Конспект внеурочного занятия "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
план-конспект занятия (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с.Моисеевка
Методическая разработка занятия по внеурочной деятельности общекультурного направления
«Этикет и культура общения»
3 класс
Автор-составитель:
Меризанова О.А.,
учитель начальных классов
с.Моисеевка
2021 г
Класс | 3 |
Название программы внеурочной деятельности | «Этикет и культура общения» |
Тема занятия | Путешествие в страну Вежливости и Доброты |
Цель занятия | Формировать представления о доброте и вежливости. |
Задачи занятия | Задачи, направленные на достижение личностных результатов:
Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов: Познавательные: обобщить представления о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в коллективе класса; Коммуникативные:формулировать собственное мнение и позицию, учитывая разные мнения; Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе; Задачи, направленные на достижение предметных результатов:
|
Предполагаемый результат | Сформированность понятий «Доброта» и «Вежливость». |
Форма проведения занятия | Путешествие,игра. |
Методы воспитания | Беседа, рассказ, игра, упражнения, самооценка, мотивация к работе, художественное слово, целеполагание, самостоятельная работа в группах. |
Оборудование (средства воспитания) | Компьютер,проектор,экран,электроннаяпрезентация, песня «Доброта» из мультфильма «Фунтик»,звук летящего самолета, раздаточный материал. |
Ход работы
Этапы воспитательного занятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность учащихся | Методы воспитания | УУД |
1. Организационный момент (Мотивационно-целевая установка) | Друзья, внимание – Начинаем наше занятие. (Дети стоят полукругом вокруг парт, взявшись за руки) Собрались ребята в круг, Слева друг и справа друг. Вместе за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Я рада приветствовать Вас на занятии. Добрым быть совсем не просто, ( Слайд 2) Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета Доброта – не пряник, не конфета Если доброта как солнце светит, Радуются взрослые и дети. Давайте зажжём своё солнышко доброты. (Детям предлагается нарисовать своё солнышко) | Приветствуют учителя и друг друга. Учащиеся садятся за парты, которые располагаются по кругу в классной комнате. | Мотивация к работе. Художественное слово. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания |
2. Вводная часть (Проблемная ситуация и целеполагание) | - Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.Учитель раздаёт учащимся пригласительные билеты на занятие, по которым происходит отбор учащихся в группы. («Вежливость», «Милосердие», «Уважение», «Радость»). – А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами. – В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова. В этой стране может жить каждый, но там свои правила, свои обычаи. А чтобы узнать название этой страны вы должны собрать слоги, которые перепутались от дуновения ветра. Чья команда справится с этим заданием быстрее, та получит волшебный жетон, который пригодится вам позже!(Раздает каждой команде слоги, которые нужно составить в слова) И так, прочитайте вслух, что у вас получилось? – Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется? - Кто уже догадался, какова тема нашего занятия. Попытайтесь её сформулировать. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочную страну, страну Доброты и Вежливости. В этой стране мы услышим много добрых и вежливых слов (Страна Вежливости и Доброты) А какую цель мы поставим на нашем занятии? Мы сегодня научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными, будем учиться общаться. Поговорим о «волшебных словах», о добрых поступках. Думаю, что наше занятие сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех. А путешествовать мы будем на самолёте. Полетели. А вот и первая остановка – «Добрые слова». | Самостоятельная работа; Работа в группах Собирают слоги, чтобы узнать название страны -Это страна Вежливости и Доброты.. Тема нашего занятия: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты». -Составляют цель к занятию.Формирование представлений о доброте и вежливости. Слушают учителя. | Беседа; Целеполагание; Частично-поисковый | Коммуникативные: аргументировать свою точку зрения Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, формирование проблемы |
3. Основная часть (Операционно-деятельностный этап) | Ребята, у вас в руках пригласительные билеты. Мы сейчас с вами будем выполнять задания в группах. Те, у кого зеленые билетики – команда «Вежливость», голубые – «Милосердие», жёлтые - «Уважение», красные - «Радость». Выберите представителя группы, который вытянет «счастливый билетик». Задания в группах: собери слова по группам (слова развешены по классу) 1группа: слова приветствия. 2 группа: слова, которыми можно попрощаться. 3 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу. 4 группа: слова-благодарности. Каждая группа ищет нужные ей слова. Слова: #1044;оброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет. #1042;сего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть. #1044;ай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста. #1057;пасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность. Представители групп зачитывают эти слова. А теперь займите свои места. А у нас следующая остановка - остановка «Доскажи словечко». Я вам буду читать начало предложений, а вы их будете заканчивать. Слушайте внимательно и все вместе (хором) отвечайте. Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
- Вспомним ещё раз: Какого человека называют добрым? Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим. А вы совершали добрые поступки? Какие? Следующая остановка у нас – остановка «Спортивная». Физкультминутка:“ИГРА” - Выполнять задания надо только тогда, когда услышите “волшебное слово”. Встаньте, пожалуйста! Хорошо отдохнули и теперь можем отправляться в путь! ( Звучит шум турбин самолёта). Вы знаете, что правила вежливости и нормы поведения зародились ещё в древности, во времена рыцарей 3) Рассказы детей о манерах поведения Переступая порог, рыцарь снимал свой шлем и нёс его в руке. «Я тебя не опасаюсь,- говорил он этим жестом хозяину: « Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты удара исподтишка не нанесёшь». Эти суровые времена прошли, но обычай остался. Снимая шапку, ты показываешь хозяевам, что уважаешь их, веришь в хорошее отношение к тебе. С тех же времён идёт и обычай, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Этим человек показывает, что в его ладони не спрятано оружие. 2. Вы заметили, что, когда мужчина идёт по улице рядом с женщиной, он обычно держится слева от неё? Этот обычай имеет свою историю. Лет 200-300 назад мужчины не выходили из дому без оружия. У каждого висела на левом боку сабля, рапира или кинжал. На левом для того, чтобы быстрее и удобнее выхватить оружие из ножен правой рукой. А чиновники - так те ещё до конца прошлого века были обязаны носить при мундире шпагу. И шпага тоже висела на левом боку. Чтобы при ходьбе оружие не ударяло спутницу по ногам, кавалер старался идти слева от дамы. Это вошло в обычай. Сейчас оружие носят только военные, да и то не всегда. Всё же правильно мальчику идти слева от девочки, потому что люди у нас расходятся вправо и пусть лучше встречный нечаянно заденет плечом тебя, а не твою спутницу. Ты, как более сильный, должен оберегать её. Этому правилу не подчиняются только военные, когда они в форме. Чтобы отдать воинское приветствие встречным военным и не задеть при этом локтем спутницу, правая рука у солдата или офицера должна быть свободна. Поэтому им удобнее идти слева, а не справа. Гуляя вдвоём с девочкой, помни, по узкому проходу девочка идёт впереди, она первая входит в двери. Мальчик помогает ей нести тяжёлый или неудобный свёрток. Молодцы,ребята!И так, на этой остановке мы выполнили задание: вспомнили много добрых , вежливых слов и добрых, правильных поступков. Двигаемся дальше? А у нас следующая остановка «Волшебный замок» .(слайд 6) В этом замке живёт принцесса «Дружелюбие».(слайд 7) Давайте посмотрим, какое задание приготовила нам принцесса. У нас будет работа в группах. Каждой группе раздаются лепестки с определением дружбы. Дети составляют по группам цветки дружбы и объясняют, почему выбрали именно эти лепестки для цветка. (Помощь, преданность, доброта, внимание, отзывчивость, доверие, честность, радость, злость, эгоизм, хвастовство, грубость, равнодушие, зависть). Посмотрите, доброта - это сказочный цветок, который может расцвести в душе каждого из нас. - А какие слова вы не выбрали для цветка? Почему? Вот и получился цветок дружбы, теперь вы знаете о дружбе всё. А наш самолёт продолжает лететь вперёд!(Звучит шум турбин самолёта) А теперь,давайте поиграем в игру «Школа вежливости». Какие вы молодцы! Теперь вам можно устроить настоящий экзамен. Вы готовы? Экзамен на вежливого человека #1050;акие слова произносят при встрече и прощании? #1053;ужно ли снимать шапку, когда пришел в гости, театр, библиотеку? #1052;ожно ли назвать вежливым того, кто обижает животных? #1052;ожно ли назвать человека вежливым, если он хвастается и обижает своих друзей? Молодцы! Я довольна вашими ответами. Итак, ребята! Где мы сегодня побывали? С кем встретились? -Какие волшебные слова повторили? | Работа в группах. Выступления групп. Обращают своё внимание на интерактивную доску. Слушают задание. Заканчивают предложения. -«Спасибо!» -«Добрый день!» -«Здравствуйте!» Примеры детей. Обсуждение. Выполняют физминутку. Слушают учителя. Выполняют задание. Отвечают на вопрос учителя. Проводят игру «Школа вежливости». Проводят экзамен на вежливого человека, отвечают на вопросы. - Здравствуйте, до свидания! -Да. -Нет. -Нет. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. | Частично-поисковый Игра; Рассказ Рассказ Игра; Контроль знаний. Игра. | Познавательные: Школьник научится: строить сообщения в устной форме; слушать собеседника, услышать, понять говорящего; понимать и принимать другого человека; общаться невербальными способами. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Регулятивные: адекватно воспринимать оценку Коммуникативные: высказывать свою точку зрения. Личностные: анализировать поступки одноклассников в коллективе. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание. Познавательные: дать представление о моральных нормах и правилах поведения, о взаимоотношениях в коллективе класса Регулятивные: оценивать ситуацию с точки зрения моральных норм и правил поведения, принятых в обществе |
4. Заключительная часть (Рефлексивно-оценочный этап) | В моих рукахваза,я предлагаю вам составить «Букет вежливых слов». Для это вам нужно взять свои ромашки,написать на них своё имя и прикрепить их к вазе, говоря при этом вежливые слова. (Звучит песня о доброте) Ребята, а наше путешествие подошло к концу. Вежливые, добрые люди они как солнышки(Картинка солнышка,прикрепляет к доске), а те, кто не пользуются «волшебными словами, они ходят грустные, как эта тучка(Картинка тучки, прикрепляет к доске). А вы бы хотели быть солнышками или тучками? Прикрепите свои жетончики туда, кем хотели бы быть. Ребята,спасибо вам за вашу работу.На этом наше занятие подошло к концу. До свидания, ребята! | Составляют «Букет вежливых слов». Подписывают ромашки и по очереди прикрепляют их к вазе,говоря вежливые слова. Прикрепляют свои жетончики туда, кем хотели бы быть(Добрыми или грустными). -До свидания! | Самооценка. | Регулятивные: анализировать свою деятельность |
Список использованной литературы:
- Жиренко О.Е.. Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию: 1-4 классы.-М.: ВАКО, 2007.
- Козлова М.А. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы. – М.: Издательство «Экзамен», 2011.
- Смирнов Н.А. Этика и этикет младших школьников. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов / М.: «Школьная Пресса», 2010.
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: «АРКТИ», 2011.
- Баринова Е. «Уроки вежливости и доброты».
- Брейер С. «Добрым делом не хвались».
#1046;учкова Г.Н. «Нравственные беседы».
- Запесочная Е. «Правила вежливости».
- Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ,»2005
- Мищенкова К. «Уроки нравственности 3 класс».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "В Стране Вежливости и Доброты"
Классный час содержит конспект занятия и презентацию, сопутствующую уроку....
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....
Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"...
Путешествие в страну вежливости и доброты.
Данное занятие способствует нравственному развитию личности учащихся....
Наш путь в страну вежливости и доброты
Цели: расширение знаний о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных ситуациях; развитие способности анализировать свои действия; воспитание чувства доброты, вежливости, взаимопонимания....
Кл.час "Путушествие в страну "Вежливости и Доброты"
- Вежливость – одно из важнейших качеств воспитанного человека. До 16 века “вежа” означало “знаток” - тот, кто знает правила приличия, формы выражения доброго отношения к людям и окружающему миру.- А ...
Конспект и презентация занятия "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
Внеурочное занятие для учащихся начальных классов...