Авторская программа духовно - нравственного направления «Источники нравственности».
рабочая программа

Березина Лариса Геннадиевна

       Авторская  программа курса внеурочной деятельности «Источники нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  на основании следующих документов Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом №373от 06.09.2009г. Приказ №1241от 26.11.2010г. «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего

образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ap_istochniki_nravstvennosti.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 2»

Авторская программа

духовно - нравственного направления

«Источники нравственности».

Авторы:

Березина Лариса Геннадиевна

учитель начальных классов, высшей квалификационной категории,

Содержание

1. Пояснительная записка….…………………………………………. 3-7

2. Содержание программы…… ………………………………………7-11

3. Учебно-тематический план………………………………..………..12-17

4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение...18

5. Список использованной литературы………….…………………....19 - 21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Авторская программа курса внеурочной деятельности «Источники нравственности» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании следующих документов Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. № 273 - ФЗ: (статьи 7, 9, 32).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом №373от #1075;. Приказ №1241от #1075;. «О внесении изменений в федеральный

государственный образовательный стандарт начального общего

образования».

Цель.

Создание условий для духовно-нравственного становления обучающихся, для их ценностно-смыслового самоопределения.

Задачи.

#1060;ормировать у учащихся ценностное отношение к семье, школе, друзьям окружающим.

#1047;накомить детей с нормами поведения в разных жизненных ситуациях.

#1055;рививать способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, ответственному поведению.

#1056;азвивать способность выражать и отстаивать свою личностную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки и применять их в процессе деятельности.

Место в учебном плане.

Программой предусмотрено проведение занятий во внеурочной деятельности «Источники нравственности» в 3-4 классах 1 час в неделю, 34 часа за учебный год.

Формы организации занятий.

Используется как групповая, так и индивидуальная. Каждый раздел программы предусматривает формы игровой и практической деятельности: беседа, работа с литературными текстами и иллюстрациями, викторины, анализ фрагментов мультфильмов, дискуссионный практикум, посещение музеев, деловые и ролевые игры, круглые столы, творческие отчеты (презентации проектов), конкурсы и выставки.

Актуальность программы.

Вопрос духовно – нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно – досуговой деятельности с детьми, патриотического воспитания. Наряду с этим современное образование тоже становится все более информационно – ориентированным, развивая, прежде всего, интеллектуальную сферу ребенка.

На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, ситуация еще более осложняется: представления детей о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, и соответственно среди желаний детей преобладают узколичные, «продовольственно – вещевые» по характеру, формируются вредные привычки у детей с младшего школьного возраста. В связи с этим необходим новый подход в воспитании детей и подростков – духовно – нравственное просвещение. Важно раскрыть в ребенке его способности, чтобы он нашел путь к себе, поверил в свои собственные силы, в свое предназначение. Чтобы он уважал себя, жил в ладу со своей совестью. Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу.

В результате работы по выявлению уровня развития духовно- нравственных качеств, мы выяснили, что у детей недостаточно сформированы ценностные установки – ценность любви к Родине, народу; ценность мира, как мирового сообщества, представленного разными национальностями; ценность добра, как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания, милосердия. Программа «Источники нравственности» даст возможность реализовать человечность, положительные качества; ценность семьи, как общности родных и близких людей, в которой передаются традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.

В связи с этим возникла необходимость разработки программы, направленной на воспитание и развитие духовно – нравственной культуры обучающихся в возрасте от 9 до 11 лет.

Планируемые результаты воспитания

определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии:

1. Изменения ситуативного поведения школьника:

- осознанное понимание необходимости следовать общечеловеческим ценностям;

-использование полученной информации в жизненных ситуациях.

-проявление коммуникативной активности и при получении знаний в диалоге и монологическом высказывании;

-соблюдение культуры поведения и общения.

-объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных

произведений и фольклора с точки зрения в соответствии с нравственными

ценностями.

2. Изменения в мотивационной и аналитической сфере личности:

- способность видеть свои недостатки и желание их исправить;

- снижение уровня неблагополучного поведения в социуме

- сформированность самоконтроля и самооценки:

Личностные результаты:

формулировать личные задачи по освоению правил успешного

общения

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых реальных ситуациях, умение работать в команде при создании проектов

развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

анализировать личный опыт общения, проводить его самооценку;

Метапредметными результатами:

Регулятивные.
Обучающийся научится:
понимать цели и задачи своих действий;
составлять проекты;
анализировать поступки литературных и мультипликационных героев;
оценивать правильность поступков окружающих;

Познавательные результаты:
Обучающийся научится:
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
•применять способы аргументации (рассуждение, научное доказательство,

ссылки на опыт, традиции, авторитетное мнение, здравый смысл); применять принципы работы в команде в жизненных ситуациях.

Коммуникативные.
Обучающийся научится:
выстраивать гармоничные отношения со сверстниками и взрослыми;
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельность

создавать индивидуальные и совместные проекты.

Содержание программы.

Каждое является дополнительным средством решения задач

образовательного, нравственного и воспитательного характера. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нём предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. В

процессе занятий активно используются тематические беседы, проводится частая смена видов деятельности с учётом возраста школьников. Происходит постоянное общение учителя, ученика и одноклассников, что способствует формированию нравственного поведения ребёнка, обогащается его жизненный опыт.

Каждое занятие представляет собой различные формы сотрудничества: беседа, диалог, игра, дискуссия, диспут, викторина, аукцион, суд, виртуальная экскурсия, составление ребусов и кроссвордов, тезауруса, анализ поведенческих ситуаций.

При переходе из одного класса в другой объём и уровень знаний расширяется, углубляется и дополняется.


Структура программы.

Выстроена по принципу «от простого к сложному». Программа рассчитана на высокую творческую, познавательно-исследовательскую и самостоятельную деятельность обучающихся.

Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.

1.Литература согласно тематике курса.

2.Мультимедийное оборудование.

3.Электронные пособия

по курсу.

4.Интерактивная доска

3 класс.

I. Вводное занятие (2 часа)

Беседа на тему «Лучше свой кусок, чем чужой пирог», показывающая необходимость и актуальность изучения курса. Л.Толстой «Косточка», С.Маршак «Двенадцать месяцев»

II. Понятие нравственности (6 часов)

Беседа «Что такое нравственность?». Диагностические методики «Автопортрет», «Моих 10 “я”». Дискуссионный практикум «Жизнь дана на добрые дела». Викторина «Тайна Вежливых слов». Ролевая игра «Кладовая доброты».

III. «Сокровища» нравственности (6 часов)

Беседы с элементами ролевой игры «Я - дома и я - в школе», «Правила поведения». Аукцион мнений «Кто не умеет говорить - портит разговор», « Проблема разговорной речи». Дискуссия «Заповеди нравственности». Круглый стол «Уроки нравственности ».

IV. Жизненные ценности (6 часов)

Диагностическая методика «Дом, в котором я живу», «Пьедестал». Игра «Вершина успешной жизни», « Мои нравственные ценности в жизни». Иллюстрации к мультфильмам «Просто так», «Крошка енот».

V. Нравственные основы (6 часов)

Диагностическая методика «Памятные даты моей жизни». Беседа по художественному произведению. В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо», В.Осеева «Хорошее». Круглый стол «Расскажи обо мне», Виртуальная экскурсия «Я в будущем», Кроссворд «Формирование характера».

VI. Наследие нравственности (8 часов)

Беседа с элементами ролевой игры «Поверь в себя», «Хороший пример подражания достоин». Викторина о сказочных героях «Добро и зло». Дискуссия «Добрыми делами славен человек». Стол откровений «Тайное становится явным». Экскурсия в музей «Симбирское купечество». Творческий отчет «Поступки сильнее слов».

4 класс.

I. Вводное занятие (2 часа)

Инсценировка басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука». Беседа по басне, мораль басни, показывающая актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Иллюстрирование басни.

II. Особенности поведения человека в социуме (7 часов)

Беседы с элементами игрового тренинга «Кот Леопольд – образец вежливости», «Культура поведения», «Вежливость ничего не стоит, но много приносит», «Важно, чтобы тебя понимали». Анализ поведенческих ситуаций по литературной сказке «Аленький цветочек». Экскурсия в областную библиотеку им. С.Т.Аксакова « Писатель и его сказка». Аукцион знаний «Мудрые мысли о вежливости».

III. Мораль как основа нравственности (7 часов)

Ролевая игра «Этические нормы поведения». Диалог «Нравственная культура личности». Тематическая дискуссия «Природа морали». Беседа по мультфильмам «Дудочка и кувшинчик», «Праздник непослушания». «Игра – викторина «Нравственный мир сказок». Суд «За поступки надо отвечать».

IV. Взаимоотношения в коллективе (9 часов)

Этическая беседа «Без коллектива и жизнь несчастлива». Анализ и обыгрывание ситуаций «Один за всех, все за одного», « Самолюб никому не люб». Конкурс рисунков о дружбе. Дискуссия о дружбе мальчиков и девочек. Чтение и анализ повести Н.Носова «Веселая семейка». Проект «Подарок коллективу».

V. Я и мои друзья. (9 часов)

Ролевая игра «Друг в беде не бросит». Этическая беседа о заботливом отношении к друзьям. Создание и решение проблемных ситуаций по темам «Мы поспорили…», «Сам погибай, а товарища выручай». Экскурсия в музей пожарной охраны Симбирска-Ульяновска. Тренинг «Как хорошо иметь друзей». Флешмоб «Делай как я!».

Учебно-тематический план.

3 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количе-ство часов

Дата проведе-ния (плановая)

Дата проведе-ния (факти-ческая)

I. Вводное занятие.

2

1

Беседа на тему «Лучше свой кусок, чем чужой пирог», показывающая необходимость и актуальность изучения курса. Л. Толстой «Косточка».

1

2

Беседа на тему «Лучше свой кусок, чем чужой пирог», показывающая необходимость и актуальность изучения курса. С. Маршак «Двенадцать месяцев».

1

II. Понятие нравственности.

6

3

Беседа «Что такое нравственность?».

1

4

Диагностические методики «Автопортрет».

1

5

Диагностические методики «Моих 10 “я”».

1

6

Дискуссионный практикум «Жизнь дана на добрые дела».

1

7

Викторина «Тайна Вежливых слов».

1

8

Ролевая игра «Кладовая доброты».

1

III. «Сокровища» нравственности.

6

9

Беседы с элементами ролевой игры «Я - дома и я - в школе».

1

10

Беседы с элементами ролевой игры «Правила поведения».

1

11

Аукцион мнений «Кто не умеет говорить - портит разговор».

1

12

Аукцион мнений « Проблема разговорной речи».

1

13

Дискуссия «Заповеди нравственности».

1

14

Круглый стол «Уроки нравственности ».

1

IV. Жизненные ценности.

6

15

Диагностическая методика «Дом, в котором я живу».

1

16

Диагностическая методика «Пьедестал».

1

17

Игра «Вершина успешной жизни».

1

18

Игра «Мои нравственные ценности в жизни».

1

19

Иллюстрации к мультфильму «Просто так».

1

20

Иллюстрации к мультфильму «Крошка енот».

1

V. Нравственные основы.

6

21

Диагностическая методика «Памятные даты моей жизни».

1

22

Беседа по художественному произведению. В.Сухомлинский «Для чего говорят «спасибо».

1

23

Беседа по художественному произведению. В.Осеева «Хорошее».

1

24

Круглый стол «Расскажи обо мне».

1

25

Виртуальная экскурсия «Я в будущем».

1

26

Кроссворд «Формирование характера».

1

VI. Наследие нравственности.

8

27

Беседа с элементами ролевой игры «Поверь в себя».

1

28

Беседа с элементами ролевой игры «Хороший пример подражания достоин».

1

29

Викторина о сказочных героях «Добро и зло».

1

30

Дискуссия «Добрыми делами славен человек».

1

31

Стол откровений «Тайное становится явным».

1

32

Экскурсия в музей «Симбирское купечество».

1

33-34

Творческий отчет «Поступки сильнее слов».

2

Итого

34

4 класс

№ п/п

Название раздела, темы

Количе-ство часов

Дата проведе-ния (плановая)

Дата проведе-ния (факти-ческая)

I. Вводное занятие.

2

1

Инсценировка басни И.Крылова «Лебедь, рак и щука».

1

2

Беседа по басне, мораль басни, показывающая актуальность изучения курса, роль человека как личности в обществе. Иллюстрирование басни.

1

II. Особенности поведения человека в социуме.

7

3

Беседы с элементами игрового тренинга «Кот Леопольд – образец вежливости».

1

4

Беседы с элементами игрового тренинга «Культура поведения».

1

5

Беседы с элементами игрового тренинга « Вежливость ничего не стоит, но много приносит».

1

6

Беседы с элементами игрового тренинга «Важно, чтобы тебя понимали».

1

7

Анализ поведенческих ситуаций по литературной сказке «Аленький цветочек».

1

8

Экскурсия в областную библиотеку им. С.Т.Аксакова

« Писатель и его сказка».

1

9

Аукцион знаний «Мудрые мысли о вежливости».

1

III. Мораль как основа нравственности.

7

10

Ролевая игра «Этические нормы поведения».

1

11

Диалог «Нравственная культура личности».

1

12

Тематическая дискуссия «Природа морали».

1

13

Беседа по мультфильму «Дудочка и кувшинчик».

1

14

Беседа по мультфильму «Праздник непослушания».

1

15

Игра – викторина «Нравственный мир сказок».

1

16

Суд «За поступки надо отвечать».

1

IV. Взаимоотношения в коллективе.

9

17

Этическая беседа «Без коллектива и жизнь несчастлива».

1

18

Анализ и обыгрывание ситуаций «Один за всех, все за одного».

1

19

Анализ и обыгрывание ситуаций « Самолюб никому не люб».

1

20

Конкур рисунков о дружбе.

1

21

Дискуссия о дружбе мальчиков и девочек.

1

22-23

Чтение и анализ повести Н.Носова «Веселая семейка».

2

24-25

Проект «Подарок коллективу».

2

V. Я и мои друзья.

9

26

Ролевая игра «Друг в беде не бросит».

1

27

Этическая беседа о заботливом отношении к друзьям.

1

28

Создание и решение проблемных ситуаций по теме «Мы поспорили…».

1

29

Создание и решение проблемных ситуаций по теме «Сам погибай, а товарища выручай».

1

30-31

Экскурсия в музей пожарной охраны Симбирска-Ульяновска.

2

32-33

Тренинг «Как хорошо иметь друзей».

2

34

Флешмоб «Делай как я!».

1

Итого

34

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

Методическое обеспечение программы.

Структурирование занятий производится на основе двух составляющих:

теоретической части;

практической части.

Программой предусмотрены следующие формы организации обучения: индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, учебное занятие, практическое занятие, занятие-беседа, занятие-экскурсия, занятие-игра, смотр знаний, викторины, ребусы, кроссворды, практические работы, анализ литературных произведений, анализ фрагментов из мультфильмов, сюжетно – ролевые игры. В учебный процесс включены экскурсии в музеи, «круглые столы».

Методические пособия.

#1040;.А. Логинова, А.Я. Данилюк Духовно нравственное развитие и воспитание младших школьников. Просвещение 2016.

#1053;.В. Калинина Духовно нравственное самоопределение младших школьников: диагностика и условия обеспечения. Издательство» Русское слово» 2018.

#1040;. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков духовно – Концепция

нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Просвещение 2018.

Наглядно-демонстрационный материал.

Наглядно-демонстрационный материал: литературные произведения, карточки с заданиями, презентации, электронные источники, экспонаты в музеях, мультипликационные фильмы, видеоролики.

Технические и электронные средства обучения

Мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; интерактивная доска PROMETHEAN; программное обеспечение: операционная система; Windows 98/Me(2000/XP), текстовый редактор MS Word.

Наличие данной материально-технической базы обеспечит возможность проводить эффективно внеурочные занятия, исследования, наблюдения, фиксировать данные наблюдения, составлять анализы и прогнозы на будущее.

Список использованной литературы.

1. Миловзорова А.М. Воспитание нравственных чувств младших школьников через овладение выразительным чтением / А.М. Миловзорова // Начальная школа: плюс до и после. - 2010. - N 7. - c. 20-24
#1063;ухарева В. В. Твори добро!: внеклассное мероприятие для 3-4 классов / В.В. Чухарева // Начальная школа. - 2008. - N 7. -

#1063;икулаева Т. С. Моя семья - самая-самая: классный час / Т.С. Чикулаева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. -
Сценарий классного часа для младших школьников о семье.

#1057;имонова Т.Р. Роль музыкального искусства в формировании доверительных отношений / Т.Р. Симонова // Воспитание школьников. - 2010. - N 2. - c. 48-52
Художественно-эстетическая деятельность - важнейшее средство создания отношений доверительности, эмпатии, развития способности сопереживать окружающим.

#1056;ассказова, Ирина. Взаимное уважение: классный час. 1-4 классы / И. Рассказова // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 6. -
Сценарий классного часа о проблеме уважения, воспитанности, скромности.

#1051;еонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения: Формирование нравственной компетентности младших школьников / Н.А. Леонова // Начальная школа. - 2010. - N 5. -

#1051;атиева Э.И. В школе Вежливых Наук: игра-путешествие с героями мультфильмов / Э.И. Латиева // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. -

#1050;адырова Е.П. Программа формирования нравственности функционально грамотной личности младшего школьника / Е.П. Кадырова // Начальная школа: Плюс до и после. - 2010. - N 9. - c. 26-30

#1043;ерасимова О.Б. Где добро, там и тепло: командная игра. 4 класс / О.Б. Герасимова // Практика. Пособие для учителя. Вкладка к журналу "Начальная школа". - 2009. - N 6. -
Сценарий игры о добре, дружбе и самопознании младших школьников.

#1043;агич, Светлана. Быть волшебником: игровое занятие для 1-5-х классов / С. Гагич // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2010. - N 6. -
Сценарий классного часа о доброте, вежливости, общении детей.

#1042;ласов, Игорь. Школа общения: классный час / И. Власов // Начальная школа. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 15. -
Сценарий классного часа для 2 класса о дружбе и общении.

#1042;еличко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко // Начальная школа + практика: (вкладка к четным номерам). - 2010. - N 7. - c. 97-100

Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка внеурочной деятельности (духовно-нравственное направление) "Уроки нравственности"

Рабочая программа составлена в рамках духовно-нравственного направления в рамках стандарта нового поколения...

Программа курса внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для начальных классов общеобразовательных школ

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родит...

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука нравственности"для 1- 4классов

Данная программа представляет собой вариант программы организации   внеурочной деятельности школьников по направлению «Духовно-нравственное развитие» и предназначена для реализац...

Рабочая программа по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 1 г класса

Пояснительная записка            Рабочая программа согласно Учебному плану школы рассчитана на  34 часа в год /1 час в неделю.Цель изучения ...

Рабочая программа образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата 6.2 внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 «А» класса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарт...