Рабочая программа по курсу "Школьный театр. Путешествие в сказку". 4 класс
рабочая программа (4 класс)
Программа включает в себя: формирование общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_teatr.puteshestvie_v_skazku.doc | 157.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности 3
2. Содержание курса внеурочной деятельности 5
3. Тематическое планирование по курсу «Школьный театр. Путешествие в сказку» с учётом программы воспитания 7
Рабочая программа внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» для 4б класса составлена в соответствии:
1) Федерального Закона от 29.12.2012г №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»
2) ФГОС начального общего образования второго поколения
3) Письма Министерства образования и науки № 03-296 от12.05.2011 г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
4) с авторской программой Ганелина Е.Р. обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр»,
5) с основной образовательной программой НОО МБОУ «СШ №11» на 2023-2024 учебный год
6) с рекомендациями по составлению рабочих программ учителя МБОУ «СШ №11»
Цель программы:
создание условий для гармоничного развития ребенка, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества. Формирования общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства.
Задачи:
- формирование навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами;
- развитие эмоциональной сферы ребенка,
- воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения;
- формирование интереса к театру как средству познания жизни,
- духовному обогащению;
- развитие творческих способностей.
- создание благоприятной эмоциональной атмосферы общения обучающихся, их самовыражения, самореализации, позволяющей «найти себя» поверить в свои силы, преодолеть робость и застенчивость
- ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры, духовными ценностями отечественной культуры,
1.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Школьный театр. Путешествие в сказку» являются:
В воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
Выделение данного приоритета связано с особенностями обучающихся младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника.
Знание их станет базой для развития социально значимых отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте. К наиболее важным из них относятся следующие:
• быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;
• быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
• знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
• беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);
• проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
• стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
• быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
• соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
• уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду;
• стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
• быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Знание обучающимися младших классов данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.
Личностные результаты освоения курса
- стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке;
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение;
- этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
- осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития.
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения курса
Регулятивные универсальные учебные действия:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные универсальные учебные действия:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
- работать в группе, учитывать мнения партнёров;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
2. Содержание курса внеурочной деятельности
1 раздел. «Роль театра в культуре»
В этом разделе ребята знакомятся с историей зарождения театрального искусства в разных странах. Знакомятся с жанрами театрального искусства
Значение театра, его отличие от других видов искусств. Знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург, а также со всеми, кто готовит спектакль: режиссер, актер, художник, костюмер, реквизитор и др.
Учащиеся знакомятся с театрами г. Нижневартовска. Совершают заочную экскурсию по театрам Нижневартовска.
2 раздел. Театрально-исполнительская деятельность.
Этот раздел направлен на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творить, сопереживать и творчески относиться к любому делу, учит общаться со сверстниками и взрослыми, владеть своим телом, развивает в учащихся свободу и выразительность движений.
Для активизации творческих способностей детей необходимо развивать у них внимание, наблюдательность, воображение, фантазию. Важно также научить ребёнка ориентироваться в окружающей обстановке, развивать произвольную память и быстроту реакции, воспитывать смелость и находчивость, умение согласовывать свои действия с действиями партнёра.
Решая эти задачи, общеразвивающие игры не только готовят детей к художественной деятельности, но способствуют более быстрой и лёгкой их адаптации в школьных условиях. Эти игры создают весёлую и непринуждённую атмосферу, подбадривают зажатых и скованных детей. У них появляется возможность оценить действия других и сравнить со своими собственными.
В театральном искусстве «этюд» - это маленький спектакль, в котором должно происходить определённое событие в предлагаемых обстоятельствах, ситуациях. Темы для этого должны быть понятны и доступны детям.
3 раздел. Занятия сценическим искусством.
Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдель- ные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Театральные игры готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. Воображение и вера в этот вымысел – главная отличительная черта сценического творчества. К.С.Станиславский призывал актёров учиться вере и правде игры у детей, поскольку дети очень серьёзно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию. Для этого нужно опираться на личный опыт ребёнка и предоставлять ему как можно больше самостоятельности, активизируя работу воображения, пробуждать и воспитывать интеллект.
Поэтому импровизация как вид игры очень важна для детей. Знакомить со сценическим действием можно на материале хорошо знакомых сказок и рассказов. Участвуя в импровизации, ребёнок учится находить ответы на вопросы: почему, для чего я это делаю?
4 раздел. Культура и техника речи.
Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Упражнения и игры этого раздела должны помочь детям сформировать детям правильное чёткое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию, орфоэпию), научиться точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи), а также развивают воображение, умение представлять то, о чём говорится, расширять словарный запас.
Дети должны понимать, что театральная речь и не только театральная должна быть чёткой, звучной и выразительной. Речевые упражнения входят в каждое занятие по театральной деятельности. Начинать нужно с тренировки дыхания, затем подключать другие компоненты речи. В зависимости от поставленной задачи постепенно тренируются все мышцы речевого аппарата. Затем переходим к работе над дикцией, диапазоном звучания, силой голоса, темпом речи и т.д.
Всё это тренируется на скороговорках, стихах, без применения специальных актёрских тренингов. Стихотворный текст используется как ритмически организованный отрезок.
5 раздел. Просмотр профессионального театрального спектакля
Посещение театра, беседа после просмотра спектакля
6 раздел. Работа над мини спектаклем (пьесой, сказкой)
Это самое увлекательное занятие – создание спектакля. Процесс постановки спектакля вовлекает в совместную творческую деятельность всех детей, активных и не очень, помогая им преодолеть застен чивость и зажатость.
Первая встреча детей с пьесой должна быть интересной, эмоционально насыщенной, чтобы им хотелось играть её. Чаще всего это бывают сказки. Выбирая материал, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, но в то же время обогащать их жизненный опыт, расширяя творческие возможности.
Учебно –тематический план
- класс (34 часа)
№ | Раздел программы | Коли- чество часов | Коли- чество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |
Теория | Практика | ||||
1. | Роль театра в культуре. | 2 | 2 | - | Участники знакомятся с создателями спектакля: писатель, поэт, драматург. Театральными жанрами. |
2 | Театрально- исполнительская деятельность. | 11 | 2 | 9 | Упражнения для развития хорошей дикции, интонации, темпа речи. Диалог, монолог. Этюды. |
3. | Занятие сценическим искусством. | 6 | 3 | 3 | Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклы-марионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. |
4. | Работа и показ мини-спектаклей | 15 | 1 | 14 | Участвует в распределении ролей. Работает с пальчиковыми куклами. Осваивает пространство. Учится размещаться в пространстве сцены. Узнает о мизансце нах. Пробует себя в роли другого человека. Осознает себя в новой социальной роли |
Итого | 34 | 8 | 26 |
Деятельность педагога с учетом рабочей программы воспитания
Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
•Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы
•Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
•Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
•Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально- ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
•Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
•Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
•Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
•Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
•Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
•Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни, и их возможные девиации, приемы их диагностики
•Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
•Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
•Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
•Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
•Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
•Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
•Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
•Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной зтики.
3.Тематическое планирование курса «Театральное искусство.» 4 класс
№ п/п | Тема | Дата | Календарь образовательных событий | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Создатели спектакля. | День солидарности в борьбе с терроризмом | |||
2 | Создатели спектакля. | Введение в исследовательскую деятельность. Мини-проекты. Участие в научно-исследовательских и проектных конференциях для младших школьников | |||
3 | Театральные жанры. | ||||
4 | Театральные жанры. | ||||
5 | Язык жестов. | ||||
6 | Дикция. | ||||
7 | Дикция. | Всемирный день математики | |||
8 | Дикция. | ||||
9 | Дикция. | ||||
10 | Интонация | ||||
11 | Интонация | ||||
12 | Темп речи. Рифма. Ритм. | ||||
13 | Искусство декламации. | День Неизвестного Солдата | |||
14 | Скороговор ки. | День Героев Отечества | |||
15 | Импровизация. | ||||
16 | Инсценирование басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна» | Участие младших школьников в предметных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | |||
17 | Инсцениро- вание басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна» | Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими | |||
18 | Инсцениро- вание басни И. Крылова «Зеркало и Обезьяна» | ||||
19 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады | |||
20 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | ||||
21 | Работа над спектаклем по басне И. Крылова «Ворона и Лисица» | ||||
22 | Основы теат ральной культуры | ||||
23 | Посещение театра кукол | ||||
24 | Посещение театра кукол | ||||
25 | Чтение в лицах стихов русских поэтов. | ||||
26 | Театральная игра. | Неделя математики | |||
27 | Работа над сказкой К. Чуковского«Телефон» | ||||
28 | Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон» | ||||
29 | Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон» | ||||
30 | Работа над сказкой К. Чуковского «Телефон» | ||||
31 | Экспромт- сказки: «Теремок», «Курочка-ряба», «Красная ягодка»,«Снеговик»,«Котенок» | ||||
32 | Экспромт- сказки: «Теремок», «Курочка-ряба», «Красная ягодка», «Снеговик», «Котенок» | Международный день борьбы за права инвалидов | |||
33 | Экспромт- сказки: «Теремок», «Курочка-ряба», «Красная ягодка», «Снеговик», «Котенок» | ||||
34 | Заключительное занятие. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Театр и мы" для 2 класса
Данная рабочая программа создана на основе ФГОС 2 поколения . Направлена на развитие коммуникативной и эмоциональной сферы личности, на развитие задатков и творческих способностей младших школьников....
Рабочая программа внеурочной деятельности Театр кукол «Рукавичка» 1-2 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Театр кукол «Рукавичка» разработана в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в...
Рабочая программа кружка "Юный театрал" учителя начальных классов Ткаченко О.В. для 1 класса
Программа «Юные театралы» реализует социальное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в 1 классе в соответствии с Федеральным государственным образовательным с...
Рабочая программа по курсу "Школьный театр. Путешествие в сказку". 3 класс
Программа включает в себя: формирование общей культуры, самореализации и самоопределения обучающихся средствами театрального искусства....
Рабочая программа внеурочной деятельности "Школьный театр "Путешествие в сказку""
Рабочая программа к курсу внеурочной деятельности «Школьный театр «Путешествие в сказку»» составлена в соответствии с требованиями Федеральног...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Школьный театр. Путешествие в сказку» художественно-эстетическая творческая деятельность для обучающихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Рабочая программа по внеурочной деятельности....
Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка Школьный театр. Путешествие в сказку для 1-4 классов.
Рабочая программа «Школьный театр «Путешествие в сказку» разработана для учащихся 1-4 классов в соответствии с требованиями ФГОС НОО на основе авторской программы внеурочной деятельн...