Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста.
план-конспект урока (2 класс) на тему
В докладе показаны нетрадиционные формы уроков с использованием региональног компонента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_formy_uroka_1.doc | 98.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 им.Номто Очирова» г.Элисты
Тема: Нетрадиционные формы уроков как способ развития интереса к учебе у детей младшего школьного возраста
Учитель начальных классов: Очирова Ц.А.
2014г Элиста
Ребенок, словно чистый лист бумаги.
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги,
И научи выигрывать борьбу.
Актуальность
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя начальных классов в том, что необходимо быть специалистом в области разноплановых наук: математики, русского языка, литературного чтения, технологии, так как приходится преподавать в одном лице математику, обучение грамоте, чтение, русский язык, окружающий мир, труд и другие предметы.
Как заинтересовать ребят изучением предметов, сделать урок любимыми, увлекательными? Особую актуальность эта проблема приобретает в1-4 классах. Учеба - труд, и труд не легкий. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться не просто.
При этом учитель должен сделать так, чтобы не легкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно. Но проходит 5-6 лет и этот интерес к учению постепенно угасает, некоторые ученики вообще не хотят учиться.
Нетрадиционный урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему, вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала и по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.
При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Основная часть
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Если применять на уроках нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
-формированию у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
-мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
-повышению интереса школьников к учению;
-более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Что должен делать учитель, чтобы интерес к учению не только не падал, а наоборот возрастал?
Я считаю, что нестандартные формы уроков повышают эффективность и способствуют поддержанию стабильного интереса к учебной работе и лучшему усвоению программного материала.
Цель работы:
Обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;
Разработка методики нетрадиционных форм обучения учащихся на уроках .
Методы исследования проблемы: теоретические (систематизация, обобщение), педагогической, методической литературы.
Задачи каждого урока, в том числе и нестандартного, в контексте введения ФГОС НОО следующие:
общекультурное развитие;
личностное развитие;
развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащихся;
формирование умения учиться;
развитие коммуникативной компетентности.
Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие и по-прежнему занимают значительное место. При проведении открытых уроков данная форма является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы.
Задания, которые получают дети на нетрадиционных уроках, помогают им жить в атмосфере творческого поиска и могут быть самые разнообразные.
Признаки нетрадиционного урока
- Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения.
- Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой.
- Привлекаются для организации урока люди разных профессий.
- Достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета.
- Выполняются творческие задания.
- Проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения.
- Создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.
- Планируется урок заранее.
- Определять чётко три дидактические задачи.
Общедидактические принципы организации нетрадиционных форм проведения занятий
Принцип индивидуального подхода к учащимся | Требует построения внеклассного мероприятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей |
Принцип связи теории с практикой | Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с уроками:
|
Принцип сознательности и активности деятельности школьников | Предполагает создание условий для возникновения интереса школьников к внеклассному мероприятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами |
Принцип избирательности | Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к урокам , тематики данного мероприятия, традиций школы и данной местности |
Принцип связи теории с практикой | Предполагает раскрытие школьникам роли предмета в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на уроках знаний, умений, навыков, вовлечение учащихся в активную преобразовательную трудовую (производственную) деятельность |
Принцип добровольности участия школьников в деятельности | Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям и физическим возможностям |
Принцип занимательности | Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения |
В условиях внедрения ФГОС особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.
Вот наиболее распространенные типы нестандартных уроков:
1. Уроки “погружения”
2. Уроки -деловые игры
3. Уроки-соревнования
4. Уроки КВН
5. Театрализованные уроки
6. Компьютерные уроки
7. Уроки с групповыми формами работы
8. Уроки творчества
9. Уроки - творческие отсчеты
10. Уроки-конкурсы
11. Бинарные уроки
12. Уроки-обобщения
13. Уроки-фантазии
15. Уроки-игры
17. Уроки поиска истины
18. Уроки-лекции
19. Уроки-концерты
20. Уроки - ролевые игры
21. Интегрированные уроки
23. Уроки-экскурсии
24. Уроки-игры “Поле чудес”.
Постоянно ищу способы оживления урока, стараюсь разнообразить формы объяснения и обратной связи, так как младший школьник имеет специфические возрастные особенности:
неустойчивое внимание,
преобладание наглядно-образного мышления,
повышенную двигательную активность,
стремление к игровой деятельности,
разнообразие познавательных интересов.
Для того чтобы поддерживать на уроке внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И главную роль в этом играют нетрадиционные уроки.
Разумеется, никто не требует отмены традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Речь идет об использовании в разных видах учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов активизирующих всех учеников, повышающих интерес к занятиям и вместе с тем обеспечивающих быстроту запоминания, понимания и усвоения учебного материала с учетом, конечно, возраста и способностей школьников.
К таким урокам нужно тщательно готовиться: давать предварительные задания, объяснять построение урока, роль и задачи каждого ученика; готовить наглядные пособия, карты, дидактический материал.
Урок - экскурсия, которая проводится по программе окружающего мира в начальных классах – это еще один из типов нетрадиционного урока. Особенностью урока-экскурсии является то, что процесс обучения реализуется не в условиях классного помещения, а на природе, во время непосредственного восприятия учениками ее предметов и явлений.
Уроки-экскурсии имеют огромное воспитательное влияние на детей. Восприятие красоты природы, с которой они постоянно соприкасаются, ощущение ее гармонии, влияют на развитие эстетических чувств, позитивных эмоций, доброты, отзывчивого отношения ко всему живому. Во время выполнения совместных заданий школьники учатся сотрудничать между собой.
Главным методом познания на уроке-экскурсии является наблюдение за предметами и явлениями природы и видимыми взаимосвязями и зависимостями между ними.
Эффективность урока-экскурсии
заключается в том, что постепенно ученик учится отбирать нужную информацию из большого её массива;
описывает наблюдения, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики.
В рамках реализации регионального компонента на уроках математики необходимо включать задания, которые бы знакомили ребят с историей края, его культурой, природными и географическими особенностями. Уроки-экскурсии раскрывают перед учителем большие образовательные и воспитательные возможности в этом направлении
Поэтому я считаю, что знакомство младших школьников с родным краем необходимо начинать постепенно, с того, что их повседневно окружает в реальной жизни: улица, на которой ученик живет, его дом, двор, школа, парк, который находится неподалеку и т.д.
Приведу пример фрагмента урока-экскурсии на уроке математики.
2-й класс.
Тема: Подготовка к решению задач.
Цели: учить понимать схему задачи, строить ее и соотносить с условием.
Вводная беседа:
Учитель: Что вы видите на улице?
Дети: Дома, дорогу, машины, деревья.
Учитель: Поговорим о домах. Их еще называют зданиями. Какие бывают здания?
Дети: Маленькие и большие; высокие, многоэтажные и не очень высокие.
Учитель: Для чего здания предназначены?
Дети: Для жилья, для магазинов, для больниц, для аптек, для школ.
Учитель: Мы сейчас совершим прогулку по улице, на которой стоит наша школа. Ваша задача – посчитать, сколько на улице жилых домов, магазинов, аптек, образовательных учреждений, больниц и т. д.
После прогулки возвращаемся к зданию школы и рассказываем, что видели.
Учитель: Итак, на том участке улицы, который мы прошли, находится 17 зданий. Из них 3 магазина, 1 поликлиника, 1 аптека, 1 школа, 1 детский сад, 10 жилых домов.
Задания по группам:
1 группа: Покажите на чертеже, сколько жилых домов на нашей улице.
2 группа: Покажите на чертеже, сколько медицинских учреждений на нашей улице.
3 группа: Покажите на чертеже, сколько учреждений образования на нашей улице.
4 группа: Покажите на чертеже, сколько нежилых зданий на нашей улице.
5 группа: покажите, сколько нежилых зданий на нашей улице.
Общие учебные умения: умение наблюдать, дифференцировать, обобщать, договариваться, аргументировать свое мнение, моделировать.
Урок-сказка.
Эти уроки обычно используют при обобщении и систематизации знаний учащихся. Как и в любой сказке, на моём уроке присутствуют положительные герои и отрицательные. В качестве завязки, я использую проблемный вопрос, необычную ситуацию, загадку, появление героя сказки в необычном костюме. На этапе кульминации, т.е. развития сюжета, где идёт борьба добра и зла, я ввожу необычные новые сведения о героях сказки, споры, шутки, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок – сказка развязкой, победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением.
Урок-праздник.
Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок калмыцкого языка.
2 класс
Тема урока: Цаган Сар и Масленица.
Цель урока: Приобщить учащихся к традициям калмыцкого и русского народов.
Была проведена предварительная и плодотворная работа с учащимися.
Урок состоял из 2-хчастей. В первой части урока рассказывалось о празднике Цаган-Сар, показали родителям обряды совершаемые в этот день, рассказали о видах борцоков. В этот праздник принято ходить в гости, поэтому дети прочитали и йорялы. В заключении дети смотрели калмыцкую легенду о богине Окон-Теӊгри.
Вторая часть урока была посвящена Масленице, в которой также показывалась сказка о Зиме и Весне, пели частушки. Весело прошли праздники Цаган Сар и Масленица. Дети весело провожали Зиму, и встречали Весну, водили хороводы, пели песни, рассказывали благопожелания. Праздник прошел очень хорошо.
Уроки-турниры.
Интересно проходят уроки-турниры для учащихся младших классов. На этих уроках предлагаются загадки, скороговорки, кроссворды и т.д. Обычно такие уроки проводятся в конце четверти на завершающем уроке. Остановимся на кроссвордах. Их нужно заготовить на отдельных листах, чтобы они были хорошо видны всем учащимся или ксерокопировать для каждого учащегося. Это не должно быть новым видом работы на данном уроке для учащихся, т.к. в этом случае на выполнение задания будет уходить много времени. Подобные задания нужно регулярно выполнять на уроках.
Разгадывание головоломок, ребусов, чайнвордов развивает смекалку и укрепляет память.
Урок-игра тоже в основном проводится для младших школьников. Одним из важнейших приемов при обучении детей является игра. Факторы, сопровождающие игру, интерес, чувство удовлетворения, радости - облегчает обучение. Игра конкретна и соответствует развитию младших школьников. Возбуждение, вызываемое игрой, создает как бы зону торможения для всего того, что находится вне игры.
Игры занимают важное место в жизни ребенка. Большое значение для развития организма ребенка имеют подвижные игры, дающие выход двигательной энергии.
Игры - один из наиболее важных методов и стимулов обучения в этом возрасте. Учитель может широко использовать подвижные, малоподвижные и спокойные игры при объяснении и усвоении нового учебного материала. Игры могут применяться с различными целями: при введении и закреплении; для формирования умений и навыков устной речи; как форма самостоятельного общения детей на уроках. Усложняя игру в процессе обучения, мы соблюдаем принципы постепенности, последовательности и доступности в обучении. На уроках следует иногда усложнять игры, в которые дети играют с детства за счет увеличения и изменения текста, для того, чтобы закрепить знания нужных конструкций или определенного лексического материала. Для учащихся проводятся в основном ролевые игры, хотя не стоит исключать из учебного процесса и различные лексические, грамматические, орфографические и т.д. игры: они также интересны.
Урок-путешествие. Интересной и увлекательной формой обучения является урок-путешествие.
2 класс. Урок математики с использованием национально-регионального компонента.
Тема урока: Закрепление пройденного материала.
Форма проведения: урок-путешествие.
Цели и задачи:
Работать над формированием понятия «задача»
повторить сложение в пределах 100
развивать мыслительные операции, внимание, речь, творческие способности
прививать интерес к математике и чтению
воспитывать нравственные качества
Сегодня на уроке с вами, ребята, отправимся в путешествие по нашей степи.(хальмг тег)
Путешествие длинное, интересное, но опасное, поэтому берем самых смелых, дружных, находчивых и сообразительных математиков.
Но прежде чем отправиться в путешествие я узнаю, хорошо ли вы умеете считать?
Чтобы разрезать веревку на части, сделали 4 заметки. Сколько получили частей?
( Эн деесг керчкәр 4 кергә кеҗ. КедY әӊг болҗ? )
А на чем мы отправимся в путешествие? Пешком(йовхар) или на этих животных?
Решение примеров
Дети наш караван подходит к отаре овец. Нас встречает чабан (хөөч) Бадма.Он интересуется сможете ли вы помочь ему, а то бараны разбрелись в разные стороны и их нужно собрать в кучу.
Поставьте в приведенных примерах нужные знаки:
38*4*8=32
56*6*40=22
Бадма хвалит за успехи и прощается с нами. Отправляемся дальше в путь.
В пути нас встречает кибитка
-Кто живет в кибитке? Ваш ровесник Бамба. Он учится в школе и не может выполнить домашнее задание. Поможем ему дети?
Сравни значения величин и поставь знак>, <или =
5см…5дм1см
7дм…17см
Решение задачи
-Какое время года наступило?(весна-хавр). А весной в степи очень красиво: зеленеет трава, расцветают тюльпаны(бамб цецг)
У богатыря и его красавицы-жены родилось 8 стройных лебедушек-дочерей, 9 вольных журавлей-сыновей. Сколько всего детей родилось у богатыря и его красавицы-жены?
-Хорошо ребята справились с заданием. И наше путешествие подходит к концу.
-Красива наша степь? Берегите её и не рвите цветы. Наша степь – это наше наследие, наше богатство!
Итог урока.
В течение всего урока дети путешествовали по бескрайней, красивой степи.
Урок прошел интересно. Детям очень понравилось.
Урок-мечта может проводиться в любом классе, в зависимости от выбранной тематики. Школьники мечтают о многих вещах. Учителю важно выяснить их мечту и на ее основе построить урок. Подбирается соответствующий языковой материал, используются изученные структуры, привлекаются тексты, на базе которых будет строиться урок. Не стоит забывать и об оформлении урока. При необходимости, стоит принести красочные картинки, открытки, они сделают урок более интересным и запоминающим.
Урок-спектакль. Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках совершенствует произносительные навыки учащихся, обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Уроки КВН
Эти формы урока “пришли” с внеклассных занятий и стали популярными. Область их применения - преимущественное повторение тем и разделов. Формула эффективности урока включает две составные части: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроектированный и не согласованный с возможностями учащихся урок, качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекта мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.
Интегрированные уроки
На современном этапе структура интегрированных уроков требует особой чёткости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд. Эти уроки способствуют глубокому проникновению учащихся в мир красок и звуков, помогают формированию орфографической зоркости, развитию речи и обогащению словарного запаса учеников, развивает эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Заключение
В последние годы интерес к нетрадиционным урокам в начальной школе значимо усилился. Это связано с различными преобразованиями, происходящими в нашей стране, которые создали определенные условия для переосмысления процессов в сфере образования. Создания новых типов уроков и внедрение в уроки различные педагогические методы и способы развития интереса у детей младшего школьного возраста.
Организация нетрадиционного урока предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственной деятельности.
Итак, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность.
Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционные уроки могут быстро стать традиционными, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие учебных умений и навыков детей младшего школьного возраста
Выступление на педагогическом совете. Исторически сложившаяся система школьного образования при всем разнообразии ее...
Развитие наглядно-образного мышления глухих детей младшего школьного возраста
Несмотря на то, что работа выполнена в 2002 году,она не потеряла своей актуальности и сегодня.Надеюсь,что данный материал пригодится воспитателям и психологам,работающим в коррекционных учреждениях с ...
Развитие связной диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
В данном материале представлены этапы работы с детьми имеющими ОНР...
Развитие творческих познавательных способностей у детей младшего школьного возраста.
Показатель сформированности творческих способностей младших школьников, владение приёмами поисковой и творческой деятельности....
Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста
Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....
Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.
В настоящее время большое внимание уделяется возрождению нашей духовности и перед учителями, композиторами, деятелями искусства стоят важные задачи по музыкальному воспитанию подрастающего поколения. ...
«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»
МАСТЕР-КЛАСС«Адвент-раскраска, как современная форма развития инициативы и самостоятельности у детей младшего школьного возраста»...