классный час "Наша малая родина"
классный час (4 класс) по теме

Тарлина Альбина Георгиевна

     Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.

     Классный час построен в виде защиты проекта группой ребят. Ученики заранее провели исследовательскую работу: поставили перед собой проблему, выдвинули гипотезу, определили цель и задачи проекта, исследовали ресурсы, предлагаемые в научной и художественной литературе, посетили школьный краеведческий музей, приготовили презентацию с фотографиями.

     Много интересных исторических фактов о жизни с.Перегрёбное с момента его возникновения могут заинтересовать ребят не только младшего, но среднего и старшего возраста.

     Классный час «Наша малая родина» знакомит обучающихся с историей возникновения северного села Перегрёбное, находящемся в Ханты-Мансийском округе.

     Классный час построен в виде защиты проекта группой ребят. Ученики заранее провели исследовательскую работу: поставили перед собой проблему, выдвинули гипотезу, определили цель и задачи проекта, исследовали ресурсы, предлагаемые в научной и художественной литературе, посетили школьный краеведческий музей, приготовили презентацию с фотографиями.

     Много интересных исторических фактов о жизни с.Перегрёбное с момента его возникновения могут заинтересовать ребят не только младшего, но среднего и старшего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razrabotka_klassnogo_chasa.zip13.04 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Наша малая родина»

Цели: - познакомить учащихся с историей образования п. Перегрёбное;

            - воспитывать любовь к малой родине.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация «Наш край»,карта

                               Октябрьского района.

Форма проведения: защита проекта.

Группа учащихся заранее готовит исследовательский проект на тему «Наша малая родина» о с.Перегрёбное.

Ход классного часа.

  1. Организационный момент.

Звучит запись песни «Зеленоглазый рай» местной поэтессы Захаровой И.Э. о с.Перегрёбное.

  1. Сообщение темы и цели классного часа.

- Сегодня наш классный час пройдёт в форме защиты проекта на тему «Наша малая родина».

  1. Выступления учеников.

     Проблема. Мы живём в небольшом северном селе, которое носит название Перегрёбное. Для того, чтобы познакомиться с происхождением названия нашего села. С историей его возникновения, мы решили провести исследование.

     Гипотеза. Можно предположить, что название с.Перегрёбное произошло от выражения «перегребать через реку».

     Цель – узнать о происхождении названия нашего села и истории его происхождения.

Исследование.

     В удобном географическом месте расположился посёлок Перегрёбное: там, где широкая Обь делится на два рукава и продолжается водная дорога на Север к Карскому морю по двум руслам, левому и правому, имеющим у нас названия Нарыкарская и Чемашинская Обь.

(Демонстрация карты Октябрьского района). 

Анализ литературы.

     Первое упоминание о посёлке датируется 1903 годом. Скорее всего это  

был не посёлок, а своеобразный перевалочный пункт.

В небольшом домике бакенщика можно было заночевать, а зимой уставшие от длительного пути кони могли получить корм и отдых. Место это было приметное, издавна жили несколько семей охотников ханты, о чём говорят старые захоронения. На языке ханты название посёлка «Кевавой» - что означает «Каменный мыс». Русское название «Перегрёбное» происходит от глагола «перегребать», т.е. на вёсельных лодках перебираться из одного рукава в другой.

     Истинной датой рождения посёлка Перегрёбное старожилы считают июнь 1930 года, когда катерок, тянувший баржу со спецпереселенцами

ткнулся в берег старого Перегрёбного. Сошли тогда на берег 18 семей, репрессированных из разных областей страны. Это вышедшее в январе 1930 года постановление партии и правительства об укреплении крестьянских хозяйств и раскулачивании зажиточных крестьян – кулаков вступило в действие, согнав насильно с родных мест Челябинской, Курганской, Рязанской областей и южных районов Тюменской области в общем-то ни в чём не повинных людей.

     Не передать огромного человеческого горя, выпавшего на долю первых жителей посёлка. Они перенесли всё: холод, голод, тиф, смерти близких, потерю здоровья и сил, а главное - обострённое чувство несправедливости.

      «Здесь будете жить, - сказал комендант, - отмечаться ежедневно, так как вы враги народа. Будете строить посёлок на новом высоком месте, там тайга, прорубите улицы, построите жилища. Помните: лето здесь тёплое, но короткое, а зима длинная с вьюгами и морозами».

     Счастлива была та семья, чей хозяин захватил с собой какой – либо инструмент. Поначалу жили новые перегрёбинцы в шалашах, землянках. Первым делом прорубили в тайге просеку, подготовили брёвна из срубленных деревьев к строительству. Фундаменты закладывать ни сил, ни времени, строили на пнях, и, как оказалось, это было верным решением: некоторые бараки того времени уцелели до наших дней. Строили все, в том числе и женщины,и дети, нужно было торопиться, чтобы успеть построить какие – то жилища до зимы. Дисциплина была строжайшая, перекличка по нескольку раз в день, могли даже и ночью поднять для пересчёта.

      Одновременно с жильём строили другие объекты: контору рыбоучастка, магазин, комендатуру, «каталажку» - местную тюрьму временного содержания.

     Всё лето шли катера с баржами и пароходы, высаживая на берег всё новые и новые семьи. Их было так много, что первую зиму многие жители провели в землянках. Не все дожили до весны.

Экскурсия в школьный музей.

     Из результатов экскурсии в школьный краеведческий музей мы выяснили, что в 1931 году началось строительство школы и больницы на 60 коек, одновременно шло строительство клуба. Все объекты строились вручную: техники не было, работали всё светлое время суток, а летом – в две смены – ночи белые, светло, как днём.

      Несмотря на тяжёлое положение с жильём, уже 1 сентября 1931 года начала работу начальная школа, не имея ещё постоянного места помещения. Занимались временно до 1932 года в бараке. Всего было открыто 3 класса. В начальной школе учились разновозрастные дети, наполняемость классов была большая, т.к. к ссыльным их Казахстана, Курганской области, Челябинской, юга омской области добавились рязанцы, астраханцы, жители Башкирии, Калмыкии. Во время строительства школы из-за постоянного недоедания и тяжёлого труда погибло много людей. Тем не менее, к осени 1932 года школа была сдана в эксплуатацию. В 1935 году была создана семилетка. В 1936 году был первый выпуск.

       В 1933 году была образована сельхозартель имени Чкалова. Посевные площади составляли 120 га. Выращивали ячмень, рожь, овёс, картофель. Занимались животноводством, разводили коров, лошадей, свиней, овец. к 1937 году имели 30 лошадей, 40 голов крупнорогатого скота. Первую животноводческую ферму построили за рекой, напротив посёлка.

       С увеличением поголовья скота начали специализацию. Образовали полеводческую, рыболовецкую бригады, а также коневодческую и животноводческие фермы. В кохозе работал пром комбинат, развивались подсобные отрасли – изготовляли кирпич, выжигали известь, делали сани, телеги, хорошо было поставлено бондарское дело.

     Хозяйство стало крупным поставщиком рыбы, говядины, свинины, баранины, молока, шерсти, кож, картофеля. Продавали государству значительное количество овса, ржи, ядрицы, овощей.

     Особенно славился колхоз своим коневодством, которое трижды было представлено на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и Выставке достижений народного хозяйства СССР и было отмечено медалями и дипломами. За достижения в коневодстве и полеводстве колхоз был премирован автомашинами и другой техникой.

      В 1947 году в колхозе впервые была организована ферма чёрно – серебристых лисиц, которая в последующие годы сыграла большую роль в финансовом укреплении хозяйства.

     Из года в год государство увеличивало помощь колхозу в машинах и технике на смену конной вспашке пришла тракторная. На молочной ферме колхозные умельцы установили подвесную монорельсовую дорожку, улучшили систему вожоснабжения.

     Свыше 60 членов колхоза имени Чкалова в годы Великой Отечественной войны сражались на фронте. Многие не вернулись с полей сражений. Высоко оценен труд тех, кто ковал победу в тылу. Пять человек были награждены медалями «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

      В 40-е – 50-е годы работал в Перегрёбном пищекомбинат – выпускал варенья, джемы, напитки, масло и другие продукты. В пекарне выпекали хлеб. Работал рыбкооп, славилась мастерская по пошиву одежды.

     30 мая 1957 года был образован Перегрёбинский сельский Совет

(с 1997 года – территориальный комитет).

     В сегодняшнем Перегрёбном проживает около 5 тысяч человек. На территории поселения зарегестрировано более 40 предприятий (филиалов), организаций производственной и непроизводственной деятельности, две средних общеобразовательных школы, дошкольное учреждение, Дом юного техника, музыкальная школа, участковая больница, газокомпрессорная станция (ЛПУ МГ), комплексное строительно – монтажное управление №4, строительный участок, муниципальное предприятие ЖКХ, библиотека, КСК «Феерия» и т.д. Здесь живут и работают люди с активной жизненной позицией, пользующиеся заслуженным авторитетом и уважением односельчан.

     Вывод: мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась. Думаем, что наш проект заинтересует многих ребят, живущих в нашем селе.

Ученики читают стихи.

1-й ученик.   Мой древний Север, из каких сказаний

                       Ты белой былью в жизь мою вошёл?

                         Как дар судьбы ловлю твоё дыханье

                         И кутаюсь в метельный лёгкий шёлк.

2-й ученик.    Люблю твои нехитрые просторы,

                         Звенящий купол выстывших небес,

                         Разубранный сияньем, как узором

                         Наряды юных северных невест.

3-й ученик.   Люблю весну неторопливо талой,

                         Дневной уют в шатре твоих ночей,

                         И жёлтую осеннюю усталость,

                         И сумерки коротких зимних дней.

4-й ученик.   Как дар судьбы ловлю твоё дыханье

                         И кутаюсь в метельный лёгкий шёлк.

                         Мой древний Север, из каких сказаний

                         Ты белой былью в жизнь мою вошёл?

В.Шестакова

  1. Просмотр презентации «Наш край».

  1. Подведение итогов.

- Что нового узнали о нашем посёлке?

- Что больше всего запомнилось?

Литература: Н.В.Ермакова «Времена Коды», Пермь, издательство

                        «Феликс», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час: « Моя малая Родина».

Проект «Судьба и Родина едины».Классный  час: « Моя малая Родина».Цель:-  формировать представления о родном  крае, о своей станице;- вызвать  интерес к истории родной станицы;- пр...

Классный час "Милый сердцу уголок - моя малая родина"

Классный час по краеведению (3 класс)...

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины".

Классный час "Моя малая Родина". Проект "Судьба и Родина едины"....

Классный час по теме: «Нет в мире краше Родины нашей. Моя малая Родина».

Актуальность: воспитание гордости за свою Родину, малую Родину – город, в котором ты родился или живёшь , понимание неповторимости и богатства культурных ценностей и традиций, что  играет огромну...

Классный час "Малая Родина"

Классный час "Малая Родина"...

Классный час "Малая родина - большая любовь"

Классный час - путешествие по страницам альбома, посвященного Республике Марий Эл: "Край, в котором я живу", "Начало истории республики", "Люблю тебя, мой город", "З...

Классный час Моя малая Родина классный час (4 класс) на тему

Классный час Моя малая Родинаклассный час (4 класс) на тему...