Воспитательная работа. Взаимодействие классного руководителя и родителей.
консультация
Практические рекомендации по взаимодействию классного руководителя и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovmestnaya_rabota_klassnogo_rukovoditelya_i_semi_po_vospitaniyu_obuchayushchihsya.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Совместная работа классного руководителя и семьи
по воспитанию обучающихся
Если родители и учителя дорожат целью
и направляют к ней подрастающее поколение,
тогда они становятся партнерами для детей,
продвигаясь и развиваясь вместе с ними.
А.Ульянов, И.Винокур,М.Лайтман
«Человек – маленький мир»
Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась под сомнение.
Педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Каждый ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что самые близкие ему люди – мама и папа, вместе с ним переживают его радости и огорчения, успехи и разочарования.
Учитывая проблемы сегодняшнего дня, сложившиеся в нашей стране (преступность, распущенность, разрушение традиционных жизненных ориентиров, нравственных понятий и норм, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей), я поставила перед собой цель – спланировать воспитательный процесс так, чтобы на всем периоде обучения учащихся в начальной школе дети, учителя и родители были членами одного коллектива. Считаю, что классного руководителя и родителей должна объединять общая цель - создание комфортных условий для получения знаний и успешного развития и воспитания ребенка.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.
Работу по установлению сотрудничества между семьей и школой регулярно начинаю с первого родительского собрания, на котором знакомлю родителей учащихся с основными направлениями воспитательного процесса образовательного учреждения:
- духовно-нравственное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- экологическое воспитание;
- художественно-эстетическое воспитание;
- трудовое воспитание.
В форме слайд-фильма рассказываю родителям первоклассников о сложившихся в гимназии традициях, о традиционных мероприятиях, пользующихся успехом и имеющих огромный позитивный результат в выпускном классе, наглядно иллюстрирую свой рассказ видеофрагментами и фотографиями из школьной жизни.
На первом родительском собрании традиционно проходят выборы родительского комитета. Исходя из опыта работы предыдущих лет, можно сделать вывод, как неохотно соглашаются родители на предложение войти в состав родительского комитета. Мы решает этот вопрос иным образом.
В первом собрании мы с родителями составляем план работы на год по всем направлениям учебно-воспитательного процесса. Родительский коллектив делится по секторам в зависимости от того, в каком секторе каждый из родителей может оказать посильную помощь. По каждому сектору выбирается ответственный, который становится членом родительского комитета класса.
Родительский комитет - это центр инициативы, творчества и организации всех классных дел. Таким образом, руководство воспитательной работой в классе осуществляется не только единолично классным руководителем. Родительский комитет является координирующим и организационным центром воспитательной работы в классе. В течение учебного года все родители принимают посильное участие во всех классных мероприятиях.
Мне очень повезло в том, что родители моих учеников неравнодушные, активные, творческие люди. Они мои надежные помощники в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это экскурсии, походы, ставшие традиционными ежегодные новогодние конкурсные программы, «Огоньки», посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, коллективные творческие дела, творческие проекты, встречи с ветеранами войны и труда, людьми разных профессий, А как горят глаза детей, когда их мамы выступают перед ними в роли организаторов веселых конкурсов и занимательных викторин, мастерят вместе с ними украшения для оформления класса!
Продемонстрирую на конкретных примерах, какую совместную с родителями работу будучи классным руководителем провожу по некоторым из направлений учебно-воспитательного процесса.
Современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками, поэтому требуется поэтапное раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости.
Эти и другие духовно-нравственные вопросы я стараюсь решать в своей работе совместно с родителями через исследование народных календарных праздников, традиций и обрядов русского народа.
Из года в год мы ведем исследовательскую работу по изучению традиций и обычаев русского народа «Восхождение к истокам». Одно из таких исследований посвящено празднику Масленицы, который своими корнями уходит в язычество, но переплетается с христианскими традициями. Учащиеся изучали содержание праздника, учили редкие по красоте народные песни, русские народные игры, подбирали необходимую литературу, проводили опрос родителей, анализировали и обобщали собранный материал. Результатом поисково-исследовательской работы стала детская конференция «Восхождение к истокам» с элементами фольклорного праздника. Неоценимую роль в подготовке и проведении конференции сыграли родители учащихся. С их помощью были изготовлены русские народные костюмы, декорации, организована фото- и видеосъемка. Мероприятие закончилось чаепитием с русскими блинами, организованное родителями. Детские лица светились лучиками счастья от сознания того, что мамы и папы были желанными гостями на детском празднике.
В своей работе большое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В общественном сознании всё более глубокому разрушению подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой Родине, с изучения родного края.
Одним из интереснейших, на мой взгляд, мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию является коллективное творческое дело «То были годы огневые...», посвященное героическому прошлому прабабушек и прадедушек учащихся. Подготовка к мероприятию была очень трудоемкой. Более шести десятилетий отделяет нас от Великой Победы. Многие дедушки и бабушки моих учеников появились на свет уже после Великой Отечественной войны. Благодаря неоценимой помощи родителей учащихся мы по крупицам собрали информацию из семейных архивов о том героическом времени: старые, пожелтевшие от времени фотографии, сохранившиеся ордена и медали, воспоминания, чудом уцелевшие со времен войны семейные реликвии.
Подводя итог коллективной работы, мы провели открытый классный час, на который пригласили родителей, бабушек и дедушек. Со слезами на глазах, с замиранием сердца, взрослые еще раз переживали те героические события Великой Отечественной войны, о которых рассказывали теперь их собственные дети.
Совместная деятельность способствует развитию взаимопонимания между родителями и классным руководителем, укрепляет взаимоотношение между ребенком и родителями.
Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.
Родители организуют рейды по проверке внешнего вида учащихся, школьных принадлежностей, готовят классную комнату к новому учебному году, занимается ремонтом мебели, совместно с учителем контролируют поведение и успеваемость учащихся, выполняют эстетическое оформление класса, оказывают помощь в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала.
Неотъемлемой частью моей работы являются традиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:
-родительские собрания; Посещения на дому являются своеобразной формой индивидуальных консультаций — и это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей у нас в гимназии. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс или принимает класс на следующей ступени образования. Посещение семей стараюсь использовать для налаживания взаимоотношений между педагогом и семьей, для разрешения возникших проблемных ситуаций, для выявления возможных проблем, что является немаловажным фактором конструктивного взаимодействия. Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка. Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной школе. Знание особенностей семьи позволяет мне осуществлять индивидуальный подход в руководстве воспитанием младшего школьника. Исходя из учета особенностей семейного воспитания, даю родителям конкретные советы и педагогические рекомендации о режиме дня, об усидчивости, навыках культурного поведения, об успехах и недостатках освоения учебного материала. Индивидуальные консультации помогают мне устанавливать тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка. Во время таких встреч советую родителям интересоваться жизнью своего ребенка, жизнью классного коллектива, советую поощрять активную работу ребенка в коллективе, помогать ему конкретным советом или делом. Консультации с родителями всегда начинаю с создания условий, располагающих к доверительному общению. Родители знают, что каждую субботу я жду их для индивидуальных встреч, и они с удовольствием используют такую возможность. Без тесного сотрудничества семьи и школы не может быть осуществлен полноценный образовательный процесс. Как писал Н.М.Карамзин, «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы
в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...
Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.
Цель создания данной программы: создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...
Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе
Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива
Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...
Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)
В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...
"Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников" (из опыта работы) Ермилова Н.Н.
Статья раскрывает пути взаимодействия учителя начальных классов и классного руководителя с родителями "будущих первоклассников". На первом классном собрании задолго до школы решаются важные ...
Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"
Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...