Методическая разработка родительского собрания "Папа, мама, я - читающая семья"
методическая разработка (1, 2 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна

Методическая разработка  родительского собрания "Папа, мама, я - читающая семья" ( в рамках Недели детской книги).Это мероприятие можно провести совместно с родителями и детьми 1-2 класса.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце. Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через традиции семейного чтения помогают привить интерес к чтению у детей. Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. И именно от родителей зависит, чтобы их ребенок нашёл свой заветный ключик от волшебного городка знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгополова Р.Г

учитель начальных классов

Каменск – Уральский ГО

Методическая разработка родительского собрания

«Неделя детской книги. Папа, мама, я – читающая семья»

Введение

 В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой  литературы.  Проводниками для детей становятся  родители и учитель. Часто ли мы задаём себе вопрос: «Что принесёт книга ребёнку? Чему научит? Что запечатлеется в его открытой душе?  Кто встретится на пути?»  С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут развиваться, учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение.  Приобщение детей к чтению имеет огромное социальное значение. От взрослого в большей степени зависит: станет ли ребёнок настоящим читателем или встреча с книгой в раннем детстве  будет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через традиции семейного чтения помогают привить интерес к чтению у детей.

Одна из особенностей семейного чтения состоит в том, что дети занимаются совместно с родителями. И именно от родителей зависит, чтобы их ребенок нашёл свой заветный ключик от волшебного городка знаний.

Наиболее продуктивным и эмоционально насыщенном является такой  вид, как  непосредственное участие родителей в досуге. Такая форма позволяет показать свой речевой и интеллектуальный потенциал, активно взаимодействовать с ребенком, совместно с ним решать познавательные задачи, почувствовать поддержку друг друга и единство в достижении общих целей. 

               Во время увлекательного игрового досуга дети не только закрепляю литературные знания и речевые навыки, но и приобретают опыт публичных выступлений, а также получают множество положительных эмоций. Им вдвойне приятно решать литературно - познавательно- речевые задачи со своими родителями. А у родителей появляется возможность примерить на себя роль ребенка, побольше узнать о том, чем занимается их ребенок в  школе и получить практические знания, которые они смогут применить, читая и занимаясь с ребенком дома.

              Также любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.  Именно в условиях партнерских отношений между специалистами и родителями можно найти ту золотую середину по возрождению традиции семейного чтения.

Тема собрания: «Папа, мама, я – читающая семья» ( в рамках Недели детской книги)

Цель: создание условий для возрождения традиции семейного чтения: организация семейного общения и совместного досуга детей и родителей, их информационное просвещение.

Задачи:

  • Возрождение традиций семейного чтения. Приобщения родительской общественности к ценностям семейного чтения
  • Создание атмосферы доброты и творчества, игры и веселья при проведении семейных праздников
  • Расширить читательский кругозор учащихся
  • Пропаганда книги как источника нравственного, эстетического, гражданско-патриотического воспитания.

Участники мероприятия: педагог, родители, учащиеся.

Предварительная работа: Встреча с родителями, разработка семейных презентаций «Любимая сказка нашей семьи», чтение пословиц и поговорок о книге, о пользе чтения книг, «Домашнее чтение».

Оборудование: Книги, иллюстрации к литературным произведениям;  карточки с заданиями; рисунки к сказкам; атрибуты для инсценировки.                                         

Ход мероприятия.

      Звучит музыка, родители  и дети заходят в класс, рассаживаются за столы

( получается 3 команды).

Учитель:

   Дорогие родители! Сегодня у нас не совсем обычный день. Мы собрались, чтобы обсудить вот какой вопрос: насколько много и часто вы читаете детям книги, сказки. Вы спросите: «А зачем детям нужны сказки? ». Многие века дети слушали русские народные сказки. Их рассказывали бабушки, мамы и няни. Сейчас родители и бабушки разучились рассказывать сказки, но читать-то ещё не разучились? Ребенок, слушавший сказки с детства, вырастает здоровым душой. Нельзя читать каждый день новую сказку, потому что раньше наши предки рассказывали сказку столько раз, чтобы ребенок успевал бы её выучить наизусть. Только так малыш может усвоить те нравственные категории, которые были заложены в сказке. Поэтому читайте детям вслух, чтобы в будущем ваш ребенок поступал так, как поступают добрые герои из добрых русских сказок.

Общение с книгой просто необходимо. Ведь недаром сказано: «Книга – это окно в мир». Так давайте чаще заглядывать в это окно!

Умными словами недаром сказано:

Книги читают и стар и млад,

Книжке хорошей каждый рад.

Сегодня  мы  совершим путешествие по страницам сказок, а соревноваться будут семейные команды.

Наши семейные команды борются за право получить обладателя звания «Самая читающая семья». Обладателем станет та семья, которая пройдет все испытания. Оценивать ответы команд будет строгое и справедливое жюри (представляет членов жюри).

По окончании конкурса жюри подведет итоги. Правильный и полный ответ будет оценен в 5 баллов.

                  Появляется домовёнок Кузя.

Учитель: Ой, а ты кто такой?

Домовенок: А я домовенок Кузя.

Учитель: Кузя, а зачем ты к нам пожаловал?

Домовенок: А я хочу определиться в хорошую семью.

Учитель: Вот и выбирай ее сегодня. Здесь будет проходить замечательный конкурс «Папа, мама, я – читающая семья»

Домовенок: Нет нынче таких семей, где мне бы хорошо было. Перевелись! Сказок детям на ночь не рассказывают, книжек не читают.

Учитель: Ошибаешься, Кузя! Есть у нас такие семьи. Присядь. Сегодня в нашем состязании принимают участие семейные команды.

Давайте встретим их дружными аплодисментами.

Семейная команда __________.

Семейная команда __________.

Семейная команда __________.

Учитель: Чтобы определить, кто начнет первым, проведем жеребьевку. Я буду читать загадку, кто первым ответит, как называется сказка, кто ее автор, тот и будет выступать под номером 1.

  • Появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок и до того был безобразный – с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью. (Андерсен «Гадкий утенок»)
  • Это было тогда, когда в наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала Снежной королевы, я стал видеть все злым и безобразным.

(Андерсен «Снежная королева»)

  • Мимо летел майский жук. Девочка показалась очень милой. Он схватил ее своей лапой и унес на дерево. От высоты у нее закружилась голова. (Андерсен «Дюймовочка»)

                   И так начинаем испытание. Вот вам первое задание.

1 конкурс «Визитная карточка семьи»

      Презентация «Любимая сказка нашей семьи»

2 конкурс «Разминка»

       А следующий конкурс называется «Разминка». Я буду каждой команде в отдельности читать вопросы, а вы должны за 1 минуту дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ вы получаете балл. Жюри внимательно следит за ответами участников.

1 команда:

1. Зловредная сказочная бабка? (Яга)

2. Назовите фамилию дяди Степы? (Степанов)

3. Какой птице помогла Дюймовочка, а та потом помогла ей? (Ласточка)

4. Сестрица братца Иванушки? (Аленушка)

5. Он поймал золотую рыбку? (Старик)

6. Куда отправился Айболит по телеграмме? (в Африку)

7. Как звали наставника домовенка Кузи? (Нафаня)

8. На чем разъезжал Емеля в сказке «По щучьему веленью»? (на печке)

9. Когда Золушка должна была возвращаться с бала? (ровно в 12 часов ночи)

10. Любимая валюта пиратов? (золото)

11. Самый хозяйственный житель Простоквашино? (кот Матроскин)

12. Сколько монет было у Буратино? (5)

13. Старик – джин из сказки? (Хоттабыч)

14. Что открывают, входя в дом? (дверь)

15. Пчелиная продукция? (мед)

2 команда

1. Кому несла Красная Шапочка пирожки и горшочек масла? (бабушке)

2. Друг Вини-Пуха? (Пятачок)

3. Литературный папа Незнайки? (Носов)

4. Как звали девочку с голубыми  волосами? (Мальвина)

5. Материал, из которого были сделаны туфельки для Золушки? (хрусталь)

6. Почтальон из деревни Простоквашино? (Печкин)

7. Как звали оригинальную старушку, любившую крыс? (Шапокляк)

8. Храбрый пудель из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино» (Артемон)

9. На каком инструменте играл былинный герой Садко? (гусли)

10. Домашнее животное пиратов? (попугай)

11. Как звали сестру доктора Айболита? (Варвара)

12. Как звали корову Матроскина? (Мурка)

13. Где пираты хранят свои сокровища? (в сундуке)

14. В чем Гвидон и его мать плавали по океану? (в бочке)

15. Золотое время года? (осень)

3 команда:

1. Как звали трех поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

2. Друг Шерлока Холмса? (Доктор Ватсон)

3. Кто такой Гена – друг Чебурашки? (крокодил)

4. Украшение верблюда? (горб)

5. Крестьянин, прославившийся спасением зайцев? (Мазай)

6. Место жительства Карлсона? (крыша)

7. Профессия Айболита? (доктор, врач)

8. Место, где Золушка познакомилась с принцем? (бал)

9. Рабочее место короля? (трон)

10. У этого папы был деревянный сынок? (Карло)

11.Песня о животном, которого ненавидел весь дом? (черный кот)

12. Актер, исполнивший главную мужскую роль в фильме «Титаник»? (Леонардо ди Каприо)

13. Продолжите: Наша Таня громко плачет… (уронила в речку мячик)

14. Первый космонавт мира? (Гагарин)

15. Аквариум – это дом для (рыб)

3 конкурс для пап

     Учитель: Следующий конкурс для пап. Вы должны выразительно прочитать отрывок и определить название сказки.

  1. Кабы я была царица,-

Говорит одна девица, -

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир. (Сказка о царе Салтане)

  1. Козлятушки, ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мать пришла,

Молока принесла. (Волк и семеро козлят)

  1. Бог с тобою, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе. (Сказка о рыбаке и рыбке).

4 конкурс для мам

    Учитель: Следующий конкурс для мам. Я раздам вам листочки, на которых зашифрованы названия сказок, ваша задача прочесть их.

ЛОБОКОК

МОРЕКЕТ

ТОК И СИЛА

КВОЛ И ЗАОК

КАШУЗОЛ

В ПОГАХСА КТО

     Учитель:  Пока мамы готовятся,  остальные  попробуют тоже себя проявить. Давайте ответим на следующие вопросы. Если вы со мной согласны, на вопрос ответьте «да».

Чтоб страна была сильна,

Чтоб, дружна была семья!

Вы со мной согласны? (Да)

Чтоб страна была сильна,

Надо, чтобы сыты были

Я, он, ты, она.

Вы со мной согласны? (Да)

Чтоб страна была сильна,

Чтобы в семье читали книгу

Вы со мной согласны? (Да)

          Выступление мам. Жюри подводит итоги конкурса.

5 конкурс «Составь пословицу»

    Учитель: Нашим семьям мы предлагаем из набора слов составить пословицы. (Слова разбросаны)

  1. Дитя хоть криво, да отцу-матери мило.
  2. Когда семья вместе, то и сердце на месте.
  3. Дети не в тягость, а в радость.

6 конкурс для детей – младших представителей семей.

« Волшебные картинки»

     Учитель: Ну а теперь я хочу показать вам некоторые иллюстрации к знакомым сказкам. Думаю, дети и легко угадают, и узнают сказку по этим картинкам. (На мультимедийной доске показ слайдов с иллюстрациями к сказкам:

1. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

2. «Царевна-лебедь»

3. «Гуси – Лебеди»

1. «Царевна-лягушка»

2. «Спящая царевна»

3. «Сказка о золотой рыбке»

1. «Иван царевич на сером волке»

2. «Снегурочка»

3. «Три медведя»

7 конкурс «Волшебные предметы»

     Ведущий: Давно известно, что чтение развивает память, точность взгляда.

И мы решили наши семейные команды проверить, Для этого на столе, для вас приготовлены предметы из волшебных сказок – нужно быстро посмотреть, запомнить и записать их. (На столе разложены вещи, быстро показать и закрыть, семейные команды должны записать кто, сколько предметов успел запомнить).

8 конкурс «Путешествие по сказкам»

     Следующее состязание в отгадывании загадок - кому принадлежат слова и назвать саму сказку.

1. Как выскочу, как выпрыгну – Пойдут клочки по закоулочкам. (Лиса из сказки «Лиса и заяц»)

2. Не садись на пенек, не ешь пирожок. (Маша из сказки «Маша и медведь»)

3. Печка, матушка, спрячь нас! (Сестрица из сказки «Гуси-лебеди»)

4. Кто колосок нашел? А кто зерно на мельницу носил? А тесто кто месил?

Дрова носил? Печь топил? Пироги кто пёк? (Петушок из сказки «Колосок»)

5. У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь! (Заяц из сказки «Заяц – хваста»)

6. Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел… (Колобок из сказки «Колобок»)

9. Конкурс «Сказочные объявления» ( ответы команды записывают на карточках).

Задание: Кто из сказочных героев мог бы дать такие объявления?

  1. Несу золотые яйца. Дорого. (курочка Ряба, р/н сказка «Курочка Ряба»)
  2. Нашедшему ключ из драгоценного металла гарантирую вознаграждение. (Буратино, А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
  3. Отмою все! (Мойдодыр, К.И. Чуковский)
  4. Доставка пирожков бабушке. (Красная Шапочка, Ш. Перро)
  5. Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит, К.И. Чуковский)
  6. Туристическая фирма организует путешествия по молочной реке с кисельными берегами. («Гуси-лебеди», р/н сказка)

10. Конкурс «Путаница».

Задание: Исправить ошибки (задание дано на карточках)

  1. Жила-была коза. И было у неё семеро маленьких котят.
  2. Испекла мама пирожки и попросила дочку Синюю Шапочку отнести пирожки дедушке.
  3. Ниф-Ниф построил себе стеклянный домик, Нуф-Нуф – хрустальный, Наф-Наф – кирпичный.
  4. Говорит печка: «Съешь мое мороженое – скажу, куда гуси-лебеди полетели».
  5. Опустил заяц свой хвост в прорубь, сидит да приговаривает: «Мерзни, мерзни волчий хвост.

11. Инсценировка сказки «Теремок».

Учитель: В книгах есть добро и зло,

Мудрость в них, совет.

В книгах есть любовь и слезы,

И на все ответ.

Книга – это то окно,

Куда глядеть полезно.

Ведь книга – это лучший друг,

И это всем известно.

Учитель: Ой, а где же Кузя? Кузя, ты где?

Кузя: Здесь я, здесь!

Учитель: Мы тебя не видим.

Кузя: Я убедился, что здесь собрались самые хорошие семьи, где сказки сказываются и книги читаются. Можно мне жить в любой семье.

Учитель: Если вы хотите, чтобы такой Кузя появился в вашем доме, храните покой и мир в вашей семье.

Кузя, ты где? Молчит. А может его не было? В прочем это не важно, важно, что благодаря этому конкурсу мы убедились в том, как важно:

- думать коллективно

- работать оперативно

- спорить доказательно

- читать обязательно.

      Слово жюри. Награждение семей.

      А сейчас герои любимых сказок накроют столы для чаепития ( дети в костюмах сказочных героев сервируют стол, им помогают родители).

Учитель: Уважаемые родители! Видно, что в ваши детские годы вы все-таки читали, а не смотрели телевизор и не просиживали за компьютером. Вот и наша с вами задача постараться сделать из наших детей читающих, любящих слушать и рассказывать сказки. Я очень надеюсь, что после нашего  мероприятия  вы всё же будете чаще брать в руки книгу, а не включать детям мультики! И пусть подготовленные мною памятки и рекомендации помогут вам в путешествии по «Стране книг», ведь совместное чтение сближает вас с ребенком, а это самое главное в наше непростое время.

Памятка для родителей

1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение – одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.

2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка – только просматривать книги.

3. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которой он жил.

4. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.

5. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивания наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.

Десять «Почему?» детям необходимо читать:

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас. Книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур и других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги – помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они сокращают одиночество, приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение - самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие. Книгу можно брать с собой куда угодно. Ее можно бесплатно взять в библиотеке, и ей не нужна электросеть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Папа, мама, я - читающая семья"

Родительское собрание – конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».Цель:Содействовать воспитанию любви к чтению у младших школьников и их родителей. Выявление интеллектуальных и творческих способностей ...

"Папа, мама, я - читающая семья!"

Цель: содействовать воспитанию устойчивого интереса к чтению у младших школьников. Форма: интеллектуальная семейная развлекательная программа. Участники: учащиеся, родители, классный руководитель, ш...

Родительское собрание-конкурс "Папа, мама, я-читающая семья"

Совместное родительское собрание с учащимися.Не только в школе, но и дома в семье надо учить ребенка любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выра...

Классный час "Папа,мама,я-читающая семья"

разработка классного часа с родителями...

внеклассное мероприятие "Папа, мама, я - читающая семья"

Заседание семейного клуба "Росинка" - бенефис книги...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Папа, мама, я - читающая семья"

Материалы данной методической разработки познакомят с историей создания и условиями формирования домашней библиотеки, напомнят, какие  произведения классиков русской и советской детской лит...