ПРОГРАММА ВД 2.2
рабочая программа
Предварительный просмотр:
БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
для 3 класса
Автор программы: Окунев Сергей Юрьевич,
студент ПНК 302 группы
Специальность Преподавание в начальных классах
Производственная практика ПП. Организация внеурочной работы
Тотьма, 2023
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Пояснительная записка.
Курс программы актуален, потому что связан с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Вологодской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Начинать экологическое воспитание нужно с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Цель курса внеурочной деятельности: создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, наука);
- формирование умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
– использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края, выделять их существенные признаки;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; следовать инструкциям;
– узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Вологодской области.
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
– использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Вологодской области;
– осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде родного края);
Личностные результаты:
– сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края; – осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
– сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
– сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи;
– сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.
Познавательные универсальные учебные действия:
– сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
– сформированность умения владеть рядом общих приёмов решения задач;
– сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями;
– сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации;
– сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя;
– сформированность умений проявлять уважительное отношение к собеседнику;
– сформированность корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
Формы аттестации в курсе внеурочной деятельности: мини-проект, творческая работа, выставка рисунков, составление памяток, коллажей, интеллект-карт.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
В программе внеурочной деятельности предусмотрены 4 раздела:
Экология. Вводное занятие (1 час). Законы экологии. Круговорот веществ в природе.
Раздел 1. Воздух – природное богатство (8 часов).
Роль воздуха в жизни растений и животных: дыхание, среда обитания, опыление, перенос плодов и семян. Роль воздуха в жизни человека. Растения–легкие нашей планеты. Загрязняющие воздух вещества. Бактерии и вирусы–источник инфекций. Эпидемии, передающиеся воздушнокапельным путем. Металлургическая промышленность Вологодская область. Источники загрязнения воздуха в Вологодской области. Сохранение чистоты воздуха: газовое оборудование, очистные фильтры. Особенности погодных явлений на территории Вологодской области: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Значение ветра в живой природе.
Раздел 2. Вода – природное богатство (6 часов).
Свойства и состояния воды. Свойства снега и льда и их экологическое значение. Вода — наиболее важная часть живых организмов, главный растворитель питательных веществ. Водоемы Вологодской области – источники питьевой воды. Водохранилища Вологодской области – Рыбинское и Шекснинское. Колодцы, скважины. Бытовая потеря воды. Коммунальные услуги. Способы очистки воды, фильтрация. Роль воды в формировании поверхности Вологодской области. Геологические особенности рельефа, сформированного водой: равнины и горы. Опоки – памятник природы Вологодской области. Водопады Вологодской области.
Раздел 3. Почва и подземные богатства (7 часов).
Причины скопления определенных полезных ископаемых Вологодской области и их особые свойства: песка и глины. Крупнейшие месторождения песчано-гравийных материалов: Абакановское, Березовское, Пришекснинское, Комеловское. Происхождение и свойства угля/торфа. Свойства известняка и мрамора. Биогенное происхождение известняков. Состав почвы. Плодородие почвы. Образование перегноя. Роль бактерий в образовании солей. Значение почвы в жизни растений и животных. Почва – главное богатство планеты. Роль живых организмов в образовании почвы. Почвы Вологодской области. Причины разрушения почвенного покрова. Охрана почв нашего края.
Раздел 4. Весна в природе (12 часов).
Весна в Вологодской области, г. Тотьма. Наблюдения за погодой. Изменение высоты солнца и продолжительности дня и ночи весной. Весенние явления в природе: потепление, таяние снега, проталины, ледоход, появление растений и насекомых. Особенности поведения перелетных птиц весной. Зависимость температуры воздуха от высоты солнца; влияние температуры на осадки, состояние водоемов и почвы. Влияние неживой природы на жизнь растений и животных ранней весной. Взаимосвязи в природе. Изменения в неживой природе, помогающие растениям пробуждаться от зимнего покоя. Оттаивание почвы, сокодвижение, набухание и раскрытие почек, развертывание листьев. Причины раннего цветения растений. Раннецветущие растения нашего края. Последовательность цветения. Последовательность появления насекомых весной. Последовательность возвращения птиц с южных районов. Объекты всемирного наследия. 11 января – День заповедников и национальных парков. Экологическая роль заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрариев. Дарвинский заповедник. Национальный парк «Русский Север». 19 апреля – День подснежника. 3 мая – День солнца.
Содержание программы включает в себя понятия: «фильтрация», «полезные ископаемые», «заповедник», «почва», «инфекция», «эпидемия», «водохранилище», «рельеф», «сокодвижение», «национальный парк».
В программе теоретическая и практическая часть реализуется поровну.
Теоретическая часть включает в себя: обсуждение, просмотр фрагментов мультсериала «Фиксики» и тематических видеороликов, беседу, прослушивание аудиозаписей.
Практическая часть включает в себя: составление мини – проектов, творческие задания, творческие работы, составление памяток, коллажей, интеллект-карт, участие в викторинах, игр по станциям.
В процессе освоения содержания программы учащиеся реализуют следующие виды деятельности: участие в раздельном сборе мусора, проектная деятельность, социальное творчество, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеороликов, творческие работы (рисование, коллаж), чтение рассказов, поисковое чтение, решение кроссвордов, беседы, проведение опытов, наблюдений; решение практических и экологических задач, рассматривание картин, составление синквейна, гербария; работа со словарём С.И. Ожегова, Красной книгой, в том числе Вологодской области; атласом-определителем, физической картой России.
Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Дата | Наименование раздела, темы | Кол-во час. | Соотношение теории и практики | Основные виды деятельности обучающихся | Особенности реализации | Форма аттестации |
2 нед. сент. | Введение. «Зачем изучать экологию?» | 1 ч | 0,5/0,5 | Понятие понятия «экология», как науке о связях живой и неживой природы. Нахождение ошибок совершенных школьниками в лесном сообществе (в тексте), обсуждение. Разговор о законах экологии. Круговорот веществ в природе. Решение кроссворда. | Интеллект - карта «Зачем изучать экологию?» | |
Раздел 1. Воздух – природное богатство (8 часов) | ||||||
3 нед. сент. | Экскурсия «Золотая осень» | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Правила поведения на природе. Самостоятельные и групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе. Беседа о разнообразии осенних красок. | Занятие проходит в парке. | Заполнение рабочих листов, групповые ответы. |
4 нед. сент. | Зачем нужен воздух? | 1 ч | 0,5/0,5 | Исследовательская работа, проведение опытов. Обсуждение «Какое значение имеет воздух для человека?». Видеоролик «Зачем нужен воздух?» | ||
1 нед. окт. | Почему воздух должен быть чистым? | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Выявление причин загрязняющих воздух. Повторение свойств воздуха. Групповая работа с текстами. Нахождение ответов на вопросы. Просмотр видеофильма. Составление правил здоровья. | ||
2 нед. окт. | Как помочь воздушной среде наших городов и сел | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеофильма. Выявление причин загрязняющих воздушную среду Вологодской области, в том числе г. Тотьмы. Составление коллажа «Защита воздуха». Решение экологических задач. | Коллаж «Защита воздуха». | |
3 нед. окт. | Что такое погода. | 1 ч | 0,5/0,5 | Решение практических задач. Поисковое чтение с элементами беседы. Составление синквейна. Отгадывание загадок. Работа со словарем. Чтение сказок о погоде. | Толковый словарь С.И. Ожегова | |
4 нед. окт. | Можно ли предсказать погоду | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с народными приметами. Рассуждение. Практическое задание, решение экологических задач. Беседа. | ||
2 нед. нояб. | Определяем скорость ветра | 1 ч | 0,5/0,5 | Проведение опытов. Просмотр видеофильма. Имитационная игра «Дерево». Знакомство с оборудованием, находящимся на метеостанции и помогающим определять показатели скорости ветра. Изготовление ветряной вертушки. | Изготовление ветряной вертушки. | |
3 нед. нояб. | Экскурсия «Глубокая осень» | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Правила поведения на природе. Самостоятельные и групповые наблюдения изменений в природе спустя месяц. | Занятие проходит в парке. | Заполнение рабочих листов. |
Раздел 2. Вода – природное богатство (6 часов) | ||||||
4 нед. нояб. | Вода - удивительное вещество природы | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с агрегатными состояниями воды. Проведение опытов, наблюдений, выделение свойств. Просмотр фрагмента мультсериала «Фиксики». | Лабораторное оборудование (стаканы, вода, ложки/палочки для размешивания, сахар/соль, краситель, кусочки льда, электрический чайник). | |
5 нед. нояб. | Какая вода нужна человеку? | 1 ч | 0,5/0,5 | Выбор утверждений. Просмотр видеосюжета. Решение практических задач. | Использование глобуса/карты мира. | |
2 нед. дек. | Питьевая вода | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеосюжета. Знакомство со способами очистки воды (фильтрование). Проведение опытов. | Лабораторное оборудование (марля/салфетки, вода, песок/земля, воронка, стаканы/бутылки). | |
3 нед. дек. | Экономия питьевой воды | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Прослушивание стихотворения «Вы слыхали о воде?». Решение практических задач. Мини-проект «Как экономить питьевую воду?». | Мини-проект «Как экономить питьевую воду?». | |
4 нед. дек. | Как вода формировала уникальную поверхность Вологодской области | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с малыми и большими водными ресурсами Вологодчины. Заполнение «Исследовательского дневника». Просмотр видеосюжета. | «Исследовательский дневник» | |
5 нед. дек. | Проект «Вода – природное богатство» | 1 ч | 0,5/0,5 | Обобщение информации. Оформление проекта «Вода – природное богатство» (групповая работа). | Проект «Вода - природное богатство». | |
Раздел 3. Почва и подземные богатства (7 часов) | ||||||
3 нед. янв. | 11 января – День заповедников и национальных парков. | 1 ч | 0,5/0,5 | Работа со словарём. Рассмотрение самых известных и значимых заповедников страны, Вологодской области. Просмотр видеофильма. Викторина «Знатоки природы» (по содержанию темы). | Толковый словарь С.И. Ожегова. | |
4 нед. янв. | Что такое почва | 1 ч | 0,5/0,5 | Проведение опытов, наблюдения. Составление схемы «Состав почвы». | ||
5 нед. янв. | Роль почвы в природе | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение. Просмотр видеосюжета. Беседа о роли почвы в природе. Решение практических, экологических задач. | ||
1 нед. фев. | Подземные богатства | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Знакомство с полезными ископаемыми. Работа с атласами-определителями. Знакомство с минералами (глубокое рассмотрение мела и соли). Проведение опытов. Рассмотрение способов добычи минералов. | Атласы-определители. Минералы (мел, соль). | |
2 нед. фев. | Важнейшие минералы Вологодской области | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с минералами, располагающимися и добывающимися в нашей области (торф, глина, марганец, аметист). Заполнение исследовательских листов. | Минералы (торф, глина, марганец, аметист). | |
3 нед. фев. | Тайны запасов угля | 1 ч | 0,5/0,5 | Работа с физической картой России. Практическая работа «Свойства угля». | Физическая карта России. | |
4 нед. фев. | Как беречь почву | 1 ч | 0,5/0,5 | Выявление причин разрушающих почву. Просмотр видеоролика. Время разложения предметов. Творческая работа «Берегите почву!»
| Творческая работа «Берегите почву!». | |
Раздел 4. Весна в природе (12 часов) | ||||||
5 нед. фев. | Экскурсия «Ранняя весна» | 1 ч | 0,5/0,5 | Правила поведения весной, беседа «Опасности весеннего льда». Наблюдение «Изменения в природе весной» (растения, животные). Сбор мусора на пришкольной территории совместно со взрослым. | Занятие проходит на пришкольной территории. | |
2 нед. марта | Изменения в природе весной | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеоролика. Работа с карточками (изменения в жизни растений, животных весной). Составление вывода об изменениях в природе с приходом весны. | ||
3 нед. марта | Весенние явления в неживой природе | 1 ч | 0,5/0,5 | Прослушивание аудиозаписи «Времена года», П.И. Чайковский. Работа в группах (приметы весны, старинные названия весенних месяцев). Рассматривание картин известных художников. | ||
4 нед. марта | 1 апреля - «Международный день птиц» | 1 ч | 0,5/0,5 | Чтение стихотворений о птицах. Просмотр презентации «Необычные и удивительные птицы». Игра «В мире птиц» (по командам). | ||
5 нед. марта | Весенние наблюдения за жизнью растений | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение за жизнью растений, погодой и почвой весной. Просмотр видеоролика. Нахождение ответов на вопросы (работа в парах). Работа с атласом-определителем. | Атлас-определитель. | |
2 нед. апр. | Травянистые растения зацветающие первыми | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр презентации «Первоцветы». Работа с Красной книгой, в том числе Вологодской области. Поисковое чтение. Составление синквейна. Отгадывание загадок. Составление гербария. | ||
3 нед. апр. | 19 апреля – день подснежника | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Работа с Красной книгой. Рассматривание иллюстраций подснежника. Беседа о происхождении праздника. Творческая работа «Подснежник», выставка рисунков. | Использование Красной книги. | Выставка рисунков. |
4 нед. апр. | Экскурсия «Зеленая весна» | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение за признаками погоды, растениями, птицами. Заполнение рабочих листов. Составление вывода. | Занятие проводится на пришкольной территории. | |
5 нед. апр. | Где «зимовали» насекомые | 1 ч | 0,5/0,5 | Беседа с просмотром презентации о насекомых. Сообщения детей о насекомых. Работа в парах. Способы зимовки насекомых. Тест «Как зимуют насекомые». | ||
2 нед. мая | 3 мая – День солнца | 1 ч | 0,5/0,5 | Беседа о солнце, интересные факты. Музыкальная игра «Поймай солнечного зайчика». Творческая работа. Выставка рисунков. | Выставка рисунков. | |
3 нед. мая | Когда прилетают перелетные птицы | 1 ч | 0,5/0,5 | Рассматривание иллюстраций перелетных птиц. Беседа о зимующих и перелетных птицах. Чтение рассказа о птицах. Отгадывание загадок. | ||
4 нед. мая | Игра по станциям «Знатоки экологии» | 1 ч | 0/1 | Игра по станциям «Знатоки экологии», работа в командах. Обобщение знаний за весь курс кружка. |
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение
Учебная литература для учителя
1. Абрамова Н.М. «Вкус Солнца: сказки, рассказы: для детей среднего школьного возраста». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 31.
2. Авдошенко Н.Д. «Полезные ископаемые Вологодской области и их хозяйственное использование»; М-во просвещения РСФСР. ВГПИ. - Вологда, 1969. – С. 39.
3. Афонькин С.Ю. «Заповедники России»; изд.: Балтийская книжная компания, 2020. – С. 96.
4. Визаулин А. «Энциклопедия. Полезные ископаемые»; изд.: «Проф-Пресс», 2020. – С.96.
5. Волцит П.М. «Куда летят перелетные птицы?»; изд.: Аванта, 2023. – С. 48.
6. Воробьев Г.А. «Природа Вологодской области» - Вологда: Вологжанин, 2007. – С.434.
7. Воробьев Г.А. «Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области»: ВГПИ и др. – Вологда: Русь: Полиграфист, 1993. – С.254.
8. Жиренко О.Е. «Русские народные приметы. Начальная школа»; изд.: Вако, 2021. – С. 80.
9. Красная книга Вологодской области.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь.
11. «Озёрные ресурсы Вологодской области» – Вологда: ВГПИ, 1981. – С.152.
12. Остапенко И.А. «Загадки о птицах»; изд.: «Флер», 2012. – С.31.
13. Петров В.В. «Весна в жизни леса». – М.: Наука, 1981. – С. 144.
14. Плешаков А.А. «Зеленые страницы»; изд.: Просвещение, 2023. – С.223.
#1056;адченко Н.М. и др. «Заповедные территории Вологодчины: Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, Национальный парк «Русский Север» - Вологда: ИЦ ВИРО, 2008. – С.153.
16. Риха С. «Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые»; изд.: Питер, 2020. – С. 32.
17. Рыжов А. «Седьмая книга стихотворений»
18. Рыжов Н.А. «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники», М.: «Линка-Пресс», 2002. – С.90.
19. Тятте А.Н. «Экология для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях»; изд.: Феникс, 2020. – С. 12.
20. Шабутдинова Л. «Как маленькому человеку помочь большой планете»; М.: МИФ, 2021. - С.96.
Интернет-ресурсы:
1. Кущева М.В. «Изделие ветряная вертушка», []
2. «Сказки о явлениях в природе детям», []
3. Мигера Е.В. «Подборка стихов о птицах», []
Учебная литература для учащихся:
1. Абрамова Н.М. «Вкус Солнца: сказки, рассказы: для детей среднего школьного возраста». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 31.
2. Волцит П.М. «Куда летят перелетные птицы?»; изд.: Аванта, 2023. – С. 48.
3. Остапенко И.А. «Загадки о птицах»; изд.: «Флер», 2012. – С.31.
4. Плешаков А.А. «Зеленые страницы»; изд.: Просвещение, 2023. – С.223.
5. Риха С. «Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые»; изд.: Питер, 2020. – С. 32.
6. Тятте А.Н. «Экология для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях»; изд.: Феникс, 2020. – С. 12.
В ходе реализации программы понадобится:
- оборудование:
- цветные карандаши,
- фломастеры,
- лабораторное оборудование (стаканы, вода, ложки/палочки для размешивания, сахар/соль, краситель, кусочки льда, электрический чайник, марля/салфетки, вода, песок/земля, воронка, стаканы/бутылки),
- экземпляры минералов (мел, соль, торф, глина, марганец, аметист),
- клей-карандаш/ПВА,
- планшетки,
- телевизор,
- ноутбук/компьютер,
- проектор,
- магниты,
- цветная бумага/картон;
- информационные материалы:
- атласы-определители («От земли до неба»), физическая карта России,
- аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года»,
- Толковый словарь С.И. Ожегова,
- презентации «Необычные и удивительные птицы», «Первоцветы», «О насекомых»;
- фрагмент мультсериала «Фиксики» (серия «Вода»), [];
- видеоролик и видеосюжеты:
«Зачем нужен воздух?», [];
«Вода и её охрана» (5:36-6:30 – опыт «Фильтрование»), [];
«Явления природы, которые могут предоставлять опасность для человека» (10:50 – 13:25 – «Смерч»), [];
«Топ 5 - Заповедники России», [];
«Дарвинский природный биосферный заповедник», [];
- иллюстрация «Агрегатные состояния вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...