Презентация
методическая разработка

Иванова Марина Алексеевна

Формирование познавательной активности на уроках математики в начальной школе, путём использования современных информационных технологий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo1.docx23.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий.

 

2024 год

Внедрение нового федерального государственного образовательного стандарта основной школы, предъявляющего новые требования к результатам освоения образовательной программы, повлекло за собой изменение подходов к обучению учащихся. Главной задачей современной школы становится раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичным, конкурентном мире.      Очень часто учитель, готовясь к урокам, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, приносил результат.

Важная роль, в современном мире отводится информационным технологиям, так как в настоящее время именно внедрение новых технологий стало неотъемлемой частью    современного образования,   Применение современных информационных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также даёт возможности для развития самостоятельной деятельности. 

Уроки с использованием информационных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов   имеют конкретное наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Учитывая психологические особенности младших  школьников, работа с использованием информационных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.

 

Для формирования познавательной активности на уроках математики в своём классе я стараюсь добиваться включенности каждого ученика в учебную деятельность по мере его возможности. На уроке учитываю индивидуальные особенности и способности каждого ребёнка. Выявляю условия для успешного развития познавательной активности учащихся.

Информационные технологии – это всевозможные способы и методы обмена знаниями, фактами, правилами. В настоящее время появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств обучения с элементами графики, звука, видео, мультимедиа и пр.

Основные цели использования информационных технологий:

1) применение информационных технологий на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность учащихся;

2) использование информационных технологий позволяет проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивает наглядность, привлечение большого количества дидактического материала;

3) повышается объем выполняемой работы на уроке, обеспечивается высокая степень дифференциации обучения;

4) расширяется возможность самостоятельной деятельности, формируются элементарные навыки исследовательской деятельности;

5) обеспечивается доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.

На уроках я использую:

1) электронные и интерактивные энциклопедии, мультимедийные приложения;

2) проведение уроков с мультимедийной поддержкой;

3) тестирование с помощью компьютера.

Информационные средства обучения используются мной на различных этапах урока:

- при объяснении нового материала;

- при отработке и закреплении навыков;

- на этапе контроля знаний;

- в самостоятельной работе учащихся.

Таким образом, можно сделать вывод, что эффективность уроков с использованием информационных технологий повысилась. Используемые материалы позволяют учителю сделать урок более интересным, регулировать объем и скорость выводимой информации, повышать познавательную активность обучающихся, обогащать словарный запас детей и пр.

Информационные технологии выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, формируют познавательную активность на уроках математики. Вместе с тем выступают как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной.

Применение информационных технологий позволило мне повысить у учащихся компьютерную грамотность, формировать математическую, информационную, коммуникативную компетенции.

Использование информационных технологий позволяет сэкономить время урока, больше времени отводить самостоятельным работам, увеличивать объем тренировочного материала, где даже самые пассивные обучающиеся с интересом включаются в работу.

 

Не секрет, что специфика математики как школьного курса заключается ещё и в том, что она не только изучается на протяжении всех одиннадцати лет обучения, но и является опорным предметом для предметов естественно- научного цикла, а некоторые аспекты математической подготовки важны и для изучения гуманитарных предметов. Поэтому роль математики как учебного предмета чрезвычайно велика в плане формирования мировоззрения и творческого мышления учащихся, не только в области естествознания, но и в самом общем смысле. Знания, твердые основы которых формируются при изучении математики в школе, должны быть максимально приближены к реальной жизни и повседневной практике, и тем самым направлены на повышение познавательной активности обучающихся. Изучение математики должно осуществляться так, чтобы учащиеся видели науку в постоянном историческом развитии и, желая изучать ее, испытывали удовлетворение и радость от процесса познания. В настоящее время у учащихся наблюдается слабая познавательная активность к обучению математике. С каждым классом познавательная активность падает. Причин множество. Это определяется и перегруженностью программ, и оторванностью изучения материала от жизни, и от потребностей, учащихся.

Размышления над вопросом: «Как же наиболее эффективно использовать потенциальные возможности современных информационных технологий при обучении математике для повышения познавательной активности?» и побудил меня к выбору методической темы, над которой я работаю последнее время, это – «Использование информационных технологий как средство повышения познавательной активности на уроках математики».

Познавательную активность можно формировать различными путями, но моя идея заключается в том, чтобы было постоянное включение учащихся в образовательный процесс как субъектов учебной деятельности с помощью информационных технологий, которые способствуют повышению и сохранению учебной мотивации, позитивным изменениям познавательной активности учащихся.

Целью педагогической деятельности в рамках моего опыта является обеспечение положительной динамики познавательной активности учащихся в учебной деятельности при изучении математики посредством создания системы формирования самостоятельных умений в выборе элементов познания и способов действий познания через информационные технологии.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

        формирование информационной и методической культуры, творческого стиля деятельности учащихся;

        организацию образовательного процесса, таким образом, чтобы позволить ученику выбирать познавательные дифференцированные задания, которые стимулируют самообучаемость школьника, его способность к обогащению познавательной деятельности и рефлексии посредствами информационных технологий;

        использование наряду с традиционными формами учебных занятий нетрадиционных с целью развития умения школьников самостоятельно осуществлять переносы знаний и способы действий в новую ситуацию;

        создание способов и приемов, которые направлены на развитие мотивационной сферы и личностных качеств учащихся, с целью включения в активную и продуктивную деятельность с использованием разных форм самостоятельной учебно-познавательной деятельности;

        поэтапное, последовательное и комплексное включение учащихся в различные виды познавательной самостоятельности, в том числе, носящие проектный и исследовательский характер.

Информационные образовательные технологии, на мой взгляд, действительно являются эффективным инструментарием повышения познавательной активности учащихся. Считаю, что математика – это один из тех предметов, в котором использование информационных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: изучение нового материала, подготовка и проверка домашнего задания, самостоятельная работа, проверочные и контрольные работы, внеклассная работа, исследовательская и творческая работа. На базе использования информационных технологий можно усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и «дружественностью» машины по отношению к ученику.

         Использование информационных технологий необходимо рассматривать в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса:

        создание уроков с использованием информационных технологий;

        творческая проектная работа учащихся;

        дистанционное обучение, конкурсы;

        библиотека, ресурсы Интернет;

        элективные курсы;

        творческое взаимодействие с педагогами.

В процессе преподавания математики, информационные технологии могут использоваться в различных формах.  Используемые мною направления можно представить в виде следующих блоков:

        мультимедийные сценарии уроков;

        проверка знаний (создание тестов в различных приложениях);

        закрепление знаний (работа с тренажёрами, позволяющими использовать задания равноуровневого плана);

        дистанционные формы обучения;

        подготовка к ГИА (on-line тестирование, работа в открытом банке заданий)

        внеурочная деятельность.

Применение информационных технологий на уроках открыло доступ к новым источникам информации и позволило отойти от традиционных форм изложения материала.

Характер использования информационных технологий на уроках может быть разный – это обучающий, развивающий, коммуникативный, диагностический, общекультурный. Это зависит от цели и задач, стоящих у меня, как учителя, при проектировании урока с использованием компьютера.

      Провожу уроки демонстрационного типа, уроки обобщения и получения новых знаний и др. В качестве программного обеспечения использую и готовые продукты, разработанные производителями, и разработанные самостоятельно.

Технология применения информационных технологий на уроках математики должна быть не самоцелью, а сопровождать предмет для доступного, наглядного изложения материала, для организации интересной познавательной учебной деятельности.

Использование информационных технологий начинаю с анализа темы, методов подачи материала, выделения проблемных моментов и путей их разрешения, учитываю количество компьютеризированных рабочих мест. При этом продумываю возможность разнообразить тип урока через применение информационных технологий. Разумеется, применение информационных технологий должно быть методически обосновано.

На своих уроках я использую интерактивные методы обучения. Термин «интерактивные методы» можно перевести как «методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой», а термин «интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействии. Оно направлено на создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Именно интерактивные методы обучения я преимущественно и использую для повышения познавательной активности учащихся. При этом организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Кроме того, мною используются такие инновационные технологии, как электронные мультимедийные учебники и учебные пособия, электронные образовательные ресурсы: интерактивные презентации, тесты, и т.д. (готовые и самостоятельно разработанные, в том числе с применением сервисов Web 2.0). Также в работе используются элементы дистанционного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Урок по самопознанию "Наши эмоции" + презентация Урок (Риккель Л. И.), презентация (Зайцева С. А.)

Тема: Я и мои эмоции.Цель: коррекция и развитие эмоционально – волевой сферы.Задачи: познакомить детей с эмоциями;  учить определять эмоциональные состояния других людей; развивать умение владеть...

презентация "Мультимедийные презентации, как средство формирования знаний у учащихся" Презентация к защите диплома

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ 8 ВИДАсодержание :•Актуальность проблемы•Цель исследования•Объект и предмет •...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Формирование УУД в урочной и внеурочной деятельности (презентация)

Презентация. Современные образовательные технологии как один из способов формирования УУД . Проблемно-диалогическая технология. ТЕхнология продуктивного чтения....

Презентация к уроку окружающего мира ,1 класс ,УМК "Школа России" Как путешествует письмо".Презентацию подготовила Евсеева Ирина Викторовна, учитель ГБОУ лицея №408

Из презентации дети узнают какой путь письмо проходит от отправителя к получателю. Поможет детям узнать это Муравьишко и Мудрая Черепаха....

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Городское методическое объединение . Презентация

Методическая деятельность – управляемый, ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности методиста и педагогов по обеспечению условий качественной реализации ими образовательных услуг...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...