Конспект внеурочного занятия "Самая счастливая, дружная и крепкая семья"
классный час (4 класс)

Тема:  «Самая счастливая, дружная и крепкая семья»

Класс: 4

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочного занятия: духовно-нравственное

Цель: создать условия для формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Задачи: 

Образовательная:

- формирование у учащихся представления о базовых семейные ценностях и авторитете семьи;

Воспитывающая: обеспечение условий для воспитания уважение детей к близким.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.

Оборудование: мультимедийная установка, ромашка с пожеланиями, сообщения учащихся, фотографии, рисунки детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект внеурочного занятия

Классный руководитель: Сошникова Валерия Викторовна

Тема: «Самая счастливая, дружная и крепкая семья»

Класс: 4

Форма проведения: тематическое занятие.

Направление внеурочного занятия: духовно-нравственное

Цель: создать условия для формирования представлений о семье, ее значении в жизни человека.

Задачи:

Образовательная:

- формирование у учащихся представления о базовых семейные ценностях и авторитете семьи;

Воспитывающая: обеспечение условий для воспитания уважение детей к близким.

Развивающая:

- способствовать развитию познавательных способностей: внимание, память, мышление.

Оборудование: мультимедийная установка, ромашка с пожеланиями, сообщения учащихся, фотографии, рисунки детей.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (фронтальная работа)

Обстановка у нас непривычная.

Но работаем как обычно.

Вместе приложим старания

И получим новые знания.

Знания эти очень важны,

Для нашего класса очень нужны!

Здесь – у нас гости, но вы не стесняйтесь…

Дружно и смело в работу включайтесь.

1 слайд

II. Сообщение темы и цели.

(Проблемная ситуация)

- А для того, чтобы узнать тему нашего занятия вам необходимо разгадать этот ребус «7 Я»:

Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я» —

Что получится? (Семья)

2 слайд

1. Определение темы и задач (фронтальная форма работы)

- Кто же догадался, какова тема нашего занятия?

-Какие задачи мы поставим перед собой?
- Правильно сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях.

Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.

  1. Основная часть:

1. Рассказ воспитателя о понятии слова «семья» (фронтальная форма работы)

3слайд

- Так что же такое СЕМЬЯ? Почему из 7 – Я?

4,5,6 слайды

Семья - это мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты

Семья, покупки, приятные траты.

Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Можно сказать, что это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения семья?

Благополучная семья - это группа родственников, дружная и сплоченная общими интересами.

В современной научной литературе семья определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».

- Международный день семьи празднуется 15 мая. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году.

В нашей стране ежегодно 8 июля отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. Символично, что впервые он отмечался в 2008 году, который был объявлен годом семьи.
Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Символом дня семьи считается ромашка.

2. Чтение стихотворения о значении семьи в жизни человека. (фронтальная форма работы)

ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром!

Отец и мать, и дети дружно

Сидят за праздничным столом,

И вместе им совсем не скучно,

А интересно впятером.

Малыш для старших как любимец,

Родители - во всем мудрей,

Любимый папа - друг, кормилец,

А мама ближе всех, родней.

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

7 слайд

3. Выполнение задания. «Найди ошибку в пословице»(фронтальная форма работы)

- Как вы их понимаете? (Ответы учащихся)

8 слайд

Не родись красивой, а родись богатой (счастливой)

9 слайд

Чем богаты, тем и угостим (рады)

10 слайд

В гостях хорошо, а дома скучно (лучше)

11 слайд

Милые бранятся только по пятницам (тешатся)

12 слайд

Гость на пороге – счастье в школе (доме)

#1041;еседа о значении семьи (фронтальная форма работы)

13 слайд

- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Действительно, почему для человека так важна семья. (Ответы учащихся)

14 слайд

В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали (Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя?);

приобретаем хозяйственные навыки;

совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку;

учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.

Семья очень важна для каждого человека.

Семья – это основа общества, нравственные ориентиры.

Вы - дети , и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

5. Рассказ воспитателем легенды (фронтальная форма работы)

15 слайд

- Я расскажу вам одну легенду.

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:

«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»

Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.

- Как вы думаете, какое это слово? (Ответы учащихся) ("понимание").

Давайте с вами попробуем составить правила, которые ведут к взаимопониманию.

#1057;оставлнние памятки «Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию» (парная форма работы)

16 слайд

Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию

1. Ставь интересы других людей выше собственных.

2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.

3. Будь верен и надежен.

4. Уважая других людей, уважай себя.

5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.

6. Воспринимай людей как равных себе.

7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

8. Умей прощать и не будь обидчив.

9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.

10. Проявляй чуткость.

11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.

12. Будь свободен ото лжи и обмана.

13. Умей контролировать свои желания и поступки.

14. Упорно иди к цели, невзирая на препятствия.

15. Стремись все делать как можно лучше.

16. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.

- Этими правилами мы должны руководствоваться в жизни.

Физкультминутка (игра с мячом)

Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть предмет, а вы должны ответить, кто в вашей семье чаще пользуется этим предметом.

7. Рассказ воспитателем притчи о счастливой семье и её анализ (фронтальная форма работы)

- Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи.

17 слайд

В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.

Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)

Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!

Крепка бывает та семья. Где нет места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.

- Давайте попробуем назвать качества счастливой семьи. (Ответы учащихся)

18 слайд

Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

Равенство. (Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга.)

Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

Толерантность. (Умение принимать человека таким, какой он есть.)

Компромисс. (Умение уступать друг другу.)

Признание. (Уважение и благодарность.)

Приспособляемость. (Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства.)

Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

Верность. (Преданность друг другу.)

Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

Юмор. (Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье.)

Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

8. Рассказ воспитателя о семейных традициях (фронтальная форма работы)

19 слайд

Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)

Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся) Чтобы семья была крепкой и дружной.

1. Издревле на Руси существовала такая традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, строителей, артистов, учителей.

2. Или хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколение

История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

3. Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях

4. Весьма распространённая русская традиция – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.

Отмечать семейные праздники – тоже традиция.

5. Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция.

Семья и труд связаны исторически. Самочувствие человека, его здоровье, производительность труда впрямую зависят от качества семьи. В семье закладываются основы усердия и трудолюбия.

6. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии.

«Семейный альбом»

Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,

Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.

Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,

Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?

А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.

От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.

Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,

Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.

А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,

И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!

- Расскажите о традициях в ваших семьях.

#1056;ассказы учащихся о традициях своей семьи (фронтальная форма работы)

20,21,22,23,24,25,26, 27 слайды

#1042;ыполнение задания «Незаконченное предложение» (парная форма работы)

Вам сейчас дам задание с незаконченными предложениями. Задача вашей пары внимательно прочитать начало предложений и допишите так, как вы понимаете, как вы чувствуете, представляете.

1. Радость в моей семье – это…………….

2. Прекрасно, если человек живет в семье, в которой ………….(царят мир и согласие).

3.Счастливы дети, если родители …………………..(заботятся о них, любят, понимают и делают так, чтобы те не испытывали всех трудностей жизни)

#1057;частливы родители, если …………………………………………(чувствуют взаимную любовь стороны детей, их внимание и душевную теплоту).

5. Вдали от родного дома я буду вспоминать …

Читаем ответы.

  1. Игра «Родители глазами детей» (групповая форма работы)

- У меня в руках 4 конверта, в которых по 1 ситуации.

Каждая команда будет представлять себя на месте своих родителей.

Вы коллективно прочитаете ситуацию, обсудите её и постараетесь обыграть свою ситуацию. От команды может выступать один или два участника, можете представить два ответа на вопрос.

Задания для детей:

  1. Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Вам надо выяснить причину этого и принять решение.
  2. Ребёнок пришёл из школы без сменной обуви, потерял её в школе. Ваша реакция.
  3. Вы поручили ребёнку прибрать и помыть посуду, а он (она) проиграл всё это время в компьютер, ничего не сделал. Ваша реакция?
  4. Ваш ребёнок опоздал в школу, и вам об этом рассказали одноклассники. Ваша реакция.

- Решая эти ситуации, каждый из вас посмотрел на себя со стороны родителей, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть и свое поведение.

Я думаю, что каждый теперь может лучше понять поведение своих родителей. Постарайтесь никогда не огорчать своих родителей, а чаще их радовать, проявлять заботу и уважение к старшим, помогать им.

  1. Отгадай загадки (фронтальная форма работы)

28,29,30,31,32,33 слайды

IV. Подведение итогов. Рефлексия.

1. Обобщающая беседа (фронтальная форма работы)

- Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.

- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)

- Что вы нового узнали на сегодняшнем занятии? (Ответы учащихся)

2. Рефлексия (фронтальная форма работы)

- На этом наше занятие подходит к концу.

Вы знаете, что ромашка является символом семьи в России. У меня есть сердцевина ромашки. А у вас на партах по одному лепестку. Напишите своё имя на одной стороне и своё пожелание для своей семьи на другой стороне.
- Мне хочется пожелать вам всем: пусть ваши лица устают только от улыбок!
Пусть ваш домашний очаг всегда светится любовью и счастьем! Желаю Вашим семьям добра, мира, дружбы и взаимоуважения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час Крепка семья – крепка держава

В стране, практически нет семей, которые бы не отправили своих сынов в Армию. Народ и Армия едины – не пустые слова, а реальность. Учащиеся 3 класса, с помощью родителей восстановили генеа...

"Крепка семья - крепка Россия"

презентация к родительскому собранию "Современная семья"...

Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Я - критик" (4 класс)

Конспект внеурочного занятия«Учимся дружно. Я – критик»Курс:  «Мир деятельности»Направленность внеурочной деятельности: общекультурнаяКласс / возраст дете...

Конспект внеурочного занятия «Учимся дружно. Работа в группе» ("Мир деятельности", 1 класс)

Цели:построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности. 1.Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека.2. Раскрытие приоритета ценности здоровья и формир...

Конспект внеурочного занятия "Учимся дружно. Работа в группе" (Мир деятельности, 1 класс)

Цель деятельности учителя: Построить простейшие правила группового взаимодействия в учебной деятельности.1. Формирование представления о ценностях в жизни каждого человека;2. Раскрытие приоритета...

конспект внеурочного занятия "Традиции общения в русской семье"

Задачами данного мероприятия являются:1. Познакомить детей с понятием «семья».2. Закрепить умение определять наименования родственных отношений между близкими членами семьи.3. Во...

Конспект внеурочного занятия "Наш дружный класс".

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ наш класс дружный!...