Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для нашего общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Используя эту программу учитель достигает поставленную цель: выявляет, обучает, воспитывает и поддерживает одарённых детей. Программа построена с учётом возврастных особенностей учащихся. Дети учатся фантазировать, понимать закономерности, решать нестандартные задачи. развивают мыслительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа работы с одарёнными детьми | 153 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа ориентирована на детей начальной ступени обучения- 1-4 класс.
Проблема работы с одаренными учащимися актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением нестандартных задач. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Цель работы с одаренными детьми:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей
Задачи программы:
1- формировать методический и диагностический банк данных по работе с одарёнными
детьми в период обучения в начальной школе;
2- формировать метапредметные УУД как базисные способности саморазвития;
3- организовать мероприятия для повышения социального статуса талантливых и способных детей;
4- совместно с родителями поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье
Принципы работы педагога с одаренными детьми:
Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Главные принципы реализации программы:
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
- проведение массовых мероприятий внутри объединения;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Обучение в начальных классах – это первый этап работы с одаренными детьми.
Основные направления реализации программы:
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы;
- формирование банка данных по проблеме одарённости.
- предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Формы работы с одаренными учащимися:
-занятия в рамках внеурочной занятости учащихся(1 класс - весь классный коллектив, 2-4 класс-формирование разновозрастных групп по итогам тестирования);
- конкурсы и конференции;
- участие в олимпиадах.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
проводить мероприятия с учащимися.
Работа с родителями.
- Проведение просветительской работы среди родителей через лектории, родительские собрания, педагогический всеобуч родителей.
Мониторинг результативности работы с учащимися
- педагогическая диагностика развития аналитического мышления творческого потенциала (психолог.);
- изучение структуры интеллекта (психолог.);
- отслеживание уровня умственного развития учащихся объединения (психолог.);
- отслеживание уровня развития творческого мышления: (психолог);
- отслеживание успешности индивидуального роста и развития учащихся детского объединения.
Прогнозируемые результаты:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Поддержка совместно с родителями талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
- Совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;
- Развитие творческого и логического мышления учащихся;
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации и ее презентации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Этапы реализации
I этап. Диагностико-прогностический; мониторинг одарённости:
Создание:
- банка данных по одарённым детям (тестирование психологом детей 2-4 классов, наблюдение за детьми 1 классов);
- банка творческих и проекно-исследовательских) работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
Организация:
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеурочной работы в разновозрастных группах.
II этап. Деятельностный:
- организация подготовки учащихся к активной научно-исследовательской деятельности;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Содержание программы
Методические требования к организации и практической реализации программы:
- Исполнение государственных принципов образования ст. Закона РФ «Об образовании».
- Организация необходимой психолого-педагогической работы среди родителей способных учащихся.
- Ежегодный анализ состояния и результатов работы с талантливыми учащимися..
- Обогащение и распространение опыта работы с одаренными детьми.
- Создание банка педагогической информации по работе с одаренными детьми.
Формы и виды организации работы с детьми, склонными к творческому уровню освоения отдельных образовательных областей или предметов.
- Организация и проведение регулярных занятий
- Организация и проведение интеллектуальных игр, конкурсов, участие в научно-практических конференциях.
Наблюдение, контроль за выполнением программы.
- Проведение тестов, наблюдений.
- Проведение школьных и классных конференций, конкурсов, участие в олимпиадах и конкурсах разного уровня.
Принципы построения программы:
Системность: задания располагаются в определённом порядке.
Принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются.
Увеличение объёма материала.
Наращивание темпа выполнения заданий.
Смена разных видов деятельности.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
- определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
- в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
- достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Курс представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для детей в возрасте от 7 до 11 лет.
Состав группы постоянный, набор свободный, до 25 человек.
Сроки реализации.
Программа рассчитана на 4 года. Курс включает 132-133 занятия: одно занятие в неделю, 33 занятия за учебный год с первого по четвертый класс. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.
Режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий: 1 класс – 35 минут, 2 – 4 классы – 40 минут.
Формы занятий:
-по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;
-по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;
-по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.
План мероприятий по выполнению программы «Одаренные дети»
на 2015 – 2019 гг.
№ | Мероприятия | Сроки |
1. | Диагностика одаренных детей | Сентябрь (1-2 неделя) |
2. | Составление плана работы с одаренными детьми на учебный год. | Август, ежегодно |
3. | Составление индивидуальной программы обучения: | постоянно |
4. | Участие в олимпиадах разных уровней | ежегодно |
5. | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети» | июнь |
6. | Творческий отчет по итогам работы | Ежегодно,май |
7. | Распространение опыта работы с одаренными детьми | 2016 – 2019 |
8. | Размещение на школьном сайте материалов по работе с одаренными детьми. | Ежегодно |
Срок реализации программы – 4 года.
Планируемые личностные результаты по итогам 4 лет прохождения программы
Предполагаемые результаты.
Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов (1 класс) предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
Второй уровень результатов (2-3 класс) предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию. Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
Третий уровень результатов (4 класс) предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
В ходе занятий у младших школьников могут быть сформированы следующие умения:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
План работы с одаренными детьми на 2017-2018 учебный год
1 класс
№ П/П | Тема занятия | Кол-во часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления | 2 | |
Введение. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Игры на сравнение (по нескольким существенным признакам) | 1 | |
Развитие мышления (узнавание предмета по заданным признакам) | 1 | |
Развитие мышления (закономерности) | 1 | |
Развитие мышления (анализ и синтез) | 1 | |
Развитие пространственного мышления (Задания по перекладыванию спичек) | 1 | |
Развитие воображения (загадки) | 1 | |
Развитие логического мышления Совершенствование мыслительных операций (простейшие логические задачи) | 1 | |
Развитие мышления, речи (ассоциации) | 1 | |
Развитие мышления (матрицы Ровена) | 1 | |
Развитие аналитических способностей (сезонные изменения) | 1 | |
Совершенствование воображения (сказки) | 1 | |
Развитие логического мышления (анализ и синтез) | 1 | |
Тренировка внимания (сравнение) | 1 | |
Развитие мышления (закономерности) | 1 | |
Развитие мышления (игры с буквами и словами) | 1 | |
Развитие аналитических способностей (Игра «Сыщик») | 1 | |
Совершенствование воображения (рисунки-загадки) | 1 | |
Развитие логического мышления (простейшие логические задачи) | 1 | |
Развитие концентрации внимания(игры на внимание) | 1 | |
Конкурс «Любознайки» | 1 | |
Развитие мышления (классификации) | 1 | |
Развитие мышления (обобщение) | 1 | |
Развитие аналитических способностей (обобщение) | 1 | |
Развитие мышления (классификации) | 1 | |
27-28 | Мои первые исследования | 1 |
29. | Развитие аналитических способностей (обобщение, классификация) (работа в парах) | 1 |
30. | Развитие аналитических способностей Совершенствование мыслительных операций (работа в группах) | 1 |
31. | Первые проекты | 1 |
32. | Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года | 1 |
33. | Обобщающее занятие «Наши достижения» | 1 |
План работы с одаренными детьми на 2018-2021 учебный год
2-4 классы
Разделы, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Второй год обучения (2-4 класс) | 33ч | 10ч | 23ч |
Введение. | 1ч | 1ч |
|
«Игры с буквами и словами». | 9ч | 2ч | 7ч |
«Занимательная математика». | 9ч | 1ч | 8ч |
«Удивительное рядом». | 8ч | 4ч | 4ч |
«Мои проекты». | 6ч | 2ч | 4ч |
Третий год обучения (2 -4 класс) | 33ч | 8ч | 26ч |
«Любимые писатели, герои, произведения». | 8ч | 3 | 5ч |
«Химия вокруг нас». | 6ч | 2ч | 4ч |
«Объекты и явления природы». | 8ч | 3ч | 5ч |
«Мои проекты» | 5ч | 1ч | 4ч |
Проект «Мы помним – мы ценим». | 6ч | 1ч | 5ч |
Четвёртый год обучения (4 класс) | 34ч | 11,5ч | 22,5ч |
Проект «Математика – удивительная наука». | 7ч | 2,5ч | 4,5ч |
Проект «Организм человека». | 8ч | 4ч | 4ч |
Проект «Родная старина» или «Мир русской избы» или «Многонациональный Алтай» | 7ч | 3ч | 4ч |
Проект «К тайнам родного языка» | 9ч | 1,5ч | 7,5ч |
Фестиваль знаний | 3 ч |
| 3 ч |
Краткое описание разделов
1 класс (33 занятия)
Предлагаемые в 1 классе задания направлены на создание положительной мотивации, на формирование познавательного интереса к предметам и к знаниям вообще. Эта задача достигается с помощью специально построенной системы заданий, которые помогают преодолеть неустойчивость внимания шестилеток, непроизвольность процесса зрительного и слухового запоминания и ведут к развитию мыслительной деятельности.
Материал каждого занятия рассчитан на 35—40 минут.
Рекомендуемая модель занятия в 1 классе такова:
«Зарядка для ума» (1-2 минуты).
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.
Разминка (3 минуты).
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включённые в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
Тренировка и развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, мышления). (10-15 минут).
Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
Динамическая пауза (3-5 минут).
Логически-поисковые задания(10-12 минут).
Гимнастика для глаз (1-2 минуты).
Графические упражнения(10 минут).
Формы подведения итогов реализации программы
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система, ориентированная на выявление и оценивание образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями этой системы являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование таких форм и методов оценки, как практические работы, творческие работы, самооценивание, наблюдение.
Программа разработана на основе методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. –. – М.: Просвещение, 2010 г.; Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.; Федеральной целевой программы развития образования на 2013- 2017 годы. «Национально образовательная стратегия – инициатива «Наша новая школа»; Конвенции о правах ребенка; Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; Санитарно-эпидемиологические правила СанПин 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»,Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.; Е.М. Белорукова, Л.В. Гражданкина, С.И. Змиева, И.А. Калашникова, О.В. Карзакова, Г.В. Стюхина Актуальные вопросы оценки и реализации внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Методические рекомендации, Барнаул 2013
Литература
1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 1982
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
3. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
4. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие.–Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
5. Вьюжек Т.Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2001
6. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
7. Матюхина, И. А. Обеспечение школьной адаптации как необходимое условие развития творческой одаренности детей [Текст] /И. А.Матюхина // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №2. – С.41-42.8. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
9. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
10. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.
11.Тихомирова Л.Ф Логика для младших школьников.-Ярославль, 1998
12. Зеленина, Е. Б. Одаренный ребенок: как его воспитывать и обучать? [Текст] /Е. Б.Зеленина //Народное образование.- 2010.- №8.- С.201-206.
13. Вопросы одаренности: от теории к практике. Диагностика одаренности. Программа работы с одаренными детьми. Психолого-педагогические аспекты одаренности. [Текст] // Завуч. – 2009. – №8. – С.9-138.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе
Программа "Модель работы с одаренными детьми начальной школы"...
Статья по теме "Исследовательская работа с одарёнными детьми в начальной школе"
Хотелось бы поделиться с вами опытом работы с одарёнными детьми нашей школы. В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нест...
Презентация Работа с одарёнными детьми в начальной школе
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способны...
Выступление на педсовете по теме: «Формы работы с одарёнными детьми в начальной школе»
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявл...
статья "Система работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В статье представлены основные направления работы с одарёнными детьми (из опыта работы)...
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе"
Презентация "Особенности работы с одарёнными детьми в начальной школе" содержит информацию о видах одарённости, о формах и методах работы с детьми....
Статья "Организация исследовательской работы с одарёнными детьми в начальной школе"
В данной статье описан опыт работы с одаренными детьми в начальной школе по курсу «Я-исследователь» и программе «Родители - помощники в проектной и исследовательской деятельности обучающихся»....