Игры с детьми с ТНР
картотека
Картотека игр и игровых упражнений для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_s_detmi_s_tnr.doc | 300.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры с детьми с ТНР
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: тренировать детей в различении звуков «С» и «Ш» на вербальном уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки. Ход игры: педагог предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и определить наличие звука «С» или «Ш» в ее названии. Победителями являются дети, которые правильно выполнили задание.
Примечание: усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством описания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
Игра «Найди ошибку»
Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове. Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки.
Ход игры: педагог знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговые схемы слов). В каждом вагончике «едут» картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Педагог сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством взрослого находят ошибки и исправляют их.
Игра «Собери игрушки»
Цель: тренировать детей в определении места звука «С» в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробочки с приклеенными к ним схемами звукового состава слова.
Ход игры: детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем взрослый просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках.
Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей.
Игра «Кубики»
Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в слове.
Оборудование. Кубик с разным количеством кружков на гранях.
Ход игры. Педагог предлагает детям поиграть в игру с кубиком. Каждый из детей бросает кубик и определяет, сколько кружков на верхней грани. Затем среди картинок на доске он должен выбрать такую, в названии которой столько звуков, сколько было на грани кубика. Выигрывают те дети, которые выполняют задание верно.
Игра «Исправь ошибки Незнайки»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в предложениях. Оборудование: перечень предложений (цветы стоят на/в/ вазе; дети играют над/под/ деревом; и т.п.).
Ход игры. Педагог предлагает детям оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.
Игра «Накорми Великана»
Цель: упражнять детей в образовании существительных мн. числа. Ход игры. Педагог просит детей помочь Коту В Сапогах накормить
Великана. С этой целью дети образуют существительные множественного числа от предложенных преподавателем существительных единственного числа, обозначающих продукты питания, овощи и фрукты (конфета – конфеты, котлета – котлеты, сосиска – сосиски, огурец – огурцы, апельсин – апельсины и т.п.).
Игра «Придумай слово»
Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком.
Оборудование: Робот (игрушка)
Ход игры. Педагог знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове зажигается лампочка.
Игры, направленные на развитие мелкой моторики.
1. ЛАДОШКИ. На листе бумаги наносятся контуры ладоней. На каждой странице помещается разное положение ладоней (пальцы вместе, врозь, согнуты и т. д.) Ребенок прикладывая свои ладони, должен максимально точно повторить изображение.
2 ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони и должен прокатиться точно по дорожке. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх, так и одним пальчиком (в последующих играх)).
Игры, направленные на развитие и активацию словаря.
Игра «Добавь слово»
Ход игры. Играют несколько человек. Первый называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет это слово и добавляет какое-либо свое, третий повторяет первые два по порядку и называет свое и т. д. до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
Игры, направленные на развитие связной речи.
Игра «Придумай предложение со словами….» Ход игры:
Педагог предлагает слово (картинку, а дети составляют с ним предложение.
Игра «Из чего сделано? »
Цель: образование относительных прилагательных.
Ход игры: Педагог. Ребёнок
Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье
Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок
Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот
Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом
Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза
Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.
Игра «Чей, чья, чьё? »
Цель: образование притяжательных прилагательных Ход игры:
Педагог Ребёнок
Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост
Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши
Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы
Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.
Игра «Какой бывает? »
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
Игра «Найди точное слово»
Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия. Ход игры:
- Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .
- Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).
-Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие. -Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает, тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .
Игра «Один –много»
Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.
Оборудование: картинки с разными предметами.
Ход игры:
Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано — яблоко, а у вас — яблоки и т. д. Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .
Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.
Игра «Кто самый наблюдательный».
Цель: закрепление форм винительного падежа.
Ход игры:
Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.
Речевой материал:
- Я вижу стол, окно, стул …
-Я вижу столы, окна, стулья…
Игра «Закончи предложения».
Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.
Ход игры:
Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице
Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)
Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)
Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять) Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом) Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).
Игра «Сосчитай до пяти»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.
Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.
Лексический материал:
Один город —.
Одна улица —.
Одна страна —.
Одна река —.
Одно поле —. Одна гора —.
Игра «Какой, какая, какие»
Цель: совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.
Ход игры: предложите ответить на вопросы.
Лексический материал:
шум города – шум (какой) – (городской); фонарь на улице – фонарь (какой) – …; скамейка в парке – скамейка (какая) – …; гости города – гости (какие) – …; знак у дороги – знак (какой) - ….
Игра «Есть – нет»
Цель: образовывать существительные в родительном падеже.
Ход игры: предложить образовать слова по образцу.
Лексический материал: город – нет города аптека — … вокзал — … дом — … магазин — … парк — … улица – … житель — … горожанин –
Игра «Образуй новое слово»
Цель: образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных.
Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.
Лексический материал:
Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий). горный – (гора, речной – (река, морской – (море).Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.
Игра «Исправь ошибку»
Цель: закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.
Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.
Лексический материал:
Красивая город.
Большие сквер.
Старое памятник.
Новая район.
Привокзальные площадь.
Речевые игры для коррекции звукопроизношения
«Гуси»
Цель: формировать правильное произношение звука Ш. Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением.
«Помоги Маше»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.).
«Одень ребятишек»
Цель: автоматизация звука Ш в словах.
Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.).
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация близких по звучанию звуков З – Ж (С – Ш, Ж – Ш).
Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком. Например, шуба, шайба, санки, шарф.
«Закончи словечко»
Цель: дифференциация звуков З-Ж в словах.
Ход: ребенок заканчивает слово, начатое воспитателем, добавляя слоги ЗА-ЖА (коза, кожа, береза, мимоза, лужа, медуза, стража и т.д.).
«Пускаем кораблики»
Цель: формирование правильного произношения звука Л. Ход: ребенку показывается картинка, на которой звери пускают кораблики. Чтобы помочь доплыть кораблику до места назначения, необходимо провести по дорожке пальцем, произнося звук Л
«Магнитофон»
Цель: формирование правильного произношения звука Л.
Ход: воспитатель предлагает детям послушать и точно повторить ряд слогов, интонационно выделяя ударный слог (ла-ла-ла), (лу-лу-лу и т.д.).
«Один – много»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: воспитатель бросает ребенку мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок возвращает мяч и называет слово во множественном числе (стол-столы, дятел-дятлы, пила-пилы и т.д.).
«Вещи, которые нас окружают»
Цель: автоматизация звука Л в словах.
Ход: Много есть вещей полезных, Деревянных и железных, Что помогут нам всегда, Нам без них ни как нельзя. Воспитатель называет действие, а дети образуют слова со звуком Л (качаться-качалка, вешатьвешалка, точить-точилка, косить-косилка и т. д.).
«Угадай, чего не стало»
Цель: автоматизация звука Л (ЛЬ) в словах.
Ход: воспитатель предлагает определить самого внимательного из детей. перед детьми раскладываются картинки в названиях которых встречается звук Л (ЛЬ). Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Задача детей вспомнить и назвать картинку
«Назови, какого цвета»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: на столе три круга – желтого, зеленого, голубого цвета. Ребенок называет, что изображено на картинке и какого цвета, и кладет картинку к нужному кругу (желтый лимон, голубое платье, зеленый салат и т.д.).
«Слово заблудилось»
Цель: дифференциация звуков Л (ЛЬ).
Ход: Заблудится может каждый, Даже очень, очень важный, Бизнесмен или ребенок, Белка, мышка и котенок, Вот и слово заблудилось, Не в том месте очутилось, Испугалось и закрылось, Между слов других забилось. Ты найди его скорей, Успокой и пожалей. Игра проводится с картинками и без. Дети среди предметных картинок, подобранных на определенный звук, должны найти картинку с оппозиционным звуком (клубок, клумба, лыжник)..
«Будильник»
Цель: формирование правильного произношения звука Р.
Ход: все дети ложатся спать (садятся на стульчики). Один ребенок – будильник. Воспитатель говорит, в котором часу детей надо разбудить, и начинает медленно считать, когда он произносит назначенное время, будильник начинает трещать: р-р-р.
«Договори словечко»
Цель: формирование правильного произношения звука РЬ.
Ход: воспитатель начинает слово, а дети добавляют правильный звук РЬ (фона…, сниги…, буква…, сло… и т.д.).
«Замени звук»
Цель: автоматизация звука Р в слогах.
Ход: воспитатель бросает мяч и называет слово, а задача ребенка заменить первый звук на звук Р и назвать новое слово (хобот-робот, пыжик-рыжик, нога-рога, мука-рука и т.д.).
«Ру-ру-ру»
Цель: автоматизация звука Р в слогах и словах.
Ход: воспитатель говорит: ру-ру-ру, ру-ру-ру, затеваем мы игру, руку другу тянет друг, встанем мы в широкий круг. Каждый ребенок по очереди называет слог ру, а рядом с ним стоящий заканчивает слово (рубашка, ру-ка, ру-чей и т.д.). «Измени слово» Цель: дифференциация звуков Л – Р. Ход: воспитатель предлагает детям изменять первый звук в словах и получать новые слова (лак-рак, ложки-рожки, лама-рама и т.д.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Пятью пять» - интеллектуальная игра, основной целью которой является расширение зоны активного познания младших и средних школьников. Основой игры является детская игра по составлению слов на базе данного ("Балда", "Виселица" и т.д.)
Садись за уроки всегда в одно и то же время.Проветри комнату за 10 минут до начала занятий.Выключи радио, телевизор. В комнате, где ты работаешь, должно быть тихо....
Игра-обсуждение «Люди, которые играют в игры, игры, в которые играют люди».
Мероприятие для обучающихся 4 класса по предупреждению детской наркомании, токсикомании и алкоголизма....
Урок по физической культуре в 4 классе. Игры: игра-эстафета «Солнышко», «Космонавты», игра на внимание «3, 13, 33».
Символические олимпийские игры. Мы познакомимся с олимпийской символикой, узнаем, каково значение Олимпийских игр. И во время соревнований сами узнаем, насколько мы смелые, ловкие и быстрые....
Интеллектуально-развлекательная игра "От игры к знаниям" (сценарий игры и презентация)
Внеклассное мероприятие для учащихся 3-х классов....
Урок литературного чтения в 1классе на тему: «Игры в слова (стихотворения Г.Остера «Вредные советы», Ю.Мориц «Попрыгать-поиграть…», А.Барто «Игра в слова»). Как нужно играть (третий урок вежливости)».
Использование на уроках чтения технологии сотрудничества помогает детям строить свои отношения на уважении. Формируются у учащихся навыки сотрудничества, ораторское мастерство, устойчивый познавательн...
Видеоцикл о забытых народных играх «Гуляй-Играй». Подвижные народные детские игры. Фольклор.
Список игр: 1. Заря 2. Кошки-Мышки 3. Столбики-Мигалки 4. Бабка, распутай 5. Челнок 6.Жмурки 7. Золотые ворота 8. Корзинки 9. Плету сито 10. СтёклышкиВсем известно, что любимые подвижные народные игры...