программа "Мой край"
календарно-тематическое планирование (1 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности
гражданско-патриотического направления
«Мой край»
Пояснительная записка
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов мира, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, её природу, прошлое и современную жизнь. Свои знания исторического, географического, экономического характера устно или в различных документах народы передавали последующим поколениям, тем самым, сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов. Школа играет важнейшую роль в подготовке подрастающего поколения к творческой деятельности, основанной на соединении теории с практикой. Школа – первый шаг в подготовке к квалифицированному труду. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
Использование краеведения помогает учащимся стать настоящими гражданами, как своей страны, так и мира. Личные впечатления, которые появляются у учащихся в процессе деятельности с использованием краеведческих материалов (походов, экскурсий) усиливают эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического. Так человек становится Человеком, а Родина становится Отечеством: «Родина – место, где мы родились, Отечество – Родина, мною осознанная». Эти слова Михаила Пришвина, большого знатока родного края, могут служить эпиграфом в организации краеведческой работы.
Наша родина – Россия. Это огромная, красивая и богатая страна, где мы живём, чьим воздухом мы дышим, по чьей земле ходим. Есть выражение: «Моя Малая Родина». Что оно обозначает? В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, деревня или город, улица, дом, где он родился. Это и есть его малая родина. Она у каждого своя, она одна-единственная, как мама.
Цель: дать обучающимся начальной школы основные знания об истории родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Татарстана, познакомить с достопримечательностями и, что немало важно, людьми, трудившимися здесь и прославившими родной край.
Задачи:
В области образования:
- содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители нашего края в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по окружающему миру;
- привить младшим школьникам умения и навыки поисковой деятельности;
- научить учащихся начальных классов наблюдать и описывать факты из истории Татарстана, исследовать и систематизировать собранный материал, оформлять его.
В области воспитания:
содействовать гармоничному развитию личности школьника;
сформировать самостоятельность и деловые качества;
развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
воспитать гуманное отношение к окружающей среде;
способствовать пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Республики Татарстан;
приобщить учеников к богатой культуре Республики Татарстан.
Основные методы и технологии
– индивидуально-групповая:
Беседы (с использованием, по возможности, презентаций)
Проектная деятельность
Экскурсии.
Встречи с людьми, прославившими наш край (работниками культуры, образования, медицины, сельского хозяйства)
Виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ)
Викторины (в основном проводятся для подведения итогов деятельности по разделу)
Индивидуальная самостоятельная работа (составление и разгадывание кроссвордов, ребусов)
Консультации (по мере необходимости при подготовке к сообщению с презентацией, проектной деятельности, конференции, выступлению)
Конференции (участие обучающихся в школьных и городских мероприятиях).
Программа ориентирована на систематическую проектную деятельность младших школьников, она органично сочетает творческую проектную деятельность и систематическое освоение содержания курса.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Республики Татарстан, контурные карты.
Место курса в плане внеурочной деятельности
Данная программа «Мой край» рассчитана на преподавание с 1 по 4 классы начальной школы, для 1 класса - 66 часов в год (2 часа в неделю) и для учеников 2 – 4 классов - 34 часа (1 час в неделю).
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Содержание программы «Мой край» отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, исторические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.
Программа курса «Мой край» ориентирована на глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Татарского края, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащийся сформирует целостное представление о взаимосвязи развития отдельных населенных пунктов, частных событий и развития страны. Ведущая идея программы – развитие способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение не только к многовековой истории родного края, но и к совсем скромной истории родного края, посредством формирования навыков поисковой работы. Программа построена так, что через разнообразную деятельность (игровую, коммуникативную, учебную, трудовую) обучающийся входил в мир краеведческой культуры, которая предполагает не только усвоение понятийного аппарата и соответствующего содержания курса умений, но и требует от него соответствующего поведения по сохранению творческого подхода к позитивному использованию и преобразованию своего края. Данная программа ориентирована не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает руководитель занятий, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. Данная программа интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость.
Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с устным народным творчеством Татарского края, с литературными произведениями писателей нашего края.
Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, навыки при составлении кроссвордов.
Отслеживание результатов.
Подведение итогов деятельности по каждому разделу организуется в форме:
- викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
- создания и защиты собственного проекта;
- создания презентаций - представлений по изученной теме;
- конкурсов исследовательских работ, имеющих целью выявить лучших из числа всех участников;
- участия в конференциях разного уровня.
В результате занятий по программе «Мой край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
- научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
- научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
- приобретет способность развить в себе этические чувства – стыда, вины, совести – как регуляторов морального поведения;
- для формирования основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Республики Татарстан области, чувства сопричастности и гордости за свой край;
- мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
- эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Татарской области;
- чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
- эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.
Регулятивные:
1.планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
2.выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
3.проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
4.самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
5.использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
6.уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
7.в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
8.самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
9.вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные:
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- узнавать символику Республики Татарстан её городов;
- описывать достопримечательности родного края;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
- работать с атласом, глобусом и картой;
- находить на карте свой регион и его главный город;
- устанавливать причинно‐следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- устанавливать аналогии.
12.самостоятельно подбирать литературу по теме;
13.осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
14. работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
1.понимать различные позиции других людей, отличие от его собственной позиции;
2.ориентироваться на позицию партнера в общении;
3.учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
4.готовить и выступать с сообщениями;
5.формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
6.наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
7. аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Содержание курса
Программа состоит из отдельных разделов. Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут расширяться, и конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями обучающихся начальной школы. Материал от года к году углубляется, формы работы усложняются. Содержание программы соответствует внеурочной деятельности, целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в нашем образовательном учреждении.
1 класс – 66 часов
Тема 1.Что изучает краеведение? Знакомство с курсом. ТБ и ПДД
Тема 2. Красота родного края. Знакомство с красотой родного края, чтение стихотворения «С чего начинается Родина».
Тема 3 . Мой дом. Понятие «дом»: дом – жилище, дом – семья, дом – это место жизни человека.
Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ.
Тема 4. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные.
Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору).
Тема 5. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад».
Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий.
Тема 6. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими.
Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи.
Тема 7. Я и мое имя. Значение старинных имён. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Игры с использованием имен.
Тема 8. Моя фамилия. Наука о родстве. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи.
Тема 9. Моя родословная.
Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями).
Тема 10. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница.
Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории.
Тема 11. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения.
Практическая работа. Экскурсия в школьный музей.
Тема 12. Нашей школе 20. Знакомство с историей школы.
Тема 13. Проект «Каждой пичужке нашу кормушку». Оказание помощи зимующим птицам.
Тема 14. Экскурсия «Помощь пичужкам»
Тема 15. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура.
Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц.
Тема 16. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах.
Практическая работа. Подготовка к Новому году.
Тема 17. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово.
Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование.
Тема 18. Мой город. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии города, застройках, занятиях людей. Практическая работа. Подготовка выставки «Нижнекамск сегодня».
Тема 19. Заочное путешествие по городу в прошлом.
Практическая работа. Рисование города в прошлом. Работа с аппликацией.
Тема 20. Моя улица. Названия улиц города по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека.
Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе.
Тема 21. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку?
Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина).
Тема 22. Экскурсия в школьный музей «Память». Назначение предметов крестьянского быта.
Тема 23. История одежды. История вещей. Традиционный татарский народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края.
Тема 24. Такие разные профессии.
Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии.
Тема 25. Профессии в моей семье.
Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию.
Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?»
Тема 26-27. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты). Практическая работа. Экскурсия на почту
Тема 28. Наш современный город.
Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно – духовной жизни города.
Практическая работа. Заочная экскурсия на предприятие
Тема 29.Отечество. Наша Родина-Россия.
Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа.
Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе.
Тема30.О гербе, флаге и гимне.
Государственная символика России. Герб России.
Практическая работа. Рисование флага России.
Тема 31. Сто народов – одна страна.
Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России.
Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни.
Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы».
Тема 32. Сто народов – одна республика.
Татарстан – многонациональная республика. Народы Татарстана. Традиции и обычаи народа Татарстана, народные и религиозные праздники.
Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов Татарстана.
Практическая работа. Аппликация «Национальный костюм Татарстана».
Тема 33. История моего города. Посещение краеведческого музея.
Тематическое планирование
1 класс – 66 часов
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности обучающихся |
1 четверть (18 ч) | ||||
1-2 | Что изучает краеведение? | 2 | Игра «Мой край» Беседа о ТБ и ПДД | |
3-5 | Красота родного края. Моя Родина. Богатства нашей земли. | 3 | Анализ стиха «С чего начинается Родина». Викторина. | |
6 | Мой дом. | 1 | Изображение своего дома. Устный рассказ. | |
7-8 | Мир твоего дома. Жизнь каждого члена семьи | 2 | Лепка интерьера (можно по выбору). Рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. | |
9-10 | Климат нашего края. Редкие животные края | 2 | Кроссворд «Времена года» | |
11 | Красная книга. | 1 | Работа в группах | |
12-13 | Водоёмы нашего края. Реки нашего края. | 2 | Работа по карте | |
14 | Отношения в семье | 1 | Изображение на рисунке членов семьи. | |
15 | Я и моё имя. Значение старинных имён. | 1 | Игры с использованием имен. | |
16 | Моя фамилия. | 1 | Составление модели «Моя фамилия» | |
17 | Наука о родстве. Моя родословная. | 1 | Проект родословного древа | |
18 | Люди, прославившие наш край. | 1 | Проект «Люди моего края» | |
2 четверть (14ч) | ||||
19-20 | Родная школа Посещение музея школы №2 | 2 | Модель школы . Экскурсия | |
21-22. | Трудовая жизнь в школе | 2 | Экскурсия в школьный музей школы №9 | |
23. | Нашей школе 20 лет. История школы | 1 | Конкурс рисунков «Моя школа» | |
24-25 | «Каждой пичужке по кормушке». Птицы нашего края | 2 | Проект кормушек. | |
26-27 | Обитатели воздушного пространства. Птицы родного края, занесённые в Красную книгу. | 1 | Круглый стол. Обсуждение | |
28-29 | Помощь пичужкам. Наблюдение за птицами. | 2 | Акция «Кормушка» | |
30 | Народные праздники и обряды | 1 | Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц | |
31 | Новый год | 1 | Работа в группах «Новый год в разных странах» | |
3 четверть (18ч) | ||||
32-33 | Рождественские колядки.Фольклор – духовное богатство народа | 2 | Заучивание колядок, инсценирование. | |
34-36 | Мой город . Люди, прославившие наш город | 3 | Подготовка выставки «Нижнекамск сегодня». | |
37 | Заочное путешествие по старому городу | 1 | Работа с аппликацией. «Нижнекамск в прошлом» | |
38-39 | Моя улица | 2 | Схема «Мой путь к школе и обратно» | |
40-41 | Крестьянская изба | 2 | Конструирование крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина). | |
42-43 | Назначение предметов крестьянского быта. | 2 | Экскурсия в школьный музей «Память» | |
44-45 | История одежды. История вещей (по усмотрению учителя) | 2 | Рисование орнамента «Особенности в костюме родного края». | |
46-47 | Такие разные профессии. Моя будущая профессия. | 2 | Встреча со школьным медиком | |
47-49 | Профессии в моей семье | 3 | Игра «Кем я хотел бы стать?», Просмотр презентаций «Профессии в моей семье» | |
4 четверть – (16ч) | ||||
50-52. | Знакомство с предприятием связи и работниками почты. Знакомство с газетами города Нижнекамска. | 3 | Экскурсия на почту. Экскурсия в типографию. | |
53-54 | Наш современный город. | 2 | Заочная экскурсия на предприятие «НКНХ» | |
55-56. | Отечество. Наша Родина-Россия | 2 | Викторина «Россия –Родина моя» | |
57-58 | О гербе, флаге и гимне. | 2 | Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. | |
59-60. | Сто народов – одна страна | 2 | Составление памятки «Законы дружбы». | |
61-62 | Сто народов – одна республика. | 2 | Аппликация «Национальный костюм Татарстана». | |
63-64 | История моего города. | 2 | Экскурсия в краеведческий музей города | |
65-66 | Писатели и поэты Татарстана | 2 | Составление буклета |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
- Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 2005.
- Бацын В. Быт русского крестьянства в XIX веке. – М., 2001.
- Богуславская И.Я. Дымковская игрушка. – Л., 2008.
- Буровик К. Лавка, кресло, царский трон. – М., 2006.
- Буровик К. Родословная вещей. – М., 2005.
- Справочник по истории Татарстана. – Казань, 2007.
- Былеева Л.В. Подвижные игры. – М., 2004.
- Волина В. Учимся играя. – М., 2004.
- Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 2008.
- Гин А. Приемы педагогической техники. – М., 2008.
- Живые страницы / Под ред. A.M. Аббасова. – Воронеж, 1995.
- Забылин М. Русский народ. Его обычаи, суеверия, предания и поэзия. – М., 2006.
- Загоровский В.П. Татарская историческая энциклопедия. – Казань, 2002.
- Интернет-ресурс
Репродукции картин.
Технические средства обучения:
1.Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
2.Компьютер( по возможности).
3. Мультимедиа
ЭОРы:
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collektion.edu/ru
- Сайт «Я иду на урок» и электронная версия газеты «Я иду на урок»: http://www.rus.1september.ru
- Коллекция «Мировая художественная культура»: http://www.art.september.ru
- Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала: http://www.musik.edu.ru
- Журнал «Начальная школа»: www.openworld/school
- Газета «1 сентября»: www.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие факультатива "Наш край" по теме "Лекарственные растения нашего края"
занятие нацелено на систематизацию знаний учащихся о лекарственных растениях. Дети познакомятся с правилами сбора и использования лекарственных трав. Активные методы организации деятельности появлению...
Кубанский край - казачий край.
Тема. Устный журнал «Кубанский край - казачий край»Цель .Дать представление о казачестве, познакомить с традициями казаков; прививать любовь к малой Родине и её прошлому, развивать интерес учащи...
Классный час "Край ты мой, родимый край!"
Воспитание любви к малой Родине....
Об опыте работы по реализации задач краеведческого курса окружной программы «Люблю тебя, мой край родной» и апробации регионального курса «Наш край»
Выступление на совещании ВИПКРО – «Реализация требований государственных образовательных стандартов в практике работы учителей начальных классов»...
Донской край - казачий край. Доноведение, 3 класс. Занятие
Конспект занятия по доноведению...
Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края
1. Познакомить учащихся с Красной книгой края и животными, которые в нее внесены, рассмотреть экологические правила,...
урок по окружающему миру "Наш край. Водоемы нашего края"
Цели:формировать представления о родном крае, о водоемах родного края; ознакомить с естественными и искусственными водоемами, со значением водоемов и их охраной;учить работать с картой Пензенской обла...