Классный час «Наша малая Родина – Сестрорецк»
классный час (2 класс)

Коннова Варвара Сергеевна
В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою
страну занимает при этом центральное место. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения. Формирование гражданской позиции начинается с детства и большую роль играет в этом начальная школа. Но при этом следует учитывать, что необходимо рассматривать не только глобальный образ Родины, но и малой родины ребенка, что более доступно для понимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Районный этап регионального дистанционного конкурса

среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий в Санкт-Петербурге

Гражданское и патриотическое воспитание

Классный час «Наша малая Родина – Сестрорецк»

Коннова Варвара Сергеевна, учитель начальных классов,

ГБОУ СОШ № 434 Курортного района Санкт-Петербурга

2024 год


Пояснительная записка: в настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает при этом центральное место. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения. Формирование гражданской позиции начинается с детства и большую роль играет в этом начальная школа. Но при этом следует учитывать, что необходимо рассматривать не только глобальный образ Родины, но и малой родины ребенка, что более доступно для понимания.

Тематическое направление: гражданское и патриотическое воспитание

Тема (название) воспитательного мероприятия: классный час «Наша малая Родина – Сестрорецк».

Актуальность и обоснование выбора темы: воспитание любви к малой Родине, накопление социального опыта жизни в своем родном городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры начинается с детства. Любовь ребёнка к Родине начинается с отношения не только к своей семье, друзьям и близким, школе, дому и улице, но и к своей малой Родине – родному городу. При беседе с учениками было выяснено, что лишь небольшая часть из них знает про историю города, меньше половины смогли назвать достопримечательности. Патриотизм, как известно, закладывается в процессе жизни человека в определенной социокультурной среде, где чувство любви взаимосвязано со знаниями.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): в настоящее время особенно актуальная проблема формирования гражданской позиции среди современной молодежи. Воспитание гармоничной личности невозможно без упора на систему ценностей, мировоззрение и культуру поведения. Подобные мероприятия не только помогают учащимся узнать о месте, в котором они живут, они воспитывают в ребенке патриотизм, любовь к своей стране, помогая вырасти ему гармоничной личностью, что дает основу для закладывания других положительных качеств в ходе дальнейших воспитательных мероприятий.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): 8-9 лет (2 класс)

Цель: показать значение малой Родины в жизни каждого человека, расширить знания о родном городе, пробудить исследовательский интерес.

Задачи:

Образовательные:

  1. Актуализировать знания учеников о своей малой Родине.
  2. Привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.
  3. Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

  1. Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой Родине.
  2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.
  3. Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

  1. Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города, поселка, деревни.
  2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.
  3. Способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. Осознавать, какие исторические и памятные места есть в Сестрорецке;
  2. Обобщить и расширить знания обучающихся об истории Сестрорецка;
  3. Формировать бережное отношение к природным богатствам.

Познавательные:

  1. Извлекать информацию из текста и иллюстраций;
  2. Строить рассуждения, обобщать информацию по теме;
  3. Делать выводы в результате совместной работы группы.

Регулятивные:

  1. Контролировать собственную деятельность и деятельность группы по результатам выполнения задания.

Коммуникативные

  1. Сотрудничать в группе;
  2. Соблюдать грамматические нормы речи;
  3. Обращаться за помощью;
  4. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: тематический информационный час «О тебе, моя малая Родина». Классный час «О тебе, моя малая Родина» способствует сохранению исторической преемственности поколений, развитию национальной культуры, воспитывает бережное отношение к историческому и культурному наследию.

Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов: мультимедийный (презентация), метод «активного слушания», работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений, «мозговой штурм».

Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: учитель начальных классов соответстующей квалификационной категории.

Материально-технические, информационные ресурсы: информационно – коммуникационные технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии, групповые технологии.

Основная часть

Описание подготовки воспитательного мероприятия

Подготовительный этап

  1. Учащиеся собирают сведения об истории Сестрорецка и излагают в форме доклада;
  2. Учащиеся собирают сведения о достопримечательностях Сестрорецка;
  3. Учащиеся на уроке музыки учат песню «С чего начинается родина»;
  4. Проводится экскурсия на Сестрорецкий рубеж.

Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект, дидактическая карта мероприятия и др.)

Хочу, чтоб порою весенней

На зорьке нам пел соловей,

Хочу, чтобы в небе осеннем

Мы видели клин журавлей…

Пусть утром в росистых ладонях

Купается ландыша цвет:

И видеть, и слышать такое —

Милей сердцу радости нет!

Пусть город наш будет здоровым,

Пусть счастливо люди живут

И помнят, хотя бы немного,

О том, что их Родина тут.

(Розалия Мартысь)

Учитель: Дорогие ученики, как вы думаете, о чем сегодня мы будем с вами разговаривать? Правильно, о Родине. А что же такое Родина? Давайте вспомним. Когда мы записывали это слово в наш словарь, мы узнали, что у него бывают разные значения. Какие? С чего же начинается Родина? В этом нам поможет песня.

Ученики поют и слушают песню в исполнении Марка Бернеса «С чего начинается Родина» ( )

С чего начинается Родина?

С картинки в твоем букваре,

С хороших и верных товарищей,

Живущих в соседнем дворе,

А может она начинается

С той песни, что пела нам мать,

С того, что в любых испытаниях

У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина...

С заветной скамьи у ворот,

С той самой березки что во поле

Под ветром склоняясь, растет.

А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги проселочной,

Которой не видно конца.

С чего начинается Родина...

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где - то в шкафу мы нашли,

А может она начинается

Со стука вагонных колес,

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце принес.

С чего начинается Родина...

Учитель: С чего же начинается Родина? На наше занятие я принесла сухие дубовые листья и желуди. На столах у вас стоят маленькие бутылочки с водой. Почему же я принесла эти вещи?

Учитель: Давайте вспомним флаг и герб Сестрорецка. На нем изображены морские волны, символизирующие Финский залив, и ветвь дуба. Недаром Сестрорецк – крупный курортный город, расположенный между водами Финского залива и озера Разлив. А дубовые листья – давний символ Сестрорецка, указывающий на парк «Дубки» заложенный вместе с городом.

Учитель: Да, мы живем в России, но у нас есть еще и малая Родина – наш город Сестрорецк. Как вы думаете, что же значит фраза «моя малая Родина»? Какие задачи мы ставим перед собой сегодня? Итак, для кого-то малая Родина — это поселок или город, для кого-то – улица или дом, для кого-то – родные и близкие люди, семья. Найдем наш город на карте Санкт-Петербурга. А как вы думаете, насколько интересна история Сестрорецка? Давайте послушаем мнение Натальи Ивановой, кандидата исторических наук ()

Учитель: Давайте и мы окунемся в историю нашего родного города. А помогут нам в этом ваши одноклассники, которые примерили на себя роли историков.

Доклады детей

История нашего города

Петр I основатель нашего города. 20 сентября 1714 года Петр I побывал на реке Сестре. С этой даты ведет свое начало история города Сестрорецка. Царю очень понравились природная красота и географическое положение этих мест. С этого же года началась застройка Сестрорецка. За центр города был принят Оружейный завод. В западной части Сестрорецка, на берегу, на живописном мысе, Петр приказал строить каменный дворец.

История названия города

При Петре I устье реки Невы и Выборг стали русскими, наши предки нашли здесь лесную речку Систер – Бек – «Сестрин ручей», но шведы взяли за основу старое финское название Съестариоки – «Смородинная речка». Отсюда и пошло название Сестрорецк.

Сестрорецк во время Великой Отечественной войны

Во время Великой Отечественной войны Финляндия выступала одним из союзников Германии. С ее территории в направлении Ленинграда в июне 1941 года также началось наступление финских и немецких подразделений. Однако существенного прогресса на этом направлении вражеским подразделениям добиться не удалось.

Одной из причин является элитная линия обороны города, построенная еще в 1937 году, за несколько лет до начала Финской кампании. В последствии она получила название «Сестрорецкий рубеж».

Сестрорецкий рубеж представляет собой узкую дорогу, проходящую сквозь лес по краю болота. Слева – непроходимое болото, а справа – тайга. Линия обороны была тщательно укреплена орудиями, которые стояли вдоль всей дороги и могли вести огонь по движущимся целям практически прямой наводкой.

Еще до начала Великой Отечественной войны на этой дороге были построены образцовые долговременные огневые точки (так называемые ДОТы). Они представляют собой бетонные бункеры, из которых выглядывают стволы орудий, а также присутствуют амбразуры (отверстия) для того, чтобы монтировать пулеметы. Толщина стен укреплений достигала двух метров.

Противник не мог пробраться сюда незамеченным. Все доступы просматривались через амбразуры. Кроме этого, командир огневой точки наблюдал за ходом боевых действий через перископ с десятикратным увеличением.

Учитель: Ранее мы с вами посетили Сестрорецкий рубеж и узнали еще больше информации про Сестрорецк во время войны. А какие же еще есть достопримечательности в Сестрорецке? Некоторые ребята подготовили про них сообщения.

Выступления учащихся и показ слайдов с фотографиями достопримечательностей, про которые они рассказывают.

1 ученик - Заказник «Сестрорецкое болото»

Экологический маршрут проходит по территории государственного природного заказника регионального значения «Сестрорецкое болото», непосредственно по болоту. Прогулка по подобной местности производит яркое впечатление.

Заказник занимает огромную территорию — около 2000 га, включает верховую часть, низинные и переходные окраины болота, а также северную часть Сестрорецкого Разлива. На территории болота можно встретить многих краснокнижных представителей флоры и фауны, например, европейскую чернозобую гагару, большого кроншнепа, белоглазого нырка и филина.

В заказнике два входа — Северный и Южный, которые расположены в 400 метрах друг от друга. Совершенно не важно, через какой вход вы будете заходить, они ведут к одному и тому же маршруту.

2 ученик - Парк «Дубки» раскинулся на выступающем в Финский залив мысе. Своё имя парк получил благодаря 2000 дубам, посаженным по указу Петра I. Вековые дубы стали символом Сестрорецка. Дубовая ветвь с желудями изображена на флаге и гербе города.

Изначально молодые дубы были нужны для строительства судов русского флота, но позже здесь сделали сады с фруктовыми деревьями, прогулочные террасы, защитные дамбы. В парке также построили каменный трёхэтажный императорский дворец — одну из загородных резиденций Петра I. К сожалению, дворец не сохранился.

Сейчас парк включён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО по номинации «Исторический центр Петербурга и его пригороды».

3 ученик – Сестрорецкий разлив — искусственное озеро, которое было создано во времена Петра I, когда запрудили реку Сестру и Чёрную речку. Здесь же построили плотину (в XX веке была засыпана), которая обеспечивала работу оружейного завода.

Площадь разлива — 12,2 км2. Сегодня это одно из самых старых водохранилищ в мире.

По побережью проложены экологические тропы, есть пляжи для отдыха горожан. Купаться в водоёме нельзя. В разливе ловятся подлещик, окунь, ёрш, судак, плотва, густера и щука.

4 ученик – Музей «Шалаш В. И. Ленина»

Музей посвящён событиям лета 1917 года, когда В. И. Ленин и Г. Е. Зиновьев скрывались от ареста на берегу Сестрорецкого Разлива. Их тогда обвинили в организации июльских беспорядков в Петрограде. Сперва несколько дней они пережидали у рабочего Сестрорецкого оружейного завода Н. А. Емельянова в сарае, но вскоре в посёлке появилась полиция. Пришлось менять место дислокации.

Ленин перебрался в разлив под видом нанятого финского рабочего — косца. Он почти месяц жил в крошечном шалаше, наспех собранном из веток и покрытом соломой. Для полной маскировки Владимир Ленин также сбрил бороду и носил парик.

В августе участились дожди и стало холодно, поэтому однопартийцы решили укрыть Ленина в Финляндии. 8 августа он покинул шалаш.

Именно в этот непродолжительный период проживания в шалаше Ленин начал писать свою книгу «Государство и революция», в которой предрекалось свержение монархического строя и создание пролетарского государства.

Сегодняшний шалаш идентичен оригинальному. Рядом поставили памятник и организовали павильон с предметами, которыми Ленин пользовался в тот короткий период в укрытии. Среди них можно увидеть его пилу и чайник.

5 ученик – Музей «Сарай Н. А. Емельянова»

Здесь в июле 1917 года Ленин и Зиновьев несколько дней скрывались от преследования Временного правительства. Сарай расположен на противоположном от шалаша берегу озера.

Музей был открыт в 1925 году. Внутри музея воссоздана бытовая обстановка сарая в том виде, который был в июле 1917-го. В 1970 году над сараем установили стеклянный павильон и памятную доску.

Учитель: Не забудем и про нашу школу. Она тоже часть истории города Сестрорецка. Послушаем последний доклад.

Ученик: Школа основана в 1903 году. Строительство велось с 1903 по 1905 года на средства Сестрорецких оружейников и субсидий Петербургского общества грамотности, при непосредственном участии сына С.И. Мосина – Н.Н. Арсеньева. Сергей Иванович Мосин – генерал-майор, директор завода при жизни уделял большое внимание образованию и повышению квалификации рабочих. Продолжателем его идей стал приёмный сын. Школа была наречена именем Его императорского высочества Алексея Николаевича. В 1909 году рядом было построено каменное здание – высшее начальное училище.

В 1927 году школа перешла на десятилетнее обучение, в 1937 году состоялся первый выпускной бал десятиклассников. Именно в этот период решалась проблема безграмотности взрослого населения. Девиз 1930-х гг.: «Научился сам - научи товарища!». В годы Великой Отечественной войны в стенах школы располагался детский дом и штаб 120 истребительного батальона. До 1946 года в школе было печное отопление и не было водопровода. Директором блокадного приюта стала бывшая директор школы – Мария Александровна Александрова.

Сестрорецк был закрыт, жители эвакуированы в ближайшие поселки, вход в город был только по пропускам. Осиротевшие дети были собраны в стенах разливской школы. Дети поступали в детдом страшно истощенными, часто умирали уже там. Их хоронили в братской могиле на Тарховском кладбище. В начале июля 1942 года детдом был эвакуирован. 10 декабря 2001 года впервые за 60 лет воспитанники детдома собрались в школе. Проходя по школе, вспоминали: «Где сейчас стоят станки, была спальня и стояли кровати, здесь была печь. А этот класс был главным залом, тут проходили линейки и собрания». Слезы не высыхали на лицах уже пожилых воспитанников разливского блокадного детдома.

В 1959 году прошло преобразование в «среднюю общеобразовательную политехническую школу с производственным обучением». Это была школа нового типа, с особой программой, вместе с аттестатом ученики получали квалификационное удостоверение о присвоении разряда. Но основным направлением работы школы с послевоенных времен и по сей день является воспитание патриотизма и гражданственности – подготовка человека к участию в жизни своей страны, ответственности за свои действия.

Учитель: давайте закрепим полученные знания. Для этого поделимся на команды.

1 конкурс. Найти на карте Сестрорецка достопримечательность

1. Сестрорецкий рубеж

2. Парк культуры и отдыха «Дубки»

3. Шалаш В.И. Ленина

4. Музей «Сарай Н. А. Емельянова»

5. Заказник «Сестрорецкое болото»

2 конкурс. Викторина о Сестрорецке. Каждая команда получает листы с вопросами:

1. Какая ягода по легенде росла на берегу реки Сестры?

2. В каком году был основан Сестрорецк?

3. Кто основал Сестрорецк?

4. Как называлась речка, которую нашли в лесах наши предки?

5. Что находилось в здании нашей школы во времена Великой Отечественной войны?

Даётся 2 минуты на обсуждение.

3 конкурс. Знаменитые люди Сестрорецка. Назовите по описанию известных людей.

1. Советский спортсмен (хоккей, футбол), заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Выступал за ЦДКА-ЦСКА (футбол, русский хоккей, хоккей с шайбой) - 1945-1949, 1954-1957 гг., ВВС (футбол, хоккей с шайбой) - 1944, 1950-1952 г.г., "Спартак" (футбол) - 1954 г. (четыре матча). Трехкратный чемпион страны по футболу, пятикратный чемпион страны по хоккею, дважды с ЦСКА выигрывал Кубок СССР по футболу, трижды (с ЦСКА и ВВС) - Кубок СССР по хоккею с шайбой, один раз с ЦСКА - Кубок СССР по русскому хоккею. Олимпийский чемпион, двукратный чемпион мира и трехкратный чемпион Европы по хоккею с шайбой. Лучший нападающий ЧМ-54 по хоккею. (Всеволод Михайлович Бобров)

2. Родился в 1915 году в г. Сестрорецке, в семье рабочего. После окончания заводского училища работал слесарем ремонтником Сестрорецкого инструментального завода им. Воскова. В 1941г. окончил курсы младших лейтенантов. На фронте командовал ротой 228-го гвардейского стрелкового полка 1-го Украинского фронта. 1 февраля 1945 года в наступательном бою на левом берегу реки Одер у населённого пункта Бризен во главе роты ворвался в расположение противника. Своим телом закрыл амбразуру вражеского ДОТа, повторив подвиг Александра Матросова. Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза 27 июня 1945г. Похоронен в населённом пункте Линден в Польше. В Сестрорецке в честь Героя Советского Союза названа улица. (Леонид Николаевич Борисов)

3. Родился 20 декабря 1871 (1 января 1872) года в Сестрорецке. активный участник революционного движения в России, рабочий Сестрорецкого оружейного завода. Член Коммунистической партии с 1904. Родился в семье рабочего. В 1899 вступил в социал-демократическую организацию. В 1905 организовал боевую дружину, участвовал в транспортировке оружия и революционной литературы из Финляндии. Осенью 1905 познакомился с В. И. Лениным. Подвергался репрессиям, освобождён после смерти Сталина. В июле - августе 1917 на станции Разлив укрывал Ленина от преследований буржуазного Временного правительства. В октябрьские дни 1917 участвовал в охране Смольного, в штурме Зимнего дворца. В 1919 председатель Сестрорецкого горсовета. Похоронен на кладбище города Сестрорецка. Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге (Николай Александрович Емельянов)

4. Сослуживцы характеризовали его как талантливого изобретателя, человека большого ума и широких творческих замыслов. По распоряжению Главного артиллерийского управления в 1881 году он был назначен членом «комиссии для осмотра механических средств и зданий» Сестрорецкого и Ижевского заводов. Большой успех принес ему и всем оружейникам 1900 г. - на Всемирной выставке в Париже 3-линейная винтовка была удостоена высшей награды - Гран При. После 1894 г. посыпались награды и почести. Прибыв в Сестрорецк, он стал не только начальником завода, но и начальником Сестрорецкого гарнизона. Деятельность прервалась довольно рано. В середине января простудился, через несколько дней ему стало хуже, вызванный врач определил крупозное воспаление легких, начал лечение, но было уже поздно. Умер 26 января (8 февраля) 1902 года, похоронен в Сестрорецке. Памятник в Сестрорецке был открыт 16 сентября 2001 года. (Сергей Иванович Мосин)

Учитель: Давайте узнаем, какая команда лучше всех справилась с заданиями.

И вот подошел к концу наш классный час. Мы узнали много нового про нашу малую Родину – город Сестрорецк. Закончим наш классный час мы стихотворением поэтессы Майи Ледневской, которое она посвятила Сестрорецку.

Как давно мечтаю я сюда вернуться.

Эти улочки и лес - не просто город.

Я хочу к сосне шершавой прикоснуться,

И о том, что не вернется больше вспомнить.

Вновь отбросить прочь постылую рутину

Прибежать на остановку утром ранним.

Ждать автобус, замечать, что руки стынут

И купить билет на замершем вокзале.

А потом дремать в ползущей электричке

И глядеть в окно сквозь белые узоры,

Верить - давняя мечта осуществится

И надеяться, что это будет скоро.

Слева Финский, справа дачи, огороды

Снег летит, все покрывая пеленою.

А за тем последним плавным поворотом

Город маленький, что стал моей судьбою.

Я забуду о заботах, скучных лицах.

Впереди давно знакомая дорога.

Снова сердце замирая будет биться

И растопит леденящую тревогу.

У каждого из вас на парте лежит лист бумаги. Давайте напишем нашему городу приятные слова, как если бы он был человеком, и повесим на доску.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: данная разработка может быть использована учителями на классных часах и внеклассных мероприятиях с целью гражданско-патриотического воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Наша малая родина"

Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.      Кла...

Проект "Наша малая Родина"

Инновационный проект обновления образовательной программы       «НАША МАЛАЯ РОДИНА»   Возраст детей: 7-10 лет.Срок реализации: 3 года. Авто...

Кемеровская область - наша малая Родина

Кемеровская область - наша малая Родина. Практическая работа. Мы здесь живём. Можно приурочить к 70-летию Кемеровской области....

Внеклассное мероприятие по теме "Югра – наша малая родина"

Разработанное мероприятие к юбилею округа .Презентация состоит из 46 красочных аннимированных слайдов, которые будут прекрасными помощниками при проведении внеклассного мероприятия по теме:“Югра...

"Наша малая родина"

Аннотация: Полученный продукт деятельности возможно использовать на уроках математики. Предпринята попытка, используя математическое задание (письменные приёмы вычисления в столбик) расшифровать...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный час "Наша Малая Родина"

Классный час посвящен символике Большой и Малой Родины....