Программа по внеурочным занятиям
рабочая программа (4 класс)

Сивкова Ирина Андреевна

Рабочая программа для 4 класса " Читаем, считаем, наблюдаем"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneur.deyat_.docx39.43 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

________________________

              Бураева О. А.

от «____» _______2024 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по НМР

__________________________

Амагаева Т.Д.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

МАОУ «СОШ № 44»

_____________________

Д.Ц. Шалданова

Приказ № ____ от

«__» _______ 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                    по внеурочной деятельности

«Читаем, считаем, наблюдаем»

4 «В» КЛАСС

2024-2025 учебный год

Составитель программы:

Сивкова И. А.

Учитель начальных классов

Улан-Удэ, 2024 г

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 4 класса «Читаем, считаем, наблюдаем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.

Программа «Читаем, считаем, наблюдаем» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:

- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.;

- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа курса внеурочной деятельности предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно изменить.

Содержание программы

Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Планируемые результаты освоения курса

Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса:

Познавательные:

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

– слушать и понимать речь других;

– совместно договариваться о правилах работы в группе;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

–  способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

–  способность проводить математические рассуждения;

–  способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

–  способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование финансовых терминов;

– представление о семейных расходах и доходах;

– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

– представление о различных видах семейных доходов;

– представление о различных видах семейных расходов;

– представление о способах экономии семейного бюджета.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»

1

Старинная женская одежда

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова;

– озаглавливать текст;

– определять тему;

– определять главную мысль;

– составлять план в виде вопросов;

– с помощью текста определять название женской одежды;

– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

– объяснять значение слова;

– приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова;

 составлять план, используя слова из текста;

– объяснять значения слов;

– определять по описанию названия головных уборов;

– приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная мужская одежда и головные уборы

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– отвечать на вопросы по тексту;

– вписывать пропущенные слова в текст;

– находить ответ на вопрос в тексте;

– объяснять значение слова;

– оформлять план текста;

– определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

– отвечать на вопросы по тексту;

– рассуждать, давать определение слова;

– называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– письменно отвечать на вопросы;

– называть предметы печной утвари;

– работать с толковым словарём;

– работать с толкованием слова;

– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;

– соотносить описание предметов с их рисунками;

– описывать назначение предметов;

– составлять обобщающий план.

7

История посуды на Руси

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

– соотносить рисунок и его название;

– работать с толковым словарём;

– рассуждать и записывать ответ на вопрос;

– записывать ответ на вопрос по его началу;

– определять части предмета, называть их;

– определять порядок предложений в тексте;

– дополнять текст по заданному условию.

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-познавательного текста.

– Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

– называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

– определять тему текста;

– составлять план текста;

– находить информацию в Интернете;

– записывать названия монет в порядке их возрастания;

– указывать названия современных денег.

Блок «Естественно-научная грамотность»

9

Томат

Томат.

– Называть части растения;

–  объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

– определять горизонтальный и вертикальный срез;

– указывать количество гнёзд;

– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;

– называть части плода помидора;

– объяснять, что такое пасынок у помидора;

– работать с таблицей.

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

– Объяснять, что такое паприка;

– называть части растения;

– рассказывать о строении плода перца;

– определять форму плода перца;

– рассказывать о строении семени перца;

– делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

– Называть части растения;

– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;

– объяснять, какой вывод сделали и почему;

– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;

– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

– объяснять, что такое крахмалистость;

– определять срок созревания картофеля;

– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

– называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.

– Называть представителей семейства Паслёновые;

– объяснять, что такое соланин;

– называть благоприятные условия для прорастания семян;

– определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

– определять глубину посева семян;

– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.

13

Лук

Лук.

– Называть части лука;

– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;

– называть этапы выращивания лука;

– наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

– Называть виды капусты;

– отвечать на вопросы по содержанию текста;

– называть части капусты;

– исследовать капусту в разрезе;

– рассказывать о размножении капусты;

– проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

– Рассказывать о строении гороха;

– рассказывать о строении семени гороха;

– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

– определять, что горох является холодостойким растением;

– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

– Называть части гриба;

– называть виды грибов;

– рассказывать о плесневых грибах;

– называть грибы-невидимки;

– проводить опыт по выращиванию плесени;

– называть грибы-паразиты.

Творческое занятие

17

Творческая работа

По выбору.

– Выбрать тему для творческой работы;

– выполнять творческую работу;

– представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность»

18 -19

Потребительская корзина

Состав потребительской корзины.

– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;

– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;

– объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

20

Прожиточный

минимум

Назначение прожиточного минимума.

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;

– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;

– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;

– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

– называть уровни инфляции;

– понимать значение инфляции для экономики.

22 - 23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;

– понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

– понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

– формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотворительность

Благотворительность.

– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»;

– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;

– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды страхования.

– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;

– называть виды страхования;

– называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность»

26

В бассейне

Расписание занятий, выгодная покупка.

– Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;

– решать задачи на определение стоимости покупки;

– определять, какая из двух покупок является более выгодной;

– решать задачи на определение скорости плавания;

– решать логические задачи.

27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта, расчёт стоимости строительных материалов.

– Понимать, что такое «смета»;

– решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни;

– решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни;

– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

– Работать с таблицами;

– подсчитывать стоимость продуктов для торта;

– определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на обустройство участка, площадь и периметр

– Читать простой чертеж и определять его масштаб;

– находить площадь и периметр участка и построек на нём;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

31-32

Поход в кино

Расходы на поход в кино.

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

– решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Творческая работа

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах.

– Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;

– иллюстрировать изученные понятия;

– составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами;

– работать самостоятельно и в парах;

– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

Программы по внеурочным занятиям

Программы по внеурочным занятиям...

Рабочая программа по внеурочной занятости "Разговор о правильном питании" 3 класс

Рабочая программа для внеурочной занятости учащихся по курсу "Разговор о правильном питании"...

Программа по внеурочной занятости "Музей в твоем классе"

Рабочая программа кружка «Образ и мысль»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений ...

Рабочая программа по внеурочному занятию "Моя любимая аппликация"

В программе имеется подробный календарно - тематический план, пояснительная записка, основное содержание, где расписаны основные ведущие принципы: деятельности, гуманности, творчества, вариатив...

Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  1 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  2 класса "Дорогою добра"...