Учебный проект «Я и моя семья!»
проект (3 класс)
Самое основное в жизни каждого человека - семья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебный проект "Я и моя семья" | 28.61 КБ |
Предварительный просмотр:
1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
ГОРОД САФОНОВО СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
Учебный проект «Я и моя семья!»
Учитель : Зыликова Татьяна Викторовна
«Любая дорога начинается от крыльца дома, в котором ты живешь. И отправляясь в путь по неизведанным краям, спроси себя: а что я знаю о своем доме? Что я могу рассказать о нем, чтобы другие полюбили край, который люблю я? Что я могу подарить человеку, чтобы он оставил мой подарок как память обо мне, о моем доме, о моем крае!..»
Древний мудрец Артташ.
Актуальность исследуемой проблемы
Самое основное в жизни человека — это семья. Это самое дорогое и родное, что есть у каждого человека, это то, что связывает человека с миром, обучает человека общению и взаимодействию с этим сложным современным миром.
«Семья – это та самая среда, в которой человек учится, и сам творит добро» — говорил В. А. Сухомлинский.
А понимают ли наши дети о важности этого института? А знаем ли мы их мнение о семье?
Может реальность выглядит принципиально иным образом?
Мы приходим к совершенно новому образованию, а значит, нужно перестраиваться, изменяться и нашим родителям, и учителям.
Задумываясь над этим проектом, мы хотели найти возможность объединить в одно целое всех действующих лиц образовательного процесса: учеников, учителей, родителей. Найти новые пути их взаимодействия в современных условиях, в информационном обществе. А главное, постараться сделать так, чтобы мы были единым целым.
Родительский дом, семья, школа—вот, пожалуй, то единственное, что еще в силах противостоять духовному кризису, заложниками которого, в первую очередь становятся дети. Здоровая, крепкая, полноценная семья является одним из самых надежных гарантов здоровья и нравственного благополучия детей, а следовательно и государства.
Краткая аннотация проекта
Тема «Моя семья» выбрана из содержания предмета «Окружающий мир». Глубина и серьёзность данной темы позволили воспользоваться приоритетной технологией именуемой – проектно-исследовательская деятельность, которая помогает решить не только воспитательные задачи, но и формирует ключевые компетенции, способствует обретению мировоззренческих смыслов.
На протяжении нескольких месяцев каждый исследовал свою семью. Накопилось много собранных материалов: происхождение своего имени и своей фамилии, рисунки, коллажи, пословицы и поговорки о семье, сочинения, стенгазеты, фотографии. Дети беседовали со старшим и средним поколением, узнали много нового о членах своей семьи, некоторые составили родословное дерево и герб своей семьи.
Проектная деятельность позволила связать воедино знания из содержания разных предметов и программ о семье, дала возможность делать свои открытия и упражняться в творчестве. Долгая творческая совместная подготовка детей и родителей, предшествовали празднику «Маленькая страна – это моя семья».
В процессе подготовки и проведения праздника каждый прошёл свой путь от простых наблюдений, до размышлений о важности своей роли и роли каждого члена семьи, и наконец, пришло осмысление того, что основой всего в жизни является его собственная семья. В ходе проекта планировалось помочь родителям осознать, что они способны изменить жизнь ребенка к лучшему.
Компетенции, на формирование которых направлен проект (исследование).
Ценностно-смысловые компетенции: формирование духовно-ценностных ориентаций, способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, трепетно относиться к ценностям своей семьи.
Учебно-познавательные компетенции: умение осуществлять планирование, анализ полученных сведений, овладение знаниями и опытом исследовательской деятельности по изучению разных аспектов своей семьи, обретение мировоззренческих смыслов и введение в мир национальных традиций.
Информационные компетенции: умение обрабатывать полученную самостоятельно информацию из различных источников: семейные альбомы, реликвии, овладение навыками интервьюирования.
Общекультурные компетенции: осознание значимости духовно-нравственных, культурологических основ семейных отношений и традиций, владение знаниями социальной роли семьянина, эффективными способами организации свободного времени.
Коммуникативные компетенции: овладение навыками работы в группе, побуждение к высказыванию самостоятельных суждений и правильного их обоснования.
Компетенции личностного самосовершенствования: осознание значимости проделанного труда для духовного и интеллектуального саморазвития.
Тип проекта:
учебный, информационный, исследовательский, творческий.
Вид проекта:
долгосрочный (ноябрь 2012 г. — май 2013 г.), групповой.
Участники проекта:
учащиеся 2 – в, 3 – б, 4 – а, 4 – б, родители, учителя.
Руководители проекта: Абакумова О.И., Жемелева Н.Н., Кравченко Н.В., Чулкова Л.В.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
— утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
— недостаток знаний у младших школьников о своей семье;
— разобщенность между семьей и школой.
Цель проекта:
— повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Задачи проекта:
— формировать у учащихся представления о семье;
— закреплять знание имён, фамилий родителей, бабушек и дедушек;
— обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
— воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
— повышение педагогической культуры родителей;
— повысить качество отношений «семья – школа».
Ожидаемые результаты
В ходе проекта будут созданы условия для формирования универсальных учебных действий, а именно:
— личностные:
осознание себя членом семьи;
проявление интереса к традициям семьи, культуре семьи;
желание участвовать в делах семьи.
Метапредметные
— познавательные:
находить необходимую информацию в указанных источниках;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий;
интервьюировать членов семьи;
оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений;
составлять экспозицию выставки.
— регулятивные:
ставить вопрос «что я хочу узнать» (определять цели с помощью учителя) и «что я узнал» (определять результаты с помощью учителя) и отвечать на них;
определять план выполнения заданий под руководством учителя и выполнять задания по плану;
соотносить выполненное задание с образцом.
—коммуникативные:
рассказывать о жизни семьи;
рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи.
— Ожидаемые результаты предметные
усвоение представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций;
первоначальное знакомство с некоторыми сервисами сети Интернет;
первоначальное освоение навыков безопасного поведения в сети Интернет.
Целевые образовательные стандарты
«Согласно новым образовательным стандартам предметная область «Окружающий мир» призвана выполнять интегрирующую функцию и обеспечить формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, государством. Вне зависимости от того, по какому учебному комплекту ведётся обучение.
Содержание предмета «Окружающий мир» включено следующее:
Семья – самое близкое окружение человека.
Семейные традиции.
Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи.
Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Оказание посильной помощи взрослым.
Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека.
Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Составление схемы родословного древа.
Основополагающий вопрос
Что делает человека в семье счастливым?
Вопросы, направляющие проект
Что в имени тебе моём?
О чём гласит народная мудрость?
Какие символы могут быть на фамильном гербе?
Какие пословицы о семье мы знаем?
Влияет ли прошлое на будущее?
Какие семейные традиции сложились в вашей семье?
Подготовительная работа
Проведение родительского собрания.
Реализация проекта
- Разделить учащихся на 4 группы. Каждая группа исследует свой вопрос:
- 1 группа – выяснить историю возникновения фамилий и имён (влияние прошлого на будущее), найти пословицы и поговорки о семье;
- 2 группа – составляют генеалогическое древо своей семьи, а также представляют традиции, которые сложились в семье;
- 3 группа – выяснить историю возникновения гербов, существование семейных гербов и рисуют свой герб.
- 4 группа – подбор материала для выставки «Загляни в семейный альбом» и оформление стенгазет.
Провести родительское собрание на тему «Проектная деятельность учащихся».
- Выработать с учащимися гипотезы по исследуемым вопросам, направить их на поиск информации.
- Использование различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы; работа с электронной почтой (связь с родственниками).
- Анализ найденной информации, выбор формы представления — видеофильм, презентация, статья на школьном сайте и др.
- Оформление работ, консультация учителя, родителей.
- Показ работ, обсуждения, анализ. Благодарность близким и родителям при оказании помощи при работе над проектом.
Учебный проект состоит из 4 этапов: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов.
1 этап. В классах проведены уроки окружающего мира на тему «Семья». После этих уроков возникло много вопросов (Кто? Почему? Откуда? и др.), на которые дети не могли дать ответ, не хватало знаний о семье. Проблематику исследовательского проекта «Я и моя семья» определил интерес детей, его реализация оказалась возможной во внеклассной деятельности. Отдельным направлением этого этапа стала работа с родителями.
2 этап. Проведено несколько занятий с детьми, в ходе которых обсуждались сущность и значение исследовательских умений в жизни любого современного человека. Младшие школьники познакомились со структурой исследовательского проекта, методами исследования. Групповая работа, организованная на этом этапе, позволила всем участникам проектно-исследовательской деятельности обсудить значимые для них вопросы.
Было проведено родительское собрание. Родители благосклонно отнеслись к этой идее.
3 этап. Осуществление деятельности происходило по направлениям, сформулированным в виде задач исследования. Общая для всех задача — сбор информации по теме исследования. Очень важно, что кроме традиционных способов поиска информации в книгах, информацию получали от бабушек, дедушек, других родственников. Обработка информации осуществлялась при помощи устных и письменных обобщений, фотографий.
4 этап. Этап презентации является заключительным и очень важным в проектно-исследовательской работе. Учащиеся оформили результаты исследования с помощью рисунков, стенгазет, «Генеалогического древа», «Семейного герба», выставки фотографий «Загляни в семейный альбом», сочинений и др.
План проекта
- Тайна наших имён в семье
- Пословицы и поговорки о семье
- Родословная моей семьи или Дерево жизни
- Герб моей семьи
- Традиции семьи
- Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья
- Защита-фестиваль «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!»
Результат проекта: семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья», защита-фестиваль «Я, ты, он, она — вместе дружная семья».
Продукт проектной деятельности:
- Выставка семейных работ «Наш семейный герб» и «Родословная моей семьи».
- Оформление стенгазет «Моя семья – мои друзья».
- Сочинение на тему « Семья – это…»
- Семейный праздник «Маленькая страна – это моя семья».
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект имеет продолжение на всех ступенях обучения, т.к. вопросы семейных отношений рассматриваются в предметах окружающий мир, литературном чтении, ОРКСЭ.
Это значит, что постепенно объём информации по данной теме будет увеличиваться, с возрастом будет меняться точка зрения на тот или иной аспект, будет происходить коррекция собственного поведения учащихся. Кроме того мы говорили о том, что учащиеся часто приходят к выводу о том, что класс – это тоже семья. Следовательно, они могут создавать свою историю на протяжении всех лет обучения в школе – фотоальбом, видеоролики, портфолио класса и т.д.
Научившись создавать генеалогическое древо, дети смогут вносить в него изменения (появление братьев и сестёр, других родственников, новых профессий и т.п.)
Благодаря работе над таким проектом дети учатся взаимодействию, сотрудничеству, развивают свою познавательную сферу, обогащаются духовно, развивают УУД, т.к. в ходе реализации проекта прослеживаются межпредметные связи, различные виды деятельности, работа с ИКТ и пр.
Заключение.
Мы вместе пришли к выводу, что главное на Земле — семья. Все остальное, как бы оно ни было красиво и важно, — одежда, мебель, путешествия, деньги, машины, успех в делах, — лишь прилагается к главному — к семье, в которой царят любовь, уважение, нежность, милосердие. И когда все в твоем доме любят друг друга, то поневоле и окружающих тебя людей, тоже хочется сделать такими же любящими и счастливыми.
Да, все начинается с семьи — ДОБРО и ЗЛО. Так пусть в мире будет больше счастливых семей!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"
Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...
В помощь учащимся и родителям в создании учебного проекта. Автор: М. А. Ступницкая "Что такое учебный проект"
В помощь учащимся в создании учебного проекта: 1.Введение.2. Основная часть. 3.Заключение....
Творческий проект учащихся по курсу ОРКСЭ. Защита проектов "Мой дом. Моя семья", Наша малая родина"
Итоговый оценочный урок по ОРКСЭ предусматривает презентацию творческих проектов на основе изученного материала. На презентацию проектов прилашаются учителя, родители....
Педагогический проект на тему: "Учебный проект как средство активизации познавательной деятельности младших школьников"
Актуальность: •В стране: в последние годы особо встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся с помощью новых образовательных технологий, одной из которых является метод проект...
Учебный проект " Наша "солнечная семья" 2 класс УМК "Гармония"
Проект посвящен изучению Солнечной системы. С незапамятных времен человек смотрел в небо, стремился в космос, пытался его изучить. Постепенно собирали все больше ...
Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий у младших школьников
В статье раскрываются виды и формы учебных проектов на уроках в начальной школе...
Инновационный проект «Развитие Интерната на 2021-22 учебный год» Тема « Оформление холла семьи «Рябинка»
Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности принадлежит эстетическому воспитанию. Главная цель организации работы, направленна на овладение эстетической культуры, для прио...