Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК»
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zan._rusyaz_4_kl.docx | 59.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Часть основной образовательной программы
Методическим советом основного общего образования МБОУ СШ №6.
Протокол №6 от 19.08.2023 г. Утверждено приказом №130 от 20.08.2023 г.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Занимательный русский язык»
4 «Е» класс
Направление: общеинтеллектуальное
Возраст обучающихся: 10-11 лет
Срок реализации: 1 год
Автор: Фомина Е. Е.
2023 – 2024 уч.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Цели курса внеурочной деятельности
- Планируемые результаты
- Содержание курса
- Календарно-тематическое планирование
- Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» разработана на основе следующих документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г.;
- Национальный проект «Образование»;
- приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 16.02.2015 № ВК-333/07 «Об организации работы по введению ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
- письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций»;
- письмо Минпросвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «О реализации курсов внеурочной деятельности, программ воспитания и социализации, дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных образовательных технологий»;
- письмо Роспотребнадзора от 08.05.2020 № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций»;
- приказ Минпросвещения России от 17.03.2020 № 104 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, образовательные программы среднего профессионального образования, соответствующего дополнительного профессионального образования и дополнительные общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации»;
- Постановление от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
- Программа инновационного развития МАОУ СШ № 6 «Наше завтра – духовность, образование, гражданственность» на 2020-2025 годы,
- Рабочая программа воспитания МАОУ СШ №6.
Актуальность
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся начальной школы. В жизни ребёнку с ОВЗ нужны не только базовые навыки, такие как, умение читать, писать, решать, слушать и говорить, но и умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение дать адекватную самооценку, уметь творить и сотрудничать и т.д. Недостаточная сформированность познавательных процессов создают проблемы в обучении обучающегося с ОВЗ. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребёнок испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Всё говорит о том, что у ученика недостаточно развиты такие психические процессы, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память. Поэтому важно сформировать у ребёнка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развивать познавательную активность.
Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. С помощью учителя ребенок должен научиться рассуждать, выделять главное, анализировать разные факты и точки зрения, сопоставлять и сравнивать их, задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать ответы на них.
Цель курса внеурочной деятельности
Цель курса- это развитие и коррекция школьно-значимых функций, познавательных процессов младших школьников с целью улучшения восприятия, переработки и усвоения программного материала, повышение уровня обучаемости детей средствами комплексно разработанных заданий
Задачи курса:
Обучающие:
- формирование обще-интеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев и кистей рук;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам;
- формирование умения работать в группе
Курс развивающих занятий нацелен на решение задач и интеллектуально-личностно-деятельностного развития младших школьников.
Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы «Занимательный русский язык» является развитие школьно-значимых функций, познавательных способностей через задания не учебного характера, поэтому серьёзная работа принимает форму игровой деятельности. Ведь именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Но в то же время систематическое выполнение данных заданий определяет успешность овладения школьниками общеучебными и предметными умениями, полноценность усвоения учебного материала, готовит учащихся к участию в интеллектуальных марафонах и конкурсах.
Основные принципы, на которых построена программа:
- Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников начальной школы умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов - развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
- Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся:
- системность: задания располагаются в определённом порядке - один вид деятельности сменяет другой;
- принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются;
- принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
- увеличение объёма материала от класса к классу.
- Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
- Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка. Ученик сам оценивает свою деятельность в конце каждого занятия в специальной таблице.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Существенной особенностью занятий по развитию познавательных процессов в отличие от традиционных предметных уроков является перенесение акцента с результативной стороны учения на его процессуальную сторону. На уроках не ставятся отметки, но оценивание осуществляется обязательно. В конце каждого занятия ученику предлагается таблица для оценки своей работы на каждом занятии. Дети избавляются от «отметочной» психологии, они не боятся дать ошибочный ответ, так как никаких неудовлетворительных отметок за ним не последует. У детей постепенно формируется отношение к этим урокам как к средству развития своей личности.
Сроки реализации программы
Образовательная программа рассчитана на 1 час в неделю, всего 34 часа в 4 Е классе (ОВЗ).
Планируемые результаты
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя
- учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению
- строить речевое высказывание в устной форме
- концентрировать, переключать своё внимание
Познавательные УУД:
- уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации
- выделять существенные признаки и закономерности предметов
- развить вербально-логическое мышление
- учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти
Коммуникативные УУД:
- учиться работать в паре и в группе
- выполнять различные роли
- слушать и понимать речь других ребят
- осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Личностные результаты
Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;
Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели
- налаживать контакт с людьми;
- правильно взаимодействовать с партнерами
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
Содержание курса
Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.
Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.
Курс включает в себя следующие направления:
— формирование общеинтеллектуальных умений ( операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
— формирование учебной мотивации;
— развитие личностной сферы.
Содержание занятий в 4 классе.
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Русские народные пословицы, загадки, фразеологизмы.
Тема 2. Вежливые слова
Значение вежливых слов; употребление в речи вежливых слов.
Тема 3. Поговорки и пословицы
Расширение представлений о пословицах и поговорках; чем отличается пословица от поговорки. Упражнение в умении отличать пословицу от поговорки.Выявление скрытого смысла пословиц и поговорок.
Тема 4. Игротека
Повторение: разгадывание русских народных загадок; объяснение смысла пословиц, обогащение словарного запаса.
уметь употреблять фразеологизмы в речи, определять их значения
Тема 5. Запоминаем словарные слова
Игры со словарными словами.
Тема 6. Растения во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «манна небесная», «задать перцу»,
«дело табак».
Тема 7. Животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов: «отставной козыбарабанщик»,
«показать, где раки зимуют», «мышиная возня»
Тема 8. Игротека
Повторение: словарные слова; фразеологизмы в речи, определение их значения.
Тема 9. Я не поэт, я только учусь…
Понятия «рифма», «ритм». Упражнение в подборе рифмующихся слов. Сочинение рифмовок.
Тема 10. Как морфология порядок навела
Упражнение в различении частей речи: существительное, прилагательное, глагол
Тема 11. Игры с пословицами
Упражнение в умении выявлять скрытый смысл пословиц.
Тема 12. Игротека
Упражнение в подборе рифмующихся слов, умении выявлять скрытый смысл пословиц, находить в предложении личные местоимения в косвенных падежах, различать части речи
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах
Значение и происхождение фразеологизмов, в которых встречаются названия животных: «три кита», «ход конем», «газетная утка», уметь употреблять их в речи.
Тема 14. Кое-что о местоимении
Местоимение – часть речи. Личные местоимения и их формы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием
Наречие – неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия. Числительное – часть речи. Числительные количественные и порядковые.
Тема 16. Игротека
Повторение: животные во фразеологизмах; различение частей речи:наречие, местоимение, числительное.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Форма слова.
Упражнение в выделении основы, частей слова. Чем отличается форма одного и того же слова от другого однокоренного слова. Родственные слова.
Тема 18. Про корень и окончание
Упражнение в выделении корня слова, подборе однокоренных слов, отличие формы слова от другого однокоренного слова.
Тема 19. Про суффикс и приставку
Значения суффиксов и приставок. Закрепление умения выделять в слове суффиксы и приставки, образовывать новые слова при помощи приставки и суффикса. Подбор слов к схемам.
Тема 20. Игротека
Разбор слова по составу. Составление слов из данных частей. Подбор слов к схемам
Тема 21. Непроизносимые согласные
Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог
Отличия между приставкой и предлогом.Упражнение в правописании приставок и предлогов.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами
Служебные части речи. Частица «не». Написание частицы «не» с глаголами. Когда «не» пишется слитно с глаголами.
Тема 24. Игротека
Упражнение в грамотном написании слов с непроизносимыми согласными, приставок и предлогов, «не» с глаголами.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце
Упражнение в правописании существительных мужского и женского рода с шипящими на конце.
Тема 26. Его Величество Ударение
Роль ударения. Упражнение в правильной постановке ударения в словах; знакомство с омографами.
Тема 27. Поговорим о падежах
Упражнение в определении падежа имён существительных.
Тема 28. Игротека
Упражнение внаписании имён существительных с шипящими на конце; подборе рифмующихся слов, определении падежа имён существительных.
Тема 29. Сложные слова
Соединительные гласные О и Е. Упражнение в правописании слов, образованных путём сложения двух основ.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов
Понятия«архаизмы», «историзмы», «неологизмы». Упражнение в распознавании архаизмов и неологизмов.
Тема 31. По страницам энциклопедий
Энциклопедическая статья. Понятия: «такт», «сальто-мортале», происхождение названия автомобиля «Мерседес» и кондитерского изделия «ромовая баба».
Тема 32. Игротека.
Умение грамотно писать сложные слова, различать архаизмы, неологизмы, историзмы; умение работать с энциклопедиями.
Тема 33. Повторяем…
Умение разбирать слова по составу, грамотно писать сложные слова, глаголы с частицей «не», определять падеж имён существительных.
+
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Умение грамотно писать слова с непроизносимыми согласными, умение применять фразеологизмы в устной и письменной речи.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
4 класс | ||||
1 | Фонетика | 1 | 1 | 2 |
2 | Словообразование | 2,5 | 2,5 | 5 |
3 | Лексика | 3,5 | 5,5 | 9 |
4 | Морфология | 2,5 | 3,5 | 6 |
5 | Пословицы и поговорки | 2 | 2 | |
6 | Игротека | 10 | 10 | |
ИТОГО: | 9,5 | 24,5 | 34 |
Календарно-тематическое планирование по курсу
«Занимательный русский язык»
4 класс
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | ||
план | факт | ||||
1 | Да здравствует русский язык! | 1 | |||
2 | Вежливые слова | 1 | |||
3 | Поговорки и пословицы | 1 | |||
4 | Игротека | 1 | |||
5 | Запоминаем словарные слова | 1 | |||
6 | Растения во фразеологизмах | 1 | |||
7 | Животные во фразеологизмах | 1 | |||
8 | Игротека | 1 | |||
9 | Я не поэт, я только учусь… | 1 | |||
10 | Как морфология порядок навела | 1 | |||
11 | Игры с пословицами | 1 | |||
12 | Игротека | 1 | |||
13 | Животные во фразеологизмах | 1 | |||
14 | Кое-что о местоимении | 1 | |||
15 | Познакомимся поближе с наречием и | 1 | |||
числительным | |||||
16 | Игротека | 1 | |||
17 | Состав слова. Основа слова. Формы слова | 1 | |||
18 | Про корень и окончание | 1 | |||
19 | Про суффикс и приставку | 1 | |||
20 | Игротека | 1 | |||
21 | Непроизносимые согласные | 1 | |||
22 | Учимся различать предлог и приставку | 1 | |||
23 | Учимся писать «не» с глаголами | 1 | |||
24 | Игротека | 1 | |||
25 | Имена существительные с шипящим звуком на конце. | 1 | |||
26 | Его величество ударение. | 1 | |||
27 | Поговорим о падежах. | 1 | |||
28 | Игротека. | 1 | |||
29 | От архаизмов до неологизмов. | 1 | |||
30 | Сложные слова | 1 | |||
31 | По страницам энциклопедий | 1 | |||
32 | Игротека. | 1 | |||
33 | Повторение. Игротека. | 1 | |||
34 | Конкурс-игра «Русский медвежонок». | 1 |
Учебно-методическое обеспечение:
- Л.В. Мищенкова 36 занятий для будущих отличников. Методическое пособие 1 класс Программа курса РПС (развитие познавательных способностей) Изд. РостКнига, 2011
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2012. 1 класс
- Д.А. Глазунов психология Развивающие занятия 1 класс Методическое пособие с электронным приложением - М.: Глобус, 2008
- О.А. Степанова Профилактика школьных трудностей Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2003
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен, 2013. 2 класс
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 3 класс
- Развивающие задания, тесты, игры, упражнения. Программа «Учись учиться» Е.В. Языканова Изд..: Экзамен 4 класс
- Т.А.Ратанова Диагностика умственных способностей детей: Учебное пособие.
Изд. -М.:Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"
Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...
"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"
Программа внеклассной работы по математике для 1 класса c использованием ИТ....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Программа курса предназначена для обучающихся начальной школы (1 – 4 классы). Годы обучения в школе – это период человеческой жизни, специально отведённый для усвоения основ научного, этич...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательная математика"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Занимательный русский язык» направлена на развитие умения чувствовать красоту и выразительность речи, на формирование ст...
Рабочая программа. Курс внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" . 1 класс.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий. Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка матери...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык". 1 класс
quot;Занимательный русский язык" Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 1 класс...