Программы по внеурочным занятиям
рабочая программа (4 класс) на тему

Стеклова  Светлана Евгеньевна

Программы по внеурочным занятиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmy_po_vneurochnym_zanyatiyam.rar442.84 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образования второго поколения.  В процессе разработки программы  главным ориентиром стала исследовательская работа поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Программа “Я - исследователь” является продолжением урочной деятельности, опирается на методику и программу исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова.

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.

   

Общая характеристика программы курса «Я – исследователь

научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.  

Цель и задачи курса «Я – исследователь»

        Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

        Задачи программы:

  • формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
  • обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
  • формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
  • развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

         Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

участвовать в работе конференций, чтений.

Творческие работы: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.

   Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.

Особенности программы.

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

        Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной цели или требованиям, поэтому основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии (деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы.

Специфика курса. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей элементарным приёмам совместной деятельности в ходе разработки проектов. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Места курса в плане внеурочной деятельности «Я – исследователь».

Программа по общеинтеллектуальному направлению «Я-исследователь» рассчитана на 4 года - 135 часов из расчета 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классе – по 34 часа.

Ценностное ориентирование содержания программы

Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков образа жизни, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, признание традиций, обычаев на примере игр разных народов, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества.

Ценность патриотизма  одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества  осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Планируемые результаты освоения программы

Программа предусматривает достижение   3    уровней    результатов:

Первый уровень результатов 

(1 класс)

Второй уровень результатов (2-3 класс)

Третий уровень результатов 

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты.

результаты

формируемые  умения

средства формирования

личностные

  • формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.
  • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

организация на занятии

парно-групповой работы

Метапредметные  результаты

регулятивные

•        учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•        планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

познавательные

  • умения учиться: навыках решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.
  • добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

•        осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

коммуникативные

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • умение координировать свои усилия с усилиями других.

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия

Предполагаемые результаты реализации программы

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • Планировать (составлять план своей деятельности);
  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

    По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

• действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы;

• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;

• обозначится граница исследования;

• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

• поведется последовательно исследование;

• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);

• проанализируются и обобщатся полученные материалы;

• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;

• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;

• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;

• организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное; 

• продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

• создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

• сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!

•  активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:

альбом,

газета,

гербарий,

журнал, книжка-раскладушка,

коллаж,

коллекция,

костюм,

макет,

модель,

музыкальная подборка,

наглядные пособия,

паспарту,

плакат,

план,

серия иллюстраций,

сказка,

справочник,

стенгазета,

сувенир-поделка,

сценарий праздника,

учебное пособие,

фотоальбом,

экскурсия

Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности:

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений;        

• с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;        

• с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов.        

Содержание программы курса «Я - исследователь».

1-й год обучения

Тема 1. Что такое исследование? - 1ч

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где человек использует свою способность исследовать окружающий мир.

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как люди используют результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя.

Знакомство с основными доступными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т.п.).

Тема 2. Как задавать вопросы? Задания на развитие  умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.  Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Тема3. Практическая  работа. Какие вопросы будем задавать? Как задавать вопросы,  подбирать вопросы по теме исследования.

Тема 4. Как выбрать тему исследования? Понятие «тема исследования». Задания на развитие речи, аналитического мышления. Игра на развитие наблюдательности.

Тема5. Коллективная  игра – исследование. Подготовить детей к точной передаче в рисунке особенностей заданного объекта «Прогулка по зоопарку»

Тема 6. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).  Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 7. Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками» Экскурсия в библиотеку. Познакомить детей с информационными справочниками, и как с ними работать.

Тема8. «Учимся выбирать дополнительную литературу» в  библиотеке. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему.

Тема 9. Наблюдение как способ выявления проблем.

Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск». Развивать умение находить предметы по их описанию, назначению, др.

Тема 10. Практическая работа на выявление проблем. Способствовать развитию наблюдательности через игру «Поиск».

 Тема 11. Совместное или самостоятельное планирование. Учить составлять план для выполнения задания (алгоритм). Развивать речь учащихся.

Тема 12. Выполнения практического задания. Формировать умение работать самостоятельно и в коллективе.

Тема 13. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Знакомство с понятием «проблема».

Тема 14. Развитие умения видеть проблемы. Развивать речь, умение видеть проблему.

Тема 15. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Учить, в игровой форме выявлять причину и следствие.

Тема 16. Формулировка предположения (гипотезы). Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема  17. Развитие умения выдвигать гипотезы. Выдвижение гипотез.

Тема 18. Развитие умений задавать вопросы. Развивать умение правильно задавать вопросы.

Тема 19. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей. Заочная экскурсия в прошлое.

Тема 20. Обоснованный выбор способа выполнения задания. Уметь мотивировать свой выбор.

Тема 21. Практическая работа «способы выполнения задания»Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы.

Тема 22. Составление аннотации к прочитанной книге. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам.

Тема 23. Составление  карточек по прочитанной книге. Составление карточек по прочитанной книге.

Тема 24. Учимся выделять главное и второстепенное. Научить выделять главное и второстепенное из собранного материала.

Тема 25. Как делать схемы? Познакомить с понятием «схема», учиться строить схемы «Дерево Паук».

Тема 26. Методика проведения самостоятельных исследований. Научить, самостоятельно проводить исследование.

Тема 27. Практическая работа по исследованию. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово».

Тема 28. Коллективная игра-исследование. Игра-исследование «Построим дом, чтоб жить в нём».

Тема 29. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. Самостоятельная работа учащихся над проектом.

Тема 30. Защита творческих работ. Оценка творческим работам. Подготовка выставки творческих работ.

Тема  31. Выставки творческих работ. Организуем выставку творческих работ.

Тема 32. Средство стимулирования проектной деятельности детей. Презентации проектов учащимися.

Тема 33. Анализ исследовательской деятельности. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы.

2-й год обучения.

Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы - 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы.

Тема 2. Как задавать вопросы? – 1ч. Игра «Задай вопрос».

Тема 3. Банк идей – 1ч. Составление «Банка идей».

Тема 4. Тема, предмет, объект исследования. – 1ч. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Тема 5. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. – 1ч. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

Тема 6. Цели и задачи исследования.- 1ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности.

Тема 7. Основные стадии, этапы исследования.- 1ч. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования.

Тема 8. Учимся выделять гипотезы. - 1 ч. Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…

Тема 9. Практические задания: “Давайте вместе подумаем” – 1ч. Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,  “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др.

Тема 10. Организация исследования. – 1ч. Метод исследования как путь решения задач исследователя. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Тема 11. Доступные методы исследования. – 1ч. Знакомство с основными доступными детям методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования.

Тема 12. Работа с компьютером. – 1ч. обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.

Тема 13. Практические задания. – 1ч. Тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).

Тема 14.Наблюдение. – 1ч. Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения.

Тема 15. Наблюдательность. – 1ч. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений.

Тема 16. Наблюдение как способ выявления проблем. – 1ч. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения.

Тема 17. Практические задания по выявлению проблем. – 1ч. Практические задания: “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”.

Тема 18. Коллекционирование. – 1ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию.

Тема 19. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. -1 ч. Понятия - коллекционирование, коллекционер, коллекция. Научит выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал.

Тема 20. Экспресс – исследование. «Какие коллекции собирают люди» - 1ч.

Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди».

Тема 21. Сообщение о своих коллекциях. – 1ч. Выступления учащихся о своих коллекциях.

Тема 22. Выставка своих коллекций. – 1ч. Демонстрация своих коллекций.

Тема 23. Что такое эксперимент. – 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.  Самый главный способ получения информации. Что знаем об экспериментировании. Как узнать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.  Практическая работа.

Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия».

Тема 25. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования. – 1ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

Тема 26. Что такое исследовательский поиск? – 1ч. Знакомство с исследовательским поиском.

Тема 27. Способы фиксации получаемых сведений. – 1ч. Знакомство со способами  получаемой информации

Тема 28. Обобщение полученных данных. – 1ч.  Анализ, обобщение, главное, второстепенное. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного.

Тема 29. Практические задания по полученным данным. – 1ч. Практические задания: “Учимся анализировать”, “Учимся выделять главное”, “Расположи материал в определенной последовательности”.

Тема 30. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. – 1ч. Составление плана подготовки к защите проекта.

Тема 31. Как подготовить сообщение. – 1ч. Сообщение, доклад. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное.

Тема 32. Подготовка к защите. – 1ч.  Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”.

Тема 33. Индивидуальные консультации. – 1ч.  Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите.

Тема 34. Защита детских работ. Подведение итогов работы. – 1ч.  Анализ проектной деятельности. Оценка творческим работам. Подготовка выставки творческих работ.

3-й год обучения.

Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. – 1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами».

Тема 2. Как выбрать тему проекта? – 1ч. Беседа «Что мне интересно?». Памятка «Как выбрать тему».

Тема 3. Обсуждение и выбор тем исследования. – 1ч. Обсуждение выбранной темы для исследования.

Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч.

Задания на выявление общих интересов. Групповая работа.

Тема 5. Какими могут быть  проекты? – 1ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах.

Тема 6. Практическая работа по проекту. – 1ч Выполнение проектов  в группах.

Тема 7. Что такое гипотез? – 1ч. Дать понятие, что такое гипотез, выдвижение гипотез.

Тема 8. Формулирование цели, задач исследования. –1 ч. Постановка цели исследования по выбранной теме. Определение задач для достижения поставленной цели.

Тема 9. Планирование работы –1ч. Составление плана работы над проектом.

Тема10. Практическое задание.- 1ч. Игра «По местам».

Тема 11. Знакомство с методами исследования.- 1ч.  Познакомить с методами исследования.

Тема 12. Знакомства с предметами исследования. – 1ч. Познакомить с предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте.

Тема13. Эксперимент познания в действии. – 1ч. Эксперимент как форма познания мира.

Тема 14. Обучение анкетированию, социальному опросу. – 1ч. Составление анкет, опросов.

Тема 15. Обучение интервьюированию. – 1ч. Проведение интервью в группах.

Тема 16. Работа в библиотеке с каталогами. – 1ч. Экскурсия в библиотеку.

Тема 17. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. – 1ч.

Выбор необходимой литературы по теме проекта.

Тема 18. Анализ прочитанной литературы. – 1ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно, записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 19. Использование прочитанной литературы в проекте. -1ч. Учить правильно, записывать литературу, используемую в проекте.

Тема 20. Основные логические операции. – 1ч.

Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?»

Тема 21. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное. – 1ч.

Составить рассказ по готовой концовке.

Тема 22. Анализ и синтез. – 1ч.  Понятие анализа и синтеза. Игра «Найди ошибки художника».

Тема 23. Суждения, умозаключения, выводы. -1ч. Практическое задание, направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы.

Тема 24. Исследование объектов. – 1ч.

Практическое занятие, направленное на исследование объектов в проектах учащихся.

Тема 25. Как сделать сообщение о результатах исследования. – 1ч.

Составление плана работы. Требования к сообщению.

Тема 26. Оформление работы. – 1ч.

Выполнение рисунков, поделок и т.п.

Тема 27. Исследовательский  проект «Вулкан». – 1ч.

Стать специалистом в области знаний о вулканах. Узнать, что такое «вулкан».

Тема 28. Исследовательский  проект: «Почему вымерли динозавры?» - 1ч.

Узнать причину вымирания динозавра.

Тема 29. Исследовательская работа «История моей семьи». – 1ч.

Дополнить генеалогическое дерево семьи, изучить страницы жизни семьи; узнать некоторые исторические факты о семье.

Тема 30. Исследовательская работа «Армия моей страны». -1ч.

Задачи армии, структура вооруженных сил; воинские награды, памятники воинам в нашем городе.

Тема 31. Исследовательская работа «Значение цвета». – 1ч.

Человека окружает многоцветие. Но каждый из нас в одежде, предметах, вещах отдает предпочтение определенному цвету. Почему?

Выяснить значение каждого цвета, найти связь между выбором цвета и характером человека.

Выбор определенного любимого цвета влияет на характер и поведение людей.

Тема 32. Работа в компьютерном классе. – 1ч.

Работа на компьютере.

Тема 33. Оформление презентации. – 1ч.

Создание презентации.

Тема 34. Мини конференция по итогам собственных исследований. – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Анализ проектной деятельности.

4-й год обучения.

Тема 1. Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами».

Тема2-3. Культура мышления.- 2ч.

Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ».

Тема 4-5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии.

Тема 6. Обсуждение и выбор тем исследования. – 1ч.

Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем.

Тема 7. Актуализация проблемы. - 1ч.

Работа над актуальностью выбранной проблемы.

Тема 8-9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. –

2ч.Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования.

Тема 10-11. Предмет и объект исследования. – 2ч.

Определение предмета и объекта исследования и их формулирование.

Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.  – 1ч.

Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы.

Тема 13-14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.  -2ч.

Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы.

Тема15-16. Наблюдение и экспериментирование. -2ч.

Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой.

Тема 17-18. Техника экспериментирования. -2ч.

Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем».

Тема19-20. Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.  – 2ч.

Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента.

Тема21-22. Правильное мышление и логика.  – 2ч.

Задания на развитие мышления и логики.

Тема 23-24. Обработка и анализ всех полученных данных.  - 2ч.

Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта.

Тема25-27. Что такое парадоксы.  -3ч.

Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах.

Тема28-29.Работа в компьютерном классе. – 2ч.

Выполнение презентации к проекту. Подбор необходимых картинок.

Тема 30. Оформление презентации .- 1ч.

Составление альбома иллюстраций.

Тема 31. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите -1ч.

Составление плана выступления.

Тема 32. Защита исследовательской работы  перед одноклассниками по теме «Персидская кошка» часть I. Персидская порода кошек.  – 1ч.

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема 33.Защита исследовательской работы  перед одноклассниками по теме «Персидская кошка» часть II. Мои наблюдения и эксперименты.  – 1ч. 

Выступление с проектами перед одноклассниками.

Тема 34. Показ презентаций о семье. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч.

Выступления учащихся с презентацией. Анализ исследовательской деятельности. Выводы.

Тематическое планирование программы курса «Я - исследователь».

1-й год обучения

№ занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности уч-ся

1

Что такое исследование?

Умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний

 Умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

Умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

2

Как задавать вопросы?

3

Практическая  работа. Какие вопросы будем задавать?

4

Как выбрать тему исследования?

5

Коллективная  игра – исследование.

Обучающийся сможет поупражняться  в отборе материала по теме исследования, проанализировать игровую ситуацию, высказать свою точку зрения.

6

Учимся выбирать дополнительную литературу

(экскурсия в библиотеку).

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 умения и навыки работы в сотрудничестве.

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле.

7

Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»

8

«Учимся выбирать дополнительную литературу» в  библиотеке.

9

Наблюдение как способ выявления проблем.

10

Практическая работа на выявление проблем.

11

Совместное или самостоятельное планирование.

12

Выполнения практического задания.

13

Выдвижение идеи (мозговой штурм).

14

Развитие умения видеть проблемы.

15

Постановка вопроса (поиск гипотезы).

16

Формулировка предположения (гипотезы)

17

Развитие умения выдвигать гипотезы.

18

Развитие умений задавать вопросы.

19

Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

20

Обоснованный выбор способа выполнения задания.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

21

Практическая работа «способы выполнения задания»

22

Составление аннотации к прочитанной книге.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

формулировать собственное мнение и позицию;

23

Составление  карточек по прочитанной книге.

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

24

 Учимся выделять главное и второстепенное.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

25

Как делать схемы?

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

26

Методика проведения самостоятельных исследований.

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 умения и навыки работы в сотрудничестве

27

Практическая работа по исследованию.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

формулировать собственное мнение и позицию;

28

Коллективная игра-исследование

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

29

Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике.

умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей

 Умение самостоятельно находить недостающую информацию в информационном поле

30

Защита творческих работ.

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

владеть основами смыслового чтения текста;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

31

Выставки творческих работ.

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 умения и навыки работы в сотрудничестве

32

Средство стимулирования проектной деятельности детей.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

задавать вопросы;

33

Анализ исследовательской деятельности.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

2-й год обучения

№ занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности уч-ся

1

Что можно исследовать? Формулирование темы

принимать и сохранять учебную задачу;

осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

 допускать существование различных точек зрения;

 учитывать разные мнения, стремиться к координации.

2

Как задавать вопросы?

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи

соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу.

3

Банк идей

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

4

Тема, предмет, объект исследования.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

5

Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.

6

Цели и задачи исследования.-

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

7

Основные стадии, этапы исследования.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

умения учиться: навыкам, решения творческих задач и навыкам поиска, анализа и интерпретации информации.

8

Учимся выделять гипотезы.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

9

Практические задания: “Давайте вместе подумаем”

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

10

Организация исследования.

умения учиться: навыкам решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации ин договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формации.

11

Доступные методы исследования.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

12

Работа с компьютером.

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

13

Практические задания.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

14

Наблюдение.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

 высказываться в устной и письменной формах.

15

Наблюдательность.

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться, приходить к общему решению.

16

Наблюдение как способ выявления проблем.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

17

Практические задания по выявлению проблем.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

18

Коллекционирование.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

19

Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

20

Экспресс – исследование. «Какие коллекции собирают люди»

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной.

21

Сообщение о своих коллекциях.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

22

Выставка своих коллекций.

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 умения и навыки работы в сотрудничестве.

23

Что такое эксперимент.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

24

Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

25

Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

26

Что такое исследовательский поиск?

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать разные мнения и стремиться к координации.

27

Способы фиксации получаемых сведений.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

28

Обобщение полученных данных.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

29

Практические задания по полученным данным.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

 осуществлять синтез (цело из частей);

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

30

Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

31

Как подготовить сообщение.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

 осуществлять синтез (цело из частей);

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

32

Подготовка к защите.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

33

Индивидуальные консультации.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

планировать свои действия;

 осуществлять синтез (цело из частей);

 учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию.

34

Защита детских работ. Подведение итогов работы.

самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

владеть основами смыслового чтения текста;

 адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

3-й год обучения

№ занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности уч-ся

1

Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

2

Как выбрать тему проекта?

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

формулировать собственное мнение и позицию;

3

Обсуждение и выбор тем исследования.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

4

Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

5

Какими могут быть  проекты?

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

6

Практическая работа по проекту.

умение координировать свои усилия с усилиями других;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

7

Что такое гипотез?

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

8

Формулирование цели, задач исследования.

вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

владеть основами смыслового чтения текста;

использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера;

9

Планирование работы

умение координировать свои усилия с усилиями других;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

10

Практическое задание.-

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

11

Знакомство с методами исследования.-

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

12

Знакомства с предметами исследования.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

13

Эксперимент познания в действии.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

14

Обучение анкетированию, социальному опросу

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане,

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

15

Обучение интервьюированию.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

16

Работа в библиотеке с каталогами.

умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы

 умения и навыки работы в сотрудничестве.

17

Отбор и составление списка литературы по теме исследования.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

18

Анализ прочитанной литературы.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

19

Использование прочитанной литературы в проекте.

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. 

20

Основные логические операции.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

21

Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

 использовать речь для регуляции своего действия;

контролировать действия партнера.

22

Анализ и синтез.

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

формулировать собственное мнение и позицию.

23

Суждения, умозаключения, выводы.

 принимать и сохранять учебную задачу;

строить рассуждения об объекте;

 обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

 подводить под понятие;

 устанавливать аналогии;

 контролировать действия партнера;

 владеть монологической и диалогической формами речи.

24

Исследование объектов.

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

25

Как сделать сообщение о результатах исследования.

адекватно воспринимать оценку учителя; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;

 проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию

26

Оформление работы.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

27

Исследовательский  проект «Вулкан».

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

28

Исследовательский  проект: «Почему вымерли динозавры?»

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

29

Исследовательская работа «История моей семьи».

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

30

Исследовательская работа «Армия моей страны».

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

31

Исследовательская работа «Значение цвета».

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

32

Работа в компьютерном классе.

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.

33

Оформление презентации.

ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

34

Мини конференция по итогам собственных исследований. Анализ исследовательской деятельности.

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

4-й год обучения

№ занятия

Тема занятия

Основные виды деятельности уч-ся

1

Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе.

Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты. Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске».

Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Подготовка детских работ к публичной защите

2-3

Культура мышления.

4-5

Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии.

6

Обсуждение и выбор тем исследования.

7

Актуализация проблемы.

8-9

Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез.

10-11

Предмет и объект исследования.

12

Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования.

13-14

Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала.

15-16

Наблюдение и экспериментирование.

17-18

Техника экспериментирования.

19-20

Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования.

21-22

Правильное мышление и логика.

23-24

Обработка и анализ всех полученных данных.

25-27

Что такое парадоксы.

28-29

Работа в компьютерном классе.

30

Оформление презентации.

31

Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите.

32

Защита исследовательской работы  перед одноклассниками по теме «Персидская кошка» часть I. Персидская порода кошек.  

33

Защита исследовательской работы  перед одноклассниками по теме «Персидская кошка» часть II. Мои наблюдения и эксперименты.  

34

Показ презентаций о семье. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

Для осуществления образовательного процесса по программе «Я - исследователь» необходимы следующие  принадлежности:

компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;

набор ЦОР по проектной технологии.

Литература для учителя:

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,  дом «Фёдоров», 2011

М.В. Дубова  Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных классов. - М. БАЛЛАС,2012

Для  обучающихся:

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Интернет  - ресурсы

А.В.Горячев, Н.И. Иглина  "Всё узнаю, всё смогу". Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.- М. БАЛЛАС,2011

Техническое оснащение:

  1. Система тестирования качества знаний с программным обеспечением  INTERWRITE
  2. Интерактивная доска   INTERWRITE
  3. Комплект. Наглядное пособие интерактивное для интерактивной доски с тестовыми заданиями.
  4. Проектор Vivitek . Кронштейн настенный.
  5. Документ – камера Gaoke.
  6. Ноутбук педагога Acer.
  7. Гарнитура SenmaiSCL – HD 265
  8. Акустическая система 40 WTOPDEVICE
  9. Фотоаппарат Canon


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

Рабочая программа по внеурочной занятости "Разговор о правильном питании" 3 класс

Рабочая программа для внеурочной занятости учащихся по курсу "Разговор о правильном питании"...

Программа по внеурочной занятости "Музей в твоем классе"

Рабочая программа кружка «Образ и мысль»   разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и концептуальных положений ...

Рабочая программа по внеурочному занятию "Моя любимая аппликация"

В программе имеется подробный календарно - тематический план, пояснительная записка, основное содержание, где расписаны основные ведущие принципы: деятельности, гуманности, творчества, вариатив...

Программа по внеурочному занятию 1 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  1 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 2 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  2 класса "Дорогою добра"...

Программа по внеурочному занятию 3 класса "Дорогою добра"

Программа по внеурочному занятию  3 класса "Дорогою добра"...