Организация работы с высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы
учебно-методический материал

Моя  работа с высокомотивированными детьми заключается в том, чтобы  поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Высокомотивированные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Таких детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Волковичская основная школа»

Организация работы
с высокомотивированными детьми
во внеурочное время
как одно из приоритетных направлений современной школы  

Федорова Наталья Анатольевна

Учитель начальных классов

2024 год.

Свое выступление хочу начать со слов французского писателя  
Антуана де Сент-Экзюпери:

                   «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться.      

                           Пробудить в человеке истинно человеческие начала,
                    любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть, красоту земли            

                                                      призван, прежде всего, учитель».

Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка, как для отдельной личности, но и для общества в целом. Одарённые, талантливые дети – это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.

Моя  работа с высокомотивированными детьми заключается в том, чтобы  поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Высокомотивированные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Таких детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации.

Выявлять  способных детей  начинаю  с момента поступления ребенка в школу. Для этого вовлекаю ребят в различные интеллектуальные, творческие, спортивные мероприятия, которые  позволяют вовремя выявить мотивированных  детей и спланировать дальнейшую работу по развитию этих способностей.

Внеурочную деятельность планирую таким образом, чтобы обучающиеся  могли  проявить свои возможности в самых разных сферах.

Задатки и способности детей могут тихо дремать до поры до времени, могут не раскрыться вовсе без поддержки и поощрения со стороны учителя и родителя. Понять такого ребёнка, по достоинству оценить его индивидуальность, положительно воспринять его и развивать лучшее в нём – наша задача.

Для развития интеллектуальных способностей я провожу внеурочные занятия по математике, русскому языку и окружающему миру. На этих занятиях использую различные формы и методы, способствующие развитию интеллекта и исследовательских умений учащихся, создаю условия для успешного усвоения учащимися учебных программ, развиваю их индивидуальные способности .

Большое внимание уделяю работе к подготовке детей к олимпиадам и конкурсам. Они позволяют школьнику познать себя, дают возможность  утвердиться в собственных глазах. Ученики активно участвуют во Всероссийских интеллектуальных играх-конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру», «ЧИП», онлайн – олимпиадах,  где показывают хорошие результаты.

Хочется отметить, что участие в конкурсе принимают все желающие, независимо от уровня развития. Это дает школьникам возможность поверить в свои силы и раскрыть собственный потенциал. С каждым годом количество желающих проверить свои способности заметно увеличивается.

Выявление творческих способностей начинается в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления.

Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности, я использую идею сотрудничества. Эта идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность.  

В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся широко применяю метод  проекта, что является хорошим стимулом для младшего школьника к самостоятельной  поисково-творческой деятельности. Ребята учатся создавать индивидуальные и групповые проекты. Занятие проектной деятельностью активизирует познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки самостоятельной работы: умение выявлять и формулировать проблему, находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения поставленных задач. Проект развивает у ребят «командный дух», коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной уверенности каждого участника. Публично представить и защитить

свой проект учащиеся могут на уроках, на занятиях внеурочной деятельности, а так же участвуя в различных конкурсах.

Внеурочная работа по развитию творческих способностей детей включает в себя такие муниципальные мероприятия как фестиваль детского творчества «Радуга», конкурс литературно-художественного творчества «Душа по капле собирает свет», а так же международный конкурс детского творчества «Красота Божьего мира», в которых мои  ученики ежегодно принимают участие.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения танцевальное искусство занимает особое место.

 На протяжении 9-ти лет я провожу занятия танцевального кружка «Волшебный мир танца». Ребята, которые окончили начальную школу, продолжают посещать мои занятия и проявлять интерес к развитию танцевального искусства.

Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие. Это позволяет добиться хороших результатов и побед на конкурсах и фестивалях различных уровней. Так, в этом году учащиеся 5-го класса приняли участие в общешкольном мероприятии «Кругосветка» представляя страну «Япония» и показали национальный танец, проявив все свои лучшие навыки и мастерство, полученное в процессе обучения в начальной школе.

По результатам конкурса за яркое, содержательное и творческое представление ребята были награждены грамотой за первое место.

Умение и навыки, полученные в процессе обучения и развития творческих способностей, позволяют ребятам стать участниками ежегодных муниципальных конкурсов и фестивалей, а так же общешкольных мероприятий, родительских конференций.

В наш стремительный век  очень важна активная жизненная позиция. Ребенок должен пробовать все сферы  творческой деятельности и развивать свои способности.

Целенаправленная работа с высокомотивированными  детьми во внеурочной деятельности даёт положительный результат: ребята с желанием учатся, регулярно посещают секции и кружки, принимают активное участие в различных олимпиадах, конкурсах, концертах, марафонах. Условия, созданные в школе для внеурочной деятельности и организации дополнительного образования, способствуют развитию творческих, познавательных, физических способностей учащихся, их личному развитию и социализации.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое образование - одно из приоритетных направлений в начальной школе.

clip_image002.jpgЛюбовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Уверена, что любить природу, может лишь тот, кто её знает и понимает,...

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.

Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. ( из опыта работы)...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Моя статья посвящена воспитанию младших школьников.В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходовк воспитанию младших школьников, реализация которых способств...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья

В статье дается определение патриотизму и система работы  по патриотическому воспитанию...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.

Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...

Статья "Туристко-краеведческая деятельность-одно из приоритетных направлений внеурочной и воспитательной работы"

В современных условиях значительно усложняются функции внеурочной воспитательной деятельности учителя, обогащается ее содержание. При таких условиях педагог должен хорошо знать, на каких направлениях ...