Воспитательная работа. Взаимодействие классного руководителя и родителей.
консультация

Громова Елена Евгеньевна

Практические рекомендации по взаимодействию классного руководителя и семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Совместная работа классного руководителя и семьи

по воспитанию обучающихся

 Если родители и учителя дорожат целью

 и направляют к ней подрастающее поколение,

тогда они становятся партнерами для детей,

 продвигаясь и развиваясь вместе с ними.

А.Ульянов, И.Винокур,М.Лайтман

 «Человек – маленький мир»

   Необходимость и важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилась  под сомнение.  

Педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди,  включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Каждый ребенок должен чувствовать, что он не одинок, что самые близкие ему люди – мама и папа, вместе с ним переживают его радости и огорчения, успехи и разочарования.

Учитывая проблемы сегодняшнего дня, сложившиеся в нашей стране  (преступность, распущенность, разрушение традиционных жизненных ориентиров, нравственных понятий и норм, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей), я поставила перед собой цель – спланировать воспитательный процесс так, чтобы на всем периоде обучения учащихся в начальной школе дети, учителя и  родители  были  членами одного коллектива. Считаю, что классного руководителя и родителей должна  объединять общая цель -  создание комфортных условий  для  получения   знаний и  успешного развития и воспитания ребенка.

Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Эффективным сотрудничество будет только в том случае, если оно направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной среды.

Работу по установлению сотрудничества между семьей и школой регулярно начинаю с первого родительского собрания, на котором знакомлю родителей учащихся с основными направлениями воспитательного процесса образовательного учреждения:

  • духовно-нравственное воспитание;
  • гражданско-патриотическое воспитание;
  • экологическое воспитание;
  • художественно-эстетическое воспитание;
  • трудовое воспитание.

В форме слайд-фильма рассказываю родителям первоклассников о сложившихся в гимназии традициях, о традиционных мероприятиях, пользующихся успехом и имеющих огромный позитивный результат в выпускном классе, наглядно иллюстрирую свой рассказ видеофрагментами и фотографиями из школьной жизни.

На первом родительском  собрании традиционно проходят выборы родительского комитета. Исходя из опыта работы предыдущих  лет,  можно сделать вывод, как неохотно соглашаются родители на предложение войти в состав родительского комитета. Мы решает этот вопрос иным образом.

В первом собрании мы с родителями составляем план работы на год по всем направлениям учебно-воспитательного процесса. Родительский коллектив делится по секторам в зависимости от того, в каком секторе каждый из родителей может оказать посильную помощь. По каждому сектору выбирается ответственный, который становится членом родительского комитета класса.

Родительский комитет - это центр инициативы, творчества и организации всех классных дел.  Таким образом, руководство воспитательной работой в классе осуществляется не только единолично классным руководителем. Родительский комитет является координирующим и организационным центром воспитательной работы в классе. В течение учебного года все родители принимают посильное участие во всех классных мероприятиях.

Мне очень повезло в том, что родители моих учеников  неравнодушные, активные, творческие люди. Они мои надежные помощники  в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Это  экскурсии,  походы,  ставшие традиционными ежегодные новогодние конкурсные программы, «Огоньки», посвященные Дню защитника Отечества и Международному женскому дню 8 Марта, коллективные творческие дела, творческие проекты, встречи с ветеранами войны и труда, людьми  разных профессий,   А как горят глаза детей, когда их мамы выступают перед ними в роли организаторов веселых конкурсов и занимательных викторин, мастерят вместе с ними украшения для оформления класса!  

Продемонстрирую на конкретных примерах, какую совместную с родителями  работу будучи классным руководителем провожу по некоторым из направлений учебно-воспитательного процесса.

Современные дети оторваны от системы народных представлений о мире природы и взаимоотношениях человека с ним, которые складывались веками, поэтому требуется поэтапное раскрытие смысла традиционной календарной обрядовости.

Эти и другие духовно-нравственные вопросы я стараюсь решать  в своей работе совместно с родителями через исследование народных календарных праздников, традиций и обрядов русского народа.

Из года в год мы ведем исследовательскую работу по изучению традиций и обычаев русского народа «Восхождение к истокам». Одно из таких исследований посвящено празднику Масленицы, который своими корнями уходит в язычество, но переплетается  с христианскими традициями.  Учащиеся  изучали содержание  праздника,  учили редкие по красоте народные песни, русские народные игры, подбирали  необходимую литературу, проводили опрос родителей,  анализировали и обобщали собранный  материал. Результатом поисково-исследовательской работы стала детская конференция «Восхождение к истокам» с элементами фольклорного праздника. Неоценимую роль в подготовке и проведении конференции сыграли родители учащихся. С их помощью  были изготовлены русские народные костюмы, декорации, организована фото- и видеосъемка. Мероприятие закончилось чаепитием с русскими блинами, организованное родителями. Детские лица светились лучиками счастья от сознания того, что мамы и папы были желанными гостями на детском празднике.

В своей работе большое внимание уделяю гражданско-патриотическому воспитанию учащихся. В общественном сознании всё  более глубокому разрушению подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство. Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой Родине, с изучения родного края.

Одним из интереснейших, на мой взгляд, мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию является коллективное творческое дело «То были годы огневые...», посвященное  героическому прошлому прабабушек и прадедушек учащихся. Подготовка к мероприятию была очень трудоемкой.  Более шести десятилетий отделяет нас от Великой Победы. Многие дедушки и бабушки моих учеников появились на свет уже после Великой Отечественной войны.  Благодаря неоценимой помощи родителей учащихся мы по крупицам собрали информацию из семейных архивов о том героическом времени: старые, пожелтевшие от времени фотографии, сохранившиеся ордена и медали, воспоминания, чудом уцелевшие со времен войны семейные реликвии.

Подводя итог коллективной работы,  мы провели открытый классный час, на который пригласили родителей, бабушек и дедушек. Со слезами на глазах, с замиранием сердца, взрослые еще раз переживали те героические события Великой Отечественной войны, о которых рассказывали теперь их собственные дети.

Совместная деятельность способствует развитию взаимопонимания между родителями и классным руководителем, укрепляет взаимоотношение между ребенком и родителями.

Благодаря проведению дней открытых дверей и внеклассных мероприятий, родители постоянно находятся в курсе дел класса, видят успехи и неудачи своих детей.

Родители   организуют рейды по проверке внешнего вида учащихся, школьных принадлежностей, готовят классную комнату к новому учебному году, занимается ремонтом мебели, совместно с учителем контролируют поведение и успеваемость учащихся, выполняют эстетическое оформление класса, оказывают помощь в изготовлении дидактических материалов для уроков, совместный с детьми выпуск стенгазет, сбор фотоматериала.

Неотъемлемой частью моей  работы являются традиционные формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся:

-родительские собрания;
-индивидуальные консультации педагога;
-посещения на дому.

Посещения на дому являются своеобразной формой индивидуальных консультаций — и это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей  у нас в гимназии. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс или принимает класс на следующей ступени образования.  Посещение семей  стараюсь использовать для налаживания   взаимоотношений между педагогом и семьей, для разрешения возникших проблемных ситуаций, для выявления возможных проблем, что является немаловажным фактором конструктивного взаимодействия.

Проведя аналитическую обработку полученных материалов формулирую цель взаимодействия с родителями - создание наиболее благоприятных условий для образования и развития детей, обеспечение взаимопонимания и однонаправленности стремлений учителя и семьи в развитии личности ребенка.

Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет обучения ребенка в начальной  школе.

Знание особенностей семьи позволяет мне осуществлять индивидуальный подход в руководстве воспитанием младшего школьника. Исходя из учета особенностей семейного воспитания, даю родителям конкретные советы и педагогические рекомендации о режиме дня, об усидчивости, навыках культурного поведения, об успехах и недостатках освоения учебного материала. Индивидуальные консультации помогают мне устанавливать тесные связи с родителями, анализировать причины положительных и отрицательных проявлений школьников, поддерживать единые требования к нему в школе и дома, подбирать эффективные меры воздействия на ребенка. Во время таких встреч советую родителям интересоваться жизнью своего ребенка, жизнью классного коллектива, советую поощрять активную работу ребенка в коллективе, помогать ему конкретным советом или делом. Консультации с родителями всегда начинаю с создания условий, располагающих к доверительному общению. Родители знают, что каждую субботу я жду их для индивидуальных встреч, и они с удовольствием используют такую возможность.

Без тесного сотрудничества семьи и школы не может быть осуществлен полноценный образовательный процесс. Как писал Н.М.Карамзин, «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы».

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

взаимодействия классного руководителя с родителями в организации воспитательной работы учащихся начальной школы

в презинтации освещается взаимодействия классного руководителя с родителями в организации вопитательной работы учащихся начальной школы...

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

Взаимодействие классного руководителя с родителями и опекунами в воспитательном процессе

Взаимодействие классного руководителя с родительской общественностью в учебно – воспитательном процессе. Сценарий праздника «Раз ступенька, два ступенька, три ступенька». Цели праздника: Формирование ...

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллектива

Взаимодействие классного руководителя и родителей классного коллективаШирикова Татьяна Михайловна МБОУ «СОШ № 1» Основным структурным элементом в школе является клас...

Организация взаимодействия классного руководителя с родителями в условиях реализации ФГОС (из опыта работы)

В данной статье мною раскрыты общие педагогические технологии работы с родителями из опыта работы. К ним относятся: применении технологии системно- деятельностного метода Л.Г. Петерсон при проведении ...

"Взаимодействие классного руководителя с родителями будущих первоклассников" (из опыта работы) Ермилова Н.Н.

Статья раскрывает пути взаимодействия учителя начальных классов и классного руководителя с родителями "будущих первоклассников". На первом классном собрании задолго до школы решаются важные ...

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...