Программа работы с одарёнными детьми начальной школы.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Срок реализации программы расчитан на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi_nachalnoy_shkoly.docx | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы
На срок реализации 2022-2027 гг.
д. Засижье, 2022 г.
Пояснительная записка
Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.
Цели работы с одаренными детьми
- выявление одаренных детей;
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
- развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
- проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.
Задачи программы:
- организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
- выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
- интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
- организация проектной деятельности;
- забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
- Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Описание модели работы с одаренными детьми
Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
- мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Главные принципы реализации программы.
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы с одаренными учащимися.
- объединения дополнительного образования;
- кружки по интересам;
- конкурсы и конференции;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
- Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
- Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
- сформировать банк данных «Одарённые дети».
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
- изучение структуры интеллекта;
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.
- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап.Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
1. Создание
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной работы по предмету.
II этап.Деятельностный:
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций
3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.
3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.
3.2. Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2022–2027 гг.
| Мероприятия | Сроки |
Диагностика одаренных детей | октябрь | |
Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год | август | |
Составление индивидуальной программы обучения: | в течение года | |
Организация и проведение школьных олимпиад. | в течение года | |
Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах | | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | в течение года | |
Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми | в течение года | |
Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми | май | |
Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2022–2027 | |
Издание сборников творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций, конкурсов | 2022–2027 | |
Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | в течение года |
Срок реализации программы – 5 лет.
План работы с одаренными детьми на 2022–2023 учебный год
| Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры |
Участие в творческом конкурсе «Золотая пора –Осень» | |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия | |
Октябрь | Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» |
Участие в школьных олимпиадах по предметам | |
Ноябрь | Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ» |
Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» | |
Декабрь | Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери |
Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края» | |
Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки» | |
Январь | Подготовка к школьному конкурсу творческих способностей «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований |
Участие в школьном конкурсе «Быстрый счет» | |
Февраль | Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…» |
Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик» | |
Участие в школьном отборочном туре метапредметной олимпиады «Нерпенок» | |
Март | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» |
Апрель
| Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию» |
Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос» | |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного |
Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто» | |
В течение года | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - он-лайн |
Создание в учебном кабинете материальной базы. | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах | |
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д. | |
План работы с одаренными детьми на 2023–2024 учебный год
| Мероприятия |
Сентябрь | Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры |
Участие в творческом конкурсе «Фантазия осени» | |
Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия | |
Октябрь | Участие в общешкольном концерте ко Дню Учителя |
Участие в школьных олимпиадах по предметам | |
Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» | |
Ноябрь | Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ» |
Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио» | |
Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери | |
Участие в общешкольном мероприятии «Живи, книга» | |
Декабрь | Участие в общешкольном мероприятии, посвященном празднованию Нового года «Там, на неведомых дорожках…» |
Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края» | |
Участие в школьном конкурсе творческих работ «Елочные украшения» | |
Январь | Подготовка к школьному конкурсу творческих способностей «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований |
Участие в школьном конкурсе «Точь в точь»» | |
Февраль | Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…» |
Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик» | |
Участие в школьном конкурсе «Богатыри» | |
Март | Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру» |
Участие в школьном творческом конкурсе «Самая любимая» | |
Участие в общешкольном мероприятии, посвящённом празднованию Международного Женского дня «Милые дамы…» | |
Апрель
| Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию» |
Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос» | |
Участие в региональном заочном конкурсе «Наследники Юрия Гагарина – 2024» | |
Май | Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного |
Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто» | |
В течение года | Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет - он-лайн |
Создание в учебном кабинете материальной базы. | |
Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований. | |
Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах | |
Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы
Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...
Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»
Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...
Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»
Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...
Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для нашего общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нуж...
Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. ...
Программа работы с одаренными детьми. Начальная школа.
Программа работы с одаренными детьми...
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы
Программа работы с одарёнными детьми начальной школы. Срок реализщации программы 5 лет....