Досуговая деятельность детей-инвалидов и детей с ОВЗ
статья

Саидмагомедова Маргарита Юриковна

Интеграция детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений – сложный и многогранный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_dosuga.docx4.69 КБ

Предварительный просмотр:

Необходимость организации досуговой деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ

                               

                   В настоящее время  одним из важнейших  показателей  уровня развития общественных отношений, продвинутости и прогрессивности всего общества в целом является осуществление определенной социальной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в систему социальных отношений – сложный и многогранный процесс . Он  включает  в себя и материально-техническую обеспеченность, и информационно-технологические разработки, и институционально-организационные решения, и формирование соответствующего общественного мнения.   Дети-инвалиды – одна из наименее социально защищенных групп населения, поэтому сегодня очень  важно помогать  им  преодолевать их инертность, социальную пассивность, а так же выявлять и развивать их творческие способности.

                      Организация досуговой деятельности в процессе социальной реабилитации способствует созданию условий для полноценной жизни детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Часто в силу своих заболеваний, в повседневной жизни, дети-инвалиды не могут вести активный образ жизни, так же, как и они сами, их сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры, свободное времяпровождение. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления полноценного общения ребенка и невозможностью ее полноценной реализации, из-за недостаточно сформированных коммуникативных и сoциальных навыкoв, вследствие этого формируется недостаточно адекватное представление об окружающем мире и неуверенность в себе, своих возможностях.  Включение детей-инвалидов  в социокультурную жизнь, через участие в досуговых мероприятиях-это мощный фактор, который  оптимизирует  преодоление ребенком сформировавшихся у него комплексов и способствующим его успешной социализации.

                     В основе сотрудничества ребенка и взрослого лежит эмоциональный контакт со взрослым и сверстниками, который является центральным звеном становления у ребенка мотивационной сферы переходом от непосредственного восприятия к познавательному интересу. В процессе данного сотрудничества у детей складывается представление о себе и формирование своего жизненного опыта. В идеале нужно стремиться к развитию у детей гибкости социального поведения, так как это подготавливает его к адекватной ориентировке в окружающей среде и способствует становлению навыков социального поведения в различных ситуациях.

Организация досуга детей-инвалидов включает различные формы деятельности, например:

Создание кружков и клубов. Можно организовать кружки прикладного или художественного самодеятельного творчества.

Клубы выходного дня для родителей детей-инвалидов.

Игровые программы. Их следует готовить с учётом физических и умственных способностей детей.

Организация праздников и концертов. Праздники помогают семьям с инвалидами выйти из изоляции, обрести уверенность в своих силах, завести новых друзей.

Постановка спектаклей. Театрализованные действа раскрепощают участников, погружают в атмосферу эмоционального комфорта.

Проведение реабилитационных программ, например, арт-терапии.

Большое значение для детей с ограниченными возможностями имеют вечера знакомств, целью которых является помочь детям с ОВЗ  и детям-инвалидам обрести новых друзей. Нередко такие вечера проводятся совместно со здоровыми детьми. Ребята быстро находят общий язык, потому что и те и другие знают, что такое интернет, сотовый телефон и компьюторные игры. Дети с ОВЗ на равных участвуют со здоровыми ребятами в продуманных конкурсах (чаще всего интеллектуальной или познавательной тематики). Не надо разделять детей, имеющих ограниченные возможности здоровья и детей из обычных классов. И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других.Часто такие знакомства переходят в дружбу.Дети  начинают лучше управлять своими эмоциями, становятся более успешными в коммуникативной деятельности, а родители отмечают стабилизацию самооценки детей и адекватную реакцию на различные ситуации общения.

При организации досуга и проведении досуговых мероприятий важно учитывать индивидуальный подход к каждому ребёнку, его возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Вопрос организации и обеспечения образовательного процесса для детей-инвалидов и детей с ОВЗ....

ПРОГРАММА ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ И ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В настоящие время проблема психологического сопровождения детей-инвалидов является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социал...

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения.

Формирование толерантного отношения к детям-инвалидам и детям с ОВЗ в классном коллективе образовательного учреждения....

«Построение продуктивной коррекционной работы дистанционного обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на основе проведения мониторинга». Карягина Ю.А.

Важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания обучения детей -инвалидов и детей с ограничением возможностей здоровья является мониторинг....

Опыт участия в разработке и реализации программ сопровождения детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Оксаной Павловной разработаны адаптированные образовательные программы по чтению и развитию речи, письму и развитию речи, математике для обучающегося по индивидуальной программе (обучение на дому) Тют...

Программа психологического сопровождения детей-инвалидов и детей с ОВЗ

Помочь ребенку-инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир. В данный момент образование лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривается как приоритетное направление совр...

Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.

Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы  по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития ...