Игры с детьми с ТНР
картотека

Хроменкова Марина Павловна

Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_detmi_s_tnr.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с детьми  с ТНР

Игра «Волшебный мешочек»  

Цель: тренировать детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки.  Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание.  

Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством описания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.

 

 Игра «Найди ошибку»  

Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове. Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.  

Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы слов). В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством взрослого находят ошибки и исправляют их.  

 

Игра «Собери игрушки»  

Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним схемами звукового состава слова.

 Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.  

Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.

 

 Игра «Кубики»  

Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в слове.

Оборудование. Кубик с разным количеством кружков на гранях.  

Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.

 

 Игра «Исправь ошибки Незнайки»  

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в предложениях. Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).  

Ход игры. Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.  

 

Игра «Накорми Великана»  

Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа.  Ход игры. Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить

Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных преподавателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты, сосиска – сосиски, огурец – огурцы, апельсин – апельсины и т.п.).  

 

Игра «Придумай слово»

 Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.  

Оборудование: Робот (игрушка)  

Ход игры. Педагог знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове зажигается лампочка.  

 

Игры, направленные на развитие мелкой моторики. 

1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.

2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх)).  

 

Игры, направленные на развитие и активацию словаря.

Игра «Добавь слово»

Ход игры. Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.  

 

Игры, направленные на развитие связной речи.

 

Игра «Придумай предложение со словами….»  Ход игры: 

Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним предложение.  

 

Игра «Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: Педагог. Ребёнок 

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

 

Игра «Чей, чья, чьё? » 

Цель: образование притяжательных прилагательных Ход игры: 

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

 

Игра «Какой бывает? » 

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

 

Игра «Найди точное слово» 

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. Ход игры: 

 

  • Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
  • Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. -Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает, тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

 

Игра «Один –много» 

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры: 

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д. Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

 

Игра «Кто самый наблюдательный». 

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры: 

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

- Я вижу стол, окно, стул …

-Я вижу столы, окна, стулья…

 

Игра «Закончи предложения». 

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры: 

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

 

Игра «Сосчитай до пяти» 

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал:

Один город —.

Одна улица —.

Одна страна —.

Одна река —.

Одно поле —. Одна гора —.

 

Игра «Какой, какая, какие» 

Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал:

шум города – шум (какой) – (городской); фонарь на улице – фонарь (какой) – …; скамейка в парке – скамейка (какая) – …; гости города – гости (какие) – …; знак у дороги – знак (какой) - ….

 

 

 

Игра «Есть – нет» 

Цель: образовывать существительные в родительном падеже.

Ход игры: предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал: город – нет города аптека — … вокзал — … дом — … магазин — … парк — … улица – … житель — … горожанин –

 

Игра «Образуй новое слово» 

Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал:

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак –  (казачий). горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

 

Игра «Исправь ошибку» 

Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал:

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

 

Речевые игры для коррекции звукопроизношения  

 

«Гуси»  

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.  

 

 

«Помоги Маше» 

 Цель: автоматизация звука Ш в словах.  

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).  

 

«Одень ребятишек»  

Цель: автоматизация звука Ш в словах.  

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).  

 

«Слово заблудилось»

Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).  

Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.  

 

«Закончи словечко»  

Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.

 Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).  

 

«Пускаем кораблики»  

Цель: формирование правильного произношения звука Л.  Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л  

 

«Магнитофон»

 Цель: формирование правильного произношения звука Л.  

Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и т.д.).  

 

«Один – много»  

Цель: автоматизация звука Л в словах.  

Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).  

 

«Вещи, которые нас окружают»

 Цель: автоматизация звука Л в словах.  

Ход: Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешатьвешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).  

 

«Угадай, чего не стало»  

Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.  

Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку

 

 «Назови, какого цвета»

 Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).  

Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).  

 

«Слово заблудилось»  

Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).  

Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник)..  

 

«Будильник»

 Цель: формирование правильного произношения звука Р.  

Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.  

 

«Договори словечко»  

Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.

 Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).  

 

«Замени звук»  

Цель: автоматизация звука Р в слогах.  

Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).

 

 «Ру-ру-ру» 

Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.  

Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (рубашка, ру-ка, ру-чей и т.д.). «Измени слово» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.). 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)

Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....

Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».

Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....

Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».

Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской сим­воликой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быс­трые....

Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».

Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...

Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.

Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...