Программа кружка "Фантазия"
рабочая программа (4 класс)

Программа разработа для обучающихся 3-5 классов для внеурочной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhok_fantaziya_avilova_t.i.docx79.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

РЕКОМЕНДОВАНА

педагогическим советом

(протокол от № 1)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ Сусатская СОШ

_________________/И.Б.Карташова/

(приказ от )

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ФАНТАЗИЯ»

Возраст обучающихся: 7-12 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-разработчик: Авилова Татьяна Ивановна,

педагог дополнительного образования

х. Сусат

2020г.

Паспорт

дополнительной общеобразовательной программы

Название ДОП

«Фантазия»

Сведения об авторе

ФИО: Авилова Татьяна Ивановна

Место работы: МБОУ Сусатская СОШ

Адрес образовательной организации: Ростовская область, Семикаракорский район, х. Сусат, ул. Гагарина, 28/1

Домашний адрес автора: Ростовская область, Семикаракорский район, х. Сусат, ул.Молодёжная, д.60, кв.1

Телефон служебный: 8(863 56)29146

Телефон мобильный:8 960 451 73 70

Должность: педагог дополнительного образования

Участие в конкурсах авторских образовательных программ и программно-методических комплексов/результат

-

Нормативно-правовая база (основания для разработки программы, чем регламентируется содержание и порядок работы по ней)

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ министерства Просвещения РФ № 196 от года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (пункт 11 Приложения «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, технии, культуры, экономики, технологий и социальной сферы);

#1057;анПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

4. Приказ МБОУ Сусатская СОШ № 256 от года «Об актуализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Материально-техническая база

#1048;нтерактивная доска

#1087;роектор

#1073;умага гофрированная

#1073;умага цветная

#1090;кани различной фактуры

#1085;итки мулине

#1087;ряжа

#1082;лей

#1085;ожницы

#1080;глы швейные ручные

#1083;инейки измерительные

#1087;яльцы

#1082;рючок

Год разработки, редактирования

2020 г.

Структура программы

#1055;ояснительная записка

#1059;чебно-тематический план

#1057;одержание изучаемого материала

#1050;алендарный учебный график

#1052;етодическое обеспечение дополнительной общеобразовательной программы

6. Список литературы

Направленность

Художественная

Направление

Декоративно-прикладное искусство

Возраст учащихся

7-12 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

1 этап-сентябрь 2020 г.: организационно-диагностический;

2 этап- октябрь 2020 г. - апрель 2021 г.: реализация программы;

3 этап- май 2021 г.: подведение итогов.

Новизна

Показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Актуальность

Предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель

Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • Правила организации рабочего места;
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
  • составлять композиции, орнаменты, эскизы;
  • изготавливать изделия по образцу и самостоятельно.

Должны приобрести трудовые навыки, стремясь овладеть различными видами декоративно-прикладного искусства, получат навыки работы с информацией.

Формы занятий (фронтальные (указать кол-во детей), индивидуальные)

Фронтальные (21 человек)

Режим занятий

Понедельник: –

Вторник: -

Формы подведения итогов реализации

  • опрос;
  • практический контроль;
  • выставка работ.

Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база:

1. Закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Приказ министерства Просвещения РФ № 196 от года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (пункт 11 Приложения «Организации, осуществляющие образовательную деятельность, ежегодно обновляют дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы);

3. СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей";

4. Приказ МБОУ Сусатская СОШ №256 от года «Об актуализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ».

Направленность и профиль: дополнительная общеобразовательная программа «Фантазия» художественной направленности.

Данная программа направлена на обеспечение условий для развития творческих способностей, повышение практических знаний и умений, профессионального самоопределения обучающихся.

Вид программы: модифицированная, общеразвивающая.

Уровень программы: базовый.

Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях:

в продумывании элементов узора;

в расположении их на объемах;

в создании предметов декоративного характера;

умения найти способ изображения и оформления предмета;

в перенесении задуманного декоративного узора на изделие.

Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать образцы различных видов вышивки, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, развитие творческой личности.

Цель данной программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

обучать технологиям разных видов рукоделия;

расширять знания в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно-прикладного искусства.

Воспитательные:

приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.

развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

развивать положительные эмоции и волевые качества;

развивать моторику рук, глазомер.

В рамках данной программы реализуются следующие педагогические идеи:

  • формирование ценностных основ культуры личности, которая трактуется как гармония культуры знания, чувств и творческого действия. Другими словами, обогащение внутренней культуры (духовность) и воспитание внешней культуры, проявляющейся в общении, поведении, имидже, одежде и т.п.;
  • опора на личностно-ориентированный подход в образовании и игровые технологии;
  • учет особенностей культуры своего народа (этнокультуры), национального менталитета, а также особенностей местной региональной культуры.

Педагогические принципы:

Любовь и уважение к ребенку как активному субъекту воспитания и развития – главный принцип работы.

К каждому ребенку применяется индивидуальный подход:

- осознание и признание права личности быть не похожей на других;

- проявление уважения к личности;

- оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;

- умение смотреть на проблему глазами ребенка;

- учет индивидуально-психологических особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия и памяти, мышления, мотивы, статус в коллективе, активность).

Личностный подход, который требует от педагога создания на занятиях условий, при которых ученик чувствует себя личностью, ощущает внимание наставника лично к нему.

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Адресат программы.

Программа рассчитана на обучающихся 7- 12 лет. Данную группу посещает обучающийся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями., что не противоречит медицинским показаниям.

Выполнение программы рассчитано на один год, 2 часа в неделю.

Объем программы

Общее количество часов в год – 71

Количество часов в неделю - 2 часа

Периодичность в неделю - 2 раза

Продолжительность занятия – 40 минут

Количество - 21 человек

Реализация программы дополнительного образования «Фантазия» производится в течение учебного года, в том числе и в каникулярное время.

Формы организации образовательного процесса

- Словесные: рассказ, беседа;

- Практические: практические работы;

- Наглядные: использование схем, таблиц, рисунков, образцов, презентация;

- Сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.

Ожидаемые результаты

В результате обучения дети должны знать:

  • Виды декоративно-прикладного творчества;
  • Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;
  • Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;
  • Правила организации рабочего места;
  • Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

  • Правильно организовать свое рабочее место;
  • Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;
  • Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
  • Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.
  • составлять композиции, орнаменты, эскизы;
  • изготавливать изделия по образцу и самостоятельно.

Должны приобрести трудовые навыки, стремясь овладеть различными видами декоративно-прикладного искусства, получат навыки работы с информацией.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • воспитание отзывчивого отношения к товарищам, проявление готовности оказать им посильную помощь;

  • формирование мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к труду.
  • адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов
  • выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

Предметные результаты

развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • сформировать навыки работы с информацией.

В результате обучения дети должны знать:

Виды декоративно-прикладного творчества;

Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда;

Название и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки;

Правила организации рабочего места;

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

Должны уметь:

Правильно организовать свое рабочее место;

Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике;

Соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;

Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные по предмету специализации;

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся должны развиваться такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

  • опрос;
  • практический контроль;
  • выставка работ.

Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

Учебно - тематический план

п/п

Перечень разделов, тем

Кол-во часов

Формы организа-ции занятий

Формы аттеста-ции, диагнос-тики, контроля

всего

теория

прак -тика

Индиви-дуальные занятия и консуль-тации

1

Раздел 1. Работа с бумагой

12

1

11

-

Рассказ, презентация, практическое занятие

Опрос, практический контроль, выставка работ

2

Раздел 2. Работа с тканью

16

1

15

--

Рассказ, презентация, практическое занятие

Опрос, практический контроль, выставка работ

3

Раздел 3. Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

20

1

19

--

Рассказ, презентация, практическое занятие

Опрос, практический контроль, выставка работ

4

Раздел 4. Вязание крючком

20

1

22

--

Рассказ, презентация, практическое занятие

Опрос, практический контроль, выставка работ

Итого часов:

71

4

67

Содержание изучаемого материала

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из текстильных и природных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.

Программа знакомит с новыми увлекательными видами рукоделия.

В содержание обучения входит ознакомление учащихся с историей возникновения, организацией рабочего места, с правилами безопасной работы, с материалами, инструментами и оборудованием применяемых при выполнении изделий.

Раздел 1. Работа с бумагой (12 час.)

Теория: Инструменты и материалы, необходимые для работы. ТБ при работе с ножницами

Практика: Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги

Изготовление листьев из гофрированной бумаги

Сборка цветка

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги

Изготовление аппликации из цветной бумаг

Раздел 2. Работа с тканью (16 час.)

Теория: Инструменты и материалы, необходимые для работы.

ТБ при работе с иглой

Практика: Техника выполнение шва «через край»

Техника выполнение шва «вперед иголку»

Техника выполнение шва «строчка»

Изготовление выкройки мягкой игрушки

Раскрой деталей мягкой игрушки

Изготовление мягкой игрушки

Набивка игрушки синтепоном

Окончательная отделка мягкой игрушки

Раздел 3. Вышивка – как вид декоративно-прикладного

творчества (20 час.)

Теория: Материалы и приспособления для вышивки. ТБ при работе с иглой

Практика: Выполнение стебельчатого шва

Выполнение тамбурного шва

Перевод рисунка на ткань

Вышивание цветов

Вышивание серединки цветов

Вышивание стебля и листиков стебельчатым швом

Окончательная обработка салфетки

Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой

Выполнение сторон салфетки мережкой «кисточка»

Раздел 4. Вязание крючком (23 час.)

Теория: Инструменты и материалы. Правила ТБ при работе с крючком

Практика: Выполнение воздушных петель

Выполнение цепочек разного цвета

Выкладывание картины из цепочки

Оформление картины

Итоговое занятие. Выставка работ

Календарный учебный график

п/п

Месяц

Число

Время

проведения

занятия

Форма

занятия

Кол-во

часов

Тема

занятия

Место

проведе

ния

Форма

контро

ля

12

Раздел 1. Работа с бумагой

1

09

01

Рассказ, презентация

1

Инструменты и материалы, необходимые для работы. ТБ при работе с ножницами

Кабинет начальных классов

опрос

2

09

07

Практическое занятие

1

Изготовление тюльпана из гофрированной бумаги

Кабинет начальных классов

Практический контроль

3

09

08

Практическое занятие

1

Изготовление листьев из гофрированной бумаги.

Кабинет начальных классов

Практический контроль

4

09

14

Практическое занятие

1

Сборка цветка

Кабинет начальных классов

Практический контроль

5

09

15

Практическое занятие

1

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги

Кабинет начальных классов

Выставка работ

6

09

21

Практическое занятие

1

Изготовление бабочек из гофрированной бумаги

Кабинет начальных классов

Практический контроль

7

09

22

Практическое занятие

1

Изготовление аппликации

Кабинет начальных классов

Выставка работ

8

09

28

Практическое занятие

1

Изготовление осеннего дерева из цветной бумаги

Кабинет начальных классов

Практический контроль

9

09

29

Практическое занятие

1

Изготовление листьев из цветной бумаги

Кабинет начальных классов

Практический контроль

10

10

05

Практическое занятие

1

10

Изготовление листьев из цветной бумаги

Раздел 2. Работа с тканью

Кабинет начальных классов

Практический контроль

11

10

06

Практическое занятие

1

Изготовление ствола и веточек дерева

Кабинет начальных классов

Практический контроль

12

10

12

Практическое занятие

1

Сборка дерева

Кабинет начальных классов

Выставка

16

Раздел 2. Работа с тканью

13

10

13

Рассказ, презентация

1

Инструменты и материалы, необходимые для работы. ТБ при работе с иглой

Кабинет начальных классов

Опрос

14

10

19

Практическое занятие

1

Техника выполнение шва «через край»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

15

10

20

Практическое занятие

1

Техника выполнение шва «вперед иголку»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

16

10

26

Практическое занятие

1

Техника выполнение шва «строчка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

17

10

27

Практическое занятие

1

Изготовление выкройки мягкой игрушки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

18

11

02

Практическое занятие

1

Раскрой деталей мягкой игрушки «Краб»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

19

11

03

Практическое занятие

1

Изготовление мягкой игрушки «Краб»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

20

11

09

Практическое занятие

1

Изготовление мягкой игрушки

«Краб»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

21

11

10

Практическое занятие

1

Набивка игрушки синтепоном

«Краб»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

22

11

16

Практическое занятие

1

Окончательная отделка мягкой игрушки

Кабинет начальных классов

Выставка работ

23

11

17

Практическое занятие

1

Раскрой деталей мягкой игрушки «Мишка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

24

11

23

Практическое занятие

1

Изготовление мягкой игрушки «Мишка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

25

11

24

Практическое занятие

1

Изготовление мягкой игрушки «Мишка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

26

11

30

Практическое занятие

1

Изготовление мягкой игрушки «Мишка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

27

12

01

Практическое занятие

1

Набивка игрушки синтепоном

«Мишка»

28

12

07

Практическое занятие

1

Окончательная отделка мягкой игрушки

Кабинет начальных классов

Выставка работ

20

Раздел 3.

Вышивка – как вид декоративно-прикладного творчества

29

12

08

Рассказ, презента ция

1

Материалы и приспособления для вышивки. ТБ при работе с иглой

Кабинет начальных классов

Опрос

30

12

14

Практическое занятие

1

Выполнение стебельчатого шва

Кабинет начальных классов

Практический контроль

31

12

15

Практическое занятие

1

Выполнение тамбурного шва

Кабинет начальных классов

Практический контроль

32

12

21

Практическое занятие

1

Перевод рисунка на ткань

Кабинет начальных классов

Практический контроль

33

12

22

Практическое занятие

1

Вышивание цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

34

12

28

Практическое занятие

1

Вышивание цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

35

12

29

Практическое занятие

1

Вышивание серединки цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

36

01

11

Практическое занятие

1

Вышивание цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

37

01

12

Практическое занятие

1

Вышивание цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

38

01

18

Практическое занятие

1

Вышивание цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

39

01

19

Практическое занятие

1

Вышивание серединки цветов

Кабинет начальных классов

Практический контроль

40

01

25

Практическое занятие

1

Вышивание стебля и листиков стебельчатым швом

Кабинет начальных классов

Практический контроль

41

01

26

Практическое занятие

1

Вышивание стебля и листиков стебельчатым швом

Кабинет начальных классов

Практический контроль

42

02

01

Практическое занятие

1

Вышивание стебля и листиков стебельчатым швом

Кабинет начальных классов

Практический контроль

43

02

02

Практическое занятие

1

Окончательная обработка салфетки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

44

02

08

Практическое занятие

1

Мережка, ее виды. Украшение края салфетки мережкой.

Кабинет начальных классов

Практический контроль

45

02

09

Практическое занятие

1

Выполнение сторон салфетки мережкой «кисточка»

Кабинет начальных классов

Практический контроль

46

02

15

Практическое занятие

1

Выполнение сторон салфетки мережкой «кисточка»

Кабинет начальных классов

Выставка работ

47

02

16

Практическое занятие

1

Выполнение сторон салфетки мережкой «кисточка»

Кабинет начальных классов

Выставка работ

48

02

22

Практическое занятие

1

Выполнение сторон салфетки мережкой «кисточка»

Кабинет начальных классов

Выставка работ

20

Раздел 4. Вязание крючком

49

03

01

Беседа, презентация

1

Инструменты и материалы. Правила ТБ при работе с крючком

Кабинет начальных классов

Опрос

50

03

02

Практическое занятие

1

Выполнение воздушных петель

Кабинет начальных классов

Практический контроль

51

03

09

Практическое занятие

1

Выполнение воздушных петель

Кабинет начальных классов

Практический контроль

52

03

15

Практическое занятие

1

Выполнение воздушных петель

Кабинет начальных классов

Практический контроль

53

03

16

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

54

03

22

Практическое занятие

1

Выполнение воздушных петель

Кабинет начальных классов

Практический контроль

55

03

23

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

56

03

29

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

57

04

30

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

58

04

05

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

59

04

06

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

60

04

12

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

61

04

13

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

62

04

19

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

63

04

20

Практическое занятие

1

Оформление картины

Кабинет начальных классов

Выставка

64

04

26

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

65

05

27

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

66

05

04

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

67

05

11

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

68

05

17

Практическое занятие

1

Выкладывание картины из цепочки

Кабинет начальных классов

Практический контроль

69

18

Практическое занятие

1

Выполнение цепочек разного цвета

Кабинет начальных классов

Практический контроль

70

05

24

Практическое занятие

1

Оформление картины

Кабинет начальных классов

Практический контроль

71

05

25

Практическое занятие

1

Итоговое занятие. Выставка работ

Кабинет начальных классов

Выставка

Методическое обеспечение

дополнительной общеобразовательной программы

"Методическое сопровождение программы"

Воспитание, обучение и развитие в обьединении осуществляется "естественным путем", в процессе творческой работы.

Участие преподавателя в создании поделок и композиций осуществляется "сквозь" ребенка, т.е. ученик получает от педагога ту информацию, те примеры, которые необходимы ему для осуществления собственного замысла и собственных, соответствующих возрасту, представлений о мире.

Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе личностно-ориентированной модели и субъект – субъектных отношений.

Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что обеспечивает решение познавательных, практических, развивающих задач. Занятия проводятся в различных формах, в их основе лежат творческая деятельность, т.е. создание оригинальных творческих работ.

Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту, их можно подарить друзьям и родным.

Программа предусматривает преподавание материала по "восходящей спирали", то есть периодическое возращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне.

Все задания соответствуют по сложности детям данного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Образные представления у младших школьников значительно опережают их практические умения. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед конструированием, так и во время работы. Готовые поделки обыгрываются, используются для создания сложных композиций.

Выполнение творческих заданий в конце каждой темы служит развитию

воображения и фантазии у ребят, позволяет не только выявлять индивидуальные творческие возможности, но и решать нравственно-этические задачи.

Программа ориентирует обучающихся на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок. Используя полученные знания, ребята уже на первом году обучения создают свои конструкции, не пользуясь выкройками и шаблонами. Готовые выкройки лишают творческого начала того, кто ими пользуется, оставляя за ним право лишь на механическое исполнительство.

Коллективные работы незаменимы для объединения коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для естественного детского обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития толерантности.

Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения. В результате формируются сосредоточенность, внимание, аккуратность, сообразительность. Дети учатся наблюдать, сравнивать, анализировать, находить связь с реальными предметами, развивается мелкая моторика рук.

Используется метод синхронной работы, где педагог показывает поэтапно изготовление той или иной детали. На занятиях сочетается слово, изображение и музыка. Это способствует более яркому, образному восприятию темы занятия и развивает целостное восприятие мира, оказывает на него более сильное эмоционально – эстетическое воздействие.

Программа предусматривает участие в конкурсах и выставках. Это является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

"Диагностические материалы"

Для оценки эффективности реализации программы необходима система отслеживания и фиксации результатов работы учащихся.

Цель диагностики – проследить динамику развития и рост мастерства учащихся.

Диагностический контроль дает возможность определить уровень мотивации выбора и устойчивости интереса, воспитанности учащихся, творческих способностей, отношение к трудовой деятельности.

Результативность выполнения программы отслеживается путем проведения первичного, промежуточного и итогового этапов диагностики по следующим направлениям, например:

  • Мотивация выбора творческого объединения и устойчивости интереса учащихся;
  • Уровень воспитанности;
  • Уровень творческих способностей;
  • Отношение к трудовой деятельности.

Создание «портфолио достижений ребёнка» по курсу (результаты творческой деятельности, кроссворды, задания по темам; рисунки, схемы, таблицы и другие дополнительные материалы. Оценивается: полнота представленных материалов (по темам или по курсу в целом) и качество их выполнения.

«Дидактические материалы»

Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:

  • индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.):
  • таблицы-памятки,
  • схемы;
  • технологические карты;
  • альбомы с образцами;
  • фотографии;
  • видеопрезентации, электронные презентации.

Список литературы

#1057;писок использованной литературы

1. Студия декоративно-прикладного творчества. Авторы-составители: Л. В. Горнова, Т. Л. Бычкова, Т. В. Воробьева, Н. Н. Горбатова, Н. П. Конькова, И. Н. Пестова.- Волгоград, 2008.

2. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007.

3. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005.

4. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998.

5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987.

6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008.

7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990

8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008.

#1057;писок литературы для педагогов

1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

2. Баскова Т.Н. Бисер. Уроки труда в начальной школе. Метод.пособие. - СПб.: "Паритет", 192с.

3. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, #1089;.

5. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

#1057;писок литературы для учащихся

1. Поделки из природных материалов. Энциклопедия. – М., 2009

2. Хоменко В., Аппликации картины и панно из природных материалов. – Белгород, 2010.

3. Большая книга поделок из природных материалов. – М.: АСТРЕЛЬ, 2010.

4. Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.

#1057;писок литературы для родителей

1. Махнюк В. Береста. - М.: АСТ Пресс, 2010

2. Моргунова К. Фигурки животных из природных материалов. –

М.: ЭКСМО, 2011.

3. Немешева Е. Фантазии из природных материалов. – М., 2010.

#1057;писок интернет - ресурсов

1.

2.

3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...