Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»
материал по теме

Бакирова Светлана Айдаровна

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способностей и дальнейшей самореализации детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rostok_programma_raboty_s_odaryonnymi_detmi_v_nsh.docx40.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов»

Программа работы

с одарёнными      детьми

  в начальной школе

«Росток»

        

                               

г. Лабытнанги.

Пояснительная записка

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, среди задач модернизации институтов системы образования как инструментов социального развития определила «…создание системы выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи…». Национальная образовательная стратегия-инициатива «Наша новая школа» указывает на необходимость развития механизмов выявления, сопровождения и поддержки одаренных детей.

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способностей и дальнейшей самореализации детей.

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Детский возраст — период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления — одаренности.

Во втором издании «Рабочей концепции одарённости» одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Система ценностей личности и её направленность ведут за собой развитие способностей и прогнозируют реализацию творческих задатков. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Дети младшего школьного возраста обладают высоким уровнем любознательности и чрезвычайной яркостью фантазии. Поэтому признаки одарённости можно проследить в реальной деятельности путём наблюдения за характером его действий.

Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением.

Необходимо учитывать и мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка: повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, использованием метода проектов, а так же расширением предметного содержания деятельности.

Программа направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности.

Актуальность программы

В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и как следствие результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Таким образом, целью данной программы является создание необходимых условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями в области естественных и общественных наук.

Программа предусматривает решение следующих задач:

1. Знакомство педагогов с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с одаренными детьми.

 2. Проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности.

3. Создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей.

4. Создание системы работы, отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.

5. Предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, учителем-предметником через проектную и исследовательскую деятельность.

6.Развитие учительского потенциала в работе с одарёнными детьми, через совершенствование системы подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми;

7.Обобщение и систематизация информации об одаренных детях, о педагогах, работающих с одаренными детьми, об индивидуальных образовательных программах;

8.Установление сотрудничества в работе с одаренными детьми с заинтересованными структурами.

Методы обучения, как способы организации учебной деятельности учащихся, являются важным фактором успешности усвоения знаний, а также развития познавательных способностей и личностных качеств. Применительно к обучению интеллектуально одаренных учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одаренных учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и качеств личности: познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству.

Формы  работы с одаренными детьми:  

  • работа по индивидуальным планам;  
  • участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
  • интеллектуальный марафон;
  • кружки по интересам;  
  • проектная и исследовательская деятельность  
  • проблемное обучение

Ценностные приоритеты.

В работе с одарёнными младшими школьниками решаются задачи не только интеллектуального развития, но и нравственного, так как это возраст становления и развития личности. Полагаю, что уместно сделать акцент на следующих ценностных приоритетах.

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

Работа с одарёнными детьми построена на следующих принципах.

1. Принцип развивающего и воспитывающего обучения. 
    Содержание и методы обучения направлены не на усвоение суммы знаний,           а на познавательное развитие.

2. Принцип индивидуализации и дифференциации обучения.

Содержание обучения  будет учитывать индивидуальные типологические особенности детей и строится на следующих направлениях:

  • учет возрастных особенностей;
  • обогащения – выход за рамки традиционных тем курса начальной школы.
  • проблематизации – стимулирование личностного развития детей: использование оригинальных объяснений, поиск новых и альтернативных смыслов в известных фактах. Это способствует формированию личностного подхода к изучению разных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.

Реализация  развитой одарённости.

  • Создание оптимального педагогически организованного пространства для проявления одарённости.
  • Предоставить возможность показывать успешность развития в регулярно проводимых классных «Интеллектуальных играх».
  • Обеспечить участие более успешных детей в муниципальных, региональных, всероссийских и международных конкурсах и олимпиадах.

Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
  • Сформированность толерантности сознания.
  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
  • Сформированность навыков исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики.
  • Сформированность основ социально-критического мышления.
  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий .
  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.
  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.

Участники реализации программы

Руководители:

  • зам. директора по УВР и НМР
  • учитель начальных классов и учитель-предметник

Творческая группа:

  • учителя начальных классов;
  • школьный психолог;
  • школьный библиотекарь;
  • руководители спортивных секций
  • социальный педагог школы.

Система работы учителей начальных классов с одаренными детьми

в урочной деятельности

Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.

Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:

  • совершенствование предметных умений и навыков;
  • повышение учебной мотивации одаренных детей;
  • развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
  • развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
  • овладение навыками самоконтроля, самооценки.

   Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.

   Методы:

  • частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
  • исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
  • проблемный;
  • проективный.

   Формы:

  • нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
  • классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
  • ролевые игры;
  • консультации.

   Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.

   Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Предметные декады и олимпиады

   Выявление интеллектуального потенциала детей, определение их творческих способностей и склонностей к отдельным предметам являются основной ступенью в работе с одаренными детьми. Большую роль в развитии интереса к предметам играют предметные декады и  олимпиады.

   Предметные олимпиады – это состязания школьников в разных областях знаний.

   Цель олимпиады – повышение уровня знаний и умений одаренных учащихся, развитие и поддержание интереса к учению, стремления к самореализации, формирование навыков планирования и самоконтроля.

   Целесообразно проводить олимпиады по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру один раз в год в два тура (первый – отборочный – классный, второй – на параллели). В первом туре участвуют все желающие, во втором победители отборочного тура. В течение учебного года проходит кропотливая работа по подготовке учеников к олимпиаде. Учащимся предлагаются вопросы и задания по предметам, рекомендуется справочная литература, даются занимательные упражнения.

   Материалы для олимпиады включают в себя несколько видов заданий. Они предусматривают как программный материал, так и материал повышенной сложности. При выполнении таких заданий ученик проявляет способность и классифицировать, обобщать, прогнозировать результат, «включать» интуицию и воображение.

  Олимпиады – это в первую очередь праздник для детей. Поэтому перед началом проведения олимпиад планируется провести торжественную линейку, на которой прозвучат поздравления, пожелания удачи в интеллектуальном состязании.

План реализации программы 

Программа рассчитана на 4 года обучения в начальной школе.

План работы

МОУ СОШУИП №3 по программе «Росток»

п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

1

Изучение нормативных документов и методических рекомендаций МОУ СОШУИП №3 по работе с одарёнными детьми

В течение

года

Учителя начальных классов, зам. директора по УВР

2

Приобщение учащихся  к научно-исследовательской деятельности

В течение

года

Зам. директора по УВР, руководители МО

3

Подготовка  учащихся к научно-исследовательской деятельности

В течение

года

Учителя начальных классов

4

Подготовка учащихся  к проведению школьных предметных олимпиад учащихся

Октябрь-

март

Зам. директора по УВР, методист

5

Организация сети дополнительного образования

в течение года

Учителя начальных классов

6

Организация повышения квалификации учителей

По плану

Зам. директора по УВР,  руководитель МО учителей начальных классов

7

Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их конкурсам

в течение года

Зам. директора по УВР, методист.

8

Расширение библиотечного фонда школы методической литературой с одарёнными детьми

в течение года

Зав. библиотекой

9

Организация и оказание помощи в проведении персональных выставок учащихся школы

в течение года

Зам. директора по УВР, методист

10

Активизировать работу по участию детей в международных олимпиадах  и всероссийский конкурсах

в течение года

Зам. директора по УВР, методист

11

Участие в семинарах по вопросам работы с одарёнными детьми

По графику

Зам. директора по УВР, методист

12

Создание банка данных по одарённым детям школы

в течение года

Методист

13

Подготовка учащихся к школьной научно-практической конференции «Первые шаги в науке»

Ноябрь-апрель

Руководитель МО

14

Проведение семинара для учителей по изучению опыта работы спецшкол и учителей, работающих с одарёнными детьми

апрель

Зам. директора по УВР

15

Разработка целостной системы поиска, выявления отбора, обучения и развития одарённых детей

в течение года

Зам. директора по УВР, учителя начальных классов

16

Проведение работы с родителями одарённых детей

в течение года

Учителя начальных классов  

Список литературы:


1. Андреев В.И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
2. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
3. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.
4. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л.П. Дуганова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...

Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"

Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...

Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особен­ностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе «Росток»

Программа «Росток», направленная на выявление, поддержку и сопровождение одаренных детей начальной школы, является проводником миссии государства в обеспечении условий для развития способн...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для нашего  общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. Все, что нуж...

Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе

Проблема работы с одаренными учащимися  актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любозна­тельны и полны желания учиться. ...