«Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина»
классный час (4 класс)

Худова Радмила Ринатовна

Виртуальная экскурсия посвящена великому русскому писателю А.С.Пушкину. Дети познакомятся с жизнью и творчеством писателя, узнают какой вклад он внес в развитие русского языка. В материал входит беседа, презентация, рабочий лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочий лист249.55 КБ
Файл презентация1.14 МБ
Файл конспект877.39 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_256

Из какой сказки отрывок? Подпишите:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного...»

_____________________

_____________________

Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок.

Узнай сказку.

• Старик, корыто, изба, столбовая дворянка, море.

Сказка о _________________________________

• Яблочко, семь богатырей, зеркальце, королевич, царевна.

Сказка о_________________________________

#1059;знай произведение. Восстанови строки.

И днем и ночью _____________________

Всё ходит по цепи___________________

Идет направо - ______________________

Налево -____________________________

«Чтение - вот лучшее учение».(А.С.Пушкин)

задание пуш


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина»

Слайд 3

Достопримечательности Биография Творчество Сказки Пушкина «Великий русский язык»

Слайд 4

Достопримечательности

Слайд 5

Literary plot structures Exposition Jupiter is the biggest planet in the Solar System Development Saturn is a gas giant and has several rings Climax Despite being red, Mars is a cold place Denouement Venus is the second planet from the Sun

Слайд 6

Биография

Слайд 7

Семья Пушкина

Слайд 8

Царскосельский лицей Пушкин и его друзья лицеисты

Слайд 9

Творчество

Слайд 12

«Великий русский язык»

Слайд 13

Table of contents Introduction You can describe the topic of the section here 01 Literary analysis You can describe the topic of the section here 02 Literary interpretation You can describe the topic of the section here 03

Слайд 15

Правила работы в парах: Работай дружно, по плану Умей выслушать другого Уважай мнение другого Не согласен с мнением другого – доказывай свою точку зрения.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: Многопрофильный лицей №148

Класс: 4 кадетский

Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна

Отметка за проведение:

Подпись:

Студент: Худова Р.Р.

Методист: Ульянова Т. А.

Подпись:

Конспект воспитательного мероприятия

Дата проведения

г.

Форма мероприятия

Виртуальная экскурсия

Тема мероприятия

Русский язык. Великий и могучий.225 лет со дня рождения А.С. Пушкина

Цель мероприятия

расширять знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина, способствовать осознанию роли великого писателя в изменении русского языка, воспитывать уважительное отношение к русскому языку.

Задачи мероприятия

Воспитательная: создать условия для обучающихся осознания духовно-нравственных ценностей: уважение, патриотизм.

Развивающая: развивать интерес к отечественной литературе и ее представителям; развивать умение вести рассуждения, аргументировать свою точку зрения.

Образовательная: дать представление о сведеньях из жизни и творчества А.С. Пушкина, о разнообразии его интересов и сфер деятельности.

Необходимое оснащение

Презентация, раздаточный материал, видео

Ход классного часа:

Этапы

мероприятия

Содержание этапов (описание хода мероприятия в виде прямой речи педагога)

Примечание (образцы раздаточного материала, скриншоты слайдов презентации)

#1054;рганизационный

Учитель: Здравия желаю, товарищи кадеты.

Давайте отправимся в прошлое и познакомимся с некоторыми событиями жизни одного из великих писателей, о его вкладе в развитие русского языка.

Учитель. Об этом писателе Н. В. Гоголь сказал, что он наш «русский

национальный поэт». А ещё его произведения переводятся на многие языки

мира, ему воздвигнуто более 400 памятников в 320 городах мира! Догадались

кто это? Назовите.

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, это об Александре Сергеевиче Пушкине! И тема нашего классного часа «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина».

А есть ли у нас в Челябинске памятники Пушкину? Какие есть достопримечательности, посвящённые Пушкину?

Ответы обучающихся.

Но сейчас мы поговорим о памятнике Пушкину, который находится в Москве.

Учитель. Этот памятник выполнен из бронзы и изображает поэта в полный

рост, одетым в длинный сюртук, поверх которого наброшен плащ. Голова в

задумчивости наклонена, словно он размышляет над новым произведением. А

установлен памятник был в Москве на Страстной площади, сейчас это

Пушкинская, в 1880 году.

Учитель. Приступим к следующему этапу, давайте вспомним биографию Пушкина.

Александр Сергеевич Пушкин — великий русский писатель. Родился 6 июня 1799 года в Москве в дворянской семье. В 1811 году в возрасте 12 лет Александр Сергеевич поступил в Царскосельский лицей близ Санкт-Петербурга. Там началось увлечение литературой, будущий писатель познакомился с известными поэтами, обрёл друзей. После окончания лицея в 1817 году Пушкин остался в Петербурге, поступил на государственную службу, вёл светскую жизнь. Спустя три года его отправили в ссылку, в которой он провёл 6 лет.

В 1831 году Александр Сергеевич женился на Наталье Гончаровой. У них родилось четверо детей. 10 февраля 1837 года Пушкин погиб в результате дуэли с Дантесом.

6 июня – это день рождения А. С. Пушкина, и в этом году мы отмечаем 225-летие со дня его рождения.

Учитель. Александр Сергеевич Пушкин — «солнце русской поэзии», писатель, обладавший огромным редкостным талантом.

Учитель. Следующий этап это творчество писателя. Творчество Пушкина в русской литературе занимает особое место. Вклад писателя, поэта и драматурга в развитие русской литературы неоценим. Удивляет разнообразие тем и жанров в творчестве А. С. Пушкина.Творчество Александра Сергеевича Пушкина разнообразно и включает в себя множество жанров: романы, повести, поэмы, сказки, драматические произведения, оды. Очень популярны такие произведения, как роман в стихах «Евгений Онегин», поэма «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка»,но с ними вы познакомитесь уже будучи в старших классах.

Тематика произведений писателя разнообразна: любовь, дружба, природа, патриотизм, свободолюбие, философские воззрения.Его стихи известны во всём мире и переведены на множество языков.

Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остаётся с нами на всю жизнь. Мои

любимые произведения поэта – это его стихи о природе, о любви.

Учитель. А какие произведения А. С. Пушкина вы знаете и любите?

Расскажите.

Ответы обучающихся.

Учитель. Да, в творчестве Пушкина есть даже сказки. Он написал 7 сказок, с которыми вы уже все знакомы. И знания этих сказок мы проверим на следующем этапе.

Учитель. Давайте проведём блиц опрос и вспомним сказки

А. С. Пушкина.

Проведение блиц опроса «Сказки Пушкина».

Как звали царя, который женился на одной из трёх сестёр? (Салтан)

Кто помогал старику выполнить все желания старухи? (рыбка)Кто выходил из вод морских «в чешуе, как жар горя»? (33 богатыря)

Кто зашёл к царице с сыном в палату, чтоб огласить указ царя? (бояре)

С каким предметом осталась старуха у ветхой землянки? (корыто)

Кто откусил кусочек отравленного яблока? (царевна)

Кого убил стрелой князь Гвидон на необитаемом острове? (коршуна)

Что грызла белка в хрустальном дворце, напевая песенку «Во саду ли, в

огороде»? (орехи в золотой скорлупке)

Как звали дядьку тридцати трёх богатырей? (Черномор)

Как звали царевича, который обращался к Солнцу, Месяцу и Ветру с

просьбами о поиске невесты? (Елисей)

Учитель. Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы

народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских

богатырей, золотого петушка и затейницу-белку. Пушкин оставил нам не

только эти изумительные сказки, но ещё много стихотворений, поэм,

рассказов и повестей. Имя Пушкина не забудется: он всегда с нами, наш

живой, любимый, наш великий Пушкин!

Снимок экрана 2024-05-12 144504

Снимок экрана 2024-05-12 144645

Снимок экрана 2024-05-12 144704

Снимок экрана 2024-05-12 144720

Снимок экрана 2024-05-12 144743

Снимок экрана 2024-05-12 144910

семья

лицей

творчество

книги1

книги2

2. Основной

Учитель. Перейдём к следующему этапу, это «Великий русский язык». Александр Сергеевич не только автор великих произведений, но и писатель, который серьёзно повлиял на изменения, которые произошли в русском языке. Как сказал И. С. Тургенев: «Он дал окончательную обработку нашему языку». Что же такого особенного сделал Пушкин? Давайте в этом разберёмся. Итак, нас ждёт путешествие в прошлое.

Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 1.;.

Дикторский текст. Давайте перенесёмся на 200 лет назад, когда

существовало целых два русских языка: книжный и разговорный. И различались

они очень сильно. Настолько, что даже одинаковые слова имели совершенно

разные значения! Например, «язык» в разговорной речи означал тот самый

язык, который мы показываем доктору, когда заболели, а в книжной речи

«язык» означал ….(пауза).

Учитель. Ребята, какие у вас есть предположения?

Ответы обучающихся.

Продолжение видео «Русский язык. Часть 1.;. В книжной речи «язык»

означал народ. Как это случилось неизвестно, но неудобно было всем: образованные люди знали книжный русский, но разговаривать на нём постоянно уставали, а простой люд и вовсе сложных слов не знал, ведь грамоте не учился.

Вот и шли два языка, каждый своим путём, расходясь всё дальше,

насколько можно.

Учитель. Сравните два предложения, которые говорят об одном и том

же, но по-разному! Завтра с утра пойду пахать! Едва багряная заряница покроет долы, выйду орать!

Какое предложение было трудней понять? Объясните почему.

Учитель. Да…Первое предложение без словаря не понять. Дело в том,

что в то время действовал закон трёх «штилей», который ввёл Михаил

Ломоносов.

Демонстрация видеоролика «Русский язык. Часть 2».

Михаил Ломоносов рассортировал слова на три группы «штили»: в

первой были книжные, возвышенные слова для од и торжественных речей, во

второй слова попроще, но подходящие для рассказов, повестей и стихов, и в

третьей совсем «низкие», которые можно было использовать в баснях,

эпиграммах да дружеских письмах.

Смешивать штили строго запрещалось!

Учитель. Пушкину в своих произведениях удалось соединить ясность и

точность, образность и краткость разговорного и книжного языков. В его

произведениях наш великий и могучий язык зазвучал в полную силу! Русский

язык – один из богатейших языков в мире! Послушайте наказ от Ивана

Сергеевича Тургенева. Почему писатель называет язык кладом? Ведь клад –

это сокровище. Почему язык – это сокровище и драгоценность, которые надо

беречь? Объясните.

Ответы обучающихся.

Учитель. Сколько ярких слов, передающих тончайшие оттенки чувств и

глубокие мысли в русском языке! Какое богатство многозначных слов и

фразеологизмов он хранит. Но русский язык – это не застывшая форма, он

постоянно развивается: одни слова уходят из употребления, другие слова

появляются в языке.

А что помогает нам совершенствовать своё умение использовать язык?

Что необходимо делать, чтобы наш словарный запас расширялся, и мы

овладели «чудесами» языка, о которых говорят писатели?

Ответы обучающихся.

Учитель. Конечно, это чтение книг. Чтение расширяет наш кругозор,

развивает воображение и память, читающий человек обладает хорошо

развитыми речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и

доступно излагать свои мысли. «Чтение – вот лучшее учение», – говорил

А. С. Пушкин.

Предлагаю вам выполнить задания в рабочем листе,которые вы будете выполнять в парах. Но для начала нам нужно вспомнить правила работы в парах.Кто хочет их сказать?

Ответы обучающихся

На выполнение этого задания у вас есть 3 минуты.

Время вышло, давайте проверим наш рабочий лист.

русс

предложения


тург

рабо

правила

#1047;аключительный

Учитель. Вот и подошло к концу наше занятие. Уверена, что вы не только

вспомнили сказки Пушкина, но и открыли для себя что-то новое. О творчестве

А. С. Пушкина мы говорим: «Он – наш поэт, он – наша слава!».

Мир пушкинского стиха – это мир чудес, тайн. Они привлекают

нас, прежде всего, необычностью сюжета, яркостью красок, простотой слога и большим смыслом.Красота пушкинского художественного слова, наш русский язык – это то великое достояние, которое нам досталось от предков и которое мы должны передать потомкам. Современный русский язык объединяет все народы Российской Федерации, делает нас одной большой и дружной семьёй, имя которой – Россия.

Давайте оценим нашу работу

Рефлексия:

Если вам всё понравилось, и всё было понятно, покажите вот так

Если вам всё понравилось, но что - то было не понятно, покажите вот так

Если вам ничего не понравилось, и было трудно, покажите вот так


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе по теме: "Место рождения (малая родина); страна, в которой родился (Родина). Перенос, звуковой анализ"

На данном уроке дети продолжат знакомиться с правилами записи адреса на конверте; наблюдать за многозначными словами (без введения термина) и правилами их записи (с прописной или строчной буквы); уточ...

Урок русского языка. "Великий русский язык". 1 класс

В презентации собраны игры со словами, способствующие повышению интереса к русскому языку, обогащению словарного запаса и орфографической зоркости у учащихся....

Внеклассное занятие по русскому языку "Великий, могучий русский язык"

Устный журнал. Воспитание любви к русскому языку и литературе....

Русский язык великий и могучий. К 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

Презентация к Разговорам о важном "Русский язык великий и могучий.К 225-летию со дня рождения  А.С. Пушкина"...

Конспект классного часа по теме "Русский язык. Великий и Могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина" - 2 класс

Форма мероприятия: классный часТема мероприятия: «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А. С. Пушкина»Цель мероприятия: расширить знания у обучающихся о творчестве ...

Классный час «Русский язык. Великий и могучий. 225 лет со дня рождения А.С. Пушкина»

Цель занятия: расширять знания обучающихся о творчестве А. С. Пушкина, способствовать осознанию роли великого писателя в изменении русского языка, формировать уважительное отношение и интерес к людям,...