Статья "Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию школьников"
статья (3 класс)
Данная статья обобщает практический опыт по созданию проекта "Победа в сердцах поколений". В ходе работы мы показали, какой ценой был внесен вклад людей разных возрастов в дело победы над фашизмом. И среди миллионов людей были близкие и родные нам люди - наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки учеников нашего класса. В статье рассказывается об этапах, методах работы над проектом. Результатом работы было создание книги. Через практическую деятельность шло формирование у обучающихся нравственно - патриотических чувств и качеств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_podhody_k_nravstvenno_-_patrioticheskomu_vospitaniyu_shkolnikov.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Бузаджи Галина Николаевна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 1 имени
Героя Советского Союза М. С. Фомина
г. Менделеевска РТ»
Современные подходы к нравственно – патриотическому воспитанию школьников
Формирование патриотических чувств младших школьников является основной целью современного школьного образования, как способ приобщения обучающихся к социокультурным нормам, традициям общества и семьи.
Воспитание патриотических чувств обучающихся нужно начинать с
начальной школы, так как в этот период у ребенка происходит осознанное
формирование культурных, ценностных ориентиров, прививается уважение к великим свершениям и достойным страницам Родины, ее прошлому.
Патриотическое сознание школьников формируется через урочную и внеурочную деятельность.
Патриотизм – нравственное убеждение, в основе, которого лежит
любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это память о тех, кто сражался за светлое будущее нашей страны. В годы Великой Отечественной войны каждая семья не досчитала своих родных и близких. И, чем дальше уходят от нас годы войны, тем меньше мы знаем о тех, кто подарил нам мир, кто не щадил своей жизни в боях за наше счастье и свободу, и мы обязаны написать их имена. Так появилась идея создания проекта «ПОБЕДА В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ».
Выбранная нами тема актуальна и личностно значима для каждого из нас. В данной работе предоставлена информация и воспоминания детей, родителей и родственников о своих близких, ветеранах войны, людях, кто трудился в тылу на благо Родины во имя победы, «Детях войны», чье детство было омрачено войной. Главное, что хотели показать своим проектом, какой ценой был внесен вклад людей разных возрастов в дело победы над фашизмом. И среди миллионов людей были близкие родные нам люди, наши прабабушки, прадедушки, бабушки и дедушки.
Оказалось, что во многих семьях сведения о своих героях не сохранились. Наверное, поэтому, нам еще дороже эти материалы.
Участники проекта:
обучающиеся 3 Г класса, родители, классный руководитель
Консультант проекта Кайманова О. М., учитель истории.
Дизайн обложки: Абдуллина Ю.С.
Цель: формирование патриотизма через изучение истории своей семьи, ее вклада в победу в Великой Отечественной войне.
Задачи:
1.собрать информацию в соответствии с темой
2. изучить архивные документы, воспоминания
3. составить карту военных действий с нашими фронтовиками
4. систематизировать собранный материал для создания книги
Наша работа состоит из введения, исторической справки, 3 глав: «Фронтовики», «Они ковали победу в тылу», «Дети войны», сведений об Орденах и медалях наших бойцов. Данная работа содержит 66 страниц. К проекту представлено приложение, в котором рассказали об истории орденов и медалей, за что присуждались и их ношении, собраны фотографии из семейных архивов, ксерокопии документов, создана карта военных действий, в которой указаны, где проходили военные действия наших фронтовиков, карта боевых действий, книга.
Идея проекта: показать историю каждой семьи через историю своей страны.
Объект исследования:
Прадедушки и прабабушки, бабушки и дедушки нашего класса
Предмет исследования: судьбы людей нашего народа во время Великой Отечественной войны
Нами использованы следующие методы исследования: анкетирование, беседа, исследование фотографий, документов из домашнего архива, работа с интернетом и с дополнительной литературой.
Этапы работы над проектом.
1. Диагностический.
2. Постановка проблемы.
3. Практическое решение проблемы:
-изучение истории своих семей и архивных документов
-посещение краеведческого музея
- чтение книг о войне
-выставка рисунков о войне
-лепка военной техники
-представление презентаций
-проведение классных часов на военную тематику
- рисунки «Какой он – наш мир»
-защита проекта
4. Практический. Презентация книги
Данный проект был апробирован на классном часе, посвященном 23 февраля, и представлен на региональной конференции, где занял II место. Результатом проекта было создание книги, которую презентовали в канун празднования Дня Победы. Она была подарена городскому краеведческому музею.
Материал для проекта предоставили 20 учащихся класса. В результате удалось собрать сведения о 35 прадедах – ветеранах, их фотографии, награды, документы, воспоминания. Выяснилось, что 6 из них не вернулись домой, у одного них нет данных о месте захоронения. В ходе работы нашли 5 человек, которые ковали победу в тылу и семь человек – «детей войны». Собранный нами материал вдохновил нас на создание книги «ПОБЕДА В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ». К книге была изготовлена специальная шкатулочка.
Данная работа вызвала большой интерес как участников проекта, так и родителей, гостей, внуков и родственников ветеранов Великой Отечественной войны.
Таким образом, опираясь на изученную информацию, мы постарались донести до учеников нашей школы подвиг нашего народа, подвиг наших дедов и прадедов и считаем, что ими был внесен неоценимый вклад в победу.
Дети узнали о своих предках, стали гордиться людьми, которые проявили смелость, отвагу, мужество, самоотверженность. Многие из них отдали свои жизни за мир, свободу и счастье своих близких.
Созданная книга сохранит историю наших предков, поможет передавать знания о них из поколения в поколение, а карта помогла представить учащимся, где вел сражение дед.
Полагаем, что данная работа будет интересна школьникам разных возрастов, значит, они глубже заинтересуются историей своей семьи и историей Родины, что поможет систематизировать знания о Великой Отечественной войне и привлечет внимание к истории страны.
Считаем, исследовательская работа поможет сохранить память о людях, которые завоевали победу для будущих поколений, а значит, прививать чувство гордости за наших предков и формировать патриотические чувства у учащихся.
Список источников информации
1. Фотографии из личного архива семей учащихся 3 Г класса.
2.Книга памяти Республики Татарстан
3.Интернет-сайт pamyat-naroda.ru .
4. Всё для фронта. – Т. 9. / Под ред. Н. В. Свиридова. – М.: 1989.
5. Чернова М. Н. Советский тыл в годы войны: материалы к уроку. – «Преподавание истории в школе». – № 4. – 2000.
6. Портал История.РФ, https://histrf.ru/mediateka/documentary-films/70-let-vov
7. Интернет-сайт pamyat-naroda.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по нравственно -патриотическому воспитанию младших школьников.
Программа по нравственно- патриотическому воспитанию младших школьников. Проблема нравственно - патриотического воспитания волнует и учителей ,и родителей . В своей программе я попыталась затронуть вс...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников в православной гимназии.
Выступление на Рождественских чтениях....
Методические подходы к организации патриотического воспитания младших школьников
В настоящее время заметно вырос интерес учёных и педагогов к проблеме гражданско-патриотического воспитания. Это видно по многочисленным публикациям в прессе и появлению документов на государственном ...
Презентация на тему: «Современные инновационные подходы по нравственно- патриотическому воспитанию» во второй младшей группе.
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию презентацию на тему" "Современные инновационные подходы по нравственно-патриотическому воспитанию" для детей 3-4 лет.В презентации описан опы...
Нравственно-патриотическое воспитание школьников. Сценарий смотра строя и песни «Парад детских войск»
В эти погожие весенние дни сердце обращается к 9 мая 1945 года. С каждым годом все дальше и дальше от нас героические и трагические годы ВОВ. Эта война была одним из тяжких испытаний, которые с ...