Родительское собрание
методическая разработка
Родительское собрание "Нравственное воспитание в семье".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_v_seme.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
| Нравственное воспитание в семье Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество - духовных и нравственных идеалов. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности. Сегодня мы поговорим о проблеме нравственного воспитания в семье. Нам необходимо задуматься над вопросом: каким мы хотим видеть ребенка через несколько лет, какую роль сыграет семья в его становлении? Не раз и не два психологи, социологи ставили перед собой задачу сопоставить особенности семейных отношений с уровнем воспитанности ребенка, и неизменно оказывалось, что между тем и другим существует отчетливая связь. Можно даже выделить разные группы семей и соответственно разные типы поведения детей. Проведенные исследования позволили выделить несколько групп семей. В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. У детей, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим. Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию детей более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием, в таких семьях авторитет родителей невысок. У детей из семей данной группы наряду с положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство. Третья группа семей. Наиболее характерная их черта — конфликты. Дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных». Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания — полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи. Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка в огромной степени зависят от того, какими ребенок видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя. Что включает в себя понятие «нравственный человек»? Кем бы он ни был, он должен ценить дружбу и товарищество, с любовью и уважением относится к людям. Он правдивый, честный, справедливый. Нравственному человеку присущи такие черты характера, как дисциплинированность, организованность, честность, благородство. Все эти моральные качества формируются и развиваются в человеке в течение всей его жизни, но основные нравственные черты закладываются в детском, подростковом и юношеском возрасте. Первые годы жизни ребенка проходят главным образом под воздействием семьи. И дети очень живо воспринимают пример родителей, усваивают их понимание добра и зла, хорошего и плохого, учатся у них морали. В дальнейшем главным воспитателем становится школа, но и тут большое значение имеет влияние родителей. Хорошо, когда школе приходится продолжать воспитание, а не исправлять не правильные представления, сложившиеся в семье. Школьник поверит учителям и коллективу товарищей, если увидит, что правда, которой учит школа, совпадает с той правдой, которой учила семья. Плохо, если ребенку суждено пережить разочарование в близких людях, если в семье нет твердых нравственных устоев Слово родителей глубоко западает в сознание ребенка. Если мать не пройдет мимо бедной старушки, просящей милостыню, и подаст ей монетку, если в семье собирают вещи, книги, продукты для помощи пострадавшим при пожаре или теракте, то ребенок получает пример милосердия и в будущем не пройдет мимо нуждающегося человека, а поможет ему. Известно, как горячо дети реагируют на события, которые развертываются в книге, на экране телевизора. Дети не должны видеть на экране бессмысленную жестокость, кровь, убийства, грубое поведение людей, нецензурные слова и выражения. Это глубоко ранит их психику. Задача родителей - оградить детей от просмотра таких фильмов. В каждой семье родители учат детей выполнять различные обязанности: содержать в порядке свои вещи, соблюдать определенный режим дня, уважать товарищей и взрослых. Все эти поучения должны подкрепляться поступками, делами. Пример. Мать говорит, что со сверстниками надо дружить, делиться игрушками, помогать им в трудных делах. Но приходит к сыну соседский мальчик, просит дать ему фломастеры - нарисовать рисунок к уроку. Мать говорит, что фломастеры забрал в школу старший брат. А когда после ухода соседа сын с удивлением говорит ей, что фломастеры никто не забирал, что они лежат у него на полке, мать отвечает: «Соседи - люди богатые, небось купят сыну. Нечего раздавать свои вещи. У них воды не допросишься!». Вот так она дала своему ребенку урок нечестности, жадности, корыстолюбия. Или еще примеры. Дочка принесла с улицы чужую куклу, спрятала ее среди своих игрушек. Когда мать увидела куклу и спросила, откуда она взялась, дочка ответила, что ее дала ей подружка, поиграть. Мать на этом успокоилась и больше не вспоминала, не проверила, так ли это было на самом деле. Затем были еще чужие вещи, которые также кто-то якобы давал дочери. Через несколько лет дочка стала красть деньги у детей в школе, а потом и дома. Вот только тогда родители всполошились и забили тревогу. А начало этому положила та первая кукла. Если бы мать пошла с девочкой к ее подружке, то выяснила бы, что подружка не давала куклу ее дочке, что дочь просто взяла ее без разрешения. Меры были бы приняты вовремя, и дурной привычки красть у девочки не сформировалось бы. Особенно внимательно надо следить за денежными операциями в семье. Часто детей посылают в магазин за мелкими покупками: хлеб, молоко, соль и т. п., сдачу обычно не проверяют, мелочь отдают детям в копилку. Но могут возникнуть такие ситуации, когда дети пытаются схитрить, оставить себе больше, чем положено. Пример. Мальчик 11 лет не отдал матери всю сдачу и сказал, что продавщица не дала. Мать пошла в магазин и выяснила, что это не так. Она не стала на сторону сына, а провела с ним беседу о том, что продавщица вернула ей деньги, но у этой продавщицы теперь будет недостача, ее могут наказать, уволить с работы. А у нее двое маленьких детей, кто будет их кормить? «Ты очернил и обидел человека». И мальчик сознался, что деньги он собирает на альбом для марок и что сдачу он присвоил. Мать убедила его пойти в магазин, попросить прощения и вернуть деньги. Ребенку это стоило больших усилий, но этот урок он запомнил на всю жизнь. О совести можно знать, но быть бессовестным. Совесть лишь тогда является стражем нашего поведения, когда она живет в нашей душе. Оставаясь наедине с самим собой, человек должен подвергать свои дела мысленному анализу, сравнению с лучшими человеческими качествами и поступками, должен давать оценку своему поведению. Не зря говорится, что самый строгий судья - это совесть человека. Нужно приучить ребенка стыдиться своих дурных поступков. А это делается на примерах, которые подают ему старшие члены семьи. Хорошо, когда отец говорит: «Пойду помогу бабушке вскопать огород, она уже старая, а помочь некому» - и берет с собой сына. Плохо, когда мать говорит дочке: «Возьми трубку, и если это тетя Таня, то меня нет дома. Я ей должна денег и не хочу с ней разговаривать». Необходимо, чтобы в семье было время для разговора с детьми «по душам». Дети младшего школьного возраста охотно идут на контакт с родителями, задают массу вопросов, советуются с ними. Очень важно в эти годы не оттолкнуть их от себя, не отмахнуться от их вопросов из-за своей занятости или просто нежелания возиться с ними. Один, два, три раза не захочется вам поговорить с ребенком - потом он сам не подойдет к вам. Он будет искать других советчиков, с кем можно обо всем поговорить. И очень часто может получить плохие советы, а родители навсегда утратят возможность влиять на нравственное становление своего чада. Такие беседы в дальнейшем станут необходимы подростку. Он будет советоваться с родителями, как поступить в том или ином случае. Итак: Нравственность, - это форма сознания, которая включает в себя нормы и правила поведения людей. Нравственность человека включает в себя несколько компонентов. Это, во-первых, знание человеком того, как надо себя вести в том или ином случае. Во-вторых, соблюдение этих правил в своем поведении. И в-третъих - способность человека оценивать свои или чужие поступки и действия. Я думаю, что наш сегодняшний разговор должен иметь не только теоретический, но и практический характер. Сделайте серьезные выводы о проблемах взаимоотношений в семье и о том, какое влияние они оказывают на формирование вашего ребенка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"
Родительское собрагние-разработка. Презентация создана к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер (графическая организа...
Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"
На собраниях рассматриваются вопросы: ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...
Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"
Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......
Родительское собрание в 4 классе на тему "Найти свой путь" ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
В собрании раскрываются практические рекомендации по определению способностей и склонностей ребенка....
Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....
Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)
Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»
Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...