Проект "Классная валюта"
проект

Наталья Алексеевна Кашулина

Всё началось, когда отец Сергея Литвинцева - Александр Николаевич со своими единомышленниками пришли в наш класс в качестве экологических волонтёров Иркутской нефтяной компании. Они провели конкурсы, игры, показали интересные фильмы на злободневные темы экологии. На этом занятии ребята были особенно активными. Интерес детей был подкреплён экоподарками: настольными играми, многоразовыми трубочками взамен пластиковых. Это воодушевило наш класс на проведение акции «Батарейки, сдавайтесь» по всей школе. В акции приняли участие не только ученики, учителя, но даже администрация и техперсонал школы. За короткий срок мы собрали тысячу батареек и передали нашим знакомым волонтёрам.

По результатам наблюдения в 2022-23 учебном году выявилась проблема недостаточной активности большинства ребят класса по причине низкой мотивации.  Эта проблема была обсуждена на родительском собрании. Всем хотелось, чтобы их ребёнок был причастен к общему делу. Так возникла идея разработать систему поощрения активности ребят в классных делах. Совместно с родителями мы решили провести эксперимент, поощряя активность ребят классной валютой. Создание классной валюты было настоящим коллективным творческим делом. К концу первой четверти 2024 года учащихся начальных классов Белореченской СОШ присоединились к движению «Орлята России», главной целью которого является развитие социальной активности младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Классная валюта
как средство мотивации социальной

активности Орлят Росси»

     

         

           

2024 -2025 уч.год

Содержание

Введение……………………………………………………………..….…1

             Основное содержание проекта

  1. Экспериментальный проект «Классная валюта»
  1.  Разработка проекта «Классная валюта»………..………2
  2. Ресурсы……………………………………..……………..4
  3. Отчет о реализации проекта «Классная валюта» ..…….5
  1. Социальная активность Орлят России 4б класса….………….…5
  2. Анализ анкеты «Социальная активность»…………………….…7

Заключение……………………………………………………………..…8

Информационные ресурсы…………………..…………..……..….…....10

Введение

Всё началось, когда отец Сергея Литвинцева - Александр Николаевич со своими единомышленниками пришли в наш класс в качестве экологических волонтёров Иркутской нефтяной компании. Они провели конкурсы, игры, показали интересные фильмы на злободневные темы экологии. На этом занятии ребята были особенно активными. Интерес детей был подкреплён экоподарками: настольными играми, многоразовыми трубочками взамен пластиковых. Это воодушевило наш класс на проведение акции «Батарейки, сдавайтесь» по всей школе. В акции приняли участие не только ученики, учителя, но даже администрация и техперсонал школы. За короткий срок мы собрали тысячу батареек и передали нашим знакомым волонтёрам.

По результатам наблюдения в 2022-23 учебном году выявилась проблема недостаточной активности большинства ребят класса по причине низкой мотивации.  Эта проблема была обсуждена на родительском собрании. Всем хотелось, чтобы их ребёнок был причастен к общему делу. Так возникла идея разработать систему поощрения активности ребят в классных делах. Совместно с родителями мы решили провести эксперимент, поощряя активность ребят классной валютой. Создание классной валюты было настоящим коллективным творческим делом. К концу первой четверти 2024 года учащихся начальных классов Белореченской СОШ присоединились к движению «Орлята России», главной целью которого является развитие социальной активности младших школьников.

Основное содержание проекта

II.1.1  Разработка проекта «Классная валюта»

Первым делом необходимо создать инициативную группу единомышленников с целью разработки и реализации проекта «Классная валюта», как системы стимулирования социальной активности учащихся.

Для достижения цели мы поставили следующие задачи:

1) произвести классную валюту и придумать ей название

2) разработать положение о классной валюте и систему стимулирования

3) придумать, как ребята могут отоварить свою валюту.

Срок реализации проекта:2023-2024 учебный год

Таблица 1. Этапы работы над проектом

Этапы работы

Примерные сроки

участники

ответственный

1

Найти единомышленников

15-20.09.

2023года

желающие

Учитель,родители

командир

2

Провести мозговой штурм «Название валюты класса»

15-20.09

все учащиеся класса

инициативная группа

3

Провести мастерскую «Монетный двор»

20.09

все учащиеся класса

учитель

4

Разработать положение о классной валюте

15-20.09

все учащиеся класса

инициативная группа

5

Распечатать экран социальной активности

ребят класса

вначале четвертей

учитель

6

Фиксировать

активность ребят класса

по мере необходимости

командир

7

Подведение итогов: начисление  валюты

в конце

каждой

четверти

инициативная

группа

учитель

командир

8

Выдача валюты

инициативная группа

9

Закупка товаров для ярмарки

родители

Родительский комитет

10

Проведение ярмарки

каникулы

все учащиеся класса

Родители

инициативная группа

11

Подведение итогов проекта

Анкетирование

учащихся

май 2024года

все учащиеся класса

Учитель

инициативная группа

12

Награждение учащихся за активную деятельность

май 2024года

все учащиеся класса

Ребята-кураторы-участники Движения первых

II.1.2 Ресурсы

  1. Временные:

Этапы  работы

над проектом

№ этапа работы

см.таблицу 1

Временные ресурсы

Подготовительный этап

1-5

1 месяц-1четверть

Этап реализации

6-10

В течение учебного года

Подведение итогов

11-12

Последняя учебная неделя (две недели)

  1. Интеллектуальные (экспертные)

В качестве эксперта выступает классный руководитель, если проект реализуется на одном классе. Если в проекте участвуют несколько классов, то необходимо создать координационный центр. В него могут войти классный руководитель, педагог-организатор, советник по воспитанию.

  1. Человеческие (кадровые) ресурсы - это инициативные, социально активные ребята класса или школы, которые будут помогать учителю реализовывать проект
  2. Организационные (административные) ресурсы: среди ребят помощников-единомышленников инициативной группы необходимо выбрать лидера, возможно, это будет командир орлят. Он должен быть способным быть первым помощником классного руководителя.
  3. Материально-технические: материалы для изготовления классной валюты

7.  Финансовые ресурсы:

- предоставляют родители, организовывая закупку товаров для проведения ярмарки - грамоты за высокую социальную активность оплачивает администрация школы

 II.1.3   Отчет о реализации проекта «Классная валюта»

Таблица 2. Выполнение плана

Этапы работы

Отметка о выполнении

Примечания

1

Мастерскую «Монетный двор»

+

Произведённые купюры и монеты оставлены для истории. В качестве классной валюты выбраны обычные игровые деньги

2

Мозговой штурм «Названия валюты класса»

+

Название ОРЛЯТИКСЫ (автор Султанова А) выбрано по согласованию с классным руководителем

3

Положение о классной валюте

+

Положение правилось для удобства

(Приложение 1)

4

Экран фиксирования активности ребят класса

+

Определено место:

прикреплен на видном месте у доски (сейф для телефонов)

5

Фиксирование активности ребят класса

+

Ребята самостоятельно отмечают свои дела

6

Подведение итогов: подсчет валюты

2 и 3 четверть +

7

Выдача валюты

2 и 3 четверть +

Во 2четверти выдавалась на следующий день после подведения итогов, но некоторые ребята потеряли её.

По итогам 3 четверти- выдали перед ярмаркой

8

Закупка товаров для ярмарки

+

Мелкие товары на сумму 300-500 рублей на усмотрение родителей

9

Проведение ярмарки

+

2четверть1рубль=10 орлятиксам

3четверть1рубль=1 орлятиксам

4четверть1рубль=1 орлятиксам

10

Анкетирование учащихся

+

результаты представлены в работе

II.2 Социальная активность Орлят России 4б класса

Таблица 3 Участие в мероприятиях

направление

деятельности

основные мероприятия

кол-во активных  участников

1

«Орлёнок — эрудит» 

Школьные предметные олимпиады

Защита индивидуальных  проектов

24 (8грамот)

24

«Орлёнок — хранитель исторической памяти» 

Экскурсия по Иркутску (храм. Мемориал вечный огня)

Совместный с родителями эко-поход к Мамонтам

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая 9 Мая

Смотр патриотической песни и строя

22

18

23

24

«Орлёнок — мастер» 

Мастерские к Дню матери,  Новому году, 23 февраля, 8 Марта, 12 апреля

Участие в районном фестивале «Театральное созвучие»

Кружок «Умелые руки»

Школа искусств: хореография, музыкальное, художественное отделение

Профиград (проведение и участие)

24

8

4

5

6/22

«Орлёнок — лидер» 

Проведение недели «Безопасное колесо»

Праздник «Посвящение первоклассников в пешеходы»

Социальный театр. Показ спектакля «Лето в один день»

Областная акция «Чтение вслух»

24

9

8

10

«Орлёнок — спортсмен» 

Секция футбола, джиу-джитсу

Весёлые старты в начальных классах

Соревнования между классами

5

8

10

«Орлёнок — эколог» 

Совместный с родителями эко-поход к Мамонтам

Социальная практика «Взяли под опеку»

Организация акций в начальной школе «Добрые крышечки», «Батарейки-сдавайтесь»

Открытие Недели Экологии

18

24

24

12

«Орлёнок — доброволец» 

Проект «Покормите птиц зимой»

Акции «Письмо солдату», «Посылка солдату», сбор консервных банок для окопных свечей

7+привлечено по нач.школе более 100 чел

24

II.3 Анализ анкеты «Социальная активность» (Приложение 2)

По результатам анкеты 75 % (18чел.из 24) учащихся нашего класса считают, что в современном мире важно проявлять социальную активность (осуществлять деятельность, направленную на помощь и поддержку другим людям, которые в ней нуждаются, защиту природы, здоровья и прав человека, развитие культуры, патриотические акции и мероприятия, решение важных социальных проблем, участвовать в волонтерском движении, создавать социальные проекты), 21% (5чел) даже не задумывались над таким вопросом и 1 человек ответил, что быть социально активным нужно не всегда.

71% (17чел) оценили степень своей активности в этом учебном году как высокую, 17% (4чел) как эпизодическую и 13% (3чел) как низкую.

83% (20чел) ребят считают, что проект «Классная валюта» активизировал их участие в делах класса и школы,  8% (2чел) проект никак не повлиял и 8% затруднились ответить на этот вопрос.

Самыми популярными мероприятиями в этом учебном году стали:

1.Ярмарка (Проект «Классная валюта»)

2. Профиград (профессиональные пробы)

3. Акция «Добрые крышечки» и проведение массовых мероприятий

4. Самым важным мероприятием проекта была социальная практика «Взяли под опеку». Четвероклассники бросили вызов не только ученикам, но и взрослым, которые протоптали тропинку по газону, где высажены голубые ели. Ребята неоднократно расклеивали листовки о бережном отношении к природе в школе, близ газона, на подъездах домов. Обращались за помощью в администрацию посёлка. Не дождавшись никакой помощи от взрослых, школьники много раз перегораживали тропинку. Весной старшеклассники загородили тропинку насаждениями акации.

Заключение

Благодаря экспериментальному проекту «Классная валюта» в течение учебного года в нашем классе прошло много воспитательных событий. Именно событий! Они были необычными, интересными, непохожими на уроки, где дети сидят за партой. По программе «Орлята России» «событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом достаточным воспитательным потенциалом. Таким образом, внеурочная жизнь нашего класса стала интереснее и разнообразнее.

Ребятам по душе пришлось экологическое направление Орлят России. Мы реализовали несколько экологических проектов. Мы являлись головным центром круглогодичных акций «Батарейки, сдавайтесь», «Добрые крышечки». В рамках проекта «Киноуроки  России» ребята нашего класса выполнили социально значимую практику «Взяли под опеку». Это было по-настоящему коллективное творческое дело. Ведь коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также формирование организаторских способностей. Ребята моего класса были организаторами массовых мероприятий: открытия экологической недели, недели «Безопасное колесо», праздника «Посвящение первоклассников в пешеходы», показа социального спектакля по мотивам рассказа Рэя Брэдбери «Лето в один день»,  касающегося темы буллинга. Проект «Классная валюта» замотивировал почти всех ребят в той или иной степени. У каждого учащегося появилась возможность проявить свою социальную активность в том или ином мероприятии в зависимости от личных интересов, индивидуальных особенностей. Деловая финансовая игра мотивировала ребят зарабатывать орлятиксы своей активностью и давала возможность научиться тратить заработанные средства. Это пробуждало у них искренний интерес и радость. А это, как считают психологи, базовая мотивация в жизни. Конечно, у некоторых ребят это внешняя мотивация, но это ступенька к формированию внутренней мотивации. Мы посчитали в скольких мероприятиях поучаствовал каждый ученик моего класса в прошлом и этом учебном году и получили следующие результаты:

Таблица 4 Социальная активность орлят 4б класса

% участия в мероприятий /

уровень социальной активности

количество участников/

процент участников

количество участников/

процент участников

Количественные изменения

2023-2024

2022-2023

75 %

Высокий

7

29%

14 чел

58%

Увеличение на

29%

50-74 %

Средний

6

25%

6 чел

25%

-

30-49 %

Низкий

11чел

46%

4 чел

17%

Уменьшилось на

29%

Цель проекта была достигнута:

  1.  Уровень социальной активности повысился у 20 из 24 учащихся: от низкого до среднего и даже высокого, от среднего до высокого.
  2. В 2 раза увеличилось количество высоко социально активных ребят
  3. Почти в 3 раза уменьшилось количество пассивных ребят

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась: классная валюта, как игровой способ поощрения деятельности, способствовала формированию социальной активности младших школьников!

Информационные ресурсы

1. Дамаданова, Х.Д. Социальная активность у младших школьников // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики . – Казань. – №3. – 2011.

2. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей: / А.П. Усова / под ред. А. В. Запорожца; [сост. Н. Я. Михайленко]. – М.: Просвещение, 1976. – С. 94

2. https://sh3-minusinsk-  r04.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/32/50/orlyata_rossii.pdf Программа «Орлята России»

3. https://resh.edu.ru/subject/lesson/5478/conspect/84474/ Лекции по теме «Структура деятельности человека»



Предварительный просмотр:

Аналитическая записка

«Детям нужно предлагать такие увлекательные дела, к которым они могут приступить ни когда-нибудь, а сейчас же; и первые шаги, предпринятые в осуществлении этих дел, должны приводить их не к первым горьким неудачам, а к первым успехам».

                                                      Ш. Амонашвили.

Государство и общество предпринимает попытки к развитию у подрастающего поколения стремления к бескорыстной помощи окружающим, регулярному участию в различных мероприятиях, акциях и общественно-полезной деятельности. Существует много программ, проектов по развитию у подрастающего поколения социально активных навыков жизни. Тема социальной активности является актуальной на сегодняшний день. В каждом классе можно наблюдать недостаточную активность некоторых ребят.

Начальная школа выступает фундаментом в процессе социального воспитания, осмысления ребёнком себя в окружающем мире, выстраивания системы коммуникации со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому важно выстроить систему включения младшего школьника в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит его становление как члена общества».

Общеизвестно, что дети младшего школьного возраста имеют огромный заряд активности, жажду деятельности. Они любознательны, открыты для общения. Подражая взрослым, мальчишки и девчонки хотят иметь своё интересное дело, общаться со сверстниками, самовыражаться и самореализовываться.

Психологи установили, что возрастные особенности  самой чувствительной к воспитательным влияниям группы (дети 7-10/11 лет) создают уникальную возможность развития их социальной активности.

В школах появилась уникальная возможность присоединиться к движению «Орлята России», главной целью которого является развитие социальной активности младших школьников. В контексте программы понятие «социальная активность» рассматривается как творчески-преобразовательное отношение социального субъекта к окружающей его социальной и природной среде, проявление возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к отдельным общностям или обществу в целом; развитие социальной активности отражает превращение личности из объекта в субъект общественных отношений.

Проект «Классная валюта» был разработан для поощрения ребят за активное участие в мероприятиях класса, школы, посёлка, района…

 Цель экспериментального проекта «Классная валюта»: повышение уровня социальной активности младших школьников.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Разработать экспериментальный проект «Классная

        валюта»

  1. Реализовать проект
  2. Исследовать социальную активность ребят 4б класса до и после

        проекта.

  1. Поделиться опытом с коллегами
  2. Защитить проект на НПК «Шаг в будущее»

Актуальность  проекта очевидна, т.к. «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации»

Новизна  работы состоит в том, что представленный проект в МБОУ «Белореченской СОШ» школе запущен впервые. Он практичен, классная валюта позволяет ненавязчиво в игровой форме включить ребят в общественную жизнь класса как основной социальной группы, в которой происходит их становление как членов общества. В ходе участия в различных мероприятиях, акциях, проектах формируются важные качества личности: любовь к Родине, к своей семье, к труду, к природе, к людям, тем самым развивая социальную активность.

Гипотеза: классная валюта, как игровой способ поощрения деятельности, способствует повышению уровня социальной активности младших

Тип проекта: практико-ориентированный. Для проекта важен обозначенный с самого начала предметный результат деятельности участников проекта: активное участие в различных мероприятиях без принуждения учителем. Причем этот результат ориентирован не только на интересы общества и природы, но и самих участников. Этот проект имеет хорошо продуманную структуру, сценарий всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выводы. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы.

Проект разработан на основе структуры деятельности человека: субъект – объект – мотив – цель – средства – процесс (действия) – результат.

                                                                                                                                                                                                           «В школе учат не только читать,                                                                                                                                          писать и считать, но и думать,                                                                                                                                          познавать окружающий мир...                                                                                                                                           В школе учат жить.                                                                                                                                                              В.А. Сухомлинский



Предварительный просмотр:

Личная карточка социальной активности орлёнка

Ф.И.____________________________________________________   ____класс___         ______четверть

Орлёнок — эрудит

Орлёнок — хранитель истории

Орлёнок — мастер

Орлёнок — лидер

Орлёнок — спортсмен

Орлёнок — доброволец

Орлёнок — эколог

Орлёнок записывает название мероприятий, в которых участвовал по трекам. Учитель или наставники помогают ему в определении трека

________________________учебный год



Предварительный просмотр:

Экран социальной активности

Орлят России_______класса

_________четверть

ФИО

Мероприятия

повед

прилеж

Итого

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

________________учебный год

Личная карточка социальной активности орлёнка

Ф.И._________________________________________________________    ____класс___

_________четверть



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Положение о классной валюте.

Цель: поощрение учащихся проявивших участие в общественных делах
1. На основании решения коллектива 4б класса от 15.10.2023г. внутри класса вступает в действие денежная единица - ОРЛЯТИКСы, достоинством 50,100,500,1000
2. На лицевой стороне орлятикса указано название, достоинство купюры и символика Орлят России.

4. Орлятиксами поощряются учащиеся участвующие в общешкольных делах и делах класса, занимающиеся в кружках и секциях
5. По окончании учебной четверти подводятся итоги за участие в классных, общешкольных делах, олимпиадах разного уровня, внеурочной занятости и т.п. путём подсчёта количества орлятиксов. Инициативная группа выдаёт заработанные орлятиксы ребятам на руки.

6.Родители учащихся закупают небольшие товары на определённую родительским комитетом сумму и организуют ярмарку. На ярмарке дети отоваривают заработанную классную валюту.

7.Срок действия проекта «Классная валюта» с 15.10.2023г до 30.05.2024года

Система оценивания активности

мероприятия

кол-во

Орлятиксов

Система штрафов

кол-во

Орлятиксов

1.Олимпиады очные:

(участие-призовое место-победитель)

2.Олимпиады онлайн

100-200-300 –класс

200-300-500 – школа

100-200-300

Беготня на переменах

-100

Поделки к праздникам

(участие-призовое место-победитель)

100-200-300 –класс

200-300-500 – школа

300-400-1000-район

Драка, ссоры

Повторяющиеся драки

-100

-200

Конкуры, фестивали и т.п.

Соревнования

Театр.представления

100-200-300  школа

300-400-1000-район

200

Неудовлетворительное прилежание

-100

Поход, поездка с классом

С участием родителей

Экологический десанты

100

100

200

Сбор батареек, макулатуры, крышечек, банок

100-200 от кол-ва

Кружки, секции

Школа искусств

100

200

Субботник школьный

100

Приложение 2

Анкета «Социальная активность»

  1. Считаете ли Вы, что в современном мире важно проявлять социальную активность (осуществлять деятельность, направленную на помощь и поддержку другим людям, которые в ней нуждаются, защиту природы, здоровья и прав человека, развитие культуры, патриотические акции и мероприятия, решение важных социальных проблем, участвовать в волонтерском движении, создавать социальные проекты)?

Да             нет           не думал      другой ответ_________________--

  1. Повлиял ли проект «Классной валюта» на твою социальную активность?

Я стал активнее     никак не повлиял       затрудняюсь ответить

  1. Оцени степень своей социальной активности

            Высокая       низкая       эпизодическая

Приложение 3

Диаграмма 1

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Приложение 3

Классная валюта «Орлятиксы»

C:\Users\Admin\AppData\Local\Temp\Rar$DRa1228.41472\500.jpg


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация классного часа Национальная валюта Казахстана

15 ноября - День национальной валюты Казахстана. Тенге - первый денежный знак суверенного Казахстана.  Слово “деньги” произошло от тюркского “тенге”. Авторами тенге стали: Хайрулли   Га...

Внеурочное занятие по формированию финансовой грамотности у учащихся 4 классов "Что такое валюта"

Занятие проводится в форме игры-квеста . Учащиеся распределяются на команды и ходят по станциям , выполняя интересные задания и получая "валютики"(баллы)....

Технологическая карта урока "Валюта разных стран"

Представленна технологическаая карта урока по финансовой грамотности во 2 классе на уроке математики....