Построение ученического самоуправления в классе на примере младших школьников
методическая разработка

Алена Юрьевна Сибрикова

Проект на тему "Построение ученического самоуправления в классе на примере младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samoupravlenie.docx39.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Проект на тему:

«Построение ученического самоуправления в классе на примере младших школьников»

Работу выполнил:

учитель начальных классов

Сибрикова Алена Юрьевна

        

Содержание

Особенности ученического самоуправления в классе младших школьников……………………………………………………………………..3

Опыт построения ученического самоуправления в классе младших школьников в МОУ Удельнинская гимназия………………………………10

Вывод……………………………………………………………….…..14

Список литературы…………………………………………….……....15

Приложения…………………………………………………………….16


Особенности ученического самоуправления в классе младших школьников.

Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.

Эта тема очень заинтересовала нас, т.к. в настоящее время внимание государства акцентировано на проблеме развития личности. Общество предъявляет более высокие требования к таким качествам человека, как самостоятельность, инициативность, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации.

Категория самоуправления в педагогике вызывает интерес, начиная с XVI века, и исследуется в настоящем времени. Самоуправление рассматривается через взаимосвязь системы ученического самоуправления с коллективом учащихся в исследованиях М А. Александровой, Е.И.Барановой, Е.В. Володиной, В.М.Коротова, Г.М.Логутенко, Л,И.Новиковой, Т.В.Орловой, Е.Н.Степанова, ГІ.К. Твердохлебова, A.M. Филь, П.Т. Фролова; как способ управления школой - в работах В.И.Бочкарева, Н.Ш. Сапустина, А.Е.Капто, А.Д.Карнышева, Ю.А.Конаржевского, Т.А.Криворотовой, М.М.Лоташника, Д.В.Рогаткина; теоретико-методические основы самоуправления учащихся разработаны М.И.Рожковым. Проводится параллель между стилем руководства школой и функционированием ученического самоуправления в трудах М.Д.Виноградовой, В.М.Опалихина, Н.И.Приходько, отводится большая роль в развитии детского самоуправления классному руководителю в работах Н.С.Дежниковой, В.Т.Кабуш, Л.И.Новиковой.

 Наиболее важным периодом в плане формирования школьного коллектива является начальная школа.

      Именно в начальной школе ученик впервые знакомится со своими будущими товарищами по учебе, первой учительницей, оценкой со стороны педагога, учащихся, именно в начальной школе определяется его новый социальный статус как на основе собственных достижений в учебе, так и на основе личностных качеств. Будучи достаточно внушаемым и зависимым еще от взрослого, школьник в большей степени поддается воспитательным влияниям, формированию таких качеств как уважительность, доброта, стремление прийти на помощь, коллективизм.

     «Формирование коллектива — это сложный и довольно длительный процесс», - говорилА. С. Макаренко и условно   подразделял его на три стадии. В основу деления процесса развития коллектива по стадиям берется отношение воспитанников к педагогическим требованиям.

     На первой стадии педагог имеет дело с классом, который пока не может быть назван коллективом. Ростки коллективизма могут сложиться лишь в результате большой, напряженной работы воспитателя. На этой стадии дисциплина и порядок в классе или школе соблюдаются на основе требований воспитателей.

    Вторая стадия начинается тогда, когда созданы органы коллектива и они включаются в работу, активно поддерживая требования педагога.

    На третьей стадии требования к личности предъявляет весь коллектив. Высшим этапом А. С. Макаренко считал умение каждого воспитанника предъявлять требования к себе.

    Стадии развития коллектива, условно подразделённые А.С. Макаренко, являются опорой для развития стадий школьного самоуправления в начальной школе.

     Этапы развития самоуправления в начальной школе:

I Этап:

   Организационную функцию классный руководитель берет на себя:

- предъявляет требования;

- задает правила и нормы взаимоотношений;

- призывает к интересу детей в совместной деятельности.

II Этап:

    Выбранный актив берет на себя часть организаторских функций.

Классный руководитель помогает освоить управленческие навыки распределить обязанности в совместной деятельности, наладить отношения.

III Этап:

    Достигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива. И взрослые, и дети – сотрудники в общем деле. Появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности.

По мнению Д.В. Рогаткина начальные классы – это такая возрастная ступень, в которой игровые модели самоуправления просто незаменимы. «Младшим ребятам не подходят серьезные формы – совещания, заседания и комитеты. Им нужна именно игра. Самоуправление в начальных классах может существовать в форме сказочного королевства, или внеземной цивилизации, или путешествия в далёкую страну. Это должна быть игра, интересная самим ребятам и обучающая их быть активными. Если, благодаря игровым моделям, дети освоят азы самоуправления уже в младших классах, то налаживать в школе настоящее самоуправление будет гораздо проще».

     Игра – это не простое развлечение. Игра выполняет в человеческой жизни огромную роль. Она может обучать, развивать и даже воспитывать. Не случайно игровые методики занимают в педагогике одно из самых достойных мест. А игра – совершенно наоборот: веселое, интересное занятие, от которого почти никогда не отказываются. Активность – это одно из главных правил любой игры.

    Игровая модель позволяет научить самоуправлению. Но получится это только в том случае, если организована такая игра грамотно. Нужно не только написать правила и распределить роли. Нужно грамотно руководить ходом игры: запустить игровые процессы на старте, затем поддерживать интерес к игре и, конечно же, вовремя и удачно её завершить. А главное – сделать так, чтобы ученики не только играли, но и анализировали то, что происходит в игре. Именно это поможет им заметить и оценить первые ростки самоуправления.

    Условия, обеспечивающие развитие у учащихся интереса к самоуправлению:

-уважение, доверие со стороны педагогов, стремление к сотрудничеству как с органами самоуправления, так и с каждым учащимся;

-реальность прав и серьезность обязанностей органов самоуправления; творческий подход к самоуправлению;

-полнота доверия, тесное сотрудничество;

-высоко значимая цель, которая реализуется в процессе самоуправления;

-гласность и согласованность в решении поставленных вопросов;

-сменяемость актива;

-регулярный анализ и коллективная оценка работы.

    Организация любой деятельности должна решать определенные цели и задачи.

   Цели организации ученического самоуправления в классе:

- повышение активности учащихся в классных делах;

- реализация интересов каждого учащегося;

- привлечение родителей к совместной деятельности.

    Задачи организации ученического самоуправления в классе:

-создать условия для развития организаторских способностей каждого, формировать лидерские качества;

-дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

-создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

-создать благоприятные условия совместной деятельности детей и взрослых (учителей и родителей);

-формировать толерантность, умение общаться.

    Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. Оно решает наиболее важные вопросы:

-определяет основные направления классной жизни;

-обсуждает любые вопросы жизнедеятельности класса, принимает по ним необходимые решения;

-совместно с классным руководителем рассматривает и утверждает план внеурочной работы;

-высказывает предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса;

-избирает старосту, заслушивает и оценивает работу актива.

    Собрание проводится не реже 1 раза в четверть.

    Службы самоуправления в классе избираются под каждый вид деятельности (познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной и т.д.) так, чтобы все учащиеся входили в ту или иную службу. Каждая служба выбирает из своего состава председателя. Из председателей составляется совет класса (актив класса). Все члены совета по очереди исполняют роль старосты.

    Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

   Функции органов самоуправления по видам деятельности:

   Познавательная - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

  Трудовая – отвечает за озеленение класса; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников, следит за порядком и чистотой, дежурство по классу.

  Культурно-массовая - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев; организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов.

  Спортивная - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

  Социальная - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

   Это примерный перечень того, за что могут отвечать службы класса.   Актив класса:

-организует выполнение решений классного собрания и классных ученических служб;

-организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы;

-готовит и проводит классные собрания;

-отражает всю важную информацию в классном уголке.

   Старостаобеспечивает дисциплину и порядок в классе, отвечает за посещаемость.

   Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

    В классе выделяются группы (службы) не по способностям, а по интересам. Причем детям предоставляется возможность в течение года попробовать себя в разных службах.

   Необходимо провести подготовительную работу, которая должна включить следующие моменты:

- собрать информацию об ученическом и родительском коллективе;

- планировать работу с учетом особенностей именно этого класса;

- проводить элементы игры, которые давали бы возможность в дальнейшем самостоятельно учащимся осуществлять игровую деятельность;

- проводить контроль осуществляемой деятельности и вовремя вносить необходимые изменения в условия игры.

   Важным, конечно, является анализ учителя своей деятельности, который помогает правильно организовать ученическое самоуправление в начальных классах.

   Признаки, по которым будем судить о сформированности самоуправления в начальной школе:

-наличие общей, единой для всей группы социально -  полезной цели.;

-наличие общественной социально-полезной деятельности;

-наличие выбранных органов самоуправления;

-наличие в группе отношений дружбы и товарищества, взаимной помощи ответственности. Чем больше вы уважаете человека, тем больше от него требуете, т. к. требовательность есть стимул самосовершенствования.

 -наличие в коллективе здорового, инициативного «ядра» (актива);

-наличие в группе общественного мнения, общественных традиций, устойчивых взглядов и оценок на содержание коллективной жизни.


Опыт построения ученического самоуправления в классе младших школьников в МОУ Удельнинская гимназия.

При организации ученического самоуправления, ставим следующие цели и задачи:

Цель проекта: создание условий для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, через организацию самоуправления в классе.

Задачи организации ученического самоуправления в классе: 

- создать условия для развития организаторских способностей каждого,

- формировать лидерские качества;

 - дать возможность самореализации и самоутверждения каждого через конкретные дела;

 - создать условия для развития креативности, инициативности, самостоятельности;

 - формировать толерантность, умение общаться.

Ожидаемые результаты:

  1. Активная жизненная позиция учащихся класса;
  2. Готовность и желание учащихся работать в коллективе.
  3. Усвоение и овладение знаниями и техникой организаторской деятельности.
  4. Разработки творческих и социальных проектов.

Мною была разработана программа самоуправления «Дружная страна» для учеников одного из начальных классов МОУ Удельнинская гимназия. Учитывая возрастные особенности младших школьников, работа велась в игровой форме и проходила на протяжении трёх лет, начиная со второго класса, в котором  28 человек, из них 13 девочек и 15 мальчиков. На этот момент классный коллектив находился на этапе, когда порядок в классе или школе соблюдался на основе требований учителя. Многие ученики имели свои увлечения: девочки - танцы и рисование, мальчики – спорт, посещали спортивные секции.Явных лидеров среди класса не было, каждый из детей стремился быть в центре, у каждого была своя точка зрения и свое мнение. Ребята охотно выполняли все поручения учителя. Взаимоотношения в классе были дружеские, но иногда происходили конфликты, которые решались только с помощью учителя.

       Работать по организации самоуправления во втором классе я начала с проведения  классного  собрания,  которое  было  связано  с  организацией  жизнедеятельности  класса и  управлением  им  на  новом  этапе.  Ребятам  было  предложено  выбрать  президента  класса,  название, которое бы объединило весь наш коллектив. В итоге на первом собрании было выбрано название класса  «Дружная страна» и девиз «Дружба - сильнее всего: один – за всех и все – за одного!».

На втором собрании президент был назначен учителем, а класс был разделён на микрогруппы –семейки. На микрогруппы разделились по желанию. В каждую семейку входило 5-6 детей, которых могли объединять дружба, интересы, местожительство и т. д.Формируя группы учащихся по желанию ребят, я руководствовалась определенными принципами: объединять детей с разными характерами, владеющих различными умениями и навыкам, не допускать попадания в одну группу двух ребят, которые в повседневной жизни не особо воспринимают друг друга, могут конфликтовать.

Каждой семейке было придумано название, герб и выбран командир, который организует работу семейки. Затем дети стали предлагать нужные  дела  в  классе, на основе которых мы  вместе составили список обязанностей(Приложение 1). Обязанности учащихся по группам - семейкам меняются через две недели. Поэтому каждый в течение года научился выполнять разные поручения.

Одним из первых коллективных дел для нас стало создание законов класса.  Содержание законов нашего класса определили сами ребята в процессе обсуждения в микрогруппах правил поведения.Мы обсудили предложенные варианты.  Так появились законы класса (Приложение 2).

Высшим органом ученического самоуправления класса является классное собрание. На собраниях правящий в данный момент президент предлагает 4 кандидатуры на пост президента. Голосование происходит тайно: ученики на бюллетене пишут выбранную кандидатуру. Затем происходит подсчёт голосов. Новый президент назначается на срок две недели. Президент контролирует выполнение обязанностей каждой семейки, следит за дисциплиной в классе.

При подведении итогов недели президент проводит отчёт, в который входят следующие пункты:

- выполнение обязанностей каждой группой (самооценка, оценка всех остальных одноклассников и учителя). Оценка фиксируется в экране соревнований определенным цветом;

- проведенные классные или школьные коллективные творческие дела (КТД), их анализ;

- реализация поставленной на неделю цели;

- постановка цели на новую неделю (по предложениям детей) и планирование работы, направленной на ее достижение.

На собрании учитель является наблюдателем и иногда тактично подсказывает, что необходимо с уважением выслушивать мнение других, сочетать свои интересы с общими.

Деятельность ученического самоуправления – это не только отдельные дела и мероприятия, но и морально-психологический климат в классе. Поэтому в последующие периоды нашей работы характеристика классного коллектива существенно изменилась. В классе появились явные лидеры, которые могут организовать различные коллективные дела, привлекая при этом всех учеников класса. Поручения в классе распределяет не учитель, а высший орган самоуправления – классное собрание. Каждый член коллектива может оценить свою работу. Коллектив стал сплоченным, возникающие конфликты ребята решают самостоятельно.Каждый  ребёнокстремится  поучаствовать  в  ежедневной  работе,  направленной  на  выполнение  задуманного.


Вывод. По завершению учениками 4 класса были достигнуты цель и ожидаемые результаты программы самоуправления «Дружная страна».

Таким образом ученическое самоуправление создаёт условия для формирования у детей готовности и способности к решению личных, социальных, жизненно важных задач, формирует лидерские качества, даёт возможность самореализации и самоутверждения каждого ученика, формирует толерантность, умение общаться.

Проходя  сложный и длительный процесс – формирование коллектива в начальной школе – учитель может опираться на теорию А. С. Макаренко, который рассматривал три стадии развития классного коллектива. И если в ходе работыдостигается гармоничное сочетание подчинения и руководства всех членов коллектива, сотрудничество в общем деле, появляется реальная защищенность личности в коллективе, создаются условия для самореализации личности, то такую работу можно считать успешной.


Список литературы

1. Вайс В. Д. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе. М., 2005(«Воспитание школьников» № 6) с.37

2. Высоцкий В. Ю. Проблемы ученического самоуправления в школе. М., 2007 («Воспитание школьников» №4) с.61

3. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. М., 1988.с 170

4. Михайлова В. И.Опыт организации самоуправления в школе. М., 2006(«Воспитание школьников» №8) с.16

5.Семёнов Г.Р. Как создать детское общественное объединение. М., 2004 («Воспитание школьников» №5) с.30

 6.Степанов Е. А. Опыт организации ученического самоуправления в начальной школе. М., 2006 («Воспитание школьников» №2)с.52.

7.Фиофанова О. М. Школьное самоуправление. М., 2008 («Воспитание школьников» №7) с.9

8.Чепурных Е. И. Детские общественные организации в новом веке. М., 2004(«Воспитание школьников» №3) с. 2

 9.Щекалёва Н.И. Детская организация в начальной школе. М., 2008 («Воспитание школьников» №4) с. 47

 

       


Приложение 1.

Наши поручения:

Хозяева

- следят за чистотой в помещении,

- заботятся о порядке в классе на переменах,

- раздают тетради и другие пособия,

- приводят в порядок доску.

Экологи

- заботятся о внешнем виде друзей, сменной обуви;

- следят за чистотой рук и порядком в столовой;

- готовят сообщения о природе, редких растениях и животных;

- заботятся о растениях в классе;

- следят за состоянием школьных принадлежностей.

Затейники

- организуют и проводят утреннюю гимнастику,

- проводят игры на переменах,

- разучивают упражнения и проводят физкультминутки,

- создают и заботятся о классной игротеке.

Знайки

- заботятся о сохранности учебников,

- держат связь со школьной библиотекой,

- знакомят товарищей с интересными книгами,

- следят за порядком в классной библиотечке.

Журналисты

- находят интересные истории, собирают школьные и классные новости;

- выпускают устные журналы и классную газету;

- вместе с классным руководителем и родителями оформляют классный уголок.

Приложение 2.

Законы   класса

  • Быть чутким и внимательным к своим друзьям.
  • Уважать и ценить мнение других.
  • Достойно и культурно вести себяв  школе  и  за  её  пределами.
  • Проявлять уважение ко взрослым.
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни  друзей

•        Говорить   всегда правду, иметь мужество сказать о своём   поступке, а   не   перекладывать вину на  других

•        Заботиться о   младших, помогать им, защищать  тех,  кто  слабее  меня

•        Бережно относиться к вещам

На основе законов школьной жизни была создана

«Памятка друзей»

  • Не отнимай чужого, поделись, чем можешь.
  • Не дерись - это очень стыдно.
  • Играй честно, не подводи и не обманывай   своих товарищей.
  • Старайся быть всегда аккуратным и вежливым.
  • Чаще говори: давай дружить, давай играть, давай помогу.
  • Будь добрым и щедрым на помощь.
  • Относись к другим так, как хотел бы, чтобы относились к тебе.

Составляющие классного уголка

Содержание

Название классного коллектива 

«Дружная страна»

Девиз

«Дружба - сильнее всего: один – за всех и все – за одного!»

Песня

«Если друг не смеётся…»

Памятка друзей

 (о вежливости, о взаимоотношениях, законы класса)

Названия групп- семеек, эмблемы

«Дружные ребята», «Дружные смайлики», «Дружные пегасы», «Звезды дружбы», «Лучшие друзья» + фото

Экран соревнований 

«Соревноваться – значит дружить!»

личные и групповые достижения в учебно-воспитательном процессе

Сменные обязанности

«Хозяева», «Экологи», «Знайки», «Журналисты», «Затейники»

Актив класса

Президент класса + командиры семеек

Наши достижения

Грамоты, благодарности и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс"Личностные УУД младших школьников"

Мастер-класс дает описание формирования личностных универсальных учебных действий младшего школьника на примере классного часа "Дружба начинается с улыбки"и фраг7мента урока литературного чтения по пр...

Модель ученического самоуправления в классе. Задачи и роль классного руководителя в развитии самоуправления в классе.

В статье раскрывается специфика работы классного руководителя с обучающимися начальной школы по развитию  самоуправления в классе. Учитетель рассказывает об этапах работы в этом направлении и пре...

Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления в классе

Презентация на тему Роль педагога в организации и развитии ученического самоуправления....

Выступление на МО начальных классов «Формирование у младших школьников познавательных УУД на уроках в 1 классе»

Формирование у младших школьников познавательных УУД на урокахСпецифика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Каждые десять лет объём информации в мире удваивает...

Методическая разработка модели ученического самоуправления в классе.

Данная работа поможет учителю начальных классов включить учащихся в работу по его дисциплинированию, увеличению творческой и умственной активности, позволит привить хорошие привычки и сформирует поним...

Формирование классного коллектива и организация ученического самоуправления в классе

Организация ученического самоуправления в виде игровой модели....

Организация ученического самоуправления в классе - "Кабинет Министров"

Ученическое самоуправление - это форма реализации обучающимися права на участие в управлении образовательными организациями, предпо-лагающее участие у...