Программа работы с одарёнными детьми начальной школы.
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Наталья Сергеевна Козловская

Срок реализации программы расчитан на 5 лет. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi_nachalnoy_shkoly.docx44.99 КБ

Предварительный просмотр:

Программа работы с одарёнными детьми начальной школы

На срок реализации 2022-2027 гг.

д. Засижье, 2022 г.


Пояснительная записка

 

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Цели работы с одаренными детьми

  • выявление одаренных детей;
  • создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачек в развитии из способностей;
  • развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся;
  •  проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;
  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей.
  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;
  • организация проектной деятельности;
  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;
  • Использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей.

Принципы работы педагога с одаренными детьми:

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Описание модели работы с одаренными детьми

Обучение в начальных классах – это первый этап реализации программы работы с одаренными детьми.

Основные направления реализации программы.

  • создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:

- внедрение передовых образовательных технологий;

- укрепление материально-технической базы;

- нормативно-правовое обеспечение деятельности;

- формирование банков данных по проблеме одарённости.

  • методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:

- повышение профессионального мастерства педагогов;

- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;

- научно-методическое и информационное обеспечение программы.

  • мероприятия по работе с одарёнными детьми.

предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).

Главные принципы реализации программы.

  • Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
  • Гуманизм в межличностных отношениях.
  • Научность и интегративность.
  • Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
  • Применение принципов развивающего обучения.
  • Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.

Направления деятельности:

- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;

- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

- проведение массовых мероприятий внутри объединения;

- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.

Формы работы с одаренными учащимися.

  • объединения дополнительного образования;
  • кружки по интересам;
  • конкурсы и конференции;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в олимпиадах.

Методическая работа педагога:

  • заниматься самообразованием;
  • повышать профессиональное мастерство;
  • посещать занятия других педагогов;
  • участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
  • проводить открытые занятия;
  • подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
  • проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.

Работа с родителями.

  • Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
  • Родительское собрание на тему “Расширение кругозора школьников посредством чтения научно-познавательной литературы”.
  • Лекция “Развитие интеллектуальных способностей ребенка”.

Ожидаемые результаты

Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:

  • сформировать систему работы с одарёнными детьми;
  • создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
  • совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Мониторинг результативности работы с учащимися

  • педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (по методике Орловой Т. В.);
  • изучение структуры интеллекта;
  • отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (ШТУР);
  • отслеживание уровня развития творческого мышления: (методика П. Торранса);
  • отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.

Прогнозируемые результаты:

- совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

- призовые места или дипломы в городских олимпиадах.

- развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

- развитие творческого и логического мышления учащихся;

После изучения курса программы учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
  • определять учебную задачу;
  • ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • владеть своим вниманием;
  • сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
  • владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
  • использовать основные приемы мыслительной деятельности;
  • самостоятельно мыслить и творчески работать;
  • владеть нормами нравственных и межличностных отношений.

Этапы реализации

I этап.Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:

1. Создание

- банка данных по одарённым детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка заданий повышенной сложности;

- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.

2. Организация

- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;

- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;

- внеклассной работы по предмету.

II этап.Деятельностный:

- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование в проектной деятельности.

III этап. Констатирующий.

- оформление портфолио;

- внедрение в практику рейтинга учащихся.

Содержание программы

1. Методические требования к организации и практической реализации программы «Одарённые дети»
1.1. Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
1.2. Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
1.3. Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
1.4. Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
1.5. Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.

2. Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.

2.1. Организация и проведение школьных олимпиад. Участие в городских, краевых всероссийских  олимпиадах
2.2.Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, научно-практических конференций

3. Наблюдение, контроль за выполнением программы.

3.1. . Проведение контрольных срезов, тестов, анкетирования учащихся творческого уровня.

3.2.  Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, творческих отчетов.

План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2022–2027  гг.


Мероприятия

Сроки

Диагностика одаренных детей

октябрь

Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год

август

Составление  индивидуальной программы обучения:
- разработка планов индивидуальной работы с детьми;
- проведения занятий с детьми;
- отработка форм, методов, приёмов работы
- создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми.

в течение года

Организация и проведение школьных олимпиад.

в течение года

Участие в муниципальных, республиканских, всероссийских, международных олимпиадах и конкурсах

  
в течение года

Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети»

в течение года

Приобретение литературы, компьютерных программ для организации работы с одаренными детьми

в течение года

Творческий отчет по итогам работы с одаренными детьми

               май

Распространение опыта работы с одаренными детьми

2022–2027

Издание сборников  творческих работ учащихся по итогам научно-практических конференций,  конкурсов

2022–2027

Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми.

в течение года

Срок реализации программы – 5 лет.

                                             

План работы с одаренными детьми на 2022–2023 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие в творческом конкурсе «Золотая пора –Осень»

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия

Октябрь

Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

Участие в школьных олимпиадах по предметам

Ноябрь

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Декабрь

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери

Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края»

Участие в школьном конкурсе творческих работ «Новогодние елки»

Январь

Подготовка к школьному конкурсу творческих способностей «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Участие в школьном конкурсе «Быстрый счет»

Февраль

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…»

Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик»

Участие в школьном отборочном туре метапредметной олимпиады «Нерпенок»

Март

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

Апрель

 

Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию»

Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос»

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто»

В течение года

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  - он-лайн

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д.

 


План работы с одаренными детьми на 2023–2024 учебный год


Сроки

Мероприятия

 

Сентябрь

Изучение интересов и склонностей обучающихся. Диагностика родителей и индивидуальные беседы. Формирование списков обучающихся. Анкетирование, собеседование. Интеллектуальные игры

Участие в творческом конкурсе «Фантазия осени»

Подготовка к школьной олимпиаде по предметам. Практические занятия

Октябрь

Участие в общешкольном концерте ко Дню Учителя

Участие в школьных олимпиадах по предметам

Участие во Всероссийском конкурсе «Русский медвежонок»

Ноябрь

Занятие «Требования к оформлению исследовательских работ, презентаций. Начало оформления творческих работ»

Всероссийский фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио»

Участие в школьном конкурсе чтецов, посвященный Дню матери

Участие в общешкольном мероприятии «Живи, книга»

Декабрь

Участие в общешкольном мероприятии, посвященном празднованию Нового года «Там, на неведомых дорожках…»

Участие в школьном отборочном туре «Знатоки родного края»

Участие в школьном конкурсе творческих работ «Елочные украшения»

Январь

Подготовка к школьному конкурсу творческих способностей «Золотое перо». Индивидуальные консультации и завершение работы по оформлению исследований

Участие в школьном конкурсе «Точь в точь»»

Февраль

Участие в муниципальном конкурсе чтецов «Все это было не со мной…»

Участие в школьном отборочном туре «Юный Грамматик»

Участие в школьном конкурсе «Богатыри»

Март

Участие во Всероссийской олимпиаде «Кенгуру»

Участие в школьном творческом конкурсе «Самая любимая»

Участие в общешкольном мероприятии, посвящённом празднованию Международного Женского дня «Милые дамы…»

Апрель

 

Участие в школьной олимпиаде «Путешествие в Спортландию»

Участие в школьной олимпиаде «Удивительный космос»

Участие в региональном заочном конкурсе «Наследники Юрия Гагарина – 2024»

Май

Презентация итогов работы с одаренными детьми в течение учебного

Участие в школьном блицтурнире «Никто не забыт, ничто не забыто»

В течение года

Дополнительные занятия с одаренными детьми на сайтах Интернет  - он-лайн

Создание в учебном кабинете материальной базы.

Исследовательская деятельность по предмету, проведение тематических исследований.

Участие в разноуровневых олимпиадах, конкурсах

Всероссийский интеллектуальный конкурс «Познание. Творчество», конкурсы на сайте Инфоурок , «Золотая рыбка» и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы

Организация исследовательской работы с одарёнными детьми начальной школы-это педагогическое исследование...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для нашего  общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нуж...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. ...

Программа работы с одаренными детьми. Начальная школа.

Программа работы с одаренными детьми...

Программа работы с одарёнными детьми начальной школы

Программа работы с одарёнными детьми начальной школы. Срок реализщации программы 5 лет....