ПРОГРАММА ВД 2.2
рабочая программа
Предварительный просмотр:
БПОУ ВО «Тотемский политехнический колледж»
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
внеурочной деятельности «Мир вокруг нас»
для 3 класса
Автор программы: Окунев Сергей Юрьевич,
студент ПНК 302 группы
Специальность Преподавание в начальных классах
Производственная практика ПП. Организация внеурочной работы
Тотьма, 2023
Раздел 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Пояснительная записка.
Курс программы актуален, потому что связан с мировоззренческим характером экологических знаний, что необходимо для выработки активной жизненной позиции подрастающего поколения в деле осознанного сохранения природы. Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой. Знание учащимися особенностей протекания экологических процессов в условиях Вологодской области будет способствовать их воспитанию как рациональных природопользователей, служить целям экологического просвещения и культуры. Начинать экологическое воспитание нужно с дошкольного и младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружаемому его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за осуществление самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.
Цель курса внеурочной деятельности: создание условий для формирования ценностного отношения младших школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры.
Задачи курса внеурочной деятельности:
- развитие у младших школьников эколого-эстетического восприятия окружающего мира;
- формирование представлений об окружающем мире как целостной экологической системе;
- развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
- развитие представлений о различных способах (формах) познания природы (искусство, наука);
- формирование умений, связанных с выполнением учебного исследования; вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
– обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, в том числе с учётом региональной специфики;
– использовать взаимосвязи в живой природе для объяснения необходимости бережного отношения к природе родного края;
– понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения в окружающей среде родного края;
– описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы родного края, выделять их существенные признаки;
– проводить несложные наблюдения в окружающей среде родного края и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование; следовать инструкциям;
– узнавать, называть изученные объекты живой и неживой природы Вологодской области.
– использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях);
– использовать различные справочные издания для поиска информации, в том числе по Вологодской области;
– осознавать ценность природы родного края и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде родного края);
Личностные результаты:
– сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края; – осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
– владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
– сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни;
– наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия
– сформированность умения в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале;
– сформированность умения учитывать установленные учителем правила в планировании способа решения задачи;
– сформированность умения в сотрудничестве с учителем осуществлять прогнозирование как предвидения будущих событий.
Познавательные универсальные учебные действия:
– сформированность умения осуществлять поиск и выделять необходимую информацию для выполнения учебных заданий под руководством учителя;
– сформированность умения владеть рядом общих приёмов решения задач;
– сформированность умения выполнять учебный проект по заданию и под руководством учителя в соответствии с требованиями;
– сформированность умения представлять продукт учебного проекта в форме устной презентации;
– сформированность умения формулировать собственное мнение по поводу выполненного учебного проекта.
Коммуникативные универсальные учебные действия
– сформированность умений учитывать разные мнения и стремления к координации различных позиций в сотрудничестве под руководством учителя;
– сформированность умений проявлять уважительное отношение к собеседнику;
– сформированность корректно и аргументированно высказывать свое мнение;
Формы аттестации в курсе внеурочной деятельности: мини-проект, творческая работа, выставка рисунков, составление памяток, коллажей, интеллект-карт.
Раздел 2. Содержание курса внеурочной деятельности
В программе внеурочной деятельности предусмотрены 4 раздела:
Экология. Вводное занятие (1 час). Законы экологии. Круговорот веществ в природе.
Раздел 1. Воздух – природное богатство (8 часов).
Роль воздуха в жизни растений и животных: дыхание, среда обитания, опыление, перенос плодов и семян. Роль воздуха в жизни человека. Растения–легкие нашей планеты. Загрязняющие воздух вещества. Бактерии и вирусы–источник инфекций. Эпидемии, передающиеся воздушнокапельным путем. Металлургическая промышленность Вологодская область. Источники загрязнения воздуха в Вологодской области. Сохранение чистоты воздуха: газовое оборудование, очистные фильтры. Особенности погодных явлений на территории Вологодской области: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Значение ветра в живой природе.
Раздел 2. Вода – природное богатство (6 часов).
Свойства и состояния воды. Свойства снега и льда и их экологическое значение. Вода — наиболее важная часть живых организмов, главный растворитель питательных веществ. Водоемы Вологодской области – источники питьевой воды. Водохранилища Вологодской области – Рыбинское и Шекснинское. Колодцы, скважины. Бытовая потеря воды. Коммунальные услуги. Способы очистки воды, фильтрация. Роль воды в формировании поверхности Вологодской области. Геологические особенности рельефа, сформированного водой: равнины и горы. Опоки – памятник природы Вологодской области. Водопады Вологодской области.
Раздел 3. Почва и подземные богатства (7 часов).
Причины скопления определенных полезных ископаемых Вологодской области и их особые свойства: песка и глины. Крупнейшие месторождения песчано-гравийных материалов: Абакановское, Березовское, Пришекснинское, Комеловское. Происхождение и свойства угля/торфа. Свойства известняка и мрамора. Биогенное происхождение известняков. Состав почвы. Плодородие почвы. Образование перегноя. Роль бактерий в образовании солей. Значение почвы в жизни растений и животных. Почва – главное богатство планеты. Роль живых организмов в образовании почвы. Почвы Вологодской области. Причины разрушения почвенного покрова. Охрана почв нашего края.
Раздел 4. Весна в природе (12 часов).
Весна в Вологодской области, г. Тотьма. Наблюдения за погодой. Изменение высоты солнца и продолжительности дня и ночи весной. Весенние явления в природе: потепление, таяние снега, проталины, ледоход, появление растений и насекомых. Особенности поведения перелетных птиц весной. Зависимость температуры воздуха от высоты солнца; влияние температуры на осадки, состояние водоемов и почвы. Влияние неживой природы на жизнь растений и животных ранней весной. Взаимосвязи в природе. Изменения в неживой природе, помогающие растениям пробуждаться от зимнего покоя. Оттаивание почвы, сокодвижение, набухание и раскрытие почек, развертывание листьев. Причины раннего цветения растений. Раннецветущие растения нашего края. Последовательность цветения. Последовательность появления насекомых весной. Последовательность возвращения птиц с южных районов. Объекты всемирного наследия. 11 января – День заповедников и национальных парков. Экологическая роль заповедников, национальных парков, ботанических садов, дендрариев. Дарвинский заповедник. Национальный парк «Русский Север». 19 апреля – День подснежника. 3 мая – День солнца.
Содержание программы включает в себя понятия: «фильтрация», «полезные ископаемые», «заповедник», «почва», «инфекция», «эпидемия», «водохранилище», «рельеф», «сокодвижение», «национальный парк».
В программе теоретическая и практическая часть реализуется поровну.
Теоретическая часть включает в себя: обсуждение, просмотр фрагментов мультсериала «Фиксики» и тематических видеороликов, беседу, прослушивание аудиозаписей.
Практическая часть включает в себя: составление мини – проектов, творческие задания, творческие работы, составление памяток, коллажей, интеллект-карт, участие в викторинах, игр по станциям.
В процессе освоения содержания программы учащиеся реализуют следующие виды деятельности: участие в раздельном сборе мусора, проектная деятельность, социальное творчество, прослушивание аудиозаписей, просмотр видеороликов, творческие работы (рисование, коллаж), чтение рассказов, поисковое чтение, решение кроссвордов, беседы, проведение опытов, наблюдений; решение практических и экологических задач, рассматривание картин, составление синквейна, гербария; работа со словарём С.И. Ожегова, Красной книгой, в том числе Вологодской области; атласом-определителем, физической картой России.
Раздел 3. Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
Дата | Наименование раздела, темы | Кол-во час. | Соотношение теории и практики | Основные виды деятельности обучающихся | Особенности реализации | Форма аттестации |
2 нед. сент. | Введение. «Зачем изучать экологию?» | 1 ч | 0,5/0,5 | Понятие понятия «экология», как науке о связях живой и неживой природы. Нахождение ошибок совершенных школьниками в лесном сообществе (в тексте), обсуждение. Разговор о законах экологии. Круговорот веществ в природе. Решение кроссворда. | Интеллект - карта «Зачем изучать экологию?» | |
Раздел 1. Воздух – природное богатство (8 часов) | ||||||
3 нед. сент. | Экскурсия «Золотая осень» | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Правила поведения на природе. Самостоятельные и групповые наблюдения признаков наступления осени в живой и неживой природе. Беседа о разнообразии осенних красок. | Занятие проходит в парке. | Заполнение рабочих листов, групповые ответы. |
4 нед. сент. | Зачем нужен воздух? | 1 ч | 0,5/0,5 | Исследовательская работа, проведение опытов. Обсуждение «Какое значение имеет воздух для человека?». Видеоролик «Зачем нужен воздух?» | ||
1 нед. окт. | Почему воздух должен быть чистым? | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Выявление причин загрязняющих воздух. Повторение свойств воздуха. Групповая работа с текстами. Нахождение ответов на вопросы. Просмотр видеофильма. Составление правил здоровья. | ||
2 нед. окт. | Как помочь воздушной среде наших городов и сел | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеофильма. Выявление причин загрязняющих воздушную среду Вологодской области, в том числе г. Тотьмы. Составление коллажа «Защита воздуха». Решение экологических задач. | Коллаж «Защита воздуха». | |
3 нед. окт. | Что такое погода. | 1 ч | 0,5/0,5 | Решение практических задач. Поисковое чтение с элементами беседы. Составление синквейна. Отгадывание загадок. Работа со словарем. Чтение сказок о погоде. | Толковый словарь С.И. Ожегова | |
4 нед. окт. | Можно ли предсказать погоду | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с народными приметами. Рассуждение. Практическое задание, решение экологических задач. Беседа. | ||
2 нед. нояб. | Определяем скорость ветра | 1 ч | 0,5/0,5 | Проведение опытов. Просмотр видеофильма. Имитационная игра «Дерево». Знакомство с оборудованием, находящимся на метеостанции и помогающим определять показатели скорости ветра. Изготовление ветряной вертушки. | Изготовление ветряной вертушки. | |
3 нед. нояб. | Экскурсия «Глубокая осень» | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Правила поведения на природе. Самостоятельные и групповые наблюдения изменений в природе спустя месяц. | Занятие проходит в парке. | Заполнение рабочих листов. |
Раздел 2. Вода – природное богатство (6 часов) | ||||||
4 нед. нояб. | Вода - удивительное вещество природы | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с агрегатными состояниями воды. Проведение опытов, наблюдений, выделение свойств. Просмотр фрагмента мультсериала «Фиксики». | Лабораторное оборудование (стаканы, вода, ложки/палочки для размешивания, сахар/соль, краситель, кусочки льда, электрический чайник). | |
5 нед. нояб. | Какая вода нужна человеку? | 1 ч | 0,5/0,5 | Выбор утверждений. Просмотр видеосюжета. Решение практических задач. | Использование глобуса/карты мира. | |
2 нед. дек. | Питьевая вода | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеосюжета. Знакомство со способами очистки воды (фильтрование). Проведение опытов. | Лабораторное оборудование (марля/салфетки, вода, песок/земля, воронка, стаканы/бутылки). | |
3 нед. дек. | Экономия питьевой воды | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Прослушивание стихотворения «Вы слыхали о воде?». Решение практических задач. Мини-проект «Как экономить питьевую воду?». | Мини-проект «Как экономить питьевую воду?». | |
4 нед. дек. | Как вода формировала уникальную поверхность Вологодской области | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с малыми и большими водными ресурсами Вологодчины. Заполнение «Исследовательского дневника». Просмотр видеосюжета. | «Исследовательский дневник» | |
5 нед. дек. | Проект «Вода – природное богатство» | 1 ч | 0,5/0,5 | Обобщение информации. Оформление проекта «Вода – природное богатство» (групповая работа). | Проект «Вода - природное богатство». | |
Раздел 3. Почва и подземные богатства (7 часов) | ||||||
3 нед. янв. | 11 января – День заповедников и национальных парков. | 1 ч | 0,5/0,5 | Работа со словарём. Рассмотрение самых известных и значимых заповедников страны, Вологодской области. Просмотр видеофильма. Викторина «Знатоки природы» (по содержанию темы). | Толковый словарь С.И. Ожегова. | |
4 нед. янв. | Что такое почва | 1 ч | 0,5/0,5 | Проведение опытов, наблюдения. Составление схемы «Состав почвы». | ||
5 нед. янв. | Роль почвы в природе | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение. Просмотр видеосюжета. Беседа о роли почвы в природе. Решение практических, экологических задач. | ||
1 нед. фев. | Подземные богатства | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Знакомство с полезными ископаемыми. Работа с атласами-определителями. Знакомство с минералами (глубокое рассмотрение мела и соли). Проведение опытов. Рассмотрение способов добычи минералов. | Атласы-определители. Минералы (мел, соль). | |
2 нед. фев. | Важнейшие минералы Вологодской области | 1 ч | 0,5/0,5 | Знакомство с минералами, располагающимися и добывающимися в нашей области (торф, глина, марганец, аметист). Заполнение исследовательских листов. | Минералы (торф, глина, марганец, аметист). | |
3 нед. фев. | Тайны запасов угля | 1 ч | 0,5/0,5 | Работа с физической картой России. Практическая работа «Свойства угля». | Физическая карта России. | |
4 нед. фев. | Как беречь почву | 1 ч | 0,5/0,5 | Выявление причин разрушающих почву. Просмотр видеоролика. Время разложения предметов. Творческая работа «Берегите почву!»
| Творческая работа «Берегите почву!». | |
Раздел 4. Весна в природе (12 часов) | ||||||
5 нед. фев. | Экскурсия «Ранняя весна» | 1 ч | 0,5/0,5 | Правила поведения весной, беседа «Опасности весеннего льда». Наблюдение «Изменения в природе весной» (растения, животные). Сбор мусора на пришкольной территории совместно со взрослым. | Занятие проходит на пришкольной территории. | |
2 нед. марта | Изменения в природе весной | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр видеоролика. Работа с карточками (изменения в жизни растений, животных весной). Составление вывода об изменениях в природе с приходом весны. | ||
3 нед. марта | Весенние явления в неживой природе | 1 ч | 0,5/0,5 | Прослушивание аудиозаписи «Времена года», П.И. Чайковский. Работа в группах (приметы весны, старинные названия весенних месяцев). Рассматривание картин известных художников. | ||
4 нед. марта | 1 апреля - «Международный день птиц» | 1 ч | 0,5/0,5 | Чтение стихотворений о птицах. Просмотр презентации «Необычные и удивительные птицы». Игра «В мире птиц» (по командам). | ||
5 нед. марта | Весенние наблюдения за жизнью растений | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение за жизнью растений, погодой и почвой весной. Просмотр видеоролика. Нахождение ответов на вопросы (работа в парах). Работа с атласом-определителем. | Атлас-определитель. | |
2 нед. апр. | Травянистые растения зацветающие первыми | 1 ч | 0,5/0,5 | Просмотр презентации «Первоцветы». Работа с Красной книгой, в том числе Вологодской области. Поисковое чтение. Составление синквейна. Отгадывание загадок. Составление гербария. | ||
3 нед. апр. | 19 апреля – день подснежника | 1 ч | 0,5/0,5 | Отгадывание загадок. Работа с Красной книгой. Рассматривание иллюстраций подснежника. Беседа о происхождении праздника. Творческая работа «Подснежник», выставка рисунков. | Использование Красной книги. | Выставка рисунков. |
4 нед. апр. | Экскурсия «Зеленая весна» | 1 ч | 0,5/0,5 | Наблюдение за признаками погоды, растениями, птицами. Заполнение рабочих листов. Составление вывода. | Занятие проводится на пришкольной территории. | |
5 нед. апр. | Где «зимовали» насекомые | 1 ч | 0,5/0,5 | Беседа с просмотром презентации о насекомых. Сообщения детей о насекомых. Работа в парах. Способы зимовки насекомых. Тест «Как зимуют насекомые». | ||
2 нед. мая | 3 мая – День солнца | 1 ч | 0,5/0,5 | Беседа о солнце, интересные факты. Музыкальная игра «Поймай солнечного зайчика». Творческая работа. Выставка рисунков. | Выставка рисунков. | |
3 нед. мая | Когда прилетают перелетные птицы | 1 ч | 0,5/0,5 | Рассматривание иллюстраций перелетных птиц. Беседа о зимующих и перелетных птицах. Чтение рассказа о птицах. Отгадывание загадок. | ||
4 нед. мая | Игра по станциям «Знатоки экологии» | 1 ч | 0/1 | Игра по станциям «Знатоки экологии», работа в командах. Обобщение знаний за весь курс кружка. |
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение
Учебная литература для учителя
1. Абрамова Н.М. «Вкус Солнца: сказки, рассказы: для детей среднего школьного возраста». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 31.
2. Авдошенко Н.Д. «Полезные ископаемые Вологодской области и их хозяйственное использование»; М-во просвещения РСФСР. ВГПИ. - Вологда, 1969. – С. 39.
3. Афонькин С.Ю. «Заповедники России»; изд.: Балтийская книжная компания, 2020. – С. 96.
4. Визаулин А. «Энциклопедия. Полезные ископаемые»; изд.: «Проф-Пресс», 2020. – С.96.
5. Волцит П.М. «Куда летят перелетные птицы?»; изд.: Аванта, 2023. – С. 48.
6. Воробьев Г.А. «Природа Вологодской области» - Вологда: Вологжанин, 2007. – С.434.
7. Воробьев Г.А. «Особо охраняемые природные территории, растения и животные Вологодской области»: ВГПИ и др. – Вологда: Русь: Полиграфист, 1993. – С.254.
8. Жиренко О.Е. «Русские народные приметы. Начальная школа»; изд.: Вако, 2021. – С. 80.
9. Красная книга Вологодской области.
10. Ожегов С.И. Толковый словарь.
11. «Озёрные ресурсы Вологодской области» – Вологда: ВГПИ, 1981. – С.152.
12. Остапенко И.А. «Загадки о птицах»; изд.: «Флер», 2012. – С.31.
13. Петров В.В. «Весна в жизни леса». – М.: Наука, 1981. – С. 144.
14. Плешаков А.А. «Зеленые страницы»; изд.: Просвещение, 2023. – С.223.
#1056;адченко Н.М. и др. «Заповедные территории Вологодчины: Дарвинский государственный природный биосферный заповедник, Национальный парк «Русский Север» - Вологда: ИЦ ВИРО, 2008. – С.153.
16. Риха С. «Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые»; изд.: Питер, 2020. – С. 32.
17. Рыжов А. «Седьмая книга стихотворений»
18. Рыжов Н.А. «Не просто сказки: Экологические рассказы, сказки и праздники», М.: «Линка-Пресс», 2002. – С.90.
19. Тятте А.Н. «Экология для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях»; изд.: Феникс, 2020. – С. 12.
20. Шабутдинова Л. «Как маленькому человеку помочь большой планете»; М.: МИФ, 2021. - С.96.
Интернет-ресурсы:
1. Кущева М.В. «Изделие ветряная вертушка», []
2. «Сказки о явлениях в природе детям», []
3. Мигера Е.В. «Подборка стихов о птицах», []
Учебная литература для учащихся:
1. Абрамова Н.М. «Вкус Солнца: сказки, рассказы: для детей среднего школьного возраста». – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2018. – С. 31.
2. Волцит П.М. «Куда летят перелетные птицы?»; изд.: Аванта, 2023. – С. 48.
3. Остапенко И.А. «Загадки о птицах»; изд.: «Флер», 2012. – С.31.
4. Плешаков А.А. «Зеленые страницы»; изд.: Просвещение, 2023. – С.223.
5. Риха С. «Сладких снов до весны! Как зимуют животные и насекомые»; изд.: Питер, 2020. – С. 32.
6. Тятте А.Н. «Экология для детей. 10 простых шагов в фактах и заданиях»; изд.: Феникс, 2020. – С. 12.
В ходе реализации программы понадобится:
- оборудование:
- цветные карандаши,
- фломастеры,
- лабораторное оборудование (стаканы, вода, ложки/палочки для размешивания, сахар/соль, краситель, кусочки льда, электрический чайник, марля/салфетки, вода, песок/земля, воронка, стаканы/бутылки),
- экземпляры минералов (мел, соль, торф, глина, марганец, аметист),
- клей-карандаш/ПВА,
- планшетки,
- телевизор,
- ноутбук/компьютер,
- проектор,
- магниты,
- цветная бумага/картон;
- информационные материалы:
- атласы-определители («От земли до неба»), физическая карта России,
- аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года»,
- Толковый словарь С.И. Ожегова,
- презентации «Необычные и удивительные птицы», «Первоцветы», «О насекомых»;
- фрагмент мультсериала «Фиксики» (серия «Вода»), [];
- видеоролик и видеосюжеты:
«Зачем нужен воздух?», [];
«Вода и её охрана» (5:36-6:30 – опыт «Фильтрование»), [];
«Явления природы, которые могут предоставлять опасность для человека» (10:50 – 13:25 – «Смерч»), [];
«Топ 5 - Заповедники России», [];
«Дарвинский природный биосферный заповедник», [];
- иллюстрация «Агрегатные состояния вода».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/16/picture-243291-1366092365.jpg)
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/15/picture-280887-1637006972.jpg)
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/30/picture-321389-1383135283.jpg)
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/19/picture-458868-1403186039.jpg)
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...