Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy_22.docx | 70.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49»
РЕКОМЕНДОВАНО на заседании педагогического совета протокол № _________ «___» __________2022 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ «СОШ № 49» Торопова С. А. приказ № ______ от «____» _________2022 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Умники и умницы»
Направление: общеинтеллектуальное
Срок реализации: 4 года
Автор – составитель: Ногачевская О.Л.
учитель начальных классов
Рассмотрено на методическом
объединение учителей
начальных классов
протокол № ______
«____» ___________2022 г.
Новокузнецкий городской округ, 2022
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты освоения программы:
- определение и высказывание под руководством учителя правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор.
- уважительное отношение и интерес к высказываниям и выбору других;
- стремление к самовыражению в разных видах деятельности;
- определение ценности научного познания;
- осознание своей индивидуальности;
- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны;
- уважение к другим людям.
Метапредметные результаты освоения программы:
- определение и формулирование цели деятельности;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- ориентирование в своей системе знаний: отличать новое от уже известного материала;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя дополнительный материал, свой жизненный опыт, информацию, полученную от учителя;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- преобразование информации из одной формы в другую: составлять математические рассказы, задачи на основе простейших математических моделей (предметных рисунков, схем);
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации
и видов деятельности
№ | Тема/раздел | Формы организации занятий | Виды деятельности |
1 год реализации | |||
Развивающие игры. | |||
1. | Вводное занятие. Игра «Скопируй рисунок». | беседа | познавательная |
2. | Игра на развитие восприятия «Залатай коврик». | моделирующая игра | познавательная |
3. | Игра на развитие внимания «Расставь числа в возрастающем порядке». | моделирующая игра | познавательная |
4. | Игра на развитие восприятия «Расставь знаки по образцу». | моделирующая игра | игровая |
5. | Игра на развитие памяти «Нарисуй по памяти в таком же расположении». | моделирующая игра | познавательная |
6. | Игра на развитие памяти «Запомни пары чисел». | моделирующая игра | познавательная |
7. | Игра на развитие логического мышления «Какой фигуры не хватает?». | моделирующая игра | познавательная |
8. | Игра «Проведи корабли точно по курсу». | моделирующая игра | игровая |
Викторины, соревнования. | |||
9. | Определи маршрут корабля. | викторина | творческая |
10. | Где произойдет стыковка кораблей. | соревнование | игровая |
11. | Отгадай задуманное число. | викторина | игровая |
12. | Игра- путешествие «В цирке». | викторина | игровая |
13. | Математический лабиринт «Догони!» | викторина | познавательная |
14. | Кому подать мяч? | соревнование | игровая |
15. | Кто быстрее посчитает? | соревнование | игровая |
16. | Угадай фигуру. | викторина | познавательная |
Задачи разного вида. | |||
17. | Вычислительные машины. | познавательная беседа | познавательная |
18. | Как узнать задуманный день недели? | моделирующая игра | игровая |
19. | Логические квадраты. | викторина | игровая |
20. | Задачи на сообразительность. | моделирующие игра | познавательная |
21. | Необычные приемы устных вычислений. | познавательная беседа | познавательная |
22. | Математический диктант. | поисковые исследования | познавательная |
23. | Для чего нужны задачи? | познавательная беседа | познавательная |
24. | Зачем нужны задачи-обманки? | познавательная беседа | игровая |
25. | Что такое «шифр»? | познавательная беседа | игровая |
Поисковые исследования. | |||
26. | Найди ключ к загадке. | поисковые исследования | поисковая |
27. | Плывем к Робинзону Крузо. | поисковые исследования | игровая |
28. | В гостях у Золушки. | поисковые исследования | игровая |
29. | Отработка навыков решения задач. | беседа | познавательная |
30. | Провоцирующие задачи. | поисковые исследования | творческая |
31. | Необычные решения. | поисковые исследования | познавательная |
32. | Составление задач. | проект | исследовательская |
33. | Выбери свой путь. | поисковые исследования | проблемно- ценностное общение |
2 год реализации | |||
Развивающие игры. | |||
1. | Вводное занятие. Игры, лабиринты, кроссворды. | организация деятельности во взаимодействии со сверстниками | познавательная |
2. | Логические задания с числами и цифрами. | моделирующая игра | познавательная |
3. | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | моделирующая игра | познавательная |
4. | Конструирование геометрических фигур. | моделирующая игра | познавательная |
5. | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. | поисковые исследования | познавательная |
6. | Задачи в стихах. | моделирующая игра | творческая |
7. | Составление дерева возможностей. | моделирующая игра | творческая |
Задачи разного вида. | |||
8. | Из истории чисел. Арифметика каменного века. | познавательная беседа | познавательная |
9. | Старинные меры измерения. | познавательная беседа | познавательная |
10. | Масса. Новые мерки. Измерения. | познавательная беседа | познавательная |
11. | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | соревнование | игровая |
12. | Китайская головоломка «Танграм». | поисковые исследования | познавательная |
13. | Схемы, уравнения. | познавательная беседа | игровая |
14. | Графическое моделирование. | моделирующая игра | познавательная |
15. | Решение старинных задач. | познавательная беседа | познавательная |
Викторины, соревнования. | |||
16. | Моя любимая математика. | познавательная беседа | игровая |
17. | Составь задачи. | викторина | познавательная |
18. | Кто быстрее решит? | соревнование | игровая |
19. | Построй фигуру. | групповая игра | творческая |
20. | Зачем нужны разные способы решения? | познавательная беседа | проблемно- ценностное общение |
21. | Составить кроссворд. | практическое занятие | игровая |
22. | Математика- точная наука. | праздник | игровая |
23. | Головоломки, шарады. | соревнование | творческая |
24. | Головоломки, шарады. | соревнование | игровая |
25. | Викторина по командам. | организация деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками | познавательная |
Поисковые исследования. | |||
26. | Длина. Придумывание новых мерок. | поисковые исследования | познавательная |
27. | Измерение. Исследовательская работа. | проект | творческая |
28. | Как получить новые геометрические фигуры? | поисковые исследования | познавательная |
29. | Закономерности. | беседа | познавательная |
30. | Способы определения массы. | беседа | познавательная |
31. | Работа по нахождению массы предмета. | поисковые исследования | игровая |
32. | Найди решение шарады. | поисковые исследования | творческая |
33. | Найти решение цепочки примеров. | организация деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками | творческая |
34. | Пройти по лабиринту чисел. | праздник | игровая |
3 год реализации | |||
Развивающие игры. | |||
1. | Иероглифическая система древних египтян. | беседа | познавательная |
2. | Римские цифры. Игры, задачи. | моделирующая игра | познавательная |
3. | Пифагор и его школа. Игры, задачи. | моделирующая игра | игровая |
4. | Архимед. Игры, задачи. | моделирующая игра | игровая |
5. | Умножение. Игры, задачи. | викторина | игровая |
6. | Решение олимпиадных задач. Задачи- смекалки. | моделирующая игра | познавательная |
7. | Денежные знаки. Задачи-смекалки. | моделирующая игра | игровая |
8. | Цифры в буквах. | праздник | творческая |
Поисковые исследования. | |||
9. | Что дала людям математика? Зачем ее изучать? | беседа | познавательная |
10. | Старинные системы записи чисел. | познавательная беседа | познавательная |
11. | Как читать римские цифры? | познавательная беседа | познавательная |
12. | Деление. Упражнения, задачи. | познавательная беседа | познавательная |
13. | Делится или не делится. | поисковые исследования | познавательная |
14. | Знакомство с занимательной математической литературой. | познавательная беседа | проблемно- ценностное общение |
15. | Время, часы. | познавательная беседа | познавательная |
16. | Открытие нуля. | поисковые исследования | игровая |
Викторины, соревнования. | |||
17. | Бесконечный ряд загадок. | викторина | игровая |
18. | Конкурс знатоков. | поисковые исследования | игровая |
19. | Математический КВН. | викторина | игровая |
20. | Игра «Веришь или нет». | викторина | игровая |
21. | Математика- царица наук. | беседа | познавательная |
22. | Игра «Смекай, играй, отгадывай». | викторина | игровая |
23. | Игра «Поле чудес». | викторина | игровая |
24. | Интеллектуальный марафон. | соревнование | игровая |
25. | Соревнование «Лучший математик» | соревнование | игровая |
26. | Игра «Посчитай» | викторина | игровая |
27. | Круглый стол «Мы математики». | викторина | игровая |
Задачи разного вида. | |||
28. | Решение задач. | поисковые исследования | познавательная |
29. | Решение задач разного вида. | поисковые исследования | игровая |
30. | Задачи повышенной трудности. | поисковые исследования | познавательная |
31. | Олимпиадные задачи. | деловая игра | познавательная |
32. | Задачи с многовариантными решениями. | познавательная беседа | проблемно- ценностное общение |
33. | Ребусы. | поисковые исследования | познавательная |
34. | Найди ключ к решению. | поисковые исследования | творческая |
4 год реализации | |||
Развивающие игры. | |||
1. | Отважный путешественник. | моделирующая игра | игровая |
2. | Магические квадраты. | деловые игры | творческая |
3. | Волшебные квадраты. | моделирующая игра | игровая |
4. | Умение комбинировать. | моделирующая игра | игровая |
5. | Придумывание по аналогии. | беседа | познавательная |
6. | Координаты точек на плоскости. | моделирующая игра | игровая |
7. | Логические игры. | беседа | познавательная |
8. | Гонка за лидером. | конкурс | творческая |
Поисковые исследования. | |||
9. | Волшебный круг. | беседа | познавательная |
10. | Правила сравнения. | познавательная беседа | игровая |
11. | Игра с числами. | беседа | познавательная |
12. | Многозначные числа. | познавательная беседа | проблемно- ценностное общение |
13. | Игра с числами. | конкурс | игровая |
14. | Нахождение объема фигур. | беседа | познавательная |
15. | Волшебный квадрат. | деловая игра | творческая |
16. | Действия противоположные значению. | беседа | познавательная |
Викторины, соревнования. | |||
17. | Турнир смекалистых. | викторина | игровая |
18. | Решение сложных уравнений. | познавательная беседа | познавательная |
19. | Действия с круглыми числами. | конкурс | игровая |
20. | КВН «Решай, смекай». | викторина | игровая |
21. | Блиц - турнир. | викторина | творческая |
22. | Проект «Мое место в математике». | проект | познавательная |
23. | Меры длины в пословицах. | познавательная беседа | проблемно- ценностное общение |
24. | Математические головоломки. | викторина | игровая |
25. | Математические ребусы. | беседа | познавательная |
26. | Составление кроссворда. | викторина | игровая |
Задачи разного вида. | |||
27. | Решение задач на нахождение числа по его части. | познавательная беседа | познавательная |
28. | Решение задач с именованными числами. | деловая игра | творческая |
29. | Задачи на развитие смекалки. | игра | творческая |
30. | Блиц - турнир. | организация деятельности обучающихся во взаимодействии со сверстниками | игровая |
31. | Составление задач на нахождение среднего арифметического числа. | поисковые исследования | проблемно- ценностное общение |
32. | Координаты на числовом луче. | деловые игры | познавательная |
33. | Математическое древо. | беседа | познавательная |
34. | Составление круговых диаграмм. | круглый стол | проблемно- ценностное общение |
3. Тематическое планирование
№ п/п | Название разделов | Количество часов | ЭОР и ЦОР |
1 класс | |||
1. | Развивающие игры. | 8 | |
2. | Викторины, соревнования. | 8 | |
3. | Задачи различного вида. | 9 | |
4. | Поисковые исследования. | 8 | |
Итого: | 33 часа | ||
2 класс | |||
1. | Развивающие игры. | 7 | |
2. | Викторины, соревнования. | 10 | |
3. | Задачи разного вида. | 8 | |
4. | Поисковые исследования. | 9 | |
Итого: | 34 часа | ||
3 класс | |||
1. | Развивающие игры. | 8 | |
2. | Викторины, соревнования. | 11 | |
3. | Задачи разного вида. | 7 | |
4. | Поисковые исследования. | 8 | |
Итого: | 34 часа | ||
4 класс | |||
1. | Развивающие игры. | 8 | |
2. | Викторины, соревнования. | 10 | |
3. | Задачи разного вида. | 8 | |
4. | Поисковые исследования. | 8 | |
Итого: | 34 часа | ||
Всего за 4 года: | 135 часов |
4. Календарно – тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Примечание |
Развивающие игры (8 часов). | |||
1. | Вводное занятие. Игра «Скопируй рисунок». | ||
2. | Игра на развитие восприятия «Залатай коврик». | ||
3. | Игра на развитие внимания «Расставь числа в возрастающем порядке». | ||
4. | Игра на развитие восприятия «Расставь знаки по образцу». | ||
5. | Игра на развитие памяти «Нарисуй по памяти в таком же расположении». | ||
6. | Игра на развитие памяти «Запомни пары чисел». | ||
7. | Игра на развитие логического мышления «Какой фигуры не хватает?» | ||
8. | Игра «Проведи корабли точно по курсу». | ||
Викторины, соревнования (8 часов). | |||
9. | Определи маршрут корабля. | ||
10. | Где произойдет стыковка кораблей. | ||
11. | Отгадай задуманное число. | ||
12. | Игра- путешествие «В цирке». | ||
13. | Математический лабиринт «Догони». | ||
14. | Кому подать мяч? | ||
15. | Кто быстрее посчитает? | ||
16. | Угадай фигуру. | ||
Задачи разного вида (9 часов). | |||
17. | Вычислительные машины. | ||
18. | Как узнать задуманный день недели? | ||
19. | Логические квадраты. | ||
20. | Задачи на сообразительность. | ||
21. | Необычные приемы устных вычислений. | ||
22. | Математический диктант. | ||
23. | Для чего нужны задачи? | ||
24. | Зачем нужны задачи- обманки? | ||
25. | Что такое «шифр»? | ||
Поисковые исследования (8 часов). | |||
26. | Найди ключ к загадке. | ||
27. | Плывем к Робинзону Крузо. | ||
28. | В гостях у Золушки. | ||
29. | Отработка навыков решения задач. | ||
30. | Провоцирующие задачи. | ||
31. | Необычные решения. | ||
32. | Составление задач. | ||
33. | Выбери свой путь. |
2 класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Примечание |
Развивающие игры (7 часов). | |||
1. | Вводное занятие. Игры, лабиринты, кроссворды. | ||
2. | Логические задания с числами и цифрами. | ||
3. | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | ||
4. | Конструирование геометрических фигур. | ||
5. | Составление алгоритмов, блок схем, программ с вопросами. | ||
6. | Задачи в стихах. | ||
7. | Составление дерева возможностей. | ||
Задачи разного вида (8 часов). | |||
8. | Из истории чисел. Арифметика каменного века. | ||
9. | Старинные меры измерения. | ||
10. | Масса. Новые мерки. Измерения. | ||
11. | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | ||
12. | Китайская головоломка «Танграм». | ||
13. | Схемы, уравнения. | ||
14. | Графическое моделирование. | ||
15. | Решение старинных задач. | ||
Викторины, соревнования (10 часов). | |||
16. | Моя любимая математика. | ||
17. | Составь задачи. | ||
18. | Кто быстрей решит? | ||
19. | Построй фигуру. | ||
20. | Зачем нужны разные способы решения? | ||
21. | Составь кроссворд. | ||
22. | Математика- точная наука. | ||
23. | Головоломки, шарады. | ||
24. | Головоломки, шарады. | ||
25. | Викторина по командам. | ||
Поисковые исследования (9 часов). | |||
26. | Длина. Придумывание новых мерок. | ||
27. | Измерение. Исследовательская работа. | ||
28. | Как получить новые геометрические фигуры? | ||
29. | Закономерности. | ||
30. | Способы определения массы. | ||
31. | Работа по нахождению массы предмета. | ||
32. | Найди решение шарады. | ||
33. | Найди решение цепочки примеров. | ||
34. | Пройти по лабиринту чисел. |
3 класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Примечание |
Развивающие игры (8 часов). | |||
1. | Иероглифическая система древних египтян. | ||
2. | Римские цифры. Игры, задачи. | ||
3. | Пифагор и его школа. Игры, задачи. | ||
4. | Архимед. Игры, задачи. | ||
5. | Умножение. Игры, задачи. | ||
6. | Решение олимпиадных задач. Задачи- смекалки. | ||
7. | Денежные знаки. Задачи- смекалки. | ||
8. | Цифры в буквах. | ||
Поисковые исследования (8 часов). | |||
9. | Что дала людям математика? Зачем ее изучать? | ||
10. | Старинные системы записи чисел. | ||
11. | Как читать римские цифры? | ||
12. | Деление. Упражнения, задачи. | ||
13. | Делится или не делится. | ||
14. | Знакомство с занимательной математической литературой. | ||
15. | Время, часы. | ||
16. | Открытие нуля. | ||
Викторины, соревнования (11 часов). | |||
17. | Бесконечный ряд загадок. | ||
18. | Конкурс знатоков. | ||
19. | Математический КВН. | ||
20. | Игра «Веришь или нет». | ||
21. | Математика- царица наук. | ||
22. | Игра «Смекай, играй, отгадывай». | ||
23. | Игра «Поле чудес». | ||
24. | Интеллектуальный марафон. | ||
25. | Соревнования «Лучший математик». | ||
26. | Игра «Посчитай». | ||
27. | Круглый стол «Мы- математики». | ||
Задачи разного вида (7 часов). | |||
28. | Решение задач. | ||
29. | Решение задач разного вида. | ||
30. | Задачи повышенной трудности. | ||
31. | Олимпиадные задачи. | ||
32. | Задачи с многовариантными решениями. | ||
33. | Ребусы. | ||
34. | Найди ключ к решению. |
4 класс
№ п/п | Дата | Наименование тем | Примечание |
Развивающие игры (8 часов). | |||
1. | Отважный путешественник. | ||
2. | Магические квадраты. | ||
3. | Волшебные квадраты. | ||
4. | Умение комбинировать. | ||
5. | Придумывание по аналогии. | ||
6. | Координаты точек на плоскости. | ||
7. | Логические игры. | ||
8. | Гонки за лидером. | ||
Поисковые исследования (8 часов). | |||
9. | Волшебный круг. | ||
10. | Правила сравнения. | ||
11. | Игра с числами. | ||
12. | Многозначные числа. | ||
13. | Игра с числами. | ||
14. | Нахождение объема фигур. | ||
15. | Волшебный квадрат. | ||
16. | Действия противоположные значению. | ||
Викторины, соревнования (10 часов). | |||
17. | Турнир смекалистых. | ||
18. | Решение сложных уравнений. | ||
19. | Действия с круглыми числами. | ||
20. | КВН «Решай, смекай». | ||
21. | Блиц - турнир. | ||
22. | Проект «Мое место в математике». | ||
23. | Меры длины в пословицах. | ||
24. | Математические головоломки. | ||
25. | Математические ребусы. | ||
26. | Составление кроссворда. | ||
Задачи разного вида (8 часов). | |||
27. | Решение задач на нахождение числа по его части. | ||
28. | Решение задач с именованными числами. | ||
29. | Задачи на развитие смекалки. | ||
30. | Блиц – турнир. | ||
31. | Составление задач на нахождение среднего арифметического числа. | ||
32. | Координаты на числовом луче. | ||
33. | Математическое древо. | ||
34. | Составление круговых диаграмм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Умники и умницы"
Программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" предназначена для привлечения учащихся к исследовательской деятельности. Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности являет...
Авторская рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1класса «Умники и умницы» Автор программы: учитель начальных классов Зыбанова Татьяна Павловна МКОУ «СОШ №23» п. Айхал, Мирнинский район.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интелл...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Умники и умницы" 1 класс
Программа внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"
Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...
Внеурочная деятельность. Программа кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа кружка "Умники и умницы" для обучающихся 1 класса....
Программа внеурочной деятельности кружка "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса...
Программа внеурочной деятельности во 2 классе на основе программы Юным умникам и умницам
Программа внеурочной деятельности во 2 классе основана на программе Ольги Холодовой Юным умникам и умницам.1 час в неделю...