классный час Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады
классный час (4 класс)

Гимальдинова Аделина Раилевна

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Цель мероприятия

Формировать у обучающихся представления о блокаде Ленинграда и освобождении города.

 

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитывать в детях чувство гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

 

Развивающая: развивать патриотические чувства детей.

 

Образовательная: познакомиться с историей блокады Ленинграда

Необходимое оснащение

Презентация, раздаточный материал, видео материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_klassnogo_chas_blokada_leningrada.docx31.79 КБ
Файл razdatka_blokada.docx268.65 КБ
PDF icon prezentatsiya_blokada.pdf2.09 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ «СОШ №152»                                             Студенты: Гимальдинова Аделина

Класс: 4 «Д»                                                                                                                                                                          

Учитель: Кошкина И.И.                                                       Методист: Корнилова Екатерина Васильевна              

Отметка за проведение:                                                        Подпись:

Подпись:

Конспект воспитательского мероприятия

Дата проведения

22.01.2024

Форма мероприятия

Классный час

Тема мероприятия

Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Цель мероприятия

Формировать у обучающихся представления о блокаде Ленинграда и освобождении города.

Задачи мероприятия

Воспитательная: воспитывать в детях чувство гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда.

Развивающая: развивать патриотические чувства детей.

Образовательная: познакомиться с историей блокады Ленинграда

Необходимое оснащение

Презентация, раздаточный материал, видео материал

Ход классного часа:

Этап

Время

Содержание

Примечание

1.Организационный

5 мин.

-Здравствуйте, ребята! Мы сегодня будем проводить у вас классный час. Нас зовут: Аделина Раилевна, Карина Эдуардовна, Анна Викторовна, Ольга Денисовна, Валерия Дмитриевна, Екатерина Николаевна.

-Наши имена вы узнали, теперь мы хотим знать ваши. Для этого предлагаем поиграть в игру. «Моё имя». Правила простые, называете своё имя и к нему прилагательное. Например: Аня – аккуратная.

-Приятно познакомится, а мы продолжим.

-Чтобы начать наш классный час вам нужно сесть ровно, спину держим прямо, стопы должны касаться пола, руки сложены друг на друга.

-Чтобы определить тему нашего классного часа  посмотрим видеоролик. Внимание на экран.

-Как вы думаете какая тема нашего классного часа?

-Спасибо за ответы.

-Теперь сформулируем цель нашего классного часа, на слайде есть слова - помощники, с помощью которых вы можете сформулировать цель.

-Кто-то уже готов и может поделиться своим ответом?

-Спасибо за ответ.

-Рассмотрите фотографию памятника, посвящённого снятию блокады города Ленинграда в 1944 г. Как вы думаете, что символизирует памятник «Разорванное кольцо»?

-Спасибо за ваши ответы.

- Почему памятник установили на берегу Ладожского озера?

(ответы детей)

(история Блокады Ленинграда)

(узнать о истории блокады в Ленинграде)

(блокадное кольцо посвящён подвигу защитникам блокаду ленинграда.)

(он символизирует дорогу жизни, одна половина берег, другая вода.)

2.Основной

30 мин.

-Кольцо блокады сомкнулось вокруг Ленинграда 8 сентября 1941 года. В этот день фашистские войска окружили Ленинград, так назывался во время Великой Отечественной войны город Санкт - Петербург. Вспомним занятие, которое было в том году о блокаде Ленинграда.

- Как жили ленинградцы в то время?

В чём проявился подвиг жителей осаждённого Ленинграда?

-Как изменилась жизнь жителей Ленинграда после начала блокады?

-Чтобы узнать это предлагаем собрать пазл в парах, но перед этим, вспомним правила работы в парах. Какие правила вы знаете?

- Молодцы, а теперь посмотрим на экран.

1.Принимайте активное участие в работе своей группы.

2.Не бойтесь высказывать своё мнение.

3.Работайте тихо, не старайтесь всех перекричать. Уважайте мнение других членов группы.

4.Думайте сами, а не рассчитывайте на других.

5.В случае неправильного ответа группы не вините никого, отвечайте за себя. Помните, что каждый человек имеет право на ошибку.

-На выполнение задания вам даётся 1 минута.

-Время вышло, у всех все получилось?

-Молодцы

- О чём рассказывают фотографии того времени, у каждого ряда были разные фотографии и начнём мы с первого ряда, есть пара, желающая поделиться своим ответом?

-Теперь пара второго ряда.

-И наконец пара третьего ряда.

-Молодцы, вы отлично справились.

- Среди блокадников оказались люди самых разных профессий: рабочие заводов, врачи и медицинский персонал госпиталей и больниц, учителя школ и воспитатели детских садов. В блокадном городе оставались деятели культуры – художники, музыканты, артисты театров и цирка. И каждый гражданин города находил возможность в меру своих сил и возможностей помогать городу жить, трудиться и воевать. Рассмотрите фотографии, которые рассказывают о том, как жили граждане Ленинграда во время блокады, чем они занимались.

-Можно ли сказать, что жизнь в городе прекратилась? Объясните своё мнение.

-Спасибо за ответы.

-Вы наверное устали и хотите размяться! Давайте, встанем и будем повторять движения с экрана.

-Не забываем про осанку, сидим ровно, ноги касаются пола.

- Голод и холод, постоянные бомбёжки и обстрелы вместе со взрослыми переживали дети. Около 15 тысячам подростков, которые трудились и боролись в осаждённом городе, была вручена медаль «За оборону Ленинграда». Рассмотрите две фотографии: на первой – военнослужащий покупает билет в ленинградскую филармонию на симфонический концерт. Будет исполняться Седьмая симфония «Ленинградская» Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дата концерта – август 1942 года. На второй фотографии – афиша о таком же концерте два года спустя.

- Как вы думаете, искусство (музыка, театр, картины живописи) помогали людям пережить горе, бороться с врагами?

-Послушайте фрагмент музыкального произведения Шостаковича «Ленинградская симфония». Она звучала из репродукторов, которые висели почти на каждой улице города. И фашисты тоже слушали великую музыку великой победы. И они были в полном изумлении и испытывали чувство страха, потому что думали, что город уже давно мёртвый. Уже после окончания Великой Отечественной войны один из немецких солдат, воевавших в России, написал: «В тот день, когда впервые звучала «Ленинградская симфония» мы – немцы поняли, что мы проиграли не только битву за Ленинград, мы проиграли войну против России. Тогда мы почувствовали силу русского народа, который мог преодолеть всё: и голод, и холод, и смерть»

-Художники Ленинграда создавали плакаты, которые призывали к борьбе с фашизмом, к защите города.

- Рассмотрите репродукции картин ленинградских художников, опишите сюжет, который создал каждый автор: о чём он рассказывает?

  1. Если вы внимательно рассмотрели сюжет картины, то обязательно заметили признаки, которые рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. За окном в небе висит аэростат, он охраняет небо Ленинграда от фашистских самолётов. Окно в комнате заклеено бумажными крестами, которые сохраняют стекло от ударов.
  2. Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. Самая низкая норма хлеба пришлась на декабрь 1941 года – это было очень трудное время: ребёнок на сутки получал 125 грамм хлеба. Если представить, каким он был, то его можно сравнить со спичечным коробком.
  3.  В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба. В комнате холодно, печка остыла, дрова закончились. Но ребёнок улыбается: он счастлив, потому что рядом – мама, а хлеб такой вкусный…

-В условиях блокады Ленинграда, исключительно важное значение приобрела связь с Москвой.
3 сентября 1941 г. по дну Ладожского озера был проложен военно-полевой телеграфный кабель, который на третьи сутки вышел из строя. Тогда в ночь на 29 октября началась прокладка подводного морского бронированного кабеля. С этого времени и до конца блокады связь Ленинграда с Москвой работала без перебоев. Именно благодаря связистам во время физической блокады Ленинград не оказался, и в информационной блокаде. Связистам приходилось ежедневно работать под бомбёжками, но радиосвязь оставалась доступной не только военным, но и всем жителям города. В городе ни на один день не замолкало радио. На городских улицах было установлено 1,5 тыс. громкоговорителей, по которым передавали новости и воздушную тревогу населению. Радио помогало людям держаться: им транслировали не только фронтовые сводки, но и слова поддержки. Москва принимала короткий сигнал из Ленинграда, а затем транслировала по всему миру.
 

- Прелагаем вам побывать в роли связистов, на ваших партах лежат карточки с алфавитом азбуки морзе. Вам нужно будет разгадать шифр, который указан на карточках. На задание вам даётся 2 минуты.

-Время вышло, кто хочет поделиться своим ответом?

-Вы все молодцы, у вас хорошо получилось быть связистами.  

-А сейчас мы послушаем факты о блокаде Ленинграда.

-В годы блокады Ленинграда город был оккупирован не только немецкими войсками, но и их союзниками. Армия, захватившая все подступы к нему, включала в себя также финские и испанские военные соединения.


В общей сложности блокада Ленинграда продлилась почти три года. Точнее, 872 дня, каждый из которых был невероятно тяжёлым. Основной проблемой для жителей стал недостаток продовольствия и топлива – для отопления не хватало даже дров.


Попытки прорвать блокаду предпринимались советскими войсками неоднократно. Осуществить задуманное удалось в январе 1943 года, в ходе операции “Искра”.


Единственным путём сообщения с осаждённым Ленинградом было Ладожское озеро. Но оно находилось в пределах досягаемости немецкой авиации и артиллерии, и путь по нему был смертельно опасен.


Несмотря на постоянные обстрелы и угрозу голодной смерти, ленинградцы всеми силами старались поддерживать в городе нормальную жизнь. Так, в городе даже функционировал театр. Его знают многие – это театр имени Комиссаржевской
.

Во время блокады Ленинграда девочка Таня вела дневник, который позже стал символом блокады и, по легенде, один из обвинительных документов на Нюрнбергском процессе – написан синим карандашом в телефонной книжке. 11-летняя Таня взяла её, наполовину заполненную чертежами, у сестры Нины. В дневнике девять записей. Шесть из них – даты смерти членов Таниной семьи. Постепенно слово «умер» исчезает: остаются одни имена и даты.

Эти записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 г., когда голод каждый месяц уносил из жизни её близких. Девочка пережила блокаду, но так и не узнала о долгожданной Победе 9 мая 1945г.

Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить имеющиеся запасы между всеми жителями. На минимуме он составлял всего 250 граммов хлеба в день (четверть буханки) для рабочих и практически вдвое меньше для детей и иждивенцев – 150 граммов хлеба. Хлеб в блокадном Ленинграде готовили из смеси муки, в основном ржаной и овсяной. Для питательности в него добавляли жмых (зерновые очистки) и нефильтрованный солод. Итоговый продукт был тёмно-коричневого цвета, почти чёрного, и отличался горьким вкусом.

-А теперь пользуясь материалом, что мы вам дали, мы предлагаем выполнить задание, а точнее кроссворд.Задание выполняется в группах сейчас мы распределим вас. На выполнение задания вам даётся три минуты. Не забываем о правилах работы в группе.

-Время вышло, у всех все получилось? Сверим ваши ответы со слайдом.

-Молодцы. А теперь сядем как следует, спину держим ровно, не забываем про осанку.

( жили трудно, не хватало еды и воды)

(Подвиг жителей осаждённого Ленинграда проявился в их массовом героизме, мужестве, трудовой и боевой доблести)

(Старались выжить и не дать умереть родному городу Ленинграду)

(не перебивать, слушать, помогать)

(да)

( на фотографии показан голод людей)

(разрушение города)

(о большом количестве раненых)

(нет, потому что люди боролись за свою жизнь и не сдавались)

(Однозначно, да, помогали. Музыка людям поднимала настроение и боевой дух)

(1 ряд: рассказывают о трудностях, которые переживали дети блокадного города. 2 ряд: Холод и голод... Чтобы получить хлебный паёк в блокадном Ленинграде, нужно было предъявить карточку на хлеб. 3 ряд: В холодной комнате, на коленях у мамы сидит мальчик лет трёх – четырёх. Мать одной рукой обнимает сына, а в ладошке другой руки бережно держит кусочек хлеба.)

3.Заключительный

5 мин.

-Блокада снята, город свободен. Впереди – восстановление разрушенного города, налаживание мирной жизни граждан. Теперь каждый считает своим долгом помочь в восстановлении Ленинграда. И после своей основной работы на заводе, в госпитале или в школе люди шли 11 восстанавливать свой любимый город. Рассмотрите фото, опишите, как шло восстановление города.

-Желание людей вновь вернуться к нормальной жизни было огромным, и оно придавало сил жить и работать с утроенной энергией. Люди всех специальностей, после своей основной работы наводили порядок в городе, участвовали в стройках, разбирали завалы, да просто сажали цветы. Но тогда в Ленинграде жили люди, которые думали не о том, что они герои, а о том, как жить дальше. Им, измождённым голодом и страхом, предстояло совершить ещё один подвиг: отстроить свой город, погасить боль потерь и заново научиться жить, дышать, любить. Рассмотрите плакат «Слава героям Ленинграда!». Кого художник плаката называет героями Ленинграда? Почему?

-Наш классный час подходит к концу, давайте подведём итоги.

-Каким человеком тружеником и гражданином станет каждый из вас, зависит только от вас.

Об этом надо помнить.

-Что вы узнали нового?

-Какая тема была сегодняшнего классного часа?

-Какая цель была поставлена в начале нашего классного часа?

-Как вы думаете цель нашего классного часа достигнута?

-Понравился ли вам сегодняшний классный час? Поднимите палец вверх, если сегодня вы узнали что-то новое и интересное для себя. Опустите палец вниз, если вы уже знали эту информацию.

(все работали вместе, сплоченно)

(Художник плаката называет героями тех, кто проявил мужество и героизм на фронте и в осаждённом городе.)

(Потому что они, несмотря на холод и голод, продолжали защищать город.)

(Блокада Ленинграда.)

(Узнать о блокаде Ленинграда.)

При оставшемся времени: провести игру «Синквейн».

При нехватке времени: исключить кроссворд.



Предварительный просмотр:

IMG_256

IMG_256

IMG_256


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект внеклассного мероприятия посвященный 70-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Учащиеся изучали историю своей улицы во время блокады, какие памятные места сейчас есть на улицах, где они  живут. Результатом совместной работы учителя, учеников и родителей стало создание элект...

Презентация "Блокада Ленинграда" (к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады)

Презентация "Блокада Ленинграда" подготовлена к 70-летию полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады в рамках курса дополнительного образования "История и культура Санкт-Петербурга".Войн...

Конспект классного часа по тему "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады." - 4 класс

Форма мероприятия: классный час.Тема мероприятия: «Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.»Цель мероприятия: Формирование у обучаю...

Конспект воспитательного мероприятия "Разговоры о важном" на тему: "Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады" (2 класс)

Дата проведения классного часа:22.01.2024Тема:«Непокоренные. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокадыЦели:Формировать у обучающихся общие представления о блокаде Ленин...

Классный час на тему: Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Формат мероприятия: Классный часТема мероприятия: Непокорённые. 80 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокадыЦель мероприятия: Формировать у обучающихся представлен...