Конспект занятия "Разговоры о важном" по теме "Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады"
классный час (4 класс)

Устюгова Анна Викторовна

Предварительный просмотр:

                                                                              Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ «СОШ №152»                                             Студенты: Устюгова Анна, Гимальдинова Аделина, Фролова

Класс: 4 «Д»                                                                           Екатерина, Карболина Валерия, Умовская Карина, Ханова Ольга                                                                                                  

Учитель: Кошкина И.И.                                                       Методист: Корнилова Екатерина Васильевна              

Отметка за проведение:                                                        Подпись:

Подпись:

Конспект воспитательского мероприятия

Дата проведения

22.01.2024

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Цель мероприятия

Формировать у обучающихся представления о блокаде Ленинграда и освобождении города.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитывать в детях чувство гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Развивающая: развивать патриотические чувства детей.

Образовательная: познакомиться с историей блокады Ленинграда

Необходимое оснащение

Презентация, раздаточный материал, видео материал

Ход классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1.Организационный

5 мин.

-Здравствуйте, ребята! Мы сегодня будем проводить у вас классный час. Нас зовут: Аделина Раилевна, Карина Эдуардовна, Анна Викторовна, Ольга Денисовна, Валерия Дмитриевна, Екатерина Николаевна.

-Наши имена вы узнали, теперь мы хотим знать ваши. Для этого предлагаем поиграть в игру. «Моё имя». Правила простые, называете своё имя и к нему прилагательное. Например: Аня – аккуратная.

-Приятно познакомится, а мы продолжим.

-Чтобы начать наш классный час вам нужно сесть ровно, спину держим прямо, стопы должны касаться пола, руки сложены друг на друга.

-Чтобы определить тему нашего классного часа  посмотрим видеоролик. Внимание на экран.

-Как вы думаете какая тема нашего классного часа?

-Спасибо за ответы.

-Теперь сформулируем цель нашего классного часа, на слайде есть слова - помощники, с помощью которых вы можете сформулировать цель.

-Кто-то уже готов и может поделиться своим ответом?

-Спасибо за ответ.

-Рассмотрите фотографию памятника, посвящённого снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Как вы думаете, что символизирует памятник «Разорванное кольцо»?

-Спасибо за ваши ответы.

- Почему памятник установили на берегу Ладожского озера?

(ответы детей)

(история Блокады Ленинграда)

(узнать о истории блокады в Ленинграде)

(блокадное кольцо посвящён подвигу защитникам блокаду ленинграда.)

(он символизирует дорогу жизни, одна половина берег, другая вода.)

2.Основной

30 мин.

-Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт - Петербург. Вспомним занятие, которое было в том году о блокаде Ленинграда.

- Как жили ленинградцы в то время?

В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?

-Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады?

-Чтобы узнать это предлагаем собрать пазл в парах, но перед этим, вспомним правила работы в парах. Какие правила вы знаете?

- Молодцы, а теперь посмотрим на экран.

1.Принимайте активное участие в работе своей группы.

2.Не бойтесь высказывать своё мнение.

3.Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.

4.Думайте сами, а не рассчитывайте на других.

5.В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.

-На выполнение задания вам даётся 1 минута.

-Время вышло, у всех все получилось?

-Молодцы

- О чём рассказывают фотографии того времени, у каждого ряда были разные фотографии и начнём мы с первого ряда, есть пара, желающая поделиться своим ответом?

-Теперь пара второго ряда.

-И наконец пара третьего ряда.

-Молодцы, вы отлично справились.

- Среди блокадников оказались люди самых разных профессий: рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц, учителя школ и воспитатели детских садов. В блокадном городе оставались деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка. И каждый гражданин города находил возможность в меру своих сил и возможностей помогать городу жить, трудиться и воевать. Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались.

-Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась? Объясните своё мнение.

-Спасибо за ответы.

-Вы наверное устали и хотите размяться! Давайте, встанем и будем повторять движения с экрана.

-Не забываем про осанку, сидим ровно, ноги касаются пола.

- Голод и холод, постоянные бомбёжки и обстрелы вместе со взрослыми переживали дети. Около 15 тысячам подростков, которые трудились и боролись в осаждённом городе, была вручена медаль «За оборону Ленинграда». Рассмотрите две фотографии: на первой – военнослужащий покупает билет в ленинградскую филармонию на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата концерта – август 1942 года. На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя.

- Как вы думаете, искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?

-Послушайте фрагмент музыкального произведения Шостаковича «Ленинградская симфония». Она звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города. И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мёртвый. Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал: «В тот день, когда впервые звучала «Ленинградская симфония» мы – немцы поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё: и голод, и холод, и смерть»

-Художники Ленинграда создавали плакаты, которые призывали к борьбе с фашизмом, к защите города.

- Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников, опишите сюжет, который создал каждый автор: о чём он рассказывает?

  1. Если вы внимательно рассмотрели сюжет картины, то обязательно заметили признаки, которые рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. За окном в небе висит аэростат, он охраняет небо Ленинграда от фашистских самолётов. Окно в комнате заклеено бумажными крестами, которые сохраняют стекло от ударов.
  2. Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 грамм хлеба. Если представить, каким он был, то его можно сравнить со спичечным коробком.
  3.  В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребёнок улыбается: он счастлив, потому что рядом – мама, а хлеб такой вкусный…

-В условиях блокады Ленинграда, исключительно важное значение приобрела связь с Москвой.
3 сентября 1941 г. по дну Ладожского озера был проложен военно-полевой телеграфный кабель, который на третьи сутки вышел из строя. Тогда в ночь на 29 октября началась прокладка подводного морского бронированного кабеля. С этого времени и до конца блокады связь Ленинграда с Москвой работала без перебоев. Именно благодаря связистам во время физической блокады Ленинград не оказался, и в информационной блокаде. Связистам приходилось ежедневно работать под бомбёжками, но радиосвязь оставалась доступной не только военным, но и всем жителям города. В городе ни на один день не замолкало радио. На городских улицах было установлено 1,5 тыс. громкоговорителей, по которым передавали новости и воздушную тревогу населению. Радио помогало людям держаться: им транслировали не только фронтовые сводки, но и слова поддержки. Москва принимала короткий сигнал из Ленинграда, а затем транслировала по всему миру.
 

- Прелагаем вам побывать в роли связистов, на ваших партах лежат карточки с алфавитом азбуки морзе. Вам нужно будет разгадать шифр, который указан на карточках. На задание вам даётся 2 минуты.

-Время вышло, кто хочет поделиться своим ответом?

-Вы все молодцы, у вас хорошо получилось быть связистами.  

-А сейчас мы послушаем факты о блокаде Ленинграда.

-В годы блокады Ленинграда город был оккупирован не только немецкими войсками, но и их союзниками. Армия, захватившая все подступы к нему, включала в себя также финские и испанские военные соединения.


В общей сложности блокада Ленинграда продлилась почти три года. Точнее, 872 дня, каждый из которых был невероятно тяжёлым. Основной проблемой для жителей стал недостаток продовольствия и топлива – для отопления не хватало даже дров.


Попытки прорвать блокаду предпринимались советскими войсками неоднократно. Осуществить задуманное удалось в январе 1943 года, в ходе операции “Искра”.


Единственным путём сообщения с осаждённым Ленинградом было Ладожское озеро. Но оно находилось в пределах досягаемости немецкой авиации и артиллерии, и путь по нему был смертельно опасен.


Несмотря на постоянные обстрелы и угрозу голодной смерти, ленинградцы всеми силами старались поддерживать в городе нормальную жизнь. Так, в городе даже функционировал театр. Его знают многие – это театр имени Комиссаржевской
.

Во время блокады Ленинграда девочка Таня вела дневник, который позже стал символом блокады и, по легенде, один из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе – написан синим карандашом в телефонной книжке. 11-летняя Таня взяла её, наполовину заполненную чертежами, у сестры Нины. В дневнике девять записей. Шесть из них – даты смерти членов Таниной семьи. Постепенно слово «умер» исчезает: остаются одни имена и даты.

Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни её близких. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945г.

Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить имеющиеся запасы между всеми жителями. На минимуме он составлял всего 250 граммов хлеба в день (четверть буханки) для рабочих и практически вдвое меньше для детей и иждивенцев – 150 граммов хлеба. Хлеб в блокадном Ленинграде готовили из смеси муки, в основном ржаной и овсяной. Для питательности в него добавляли жмых (зерновые очистки) и нефильтрованный солод. Итоговый продукт был тёмно-коричневого цвета, почти чёрного, и отличался горьким вкусом.

-А теперь пользуясь материалом, что мы вам дали, мы предлагаем выполнить задание, а точнее кроссворд.Задание выполняется в группах сейчас мы распределим вас. На выполнение задания вам даётся три минуты. Не забываем о правилах работы в группе.

-Время вышло, у всех все получилось? Сверим ваши ответы со слайдом.

-Молодцы. А теперь сядем как следует, спину держим ровно, не забываем про осанку.

( жили трудно, не хватало еды и воды)

(Подвиг жителей осаждённого Ленинграда проявился в их массовом героизме, мужестве, трудовой и боевой доблести)

(Старались выжить и не дать умереть родному городу Ленинграду)

(не перебивать, слушать, помогать)

(да)

( на фотографии показан голод людей)

(разрушение города)

(о большом количестве раненых)

(нет, потому что люди боролись за свою жизнь и не сдавались)

(Однозначно, да, помогали. Музыка людям поднимала настроение и боевой дух)

(1 ряд: рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. 2 ряд: Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. 3 ряд: В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба.)

3.Заключительный

5 мин.

-Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли 11 восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.

-Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы. Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить. Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!». Кого художник плаката называет героями Ленинграда? Почему?

-Наш классный час подходит к концу, давайте подведём итоги.

-Каким человеком тружеником и гражданином станет каждый из вас, зависит только от вас.

Об этом надо помнить.

-Что вы узнали нового?

-Какая тема была сегодняшнего классного часа?

-Какая цель была поставлена в начале нашего классного часа?

-Как вы думаете цель нашего классного часа достигнута?

-Понравился ли вам сегодняшний классный час? Поднимите палец вверх, если сегодня вы узнали что-то новое и интересное для себя. Опустите палец вниз, если вы уже знали эту информацию.

(все работали вместе, сплоченно)

(Художник плаката называет героями тех, кто проявил мужество и героизм на фронте и в осаждённом городе.)

(Потому что они, несмотря на холод и голод, продолжали защищать город.)

(Блокада Ленинграда.)

(Узнать о блокаде Ленинграда.)

При оставшемся времени: провести игру «Синквейн».

При нехватке времени: исключить кроссворд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они  живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

классный час Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Форма мероприятияКлассный часТема мероприятияНепокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокадыЦель мероприятияФормировать у обучающихся представления о блокаде Ленинград...

Конспект классного часа "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады"

Тема:«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦели:Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленинграда и освобождении героического города,...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады" (2 класс)

Дата проведения классного часа:22.01.2024Тема:«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦели:Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленин...

Классный час на тему: Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Формат мероприятия: Классный часТема мероприятия: Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокадыЦель мероприятия: Формировать у обучающихся представлен...