Программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_rp_funktsionalnaya_gramotnost_1-4_klass.docx | 63.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новохоперская гимназия №1»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» на ШМО учителей начальных классов _________ЗДВР Директор гимназии______
Протокол № от 2022г Копытина И.В. Макогонова Г.И.
Приказ № от « »___2022
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
1-4 классы
Разработала: Лимакова Наталья Анатольевна,
учитель начальных классов, ВКК
Новохоперск, 2022г
Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена на основе нормативных документов:
- Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции.
- Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года).
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
- Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»
- Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона «Об
образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ
- Образовательной программы начального общего образования МОУ «Новохоперская гимназия №1».
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность, политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную грамотность, финансовую грамотность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство.
Направление программы – общеразвивающее (используется как программа внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению).
Цель. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
- совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
- учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
- учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
- развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
- обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
- воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
- учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
- поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Принципы программы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место курса в учебном плане.
Программа «Развиваем функциональную грамотность» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с учебным планом МОУ «Новохоперская гимназия №1» на программу в 1- 4 классах отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 135 ч: 1
класс —33 ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 34 ч (34 учебные недели).
- РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
- оценивать свою вежливость;
- определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо);
- осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
- осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
- понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий:
- определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
- критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;
- осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;
- учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
- анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;
- перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;
- осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;
- анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;
- аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;
- продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- отличать подготовленную и неподготовленную речь;
- знать особенности неподготовленной речи;
- осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;
- знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
- реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;
- знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
- пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
- в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.
-понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-уметь характеризовать виды и функции денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
- СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения; развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве; коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
- проведение внеклассных занятий,
- работы обучающихся в группах, парах,
- индивидуальная работа,
- работа с привлечением родителей.
- самооценка и самоконтроль.
- взаимооценка и взаимоконтроль.
Виды деятельности.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад, викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
- класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9ч)
Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я.Маршака, А.Л. Барто, Н. Сладкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги-«калеки», «лечение книг». Домашняя библиотека. Личная библиотека. Члены семьи – собиратели книг.
Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта. Обобщение знаний в ходе праздника «Я – настоящий читатель!».
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Как мы одеваемся. Особенности живой и неживой природы. Влияние воды на здоровье человека.
Модуль «Основы математической грамотности» (8 ч)
История возникновения цифр. Работа с геометрическим конструктором, конструктором ЛЕГО, выявление закономерностей и классификация предметов. Построение простейших геометрических фигур с помощью линейки. Поиск предметов геометрической формы.
Решение логических и комбинаторных задач.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Защита от подделок.
- класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе». Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации.
Обсуждение общей темы «Мои лучшие друзья – это книги!». Уточнение, выбор под тем проекта: «Электронная книга будущего», «Самая фантастическая книга», «Книги о детях» и т.д. Участие и помощь родителей. Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. Сбор информации. Работа с картотекой, с источниками. Выполнение проекта. Фиксация хода работы над проектом. Плакат для защиты проекта. Подготовка презентации к защите проекта. Защита проекта.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч)
Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Упражнения на развитие внимания. Решение логических задач. Логика и конструирование. Решение логических и комбинаторых задач. Выявление причинно- следственных связей. Работа над текстом задачи. Поиск информации. Ребус. Правила разгадывание ребусов: прибавление при чтении буквы «у», прибавление при чтении предлогов «за» или «перед», добавление при чтении слога «по», прибавление при чтении предлога «с». Что такое математический ребус.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей. Когда и где возникла торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов». История аренды. История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки.
- класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей?
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Работа над различными типами текстов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Чужестранные пришельцы на подоконнике - что мы о них знаем. Почему надо беречь и охранять растения. Растения Красной книги. Грибы - удивительное царство. Грибы ядовитые и съедобные. Где растут лишайники, о чем они могут рассказать. Многообразие животных родного края. Какие рыбы встречаются в водоемах края. Аквариумные рыбы - что мы знаем о них. Почему лягушка - земноводное животное. Как дышит, чем питается лягушка. Почему надо охранять земноводных. Древние ящеры и современные ящерицы. Почему птицы - пернатые. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Охота в истории людей. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Что охраняют в заповедниках и заказниках Самарской области. Охранять природу - значит охранять здоровье.
Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
«Удивительный мир чисел».
История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца, запись знаменательных дат). Решение математических ребусов. Монеты в 1 р., 2 р., 5 р., 10 р, 1 к., 5 к.,10 к. Купюры в 10 р., 50 р. Размен монет и купюр. Оплата проезда.
«Мир занимательных задач».
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой
информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на
заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин).
Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные».
Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений.
Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике Роль правительства в экономике;
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки. Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт.
- класс Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей: Е.Велтистов
«Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев «Баранкин, будь человеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение. Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста. Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода. Уникальность воды. Почвы и их свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле.
Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета.
Бизнес – этикет. История профессий.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт. Экономические задачи на нахождение прибыли.
- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс
Стартовый уровень
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||
1 | Вводное занятие. Как хорошо уметь читать. Путешествие в школьную библиотеку. Практическое занятие. Как обернуть книгу. | 1 |
2 | Стихи А.Л. Барто. | 1 |
3 | Читательский дневник. В. Драгунский. Заколдованная буква. | 1 |
4 | Загадки обо всем на свете. Проект. Книжка-малышка для самых маленьких. | 1 |
5 | Времена года. Н. Сладков. Почему год круглый? В. Даль Старик- годовик. | 1 |
6 | В. Бианки. Рассказы о животных. Листопаднички. Приспособился. | 1 |
7 | Стихотворения о детях. С.Я. Маршак «Вам, дети, про все на свете» | 1 |
8 | Разговор про вежливость. | 1 |
9 | Рисунки по прочитанным книгам. Оформление выставки. | 1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||
1 | Природа. Мир, в котором мы живём. | 1 |
2 | Условия, в которых мы живём. | 1 |
3 | Кто и как живёт рядом с нами. | 1 |
4 | Кто и как живёт рядом с нами. | 1 |
5 | Мой дом. Моя семья. | 1 |
6 | Мой класс. | 1 |
7 | Наша одежда и обувь. | 1 |
8 | Вода и здоровье человека. | 1 |
Модуль «Основы математической грамотности» | ||
1 | Математика – это интересно. | 1 |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 |
3 | Путешествие точки. | 1 |
4 | Игры с кубиками Никитина. | 1 |
5 | Волшебная линейка. | 1 |
6 | ЛЕГО – конструкторы. | 1 |
7 | Задачки – смекалки. | 1 |
8 | Геометрические фигуры. | 1 |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | ||
1 | Что такое деньги и откуда они взялись. | 1 |
2 | Рассмотрим деньги поближе. | 1 |
3 | Какие деньги были раньше в России. | 1 |
4 | Какие деньги были раньше в России. | 1 |
5 | Защита от подделок. | 1 |
6 | Защита от подделок. | 1 |
7 | Откуда деньги в семье. | 1 |
8 | На что тратятся деньги. | 1 |
Итого |
|
2 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||
1 | Вводное занятие. Знакомство с «Читательским портфелем» | 1 |
2 | Рассказы о «зверенках» Е. И. Чарушина. Рассказ «Лесной котенок». Рассказ «Две мышки» | 1 |
3 | Творческая работа №1. Мини-рассказ «Пропущенные буквы» | 1 |
4 | Веселые рассказы о школьной жизни В.В. Голявкина | 1 |
5 | Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. | 1 |
6 | Сходство и различие текстов разных предметов. | 1 |
7 | Уточнение, выбор под тем проекта «Мои лучшие друзья – это книги!». Составление плана работы над проектом. Подготовка проекта. | 1 |
8 | Творческая работа «Твоё представление о настоящем читателе» | 1 |
9 | Защита творческих проектов «Мои лучшие друзья – это книги!» | 1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||
1 | Что такое экология? | 1 |
2 | Воздух и здоровье человека. | 1 |
3 | Зачем нужно беречь наши леса? | 1 |
4 | Как мы бережём природу. | 1 |
5 | Солнце, Луна, звёзды – источник света. | 1 |
6 | Солнце, Луна, звёзды – источник света. | 1 |
7 | Бытовые приборы в квартире. Правила пользования. | 1 |
8 | Проект «Природа в опасности!» | 1 |
Модуль «Основы математической грамотности» | ||
1 | Удивительный мир чисел. | 1 |
2 | Удивительный мир чисел. | 1 |
3 | Решение логических задач. | 1 |
4 | Решение логических задач. | 1 |
5 | Решение комбинаторных задач. | 1 |
6 | Решение комбинаторных задач. | 1 |
7 | Магические квадраты. | 1 |
8 | Числовые головоломки. | 1 |
9 | Математический калейдоскоп. | 1 |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | ||
1 | Потребности человека. | 1 |
2 | Значение труда в удовлетворении потребностей. | 1 |
3 | Когда и где возникла торговля. Какие бывают товары. | 1 |
4 | Как и где производятся товары. | 1 |
5 | Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле. | 1 |
6 | Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. | 1 |
7 | Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. | 1 |
8 | Защита денег от подделки. Банки. | 1 |
Итого: |
|
3 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||
1 | Определение основной темы в фольклорном произведении. Пословицы, поговорки как источник информации. | 1 |
2 | Сопоставление содержания текстов разговорного стиля. | 1 |
3 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 |
4 | Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? | 1 |
5 | Типы текстов: текст описание. | 1 |
6 | Типы текстов: текст повествование. | 1 |
7 | Типы текстов: текст рассуждение. | 1 |
8 | Работа со сплошным текстом. | 1 |
9 | Работа со сплошным текстом. | 1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||
1 | Мир вокруг. | 1 |
2 | Экология и мы. | 1 |
3 | Осень в лесу. | 1 |
4 | Живая природа. | 1 |
5 | Неживая природа. | 1 |
6 | Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. | 1 |
7 | Погода. Климат. | 1 |
8 | Растения рядом. Культурные растения. | 1 |
Модуль «Основы математической грамотности» | ||
1 | Математическая карусель. | 1 |
2 | Игра в магазин. | 1 |
3 | Секреты задач. | 1 |
4 | Числовые головоломки. | 1 |
5 | Удивительная снежинка. | 1 |
6 | Геометрия вокруг нас. | 1 |
7 | Плоские и кривые поверхности. | 1 |
8 | Тайны окружности. | 1 |
9 | Путешествие жука по геометрическим фигурам. | 1 |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | ||
1 | Что такое экономическое развитие. | 1 |
2 | Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. | 1 |
3 | Роль правительства в экономике. | 1 |
4 | Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. | 1 |
5 | История вкладов. Функции сберегательной книжки. | 1 |
6 | Что такое «налоги». Виды налогов. | 1 |
7 | Торговля между странами. | 1 |
8 | Ввоз и вывоз товаров. | 1 |
Итого: |
|
4 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
Модуль «Основы читательской грамотности» | ||
1 | Определение основной темы и главной мысли в произведении. | 1 |
2 | Определение авторской позиции в художественном тексте. | 1 |
3 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 1 |
4 | Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования. | 1 |
5 | Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение | 1 |
6 | Учебный текст как источник информации. | 1 |
7 | Составление плана на основе исходного текста. | 1 |
8 | Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при решении учебно-практических задач. | 1 |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 |
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» | ||
1 | Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций. | 1 |
2 | Воздух и его свойства. | 1 |
3 | Углекислый газ в природе и его значение | 1 |
4 | Вода. Уникальность воды. | 1 |
5 | Почвы и их свойства. | 1 |
6 | Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной породой и рудой. | 1 |
7 | Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. | 1 |
8 | Проведение рубежной аттестации. | 1 |
Модуль «Основы математической грамотности» | ||
1 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 |
2 | Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления. | 1 |
3 | Сюжетные задачи, решаемые с конца. | 1 |
4 | Задачи на взвешивание. | 1 |
5 | Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду. | 1 |
6 | Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на части и составление модели. | 1 |
7 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 |
8 | Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. | 1 |
9 | Проведение рубежной аттестации. | 1 |
Модуль «Основы финансовой грамотности» | ||
1 | Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. | 1 |
2 | Как разумно делать покупки. | 1 |
3 | Кто такие мошенники. | 1 |
4 | Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». | 1 |
5 | Реклама и качество товара. | 1 |
6 | Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. | 1 |
7 | Правила делового этикета. Бизнес – этикет. | 1 |
8 | Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. | 1 |
Итого: | 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"
Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...
Программа внеурочной деятельности «Путь к грамотности»
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность прог...
Программа внеурочной деятельности для 1 класса "Грамотный пешеход"
Программа внеурочной деятельности для 1 класса по формированию навыков безопасного поведения на дорогах....
Программа внеурочной деятельности "Грамотный читатель"
программа внеурочной деятельности для 3 класса, 18 занятий 1 раз в 2 недели...
Программа внеурочной деятельности " Грамотный читатель"
Программа внеурочной деятельности...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» 4 класс
Программа курса внеурочной деятельности для четвёртого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарт...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов
Рабочая программа внеурочной деятельности «Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению» для 3-4 классов разработана на основе методического пособия для общеобразовательных организаций А...