программа "Мой край"
календарно-тематическое планирование (1 класс)

Селиверстова Наталья Эдуардовна

программа "Мой край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_kray_1.docx60.05 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа внеурочной деятельности

гражданско-патриотического направления

«Мой край»

Пояснительная записка

Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах народы передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.

Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.

Цель: дать обучающимся начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Татарстана, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.

Задачи:

В области образования:

  1. содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители нашего края в историко-культурное наследие региона;
  2. расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
  3. привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
  4. научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Татарстана, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.

В области воспитания:

содействовать гармоничному развитию личности школьника;

сформировать самостоятельность и деловые качества;

развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

воспитать гуманное отношение к окружающей среде;

способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Татарстан;

приобщить учеников к богатой культуре Республики Татарстан.

Основные методы и технологии

 индивидуально-групповая:

Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)

Проектная деятельность

Экскурсии.

 Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства)

Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)

Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)

Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)

Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)

Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях).

Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную   деятельность и систематическое освоение содержания курса.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

  • мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
  • планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
  • информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
  • рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Республики Татарстан, контурные карты.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Данная программа «Мой край» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, для 1 класса - 66 часов в год (2 часа в неделю) и для учеников 2 – 4 классов - 34 часа (1 час в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Содержание программы «Мой край» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Программа курса «Мой край» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Татарского края, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны. Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы. Программа построена так, что через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) обучающийся входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от него  соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.

В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир.  Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.

Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством Татарского края, с литературными произведениями писателей нашего края.

 Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, навыки при составлении кроссвордов.

Отслеживание результатов.

Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:

  1. викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  2. создания и защиты собственного проекта;
  3. создания презентаций - представлений по изученной теме;
  4.  конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
  5. участия в конференциях разного уровня.

В результате занятий по программе «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

Личностные: 

  1. научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  2. приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  3. научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  4. приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
  5. для формирования основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Республики Татарстан области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
  6. мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебнопознавательные, внешние и внутренние мотивы;
  7. эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Татарской области;
  8. чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
  9. эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные:

1.планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

2.выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

3.проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

4.самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

5.использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

6.уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

7.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

8.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;

9.вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные:

  1. используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  2. на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  3. узнавать символику Республики Татарстан её городов;
  4. описывать достопримечательности родного края;
  5. использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  6. осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  7. работать с атласом, глобусом и картой;
  8. находить на карте свой регион и его главный город;
  9. устанавливать причинноследственные связи;
  10. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  11. устанавливать аналогии.

12.самостоятельно подбирать литературу по теме;

13.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;

14. работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия:

1.понимать различные позиции других людей, отличие от его собственной позиции;

2.ориентироваться на позицию партнера в общении;

3.учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

4.готовить и выступать с сообщениями;

5.формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

6.наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;

7. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Содержание курса

 Программа состоит из отдельных разделов. Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться, и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.

1 класс – 66 часов

Тема 1.Что изучает краеведение? Знакомство с курсом. ТБ и ПДД

Тема 2. Красота родного края. Знакомство с красотой родного края, чтение стихотворения «С чего начинается Родина».

Тема 3 . Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.

Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.

Тема 4. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.

Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).

Тема 5. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».

Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

Тема 6. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.

Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.

Тема 7. Я и мое имя. Значение старинных имён. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.

Практическая работа. Игры с использованием имен.

Тема 8. Моя фамилия. Наука о родстве. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.

 Тема 9. Моя родословная.

Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).

Тема 10. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы.  Первая учительница.

Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.

Тема 11. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.

Практическая работа. Экскурсия в школьный музей.

Тема 12.  Нашей школе 20. Знакомство с историей школы.

Тема 13.  Проект «Каждой пичужке нашу кормушку». Оказание помощи зимующим птицам.

Тема 14. Экскурсия «Помощь пичужкам»

Тема 15. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.

Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.

Тема 16. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.

Практическая работа. Подготовка к Новому году.

Тема 17. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.

Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.

Тема 18. Мой город. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей.  Практическая работа. Подготовка выставки «Нижнекамск сегодня».

Тема 19. Заочное путешествие по городу в прошлом.

Практическая работа. Рисование города в прошлом. Работа с аппликацией.

Тема 20. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.

Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.

Тема 21. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?

Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек,  глины,  спичек, пластилина).

Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Память». Назначение предметов крестьянского быта.

Тема 23. История одежды. История вещей. Традиционный татарский народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.

Тема 24. Такие разные профессии.

Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.

Тема 25. Профессии в моей семье.

Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.

Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»

Тема 26-27. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты). Практическая работа. Экскурсия на почту

Тема 28. Наш современный город.

Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.

Практическая работа. Заочная экскурсия на предприятие

Тема 29.Отечество. Наша Родина-Россия.

Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.

Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

Тема30.О гербе, флаге и гимне.

Государственная символика России. Герб России.

Практическая работа. Рисование флага России.

Тема 31. Сто народов – одна страна.

 Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.

Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.

Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».

Тема 32. Сто народов – одна республика.

Татарстан – многонациональная республика. Народы Татарстана. Традиции и обычаи народа Татарстана, народные и религиозные праздники.

Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов Татарстана.

Практическая работа. Аппликация «Национальный костюм Татарстана».

Тема 33. История моего города. Посещение  краеведческого музея.

Тематическое планирование

 1 класс – 66 часов

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Виды учебной деятельности обучающихся

1 четверть  (18 ч)

1-2

Что изучает краеведение?

2

Игра «Мой край» Беседа о ТБ и ПДД

3-5

Красота родного края. Моя Родина. Богатства нашей земли.

3

Анализ стиха «С чего начинается Родина». Викторина.

6

Мой дом.

1

Изображение своего дома. Устный рассказ.

7-8

Мир твоего дома. Жизнь каждого члена семьи

2

Лепка интерьера (можно  по выбору). Рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.

9-10

Климат нашего края. Редкие животные края

2

Кроссворд «Времена года»

11

Красная книга.

1

Работа в группах

12-13

Водоёмы нашего края.

Реки нашего края.

2

Работа по карте

14

Отношения в семье

1

Изображение на рисунке членов семьи.

15

Я и моё имя. Значение старинных имён.

1

Игры с использованием имен.

16

 Моя фамилия.

1

Составление модели «Моя фамилия»

17

Наука о родстве. Моя родословная.

1

Проект родословного древа

18

Люди,  прославившие наш край.

1

Проект «Люди моего края»

2 четверть (14ч)

19-20

Родная школа Посещение музея школы №2

2

Модель школы . Экскурсия

21-22.

Трудовая жизнь в школе

2

Экскурсия в школьный музей школы №9

23.

 Нашей школе 20 лет. История школы

1

Конкурс рисунков «Моя школа»

24-25

«Каждой пичужке по кормушке». Птицы нашего края

2

Проект кормушек.

26-27

Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края, занесённые в Красную книгу.

1

Круглый стол. Обсуждение

28-29

Помощь пичужкам. Наблюдение за птицами.

2

Акция  «Кормушка»

30

Народные праздники и обряды

1

Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц

31

Новый год

1

Работа в группах «Новый год в разных странах»

3 четверть (18ч)

32-33

Рождественские колядки.Фольклор – духовное богатство народа

2

Заучивание колядок, инсценирование.

34-36

Мой город . Люди, прославившие наш город

3

Подготовка выставки «Нижнекамск сегодня».

37

Заочное путешествие по старому городу

1

Работа с аппликацией. «Нижнекамск в прошлом»

38-39

Моя улица

2

 Схема «Мой путь к школе и обратно»

40-41

Крестьянская изба

2

Конструирование крестьянской избы (из бумажных трубочек,  глины,  спичек, пластилина).

42-43

 Назначение предметов крестьянского быта.

2

Экскурсия в  школьный музей «Память»

44-45

История одежды. История вещей (по усмотрению учителя)

2

Рисование орнамента «Особенности в костюме родного края».

46-47

Такие разные профессии. Моя будущая профессия.

2

Встреча со школьным медиком

47-49

Профессии в моей семье

3

Игра «Кем я хотел бы стать?», Просмотр презентаций «Профессии в моей семье»

4 четверть – (16ч)

50-52.

Знакомство с предприятием связи и работниками почты. Знакомство с газетами города Нижнекамска.

3

Экскурсия на почту. Экскурсия в типографию.

53-54

Наш современный город.

2

Заочная экскурсия на предприятие «НКНХ»

55-56.

Отечество. Наша Родина-Россия

2

Викторина «Россия –Родина моя»

57-58

О гербе, флаге и гимне.

2

Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.

59-60.

Сто народов – одна страна

2

Составление памятки «Законы дружбы».

61-62

Сто народов – одна республика.

2

Аппликация «Национальный костюм Татарстана».

63-64

История моего города.

2

Экскурсия в краеведческий музей города

65-66

Писатели и поэты Татарстана

2

Составление буклета

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 2005.
  2. Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 2001.
  3. Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 2008.
  4. Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 2006.
  5. Буровик К. Родословная вещей. – М., 2005.
  6. Справочник по истории Татарстана. – Казань, 2007.
  7. Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 2004.
  8. Волина В. Учимся играя. – М., 2004.
  9. Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 2008.
  10. Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2008.
  11. Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
  12. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 2006.
  13. Загоровский В.П. Татарская историческая энциклопедия. – Казань, 2002.
  14.  Интернет-ресурс

Репродукции картин.

Технические средства обучения:

1.Классная доска с набором  приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

2.Компьютер( по возможности).

    3. Мультимедиа

 ЭОРы:  

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru 
  2. Сайт «Я иду на урок» и электронная версия газеты «Я иду на урок»: http://www.rus.1september.ru 
  3. Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru 
  4. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru 
  5. Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
  6. Газета «1 сентября»: www.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"

занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...

Кубанский край - казачий край.

Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...

Классный час "Край ты мой, родимый край!"

Воспитание любви к малой Родине....

Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»

Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"

Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...