"Права, обязанности и ответственность ребенка"
классный час

Татьяна Николаевна Москалева

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_obyazannosti.docx220.07 КБ

Предварительный просмотр:

 «Права, обязанности и ответственность ребенка».

Соблюдай порядок, и порядок сохранит тебя.

Народная мудрость

Цели:

-дать первоначальные правовые знания;

- сформировать понятия «закон, порядок, права, обязанности»;

-познакомить с основным законом страны-с Конституцией РФ;

-познакомить с правами ребенка;

-формировать представления о правах и обязанностях школьника;

-воспитывать чувство гражданского долга и ответственности.

Оборудование:

- Конституция РФ,

-рисунки-символы «Мои права в рисунках и знаках»,

-памятка «Права и обязанности школьника»,

-Презентация «Права ребенка в картинках»

 

                                 Ход классного часа.

1.      Организационный момент.

 

Объявление темы и постановка цели занятия.

 Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать… о правах, обязанностях и ответственности,  попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

 

2.       Обзорное знакомство с конституцией.

Вступительное слово учителя.

 Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними возникли вопросы: «Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?»

   Без ясного ответа на эти вопросы жизнь людей превратилась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долгое время люди искали ответы на эти вопросы. И когда нашли их, появились законы, помогающие навести порядок в государстве. Что же такое законы?

Законы – это правила, которые устанавливает государство, и по которым живет государство. Эти законы обязаны выполнять все граждане страны.

 Ведь народная мудрость недаром гласит: «Храни порядок, и порядок сохранит тебя».

     Так появилась Конституция – главный закон страны. Слово «конституция» произошло от латинского слова «устройство». В каждом государстве есть своя Конституция. В Конституции рассказывается, как устроено наше государство, кто

осуществляет в нем власть, какие у нас, его граждан, есть права и обязанности (спросить у детей).

Слайд 2

     Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником - Днем Конституции РФ.

В Конституции прописаны законы: о семье, о труде, об уголовной  и гражданской ответственности. Но не только законы, но и обязанности.

 

 - Права, обязанности и ответственность. Попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.

 Выясняется и обсуждается значение слова "право" — 1) совокупность норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе, которые устанавливает и защищает государство; Ученики называют права, которые должны, на их взгляд, иметь все дети, живущие на планете Земля. Учитель обобщает и дополняет высказывания ребят:

— Главнейшее право каждого человека — право на жизнь.

Слайд 3

К сожалению, право на жизнь соблюдалось не всегда. Например, в древней Спарте, когда в семье рождался больной и слабый ребенок, его сбрасывали со скалы в пропасть. В Европе родители, которым дети были в тягость, отдавали их бедным людям вместе с деньгами на содержание. В России же, наоборот, многие бедные семьи своих маленьких детей подбрасывали добрым людям. Сегодня право детей на жизнь утверждено Конвенцией о правах ребенка. 

Слайд 4

   Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребенка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года Организация Объединенных наций. Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, которая отняла у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в Организацию Объединенных наций.

 К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребенка».

 Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

 

4. Презентация  «Права ребенка» с обсуждением.

Слайд 5

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение) 

 Право на жизнь

 Право на имя при рождении

Слайд 6

 Право на медицинскую помощь

 Право на образование

 Право на отдых и досуг

 Право иметь имущество

 Право свободно выражать свои взгляды

 Право на свободное перемещение

 Право на заботу и воспитание родителями

  Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

 Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

 

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

  Слайд 7

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».

 

5. Обязанности ребёнка.

Слайд 8-21

  Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности.

Слайд 22

 -Ребята, статья 29 Конвенции прав человека гласит, что человек имеет не только права, но и обязанности.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какая самая главная обязанность у вас в семье?

- А у вашего папы?

- У кого больше всего обязанностей?

- А какие обязанности существуют у учеников?

- Давайте с вами обозначим некоторые из обязанностей школьника!

Слайд 23

- А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом:

Слайд 24

     Уважать права, честь и достоинство всех участников;

     Прилежно учиться;

     Иметь аккуратный вид;

    Соблюдать правила техники безопасности;

    Беречь школьное имущество;

    Придерживаться общепринятых правил поведения;

    

6.  Анализ ситуаций:

1.Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.

Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.

Кто прав?

2.

Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

3.

Ведущий: (предварительно собрав перед занятием все телефоны и положив их на столе) Посмотрите, на столе лежат ваши телефоны, а ведь вы имеете право пользоваться достижениями современной техники. Не нарушила ли я ваши права? (часто во время занятий приходят СМС или звонки, которые отвлекают всех и мешают полноценному получению знаний. Перед занятием дети обязаны их отключить, но часто этого не делают, поэтому собрав все телефоны – обеспечиваем права остальных, а ребятам лишний раз напоминаем об их обязанностях).

Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.

7. Подведение итогов.

1. Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

- Можно ли не допускать ссор?                                   

В чём причины конфликтов между детьми и взрослыми?

 

- Попробуем вместе разобраться, а потом постараемся ответить на вопросы.

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:- С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:- Помой посуду, сынок.

Сын:- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:- Это проявление жестокости, папа.

  

2. О каких правах и обязанностях сообщается в этих знаках?

(На плакатах нарисованы знаки.  Учащиеся должны догадаться,  о каких правах  или их нарушении идет речь в этих знаках.  Для проверки ответов-

   зачитываются четверостишья, написанные с обратной стороны плаката).

 

 *Рисовать и петь, учиться,

Если заболел, лечиться.

Это разрешается.

 

*Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это запрещается.

 

*Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго запрещается.

 

*Вот ребенок груз несет,

Тащит, надрывается.

В детстве тяжкая работа

Строго запрещается.

 

*С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить.

Это разрешается.

 

*Вместе дружно в мире жить,

С разными людьми дружить.

Это разрешается.

 

*Этот слабый горбит спину.

Пред сильным преклоняется.

Быть над слабым господином

Строго запрещается.

 

*Посмотри на этот знак:

Человечек поднял флаг.

Свое мненье выражать-

Это разрешается.

 

3. Заключительное слово.

 Мы знаем о законе мало,

Не больше всех иных.

Но знаем, делать нужно то,

Что благо для других.

 

Права свои нам  надо знать,

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить.

Играть, дружить и не тужить.

 

 

 Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. И во многих случаях можно было найти какое-то другое решение проблемы.

Литература.

1.        Декларация прав человека (любое издание).

2.       Конвенция о правах ребенка (любое издание).

3.       Конституция РФ (любое издание, не позднее 1993 года.

4.       Персидская И.В., Фонова Г.А. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: Учитель, 2007.

5.       Шабельник  Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. – М.: «Вита-Пресс», 1995.

 

Урок Знаний, посвящённый 20 – летию Конституции РФ

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/286/285076/285076_html_6e10d3c0.png


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних

Современная школа столкнулась с необходимостью изменения подходов к организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Школа становится местом, где ученик реа...

Классный час «Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних»

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях, а также о т...

• Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Классный час проводится с целью научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни; формировать уважительное отношение друг к другу....

Презентация "Права, обязанности и ответственность ребенка"

Права, обязанности и ответственность ребенка.ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА ДЕТЕЙ ВСЕГО МИРА- Право на жизнь- Право на имя при рождении- Право на медицинскую помощь- Право на образование- Право на отдых и досуг- П...

"Права, обязанности и ответственность ребенка."

Цель работы: научить ребёнка знать не только свои права, важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Организация объединенных наций Всеобщей декларацией прав ч...