Классный час: «Непокоренный город».
классный час (4 класс)
Разработка классного часа с целью сохранения исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.anohina_i.a._razrabotka.doc | 62 КБ |
2.anohina_i.a._prezentatsiya.pptx | 750.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Непокоренный город».
Цель: сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
формирование знаний исторических событий Ленинградской битвы и информационной культуры учащихся;
развитие патриотических качеств у учащихся: мужества, стойкости, беззаветной любви к своей Родине;
определение роли детского участия в сохранении исторической памяти русского народа: бережному отношению к участникам и ветеранам Великой Отечественной войны, хлебу, как святыне;
развитие способностей коммуникативного общения,
Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии), раздаточный материал (образцы хлебных карточек
по количеству участников, норма хлеба в разные периоды блокады: 125г., 250 г.), презентация «Таня Савичева. Страшный дневник войны»
Планируемое количество участников: 30 человек
План мероприятия:
1.Организационная часть — 2 мин.
2.Демонстрация тематического образовательного видеоролика с обсуждением с учащимися — 10 мин.
3.Информационно-образовательные сведения о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне (Акция «Блокадный хлеб», Чтение учащимися отрывков из книги С. Алексеева, «Дети войны», Слово о ветеранах Великой Отечественной войны Данковского района, Минута молчания) – 20 мин
4. Минута молчания – 3 мин.
5. Итоговая часть – 5 мин
Ход мероприятия:
1. Организационная часть.
Множество войн и других тяжёлых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века, многие из которых угрожали самому факту существования русского народа и нашего государства.
Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда. Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г. Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.
Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.
1 учащийся
Что может быть страшнее, чем война?
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей.
Любимых разлучая и друзей.
2.Просмотр тематического видеоролика на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда. Беседа с учащимися по содержанию ролика.
Ссылка для скачивания https://drive.google.com/drive/folders/1Wx7fxeeuyM5d104PWJyjhswRT7lsgo4y
-Что вам запомнилось из этого сюжета?
-Что показалось вам удивительным?
-Как вы думаете, о чём это говорит?
-О каких качествах ленинградцев это говорит?
История блокадного Ленинграда – это история сотен тысяч ленинградцев. В кольце окружения по приблизительным расчетам оказалось 2 451 000 гражданского населения (в том числе дети). Время идет и тех, кто вынес тяготы блокады, становится все меньше – тем внимательнее стоит относится к их свидетельствам и воспоминаниям, успеть выразить им свое уважение и помощь.
3.Информационно-образовательные сведения о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной войне.
2 учащийся В августе 1941 года город Ленинград (так называется Санкт- Петербург с 1924 по 1991 год) оказался в блокаде, то есть в кольце фашистских полчищ. Связь города со страной по суше прервалась. На жителей города обрушился голод. Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1914 года рабочим составляла 250 граммов, в сем остальным – 125 граммов.
3 учащийся Люди умирали, но не сдавались. Они гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Немцы постоянно обрушивали на город смертоносный огонь с суши, с моря, с воздуха. Сотни тысяч ленинградцев погибли в дни блокады.
4 учащийся Лишь одна дорога связывала блокадный город с Большой землей. Шла она по воде, а с наступлением холодов – по тонкому, неокрепшему льду Ладожского озера. Прогибается, трещит лед под колесами машин с продовольствием. Что если не выдержит? Так и случилось: одна машина провалилась под лед и пошла ко дну.
Машины могли взять не больше 20-30 мешков муки. Но даже столько мешков поначалу грузить было опасно: лед мог не выдержать и проломиться. Поэтому грузили только по 12 мешков. Конечно, это было мало. Стали водители думать, как взять груза побольше. И придумали. Прицепили к машине легкие конные сани и положили на них еще по 7 мешков. Так и доставили муку в город.
5 учащийся Много трудностей и опасностей подстерегало шоферов. Днем и ночью ожидали колонны с грузом фашистские бомбардировщики, вела прицельный огонь вражеская артиллерия. Лед часто трескался и машины тонули. Бывало, что моторы застывали в пути. Приходилось их разогревать. Но колонны шли и шли. Эта дорога сохраняла людям жизнь, поэтому и называли её Дорогой жизни. По ней вывозили из осажденного города слабых, обессиленных людей. Правда, не вех из них на Большой земле удавалось спасти.
6 учащийся Единственным продуктом питания был хлеб, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1914 года рабочим составляла 250 граммов, в сем остальным – 125 граммов. Хлеб выдавали по карточкам. Очереди занимали рано утром. Иногда стояли на холоде за хлебом по нескольку часов.
Сообщение учителя.
Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда - небольшому кусочку хлеба - 125 граммов. (Показ учителем нормы выдачи хлеба для понимания размеров суточной нормы в разные периоды времени.) Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады - зимой 1941/1942 г. Минимальная дневная норма хлеба, продержалась с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. – 125 грамм.
Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.
Акция «Блокадный хлеб»
В память о жертвах блокады Ленинграда сегодня по всей стране проходит акция «Блокадный хлеб», к которой вы можете присоединиться, отдав дань памяти тем, кто сражался и погиб в блокадном городе.
Работа с раздаточным материалом: образцы хлебных карточек на стол каждому участнику. Ссылка на образцы: https://yadi.sk/i/Tii-5b9C1xELbA.
Рецептура хлеба в первую блокадную зиму: с конца 1941 до начала 1942 года менялась практически ежедневно. Всё зависело от того сырья, что имелось в наличии на заводах. Вместо ржаной обойной муки в хлеб клали овсяную, ячменную, кукурузную и соевую муку, мучную пыль, лузгу, рисовую мучку, отруби и соевый шрот. Иногда эти ингредиенты могли применяться одновременно – по пять-шесть добавок.
Блокадный хлеб на 50 (пятьдесят) процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:
-пищевая целлюлоза – 10 %,
-жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
-обойная пыль – 2 %,
-выбойки из мешков – 2 %,
-хвоя – 1 %,
-ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
Детям раздаются кусочки нарезанного хлеба по 125 г и по 250 г.
Чтение учащимися отрывков из книги С. П. Алексеева (Москва, «Дрофа», 2003) «Рассказы об обороне Ленинграда»: «Первая колонна», «Блокадный хлеб», «Буханка».
7 учащийся
Одно желание жило в их сердцах,
Непокидавшее несчастных даже в снах ,-
Желанье - голод утолить.
Хотя бы корочку сухую откусить
И с наслаждением её жевать.
Кому пришлось такое испытать,
Тот продолжает и доныне
Он к хлебу относится, как к святыне.
900 дней и ночей (872, если быть точным) был оторван город на Неве от Большой земли. Легче его жителям стало после наступления советских войск в январе 1943 года, когда в фашистской обороне был пробит коридор шириной 8-11 километров. По нему пошли поезда и машины с продуктами.
Всем стало ясно: Ленинград выстоит и победит. Вражеский замысел задушить защитников города голодом не удался.
Ленинград не был умирающим городом, он работал и сражался, выпуская необходимую для фронта и тыла продукцию в тяжелейших условиях.
В блокадном городе выпускалось более 150 наименований основных видов вооружения, боеприпасов, инженерного имущества и средств связи. Производившиеся в Ленинграде артиллерийские системы направлялись не только на Балтийский, но и на Черноморский и Северный флоты.
Статистические данные об участии блокадного Ленинграда в выпуске военной продукции см. интернет-проект «Ленинград в осаде. Архивные документы второй мировой войны».
http://blockade.spbarchives.ru/associate.html.
Полностью от блокады Ленинград был освобожден только в январе 1944 года.
«Дети войны».
Наряду со взрослыми дети несли все тяготы войны. Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки вместо ушедших на фронт взрослых. Бывали случаи, когда из-за малого роста дети не доставали до станков и им ставили под ноги скамеечки. Они знали, что своей работой помогают бойцам на фронте.
Просмотр презентации о Тане Савичевой.
- Кто такая Таня Савичева?
Это обыкновенная девочка из блокадного Ленинграда, которая вела дневник в осаждённом городе.
Просмотр презентации о Тане Савичевой.
-Какие чувства у тебя вызвали странички из дневника Тани Савичевой?
-Что тебя особенно поразило?
Слово о ветеранах Великой Отечественной войны Данковского района Липецкой области.
В тех героических боях - обороне, прорыве (операция «Искра» и в полном снятии блокады Ленинграда – самое активное участие принимали и наши земляки. Мы помним всех поименно и храним о них память. Это: Александр Илларионович Грибков, Сергей Кузьмич Калинин, Василий Андрианович Камушкин, Михаил Петрович Котов, Семён Дмитриевич Мордасов, Василий Яковлевич Полукаров, Павел Федорович Титов, Зинаида Алексеевна Ерофеева, Родион Иванович Кораблин, Михаил Михайлович Федулов и др.)
Учащиеся выступают с сообщениями о фронтовом и жизненном путях участников Ленинградской битвы.
Рядом с нами живут ветераны,
Что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны,
Но духом они как и прежде сильны.
4. Минута молчания (под звук метронома)
Каждые 5 секунд на войне погибал один человек, 13 человек ежеминутно, 782 человека ежечасно… Эти страшные цифры. За ними – миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей… нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной… Объявляется минута молчания.
5. Итоговая часть.
-Сколько времени продолжалась блокада Ленинграда?
-Какое отношение ленинградцев к самому обыкновенному продукту – хлебу?
-Что особенно тронуло твою душу?
-Как ты относишься к людям, пережившим блокаду?
-Почему врагу не удалось захватить Ленинград?
-Почему Ленинград называют непокоренным городом?
-Расскажите своим близким, соседям, знакомым об услышанном вами на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таня Савичева родилась 25 января1930 г. и жила в Ленинграде. У нее была большая семья: 2 брата и 2 сестры. Когда Тане исполнилось 11 лет – началась война. 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Немецкие войска получили приказ от самого Гитлера: Ленинград нужно задушить голодом и стереть с лица земли. Таня начала вести дневник. Дневник Тани – это страшная правда о том, что такое блокада.
900 дней и ночей находился Ленинград в осаде. Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты.
В дневнике всего 9 страниц. На 6 из них – даты смерти родных. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Когда Таню нашла обходившие квартиры специальная санитарная команда, она была без сознания от голода. Её и других детей удалось эвакуировать на Большую землю, в Горьковскую область. Два года врачи боролись за её жизнь. 1 июля 1944 года Таня Савичева умерла и была похоронена на шатковском поселковом кладбище.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Мой город - капелька России"
Городской заочный конкурс презентаций внеклассных мероприятий «Зов сердца»...
классный час "Освобождение города Михайлова"
Классный час посвящен 70-летию освобождения города Михайлова от немецко-фашистских захватчиков.Предназначен для учащихся 2 класса....
Классный час ""Это город - солдат, это город - герой, это наш Сталинград боевой!.."
Материал классного часа можно использовать для проведения мероприятий, посвященных ВОВ....
Классный час "Этот город самый лучший город на Земле"
Цели:· Знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями.· Познакомить детей со словом, обозначающим отн...
Классный час «Москва - город — герой, Москва город -героев»
Классный час «Москва - город — герой, Москва город -героев»...
"Непокоренный город" презентация
Презентация для классного часа к Дню снятия блокады Ленинграда....
Конспект классного часа "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"
Тема:«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦели:Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города,...