Конспект внеурочного занятия "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
план-конспект занятия (3 класс)

Конспект для учащихся начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx45.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Моисеевка

Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления

«Этикет и культура общения»

3 класс

Автор-составитель:

Меризанова О.А.,

учитель начальных классов

с.Моисеевка

2021 г

Класс

3

Название программы внеурочной деятельности

«Этикет и культура общения»

Тема занятия

Путешествие в страну Вежливости и Доброты

Цель занятия

Формировать представления о доброте и вежливости.

Задачи занятия

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать способность к ориентации в нравственном содержании собственных поступков.
  2. Развивать знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
  3. Воспитание доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:

Познавательные: обобщить представления о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в коллективе класса;

Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения;

Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе;

Задачи, направленные на достижение предметных результатов:

  • 1.Формировать у детей представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;
  • 2.Учить быть вежливыми, добрыми;

Предполагаемый результат

Сформированность понятий «Доброта» и «Вежливость».

Форма проведения занятия

Путешествие,игра.

Методы воспитания

Беседа, рассказ, игра, упражнения, самооценка, мотивация к работе, художественное слово, целеполагание, самостоятельная работа в группах.

Оборудование (средства воспитания)

Компьютер,проектор,экран,электроннаяпрезентация, песня «Доброта» из мультфильма «Фунтик»,звук летящего самолета, раздаточный материал.

Ход работы

Этапы воспитательного занятия

Деятельность классного руководителя

Деятельность учащихся

Методы воспитания

УУД

1. Организационный момент

(Мотивационно-целевая установка)

Друзья, внимание –

Начинаем наше занятие.

(Дети стоят полукругом вокруг парт, взявшись за руки)

Собрались ребята в круг,

Слева друг и справа друг.

Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Я рада приветствовать Вас на занятии.

Добрым быть совсем не просто, ( Слайд 2)

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета

Доброта – не пряник, не конфета

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Давайте зажжём своё солнышко доброты.

(Детям предлагается нарисовать своё солнышко)

Приветствуют учителя и друг друга.

Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате.

Мотивация к работе.

Художественное слово.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания

2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание)

- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. («Вежливость», «Милосердие», «Уважение», «Радость»).

– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.

– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи. А чтобы узнать название этой страны вы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Чья команда справится с этим заданием быстрее, та получит волшебный жетон, который пригодится вам позже!(Раздает каждой команде слоги, которые нужно составить в слова)

И так, прочитайте вслух, что у вас получилось?

– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?

- Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать.

Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну, страну Доброты и Вежливости. В этой стране мы услышим много добрых и вежливых слов

(Страна Вежливости и Доброты)

А какую цель мы поставим на нашем занятии?

Мы сегодня научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. Поговорим о «волшебных словах», о добрых поступках.

Думаю, что наше занятие сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

А путешествовать мы будем на самолёте. Полетели.

А вот и первая остановка – «Добрые слова».

Самостоятельная работа;

Работа в группах

Собирают слоги, чтобы узнать название страны

-Это страна Вежливости и Доброты..

Тема нашего занятия:

«Путешествие в страну Вежливости и Доброты».

-Составляют цель к занятию.Формирование представлений о доброте и вежливости.

Слушают учителя.

Беседа;

Целеполагание;

Частично-поисковый

Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, формирование проблемы

3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап)

Ребята, у вас в руках пригласительные билеты. Мы сейчас с вами будем выполнять задания в группах. Те, у кого зеленые билетики – команда «Вежливость», голубые – «Милосердие», жёлтые - «Уважение», красные - «Радость». Выберите представителя группы, который вытянет «счастливый билетик».

Задания в группах: собери слова по группам (слова развешены по классу)

1группа: слова приветствия.

2 группа: слова, которыми можно попрощаться.

3 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу.

4 группа: слова-благодарности.

Каждая группа ищет нужные ей слова.

Слова:

#1044;оброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.

#1042;сего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.

#1044;ай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.

#1057;пасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.

Представители групп зачитывают эти слова.

А теперь займите свои места.

А у нас следующая остановка - остановка «Доскажи словечко».

Я вам буду читать начало предложений, а вы их будете заканчивать.

Слушайте внимательно и все вместе (хором) отвечайте.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

  • Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.( Слайд 3,4)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.( Слайд 5,6)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.( Слайд 7,8)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  • Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым?

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим.

А вы совершали добрые поступки? Какие?

Следующая остановка у нас – остановка «Спортивная».

Физкультминутка:“ИГРА” -

Выполнять задания надо только тогда, когда услышите “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево. Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.

Хорошо отдохнули и теперь можем отправляться в путь! ( Звучит шум турбин самолёта).

Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей

3) Рассказы детей о манерах поведения

Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жестом хозяину: « Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие.

2. Вы заметили, что, когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай имеет свою историю. Лет 200-300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники - так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от дамы. Это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. Всё же правильно мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать её. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти слева, а не справа. Гуляя вдвоём с девочкой, помни, по узкому проходу девочка идёт впереди, она первая входит в двери. Мальчик помогает ей нести тяжёлый или неудобный свёрток.

Молодцы,ребята!И так, на этой остановке мы выполнили задание: вспомнили много добрых , вежливых слов и добрых, правильных поступков. Двигаемся дальше?

А у нас следующая остановка «Волшебный замок» .(слайд 6)

В этом замке живёт принцесса «Дружелюбие».(слайд 7)

Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам принцесса. У нас будет работа в группах. Каждой группе раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют по группам цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка.

(Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть).

Посмотрите, доброта - это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас.

- А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему?

Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё.

А наш самолёт продолжает лететь вперёд!(Звучит шум турбин самолёта)

А теперь,давайте поиграем в игру «Школа вежливости».
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий ребенок, стоящий в круге повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д

Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы?

Экзамен на вежливого человека

#1050;акие слова произносят при встрече и прощании?

#1053;ужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку?

#1052;ожно ли назвать вежливым того, кто обижает животных?

#1052;ожно ли назвать человека вежливым, если он хвастается и обижает своих друзей?

Молодцы! Я довольна вашими ответами.

Итак, ребята! Где мы сегодня побывали?

С кем встретились?

-Какие волшебные слова повторили?

Работа в группах.

Выступления групп.

Обращают своё внимание на интерактивную доску.

Слушают задание.

Заканчивают предложения.

-«Спасибо!»

-«Добрый день!»

-«Здравствуйте!»

Примеры детей.

Обсуждение.

Выполняют физминутку.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Отвечают на вопрос учителя.

Проводят игру «Школа вежливости».
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий ребенок, стоящий в круге повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д

Проводят экзамен на вежливого человека, отвечают на вопросы.

- Здравствуйте, до свидания!

-Да.

-Нет.

-Нет.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.

Частично-поисковый

Игра;

Рассказ

Рассказ

Игра;

Контроль знаний.

Игра.

Познавательные: Школьник научится: строить сообщения в устной форме; слушать собеседника, услышать, понять говорящего; понимать и принимать другого человека; общаться невербальными способами.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и

точностью выражать свои мысли

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения.

Личностные: анализировать поступки одноклассников в коллективе.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в коллективе класса

Регулятивные:

оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе

4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап)

В моих рукахваза,я предлагаю вам составить «Букет вежливых слов». Для это вам нужно взять свои ромашки,написать на них своё имя и прикрепить их к вазе, говоря при этом вежливые слова. (Звучит песня о доброте)

Ребята, а наше путешествие подошло к концу.

Вежливые, добрые люди они как солнышки(Картинка солнышка,прикрепляет к доске), а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка(Картинка тучки, прикрепляет к доске). А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики туда, кем хотели бы быть.

Ребята,спасибо вам за вашу работу.На этом наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята!

Составляют «Букет вежливых слов».

Подписывают ромашки и по очереди прикрепляют их к вазе,говоря вежливые слова.

Прикрепляют свои жетончики туда, кем хотели бы быть(Добрыми или грустными).

-До свидания!

Самооценка.

Регулятивные: анализировать свою деятельность

Список использованной литературы:

  1. Жиренко О.Е.. Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2007.
  2. Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
  3. Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / М.: «Школьная Пресса», 2010.
  4. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: «АРКТИ», 2011.
  5. Баринова Е. «Уроки вежливости и доброты».

  1. Брейер С. «Добрым делом не хвались».

#1046;учкова Г.Н. «Нравственные беседы».

  1. Запесочная Е. «Правила вежливости».
  2. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ,»2005
  3. Мищенкова К. «Уроки нравственности 3 класс».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"

Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....

«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»

Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"...

Путешествие в страну вежливости и доброты.

Данное занятие способствует нравственному развитию личности учащихся....

Наш путь в страну вежливости и доброты

Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развитие способности анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости, взаимопонимания....

Кл.час "Путушествие в страну "Вежливости и Доброты"

- Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.- А ...

Конспект и презентация занятия "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов...