящеры и современные ящерицы. | Учебный фильм | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
19 | Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. | Прогулка – наблюдение в парк Игра: «Кузнечик», «Ласточки и мошки» | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
20 | Как помочь птицам зимой. Какие птицы прилетают к кормушке. Охрана и привлечение птиц | Опытно-исследовательская работа: поведение птиц во время кормления, питание птиц зимой и летом, повадки птиц. Изготовление кормушек. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
21 | Домашние птицы. Кормление и уход за ними. | Составление рассказа о птицах по схеме «Птицы». Конкурс «Кто больше знает птиц». | ПУУД: представлять информацию в разных формах (развертывание информации по схеме) | ||
22 | Млекопитающие родного края. Редкие животные Вологодского края. | Доклады детей | КУУД: публичное выступление ЛУУД: осознание личностной значимости изучаемого материала | ||
23 | Домашние животные. Кормление и уход за ними. | Опытно-исследовательская работа: как кошка языком чистит шерстку, определение любимого корма животных (хомяк, морская свинка, попугай и т. д.) | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
24 | Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. | Презентация | ПУУД: представлять информацию в разных формах (презентация) | ||
4 | Человек и природа | 10 | |||
25 | Зависимость человека от природы. | Просмотр учебного фильма. | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
26 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. | Опытно- исследовательская работа: рассматривание листа мяты через лупу. Игра: «Составь загадку». | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
27 | Охота в истории людей. Традиции охоты и рыбной ловли у населения Севера. | Экскурсия к егерю, рыбакам | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
28 | Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. | Заседание круглого стола. | КУУД: умения излагать свое мнение, понимать позицию другого, корректировать свое мнение | ||
29 | Отрицательное воздействие человека на природу. | Проектная работа: Нормы и правила поведения в природе. «Азбука поведения в природе» Творческая работа: составление и зарисовка природоохранных и запрещающих знаков. Выставка и обсуждение знаков. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
30 | Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. | Творческая деятельность: рисунки «Я- человек – часть природы» Составление загадок по теме. | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
31 | Почему надо соблюдать правила поведения в природе. | Правила поведения в природе. Викторина «Охрана природы». Составление загадок о правилах поведения в природе. | ПУУД: представлять информацию в разных формах (загадки) | ||
32 | Что охраняют в заповедниках и заказниках Вологодского края. | Операция «Красная тетрадка»: изучить животных родного края; охранять все живое в родном крае. Знакомство с профессией лесника, его природоохраняющей деятельностью. | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
33 | Охранять природу - значит охранять здоровье. | Опытно-исследовательская работа: рассматривание с помощью лупы своей кожи и кожи товарища. Игра: «Чем помогает кожа?», «Что нельзя делать, чтобы не повредить кожу» | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
34 | Обобщение знаний. | Составить книгу жалоб, поступающих от растений, животных, птиц, обитающих на территории Вологодчины. Защита и охрана. Прогулка-путешествие. | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
Итого | 34 |
4 –й год обучения
№ п/п | Наименование разделов, блоков, тем | Всего, час | Дата | Характеристика деятельности обучающихся | Формирование и развитие универсальных учебных действий |
1. | Выясняем, что такое экология | 2 | |||
1 | Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. | Моделирование основной цепочки связей на магнитной доске с помощью учителя | ПУУД: моделирование | ||
2 | Простейшая квалификация экологических связей. Связи между природой и человеком. | Самостоятельное моделирование основной цепочки связей на магнитной доске | ПУУД: моделирование ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи, подтверждать понятия примерами | ||
2. | Учимся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения | 3 | |||
3 | Экскурсии и практические работы по распознаванию встречающихся в нашей местности растений и животных | Наблюдение за деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, насекомыми, птицами, зверями, другими животными. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
4 | Выявление наиболее характерных отличительных признаков схожих видов. | Игра: «Не топчи травку», «Угадай цветок». | ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
5 | Объяснение происхождения названий некоторых видов с целью их лучшего запоминания. | Упражнения, закрепляющие знание названий рассмотренных растений и животных: гриб-баран, подснежник альпийский, меч-трава, земляничное дерево, бабочка-аполлон, утка-мандаринка, снежный барс. | ПУУД: умения обобщать, анализировать, запоминать информацию | ||
3. | Знакомимся с живыми существами, которым угрожает исчезновение | 1 | |||
6 | Представители редких организмов. Они могут исчезнуть. | Дети выявляют особенности их внешнего вида, распространения, поведения и т.д. Причины сокращения численности этих живых существ, необходимые меры для их охраны. | ПУУД: умения устанавливать причинно-следственные связи ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
4. | Изучаем способы охраны природы | 2 | |||
7 | Охраняемые природные территории: заповедники, заказники, национальные парки. Памятники природы. | Выступление заранее подготовленных детей. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
8 | Ботанические сады и зоопарки как места сохранения и размножения редких видов растений и животных. Питомники редких видов. | Мысленное путешествие по заповедникам нашей страны и мира. Выступление заранее подготовленных детей | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
5. | Выясняем роль неживой природы в жизни живого | 3 | |||
9 | Солнце как источник тепла и света для живых существ. Роль света в жизни растений и животных. | Наблюдение за результатом заранее заложенного опыта | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
10 | Воздух и жизнь. Роль ветра в жизни растений и животных. | Прогулка «Воздух и его обитатели». | РУУД: умения самоорганизации во время экскурсии | ||
11 | Вода и жизнь. Приспособление растений и животных к жизни в условиях недостатка влаги. | Просмотр учебного фильма. | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
6 | Открываем жизнь в почве | 1 | |||
12 | Разнообразие живых обитателей почвы. Дождевые черви и кроты, их роль в поддержании почвенного плодородия. | Опытно-исследовательская работа: причины выхода червей на поверхность во время дождя, Конкурс рисунков «Невероятный жук». Опытно- исследовательская деятельность: питательные вещества в почве. Игра: инсценировка стихотворения. Отгадывание загадок. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
7. | Пополняем наши знания о разнообразии живой природы | 4 | |||
13 | Многообразие растений: знакомство с интересными представителями групп растений | Опытно-исследовательская работа: рассматривание коры деревьев через лупу; этажи дерева, распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам, рассматривание жилкования листьев с зарисовкой, определение высоты и толщины деревьев. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
14 | Знакомство с хвощами и плаунами. | Рассматривание гербарных образцов. | ПУУД: умения представлять информацию в разных формах (гербарии) | ||
15 | Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные , паукообразные | Презентация. | ПУУД: умения представлять информацию в разных формах (презентация) | ||
16 | Грибы и лишайники как особые группы живых существ; рмзнообразие грибов и лишайников. | Заседание круглого стола. Игра « Собери лукошко» Составление загадок о грибах. Работа по таблицам. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах | ||
8. | Изучаем экологические связи в живой природе | 4 | |||
17 | Экологические связи в живой природе на примере елового леса Понятия «прямые связи», «косвенные связи». | Экологический спектакль «Сосна и все вокруг нее». | ЛУУД: осознание целостности мира и многообразия взглядов на него ЛУУД: умения осваивать новые социальные роли и правила, выбирать, как поступить в той или иной ситуации | ||
18 | Сеть питания, или пищевая сеть | Составление схем сети питания | ПУУД: моделирование Умения представлять информацию в разных формах (схема) | ||
19 | Экологическая пирамида. Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы. | Просмотр учебного фильма. | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
20 | Защитные приспособления у растений и животных как проявление тесной связи организмов с окружающей их средой | Конкурс рисунков «Эти удивительные животные» | ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
9. | Знакомимся с охраняемыми растениями и животными | 5 | |||
21 | Охраняемые растения. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания | Выступление заранее подготовленных детей. | КУУД: публичное мини-выступление | ||
22 | Лекарственные растения, их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений | Презентация | ПУУД: умения представлять информацию в разных формах (презентация) | ||
23 | Охраняемые животные. Причины сокращения численности этих животных и меры их охраны. | Выступление заранее подготовленных детей. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах ЛУУД: умения выражать свои эмоции в виде рисунков | ||
24 | История спасения бобра, соболя, стерха - примеры активных действий человека по охране животного мира. | Чтение отрывков из книг Знакомство с «Книгой рекордов Гиннесса» | ПУУД: умения находить достоверную информацию ПУУД: владение смысловым чтением | ||
25 | Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам | Заочная экскурсия в Сочинский (другой)ботанический сад. | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации | ||
10 | Мастерим домики для птиц | 1 | |||
26 | Мастерим домики для птиц. | Практическая работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц. | ЛУУД: осознание и проявление себя гражданином России в добрых делах и словах | ||
11 | Учимся передавать свои знания другим ребятам | 3 | |||
27 | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток. | Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток | ЛУУД: осознание и проявление себя гражданином России в добрых делах и словах | ||
28 | Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания. | Подготовка и планирование проведения бесед, утренников, КВН | ЛУУД: осознание и проявление себя гражданином России в добрых делах и словах | ||
29 | Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов. | ЛУУД: осознание и проявление себя гражданином России в добрых делах и словах | |||
12 | Выявляем связь между состоянием природы и здоровьем человека | 2 | |||
30 | Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека . Пути попадания вредных веществ в организм человека | Просмотр учебного фильма Конкурс знатоков природы | ПУУД: умения восприятия аудиальной и визуальной информации КУУД: публичное мини-выступление | ||
31 | Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнений на здоровье | Опытно-исследовательская работа: опыт по очищению воды. | РУУД: умения определять цель, проблему, выдвигать версии, планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели | ||
13 | Обсуждаем примеры экологических катастроф | 1 | |||
32 | Загрязнение природы. | Чтение познавательной литературы из серии «Экологические катастрофы». | ПУУД: умения находить достоверную информацию ПУУД: владение смысловым чтением | ||
14 | Подводим итоги работы за год | 2 | |||
33 | Обобщение основных теоретических знаний. | Защита детских проектов на экологические темы. | КУУД: публичное мини-выступление ПУУД: представлять информацию в разных формах КУУД: использование ИКТ, как инструмента достижения своих целей | ||
34 | Экскурсия в природу совместно с родителями. | Наблюдение за птицами животными и насекомыми родного края. | ПУУД: умения наблюдать и фиксировать эти наблюдения | ||
ИТОГО | 34 |
VI. Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса учащиеся научатся следующему:
Называть:
- широко распространенные виды;
- редкие виды;
- биотопы
- сообщества
- экологические факторы.
Приводить примеры:
- природных и искусственных сообществ;
- приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов растений и животных своего региона.
- хозяйственной деятельности и ее влияния на природную среду
Характеризовать:
- среды обитания организмов;
- экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества;
- приспособленность организмов к совместной жизни в сообществах;
- особенности природной среды, способствующие нарушению здоровья людей;
- источники заболеваний, находящиеся в природной среде;
- профилактические мероприятия, защищающие от заболеваний.
Обосновывать:
- взаимосвязь организма и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; (влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы);
- взаимосвязь здоровья людей с качеством природной среды;
- роль заповедников, заказников, национальных парков в сохранении биологического разнообразия (меры сохранения биоразнообразия).
Распознавать:
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона;
- редкие виды флоры и фауны;
- природные и искусственные сообщества.
Сравнивать:
- природные и искусственные сообщества;
- степень воздействия на природную среду отраслей промышленности и отдельных предприятий в зависимости от природоохранных мер.
Применять знания:
- о видах, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- для проведения наблюдений и простейших исследований по определению состояния окружающей среды региона;
- для характеристики (на элементарном уровне) влияния местного населения на окружающую среду;
- по прогнозированию возможных экологических последствий (ситуаций);
Делать выводы:
- о необходимости охраны окружающей среды;
- о тенденциях изменения биоценозов и путях их охраны.
Наблюдать:
- сезонные изменения в жизни растений и животных;
- за состоянием окружающей среды.
Соблюдать правила:
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- поведения в природе;
- сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
- Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н. Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009 – с. 6 - 10
- О проекте закона об образовании и его экологизации. //Экологическое образование - №1, 2011 – с. 1- 15
- О Концепции общего экологического образования для устойчивого развития (2010). //Экологическое образование. - №4, 2010 – с. 3 – 8.
- Экологический энциклопедический словарь. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 1999 – 158 с.
- Попов, А. Траволечебник Текст / А. Попов. – Кемерово, 1993.
- Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
Литература для обучающихся:
- Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
- Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.
- Энциклопедия. Неизвестное об известном. – М.: РОСМЕН, 1998.
- Энциклопедия животных. – М.: ЭКСМО, 2007.
Энциклопедия. Что такое. Кто такой. – М.: Педагогика-Пресс, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...