Путешествие в страну вежливости и доброты.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данное занятие способствует нравственному развитию личности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок окружающего мира.Лес и человек.Экологические проблемы леса. | 118.5 КБ |
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse.docx | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся.
Задачи:
– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
– развивать познавательный интерес, память, внимание, воображение, речь учащихся, расширить кругозор учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы;
– воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Оборудование: мультимедийная установка, презентация: «Путешествие в страну Вежливости и Доброты», плакаты с вежливыми словами, волшебная палочка, карточки с заданиями, солнышки, тучки.
Литературный ряд: стихотворение «Доброта», рассказ «На перемене», стихотворение «Гусь», стихотворение С. Я. Маршака «Ежели вы вежливы»,
стихотворение «Добрые слова», стихотворение «Дедушка», пословицы и поговорки о доброте и вежливости.
Музыкальный ряд: фонограмма песни «Дорога Добра», музыка В. Шаинского, слова М. Танич.
Игры: «Доброе солнышко», «Волшебные слова», «Будь внимателен», «Вежливо-невежливо».
Форма проведения: беседа с элементами игры.
Оформление класса: на доске плакаты «Вежливые слова».
Ход внеклассного занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь!
- Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу! Посмотрите, ребята, друг на друга и улыбнитесь!
II. Вступительное слово.
- Сегодня на занятии, мы с вами совершим увлекательное путешествие в одну необычную волшебную страну.
– А как называется эта страна, попробуйте, угадать сами.
– В этой Стране люди поздравляют друг друга с удачей, утешают и успокаивают в беде, уступают место старшим, помогают друг другу, любят делать друг другу подарки, говорят добрые и вежливые слова.
– Ребята, наверное, вы уже догадались, о какой стране идет речь. Как она называется?
Дети: Страна Вежливости и Доброты.
Слайд 1
- Я приглашаю вас в путешествие по волшебной стране Вежливости и Доброты.
По дороге в эту удивительную Страну мы посетим:
Слайд 2
1. Море Доброты.
2. Море Вежливости.
3. Аллею Приветствий.
4. Дворец Извинений.
5. Остров «Размышляй-ка».
- А чтобы в пути нам не было скучно, давайте начнем наше путешествие с веселой дружной песни.
- Итак, все готовы? Отправляемся!
Несколько учащихся выходят и, взявшись за руки, исполняют песню «Дорога Добра», остальные дети подпевают припев с места.
Звучит фонограмма песни.
Дорога добра. Музыка В. Шаинский, слова М. Танич.
1. Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой?
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Припев
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди мой друг, всегда иди
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
2. Забудь свои заботы,
Падения и взлеты,
Не хнычь, когда судьба,
Ведет себя, не как сестра.
Припев
Но, если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему всегда иди,
Дорогою добра.
Припев повторяют все еще 1 раз.
III. Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
1. - Первое море, которое мы должны переплыть – «Море Доброты».
Слайд 3
- Ребята, а что такое – ДОБРОТА?
Ответы детей.
- Давайте прочитаем, высказывания великих людей о доброте.
Слайд 4
Читает воспитатель или дети.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное. (Л. Толстой)
Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и обид. (В. Розов)
- А как вы думаете, ребята, каких людей называют добрыми?
Ответы детей.
- Что же обозначает слово “добрый”?
- А давайте с вами заглянем в словарь, и посмотрим, как в нем толкуется значение слова “добрый”. (Ученик читает значение слова на экране).
Слайд 5 (1 часть)
Добрый – это человек, делающий добро другим, отзывчивый.
Добрый – это такой человек, который несет благо, благополучие.
– В словаре мы видим, что слово “добрый” имеет два значения.
- Ребята, а давайте попробуем подобрать к слову «Добрый» слова, близкие по значению, т. е. слова – синонимы.
Слайд 5 (2 часть)
На слайде появляется солнышко со словами.
Ответы детей.
– И так давайте проверим, какие слова “дружат” со словом “ добрый”(появляются на слайде стрелки).
Слайд 5 (3 часть)
– Ребята, какие слова вы не соединили со словом “добрый”, почему?
Ответы детей.
- Ребята, а какие стихи вы знаете о доброте?
Выходят ученики и рассказывают стихотворение «Доброта».
Доброта
Ученик 1:
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста, не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит, радуются взрослые и дети.
Ученик 2:
Слово это серьезное,
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Ученик 3:
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважнее,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец ДОБРОТА.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру “Доброе солнышко”.
Слайд 6
- В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Как солнце, доброта озаряет своими лучами и дарит людям теплоту, заботливость и внимание.
- Я лучиком солнышка буду дотрагиваться до вас, а вы мне должны будете рассказать, какое доброе дело вы совершили за последнее время.
Воспитатель выборочно дотрагивается “Волшебной палочкой” до ребят.
- Видите, ребята, как много добрых дел вы совершили.
- Ну, а нам пора двигаться дальше. Впереди еще одно море – Море Вежливости.
Слайд 7
2. Море Вежливости.
- А как вы думаете, что такое вежливость?
Ответы детей.
-Давайте, прочитаем на слайде.
Слайд 8
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой общаться.
– Скажите, как называют человека, который употребляет вежливые слова в своей речи?
Дети: Вежливым.
– Но всегда ли частое употребление “вежливых” слов, является показателем вежливости человека?
Дети: Нет.
– А вот послушайте, какая история произошла с одним мальчиком на перемене.
На перемене
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
– Что нужно сказать?
– Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
– Почему ребята засмеялись, когда услышали ответ Игоря? Можно Игоря назвать вежливым человеком, ведь он употребляет в своей речи вежливые слова?
Дети: нет.
– Почему?
Ответы детей.
– Как нужно употреблять волшебные слова? (Правильно.)
– А что значит правильно?
Дети: Подходящее, в данной ситуации по смыслу.
– Давайте сделаем вывод?
Слайд 9
- Дополните предложение:
Для того, чтобы быть вежливым человеком, нужно не только употреблять “Вежливые слова”, но и употреблять их … (правильно).)
– Сейчас у нас XXI век, а вот в XVI веке вежливого человека называли по-другому. Может кто-то из вас знает как?
– В XVI веке вежливого человека называли “вежа”, что означает - всезнающий. Именно от слова “вежа” произошло наше слово “Вежливость”.
– Вежливость было и есть очень важное качество для всех людей, поэтому в XVI веке вежливости учили в школе, так как сейчас учат математике или русскому языку.
– А вот послушайте, какая история произошла с одной девочкой.
Читает подготовленный ученик:
Гусь
Ко мне бежит огромный Гусь.
Я говорю себе:
“Не трусь!
Быть может,
Этот Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной”.
Но у Гуся свирепый вид –
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет?
Но и пусть!
Я улыбнулась:
– Здравствуй, Гусь!
Он головой кивнул в ответ.
И мне послышалось:
“Привет!”
– Что хотел сделать Гусь?
Дети: Ущипнуть девочку.
– Почему он девочку не тронул? (она с ним поздоровалась.)
– Разве могут птицы и звери понять человеческую речь? (Нет.)
– Так как же Гусь понял, что девочка с ним поздоровался? (По приветливому взгляду, доброй улыбке девочки).
– Значит, если мы произносим вежливые слова с улыбкой, с добрым взглядом, то их понимают даже кто? (Животные.)
- Недаром, наверное, в народе говорят, что вежливое слово приятно даже кошке.
- Сейчас послушайте, о каких полезных советах нам расскажут дети.
Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак.
Ученик 1: Ежели вы вежливы
И к совести не глухи
Вы место без протеста
Уступите старухе.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ученик 2: Ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея.
Ученик 3: И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами.
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких
Без спросу не берите!
- Ребята, о каких же полезных советах из этого стихотворения вы узнали?
Дети: Необходимо уступать место старшим, не разговаривать на уроках, не перебивать старших при разговоре, защищать слабых, помогать родителям, не обижать маленьких детей.
- Ура, ребята, ваши правильные ответы помогли нам переплыть Море Вежливости.
3. - Молодцы, тогда продолжим наше путешествие и отправимся на «Аллею приветствий».
Слайд 10
– Скажите, ребята, когда люди встречаются, то с каких слов обычно начинают свое общение?
Дети: Со слова «Здравствуйте».
- Правильно, люди начинают знакомиться со слова “здравствуйте”. Это самое обычное и вместе с тем самое важное слово, с которого начинается общение людей, которое характеризует человека как вежливого и приветливого.
– А что же значит простое, обыкновенное слово "здравствуйте"?
- У каждого слова есть своя тайна, история его происхождения. И мы сейчас с вами приоткроем эту тайну, и узнаем, когда впервые появилось это слово.
Слайд 11
- В очень далекие времена, когда жили пещерные люди: у них не было слов ни “здравствуйте”, ни “до свидания”. Но однажды они заболели и никак не могли выздороветь, и тот, кто был у них вместо врача (потому что настоящих врачей тогда не было), сказал им:
– Вы болеете оттого, что не желаете друг другу здоровья. Разве может быть здоровым человек, если ему никто не желает здоровья? Пещерные люди призадумались и решили говорить при встрече друг другу слово “Здравствуйте” – это значит будьте здоровы.
“Здравствуйте”– сказали они друг другу и сразу почувствовали себя лучше.
С тех пор люди здороваются друг с другом. Вот поэтому говорят, что слово “здравствуйте” – это волшебное слово, которое может помочь человеку в исцелении.
- А какие еще волшебные слова вы знаете?
Дети: Здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
- Молодцы! Сколько волшебных слов вы знаете!
- Ребята, а давайте еще раз хором повторим волшебные слова и запомним их.
Слайд 12
- Для того чтобы стать вежливыми, мы должны как можно чаще пользоваться этими «волшебными словами». В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
- Поиграем в игру «Волшебные слова».
Слайд 13
- Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:
Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … / спасибо/.
Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.
- Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились успешно.
- А теперь, послушайте, какие еще советы дают нам дети о добрых и вежливых словах.
Добрые слова
Ученик 1: Слова “До свиданья!”,
“Спасибо!”, “Простите!”,
“Пожалуйста!”, “Здравствуйте!”
Щедро дарите.
Ученик 2: Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым,
В троллейбусе, в парке,
И в школе, и дома.
Ученик 3: Слова эти очень,
И очень важны,
Они человеку,
Как воздух, нужны.
Без них невозможно на свете прожить.
Слова эти нужно с улыбкой дарить.
- А сейчас, ребята, давайте отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
1. Игра “Будь внимателен”
Слайд 14
- Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.
Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, руки вперед.
Опустите руки, пожалуйста.
Будьте добры, наклоните голову вперед.
Наклоните, назад, пожалуйста.
Влево.
Вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
2. Игра “Вежливо - невежливо”.
Слайд 15
- Послушайте правила игры: если я читаю о вежливом поступке – вы хлопаете в ладоши 2 раза. Когда я читаю о невежливом поступке – вы топаете ногами 2 раза. Начнем.
- Поздороваться при встрече……….
- Толкнуть и не извиниться…………
- Свистеть, кричать, шуметь в школе……….
- Уступить место старшим………
- Не вставать на обращение учителя…………
- Помочь подняться по лестнице…………..
- Попрощаться уходя…………
4. Мы продолжаем наше путешествие и следующее место, куда мы отправимся это «Дворец извинений».
Слайд 16
- Здесь встречают нас сказочные герои Мальвина и Буратино.
Слайд 17
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Мальвина: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, научился правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
– А вот послушайте, что случилось однажды с одним мальчиком.
Дедушка
Попал я в дедушку мячом,
И закричал: – А я причем?
Но, досчитав, до тридцати,
Сказал: – Ну, дедушка, прости!
– Можно назвать этого мальчика вежливым? (Нет.)
– Почему, ведь он попросил у дедушки прощения?
– От его извинений стало дедушке легче? (нет.)
– Смог ли бы вы простить, если бы у вас так попросили прощения?
– А как бы вы в данной ситуации на месте мальчика попросили прощения?
Дети: Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть, простите меня за то, что я попал в Вас мячом.
Слайд 18
– Правильно, даже если вы случайно обидели другого человека или случайно причинили ему боль, надо обязательно извиниться, и извиниться так, чтобы человеку стало легче от ваших слов.
5. - Ну, а мы двигаемся дальше. Как незаметно время ушло в пути.
Впереди осталась всего одна остановка Остров «Размышляй-ка».
Слайд 19
- Как известно, люди издавна стремились к добру и ненавидели зло и эту мысль они отразили в пословицах и поговорках, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение.
- Сейчас, я хочу проверить, а знаете ли вы пословицы и поговорки о доброте и вежливости?
- Давайте поработаем в парах.
- У вас на столе лежат карточки с заданием. Задание такое: Соедините начало пословицы с ее окончанием. Дается несколько вариантов окончания. Найдите правильный ответ. (1 минута).
Примечание: Выборочно вызываю любую пару учащихся. Прошу одного ученика – прочитать первую часть пословицы, а его сосед по парте читает вторую часть пословицы.
1. Добрые дела | добрый ответ. |
2. Сделаешь добро - | на добрые дела. |
3. Добрый человек - | красят человека. |
4. Кто со злом не повстречался, | тот добра не понимает. |
5. Жизнь дана | несет мир. |
6. На добрый привет – | дорого вежество. |
7. Не дорого ничто - | добро найдешь. |
8. При солнышке тепло- | богатства. |
9. Доброе дело дороже- | красится. |
10. Стол спасибом - | при матушке добро. |
- Итак, проверяем.
Слайд 20
На слайде появляется первая часть пословицы, а после ответа учащегося появляется вторая.
1. Добрые дела красят человека.
2. Сделаешь добро - добро найдешь.
3. Добрый человек - несет мир.
4. Кто со злом не повстречался, тот добра не понимает.
5. Жизнь дана на добрые дела.
6. На добрый привет – добрый ответ.
7. Не дорого ничто - дорого вежество.
8. При солнышке тепло - при матушке добро.
9. Доброе дело дороже - богатства.
10. Стол спасибом - красится.
- Ребята, а чему учат все эти пословицы?
– Дети: Надо быть добрым, внимательным, заботливым, совершать добрые поступки.
- Молодцы, ребята, вы справились со всеми испытаниями, которые встречались на вашем нелегком пути, и поэтому двери волшебной страны Доброты и Вежливости для вас открыты. Добро пожаловать!
Слайд 21
- А, так, как это страна волшебная, давайте станем, ребята, тоже добрыми волшебниками для окружающих людей, подарим им немного радости, счастья и тепла и мы сами станем от этого счастливее!
IV. Итог занятия: - В заключении нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
Дети: О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах.
- А, какие правила добрых и вежливых поступков вы запомнили?
Ответы детей.
Слайд 22 . Читает воспитатель или дети.
- Здоровайся при встрече.
- Не груби, даже если сердит.
- Проявляй доброжелательность.
- Будь вежлив и воспитан.
- Призывай окружающих к хорошим взаимоотношениям.
- Совершай добрые дела просто так, из хороших побуждений.
- Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо потрудились!
V. Рефлексия:
– Ну вот, пришло время прощаться.
- Мне бы хотелось узнать, ребята, с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами лежат солнышки и тучки.
Слайд 23
- Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – поднимите тучку.
– На этом наше занятие окончено. Спасибо за внимание! До новых встреч!
Слайд 24
Звучит песня о доброте.
Предварительный просмотр:
Интерактивный урок окружающего мира в 4 классе.
УМК:образовательная система «Школа России»
Тема: «Лес и человек. Экологические проблемы леса».
Цели урока:
1) образовательные: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы, познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью человека, показать важность рационального использования и охраны лесов, сформулировать и обосновать правила поведения в лесу, познакомить с редкими растениями и животными леса.
2)воспитательные: воспитывать любовь, уважение, бережное отношение к природе, культуру поведения.
3)развивающие: развивать познавательный интерес, развивать умение работать с картой.
Формируемые УУД:
познавательные- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, моделировать объекты и явления окружающего мира;
коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные- формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата ,предвосхищать результат, оценивать качество и уровень освоения материала;
личностные- приобретать новые знания и умения.
Оборудование урока: компьютер; мультимедиа оборудование; презентация к уроку «Лес и человек»; рисунки и фотографии с изображением животных, занесенных в Красную книгу; тесты «Зона лесов»; карточки -задания; выставка работ учащихся по теме: «Лесная зона»; тексты стихотворения С.Никулиной «Русский лес»,Ю.Кулекиной «Ручеёк»; карта природных зон.
Ход урока.
- Организационный момент.
Внимательно слушай!
Запоминай!
Активно на уроке отвечай!
- Актуализация опорных знаний.
1.Работа с картой.(Работа ведётся по карте природных зон)
-Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
-Каким цветом она обозначена на карте?
_Какая у зоны лесов земная поверхность?
_Сравните зону лесов с другими природными зонами.
2.Блицопрос Я знаю лес
-Какой лес мы называем тайгой?
-, Назовите дерево :высокое стройное,с желтовато-красноватой или бурой корой.Хвоинки длинные,шишки маленькие,округлые.
-Птица пёстрой окраски,приносящая большую пользу лесу.По земле двигаются прыжками.
-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
-Дерево-символ России?
-Животное,которое умеет не только прыгать,но и летать?
-У какого животного пять чёрных полос на спине?
-Узнайте животное по описанию: самый крупный из ныне живущих представителей обширного семейства оленей. Это мощное, но вместе с тем стройное и красивое животное. От других оленей он отличается длинными ногами, массивной грудной клеткой, относительно большой и тяжелой горбоносой головой,огромными рогами.
-Какие три части можно выделить в лесной зоне?
3 .Проверка домашнего задания. Работа в парах.
-Вспомните правила работы в парах.
(1.Работать должны оба.2.Один говорит ,другой слушает.3.Своё несогласие высказывай вежливо.4.Если не понял,переспроси)
-Давайте проверим друг у друга выполнение заданий 3-6 на стр.48-49 рабочей тетради.(Взаимопроверка).
4.Сообщения учащихся(ученики выступают с сообщениями о растении или животном лесной зоны, опираясь на свои записи выполнения задания 7 на стр.50 рабочей тетради).
-Чьё сообщение показалось вам наиболее интересным и почему?
- Самоопределение к деятельности.
Работа в группах.
Прочитайте в группах стихотворение С.Никулиной «Русский лес», обсудите его.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябинка,
Орехи и цветы.
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
-О каких отношениях говорится в этом стихотворении?
-Чем является лес для человека?
-О чём пойдёт речь на уроке?
(Дети высказывают предположения ,о чём пойдёт речь на уроке. Открывается запись на доске темы урока-«Лес и человек. Экологические проблемы леса».
-Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
-Что мы будем делать для достижения этой цели?
-Что Вам хотелось бы узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
- Физкультминутка.
- Открытие нового знания.
1.Работа в рабочей тетради.
-Выполним задание 1 стр.50
-Запишите в тетрадь ,какую роль играет лес в вашей жизни?
Слушаем высказывания учащихся.
-Великий русский писатель М.Горький в воспоминаниях детства писал: Лес вызывал у меня чувство душевного покоя и уюта ,в этом чувстве исчезали мои огорчения ,забывалось всё неприятное»
2.Работа в парах.
-Прочитайте в учебнике статью «Роль леса в природе и жизни людей» на страницах 103-104.
-С помощью схемы расскажите друг другу о роли леса в природе и жизни людей.
Высказывания детей.
-О чём новом вы узнали из текста?(Лес очищает воздух от пыли и загрязнений.Фитонциды убивают болезнетворные бактерии.Лес защищает почвы от ветра,а корни растений не дают почве разрушаться).
3.Беседа об экологических проблемах леса. Работа в группах.(Каждая группа получает стихотворение).
-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?
-Не по его ли вине возникают экологические проблемы?
-Прочитайте в группах стихотворения.Обсудите их.
-Подумайте о каких экологических проблемах идёт речь?
Проверка задания.
1 группа.
Кричала липа и береза тоже:
«Ведь мы производили кислород!
Мы землю украшали! Так за что же
Кончина нас безвременная ждет?
Вы, люди, представляете как долго
Растем мы из семян? И в миг один
Нас погубить?! Не жаль тебе нисколько
Деревья, о природы господин?
Ты возомнил себя венцом природы,
Но отомстит она – она сильней!..»
Пройдут еще наверно, годы, годы!
Пока дойдет все это до людей.
Но может быть тогда уж поздно будет…
И мы не можем это допустить!
Одумайтесь скорей! Давайте люди
Природу нашу бережно хранить!(Автор Е. Герасимова)
-О какой экологической проблеме идёт речь?(Речь идёт о вырубке леса).
-Людям казалось,что лесов так много,что их невозможно вырубить.Теперь стало ясно:леса в опасности! А вместе с лесом погибает животный и растительный мир .Многие виды редких животных взяты под охрану ,а растения и животные,занесённые в Красную книгу ,находятся под особой охраной.
-Перечислите животных и растения Красной книги,изображённые на стр.105 учебника.
(Ученики называют и показывают животных и растения).
2 группа.
РУЧЕЁК
Весенний журчит ручеёк.
Путь ручейка далёк.
Сначала в реку Москву,
Потом ненадолго - в Оку.
И Волга уже на просторе.
А дальше - Каспийское море!
Журчал и бежал ручеёк.
Путь ручейка далёк.
Он думал – легко добежит,
Хотя путь далёк лежит.
Бежал ручеёк и пел,
И голос его звенел!
Сначала споткнулся ручей:
Башмак здесь в воде: он чей?
А вот и бутылка, и банка,
И пластиковая болванка…
Не так уж и прост мой путь!
Осталось совсем чуть-чуть!
Мне всё тяжелей бежать,
Уже нелегко журчать!
Лежит колесо поперёк:
М-да, непростой денёк!
Немного заторможу,
Пожалуй, я полежу…
Весенний журчал ручеёк,
Ох, как его путь далёк!
Он так старался, бежал,
Но по дороге …устал.
Болотце на месте ручья.
Вина в том, скажите, чья?(Автор Ю. Кулекина)
-Назовите экологическую проблему,о которой говорится в стихотворении.(Речь идёт о загрязнение лесов и водоёмов)
-Какие правила необходимо соблюдать в лесу,если Вы остановились на привал?
3 группа
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, на растоптал костра.
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зеленый лес вошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
-Какой поступок человека стал грозной бедой для леса?
-А ведь этого могло бы и не случиться,если бы охотник соблюдал правила поведения в лесу.
-Познакомимся с памяткой «Как разводить костёр».(работа с учебником стр.
107)
Показ видеосюжета «Пожар в лесу».
https://www.youtube.com/watch?v=lTu0NFZkhpU
4 группа
Весна в лесу прекрасная пора,
Лес оживился, и запели птицы,
А лето - это просто красота,
И для зверей открыты все границы.
В глуши тайги медведица бродила,
А рядом пара милых медвежат,
Видать совсем недавно народила,
Они так замечательно рычат.
Природа наделяла чувством веры,
Забыв о безопасности своей,
А рядом с ней таились браконьеры,
Внимательно следившие за ней.
Кто такие браконьеры? Чем они опасны?
Работа со словарём.
Обратимся за помощью к толковому словарю Ожегова.
(Браконьер – человек, занимающийся браконьерством. Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.)
- Физкультминутка
- Включение нового знания в систему знаний.
1.Работа в рабочей тетради стр.51.
-Какие экологические проблемы лесной зоны отражены на рисунках?(1.Чрезмерная вырубка лесов для заготовки древесины.2.Незаконная охота-браконьерство.3.Разведение костров в лесу.Пожары в лесу.4.Загрязнение лесов и водоёмов мусором.)
2.Творческая работа.
-Придумайте и нарисуйте условные знаки к этим экологическим проблемам.
-Как Вы думаете,почему некоторые люди не выполняют правила поведения в лесу?
-О чём должен помнить человек ,приходя в лес?(Лес-наше богатство.Лес-лёгкие планеты.Каждый человек должен думать,о том,что он оставит своим детям)
- Подведение итогов урока
-Перечислите экологические проблемы лесов.
-От чего в первую очередь страдает лес?
-Что должен делать человек,чтобы не уменьшать количество лесов?
-Как мы можем заботиться о лесах,которые расположены рядом с нами?
-На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?
- Рефлексия
-Какие знания вы сегодня для себя открыли?
-Где могут пригодиться в жизни новые знания?
-Что на уроке у Вас хорошо получалось?
-Над чем ещё надо поработать?
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тучка.
Однажды на прекраснейшей из планет зародилась тучка. И все ее радовало и веселило: вот птичка пролетит сквозь неё, словно перышком пощекочет; вот капельки светлые хороводы водят и спешат обратно на землю великую, чтобы жизнь на ней процветала и радовала всех; вот ветер могучий разыграется и погонит ее в путь далекий. И так нравилось нашей тучке путешествовать и землю разглядывать, что просила она ветер могучий дуть сильнее. Чтобы летала она быстро –быстро над морями, океанами, над полями и горами. И так ей вольно, и просторно на небе было, что не знала она горя-горюшка и кручины великой.
Но однажды увидала она диво-дивное, чудо-чудное - город, людьми возведенный. И все было в нём прекрасно, и дома , и улицы , и дворцы, утопающие в зелени. Да сами люди казались ей самым великим творением природы. Росли такие города, крепчали, как грибочки после дождя. Наша тучка восхищалась великолепием каменных палат, широтой дорог и роскошью убранства. Только одно ее расстраивало, что не берегли люди ни лесов, ни водоёмов, ни жизни, дарованной природой. Где город возвыситься – леса не станет, лишь изредка деревца одинокие стоят. Если река или море рядышком – все ненужное человеку в воду сбрасывается или под землю закапывается.
Но самое страшное от этих великих городов – росли тучи черные, смрадные. Да такие вредные и злые эти тучки были , что проходу другим не давали. Соберутся маленькие тучки-смрадные в большую и давай все живое мучить и губить. Сначала подкрадываются незаметно , а потом болезнями всякими мучают. Столько в них злости и ненависти. Все больше и больше становилось туч-смрадных на земле и все больше, и больше ширилось их царство. И некуда стало бежать и прятаться от них на земле великой.
Так жалко стало тучке людей, что от рук своих же и страдают, что слезами горькими стала она проливаться на землю. Да только слезы начали обжигать щечки розовые. Да капельки светлые все медленней хороводы водят и все тяжелей становятся. Да птички все реже к тучке поднимаются. Да ветер могучий все больше пылинками тучку обдувает. А пылинки эти словно иголки вонзаются и ранят душу светлую.
Взмолилась тучка, чтоб умылась Земля-матушка, да стерла города великие, чтоб расправила плечи и стряхнула тучи-смрадные. Лишь слабый отголосок донёсся издалека: «Скоро, скоро……потерпи , милая…»
Кулекина Юлия Борисовна, учитель начальных классов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну Вежливости и Доброты»
Внеклассное мероприятие в 1 классе про вежливость и доброту....
Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"...
Внеклассное мероприятие "Путешествие с страну " Вежливости и Доброты"
Внеклассное мероприятие...
Тема занятия: Путешествие в страну Вежливости и Доброты.
Цели: способствовать нравственному развитию личности учащихся, формировать ценностные ориентиры личности.Задачи:– познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта»,...
Путешествие в страну Вежливости и Доброты
Открытый классный час для учащихся начальных классов...
"Путешествие в Страну Вежливости и Доброты"
Методическая разработка программы воспитания в ГПДУчителя: Саленек Е.И.Школы здоровья и индивидуального развития...
Конспект и презентация занятия "Путешествие в страну Вежливости и Доброты"
Внеурочное занятие для учащихся начальных классов...