Экологическое образование - одно из приоритетных направлений в начальной школе.
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) на тему
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Уверена, что любить природу, может лишь тот, кто её знает и понимает, кто умеет видеть её. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: к тому, кто был глух к природе с детства, кто не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть и простая человечность.
М.М. Пришвин писал: « Охранять природу – значит охранять Родину». Эти слова замечательного русского писателя являются наилучшим выражением значимости природы в нашей жизни, необходимости любить и беречь её так же, как мы любим и бережём нашу Родину.
Основная цель экологического воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Общие задачи по данному направлению:
1. развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни,
понимание активной роли человека в природе;
2. ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
3. элементарный опыт природоохранительной деятельности;
4. бережное отношение к растениям и животным.
Обязанность беречь, охранять природу стало требованием Конституции.
И успех в решении целей экологического образования во многом зависит именно от первого этапа обучения в школе, где закладываются основы формирования личности человека.
Изучив литературу, имея опыт работы учителя, проводя уроки и внеклассные мероприятия, я пришла к выводу о необходимости формирования экологических знаний у младших школьников на уроках, но с обязательным продолжением во внеклассной работе.
Уроки гуманитарного цикла служат благодатной почвой для формирования ответственного отношения учащихся к природе. Элементы экологического образования могут иметь место на любом этапе урока русского языка, например, при организации словарной работы. Многие словарные слова обозначают названия растений, животных (медведь, ворона, воробей, желудь, заяц). Я предлагаю учащимся рассказать всё, что они знают о том или другом представителе природы, установить природные связи между объектами, вспомнить правила поведения в природе.
Чрезвычайно важна для реализации патриотического аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков чтения: охранять природу – значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой.
В настоящее время существует немало литературных произведений для познания экологии. Сюда можно отнести любую детскую книгу, где в занимательной форме описана жизнь животных. К числу экологических произведений можно отнести рассказы В.Бианки, М. Пришвина, Чарушина. Для осуществления экологического образования на уроках русского языка и литературного чтения большую роль может играть работа с текстами и заданиями экологической направленности.
Воробьи и розы.
В саду были кусты роз. Летом кусты роз покрывались душистыми цветами.
Пришла беда! Завелись в розах червячки. Они поедали бутоны и листья. Яд не помогал против вредителей.
Однажды стая воробьев облепила кусты. Началась возня и чириканье. Это разведчик нашел вредителя. Бросил клич. Слетелись в сад другие воробьи.
Санитары сделали свое дело чисто.
Летом в саду было много красивых роз.
Анализ текста.
· Что за беда пришла в сад?
· Почему воробьи названы санитарами?
· Какую помощь они оказали хозяевам сада?
· Почему воробьи слетелись на кусты?
· Кто назван разведчиком и почему?
· Как вы понимаете выражение – « бросил клич»?
Вывод:
Если по вине людей идет уничтожение любых птиц, это оборачивается бедой против самих людей?
На уроках математики я использую задачи, содержащие экологическую информацию.
1. Для того чтобы, выросла сосна, способная дать семена, требуется 100 лет, а для того чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем вырастить его?
2. Слой плодородной почвы толщиной 1см образуется за 400 лет. Сколько лет должно пройти, чтобы его толщина достигла 20 см?
3. Класс, в котором 27 учеников, решил помочь птицам пережить зиму. Каждый ученик принес корм для птиц. 5 учеников, зная, что синицы любят кусочки сала, принесли солонину. Остальные принесли накрошенный хлеб. Сколько человек принесли накрошенный хлеб?
Приведенные примеры показывают, как на уроках математики можно расширять, углублять, уточнять знания учащихся, полученные на уроках ознакомления с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание младших школьников осуществляется на урокахокружающего мира. Сейчас с ребятами работаем
по программе « Планета знаний»
И.И.Ивченкова и И.В.Потапов разработали учебник для четырёхлетней начальной школы. В 1 классе в разделе «Природа в жизни человека» дети знакомятся с природой живой и неживой, с временами года, с растениями и животными, с условиями их жизни, а также учатся бережно относиться к растениям и животным, знакомятся с Красной книгой.
А при изучении темы « Береги природу, человек!» могут сами сделать
книжку- малышку «Красная книга природы».
Во 2 классе при изучении раздела «Природа вокруг нас» учащиеся закрепляют и дополняют уже имеющиеся знания о растениях и животных,
учатся бережно относиться к природе.
Раздел « Природа» открывает курс 3 класса. Дети изучают свойства воды,
воздуха, знакомятся с телами и веществами, полезными ископаемыми,
изучают растения и животных, учатся их беречь и охранять.
В 4 классе на уроках окружающего мира учебник даёт возможность позна-
комить учащихся с природой нашей Родины, родного края, дети изучают природные зоны, знакомятся с экологическими проблемами и путями их преодоления.
Очень хорошо пользоваться при формировании экологического сознания методом проектов. Во 2 классе я предлагаю следующие темы проектов: «Растения в моем доме», «Животные в моем доме».
В 3 классе предлагаемые темы проектов: «Влияние состава воды на здоровье человека», «Способы очистки воды», «Варианты отдыха на воде».
Данные проекты предусматривают самостоятельную работу учащихся дома. Все шаги по реализации проекта контролируются учителем, а результатом проекта является доклад или сообщение.
В 4кл. ученики составляют свои небольшие исследовательские работы, где
делают свои обобщения и выводы.
Наиболее популярными средствами обучения экологии являются экскурсии. Перед экскурсией дети заучивают стихи о природе: И.Бунина, Ф.Тютчева, С.Есенина. На экскурсии использую загадки С.Маршака, Е.Благиной, Е.Серовой. Перед экскурсией даю детям различные задания по наблюдению за животными и растениями. Большое внимание повышению познавательной активности учащихся играют дидактические игры, такие как: "Узнай дерево по листу" или "Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и воспроизведение в памяти того, что было.
На уроках окружающего мира ребята узнают, что природа может существовать в отсутствии человека, а человек без природы жить не сможет. Именно поэтому люди должны соблюдать законы природы:
1. В природе всё взаимосвязано.
2. Природа знает лучше.
3. У природы надо учиться.
На таких уроках дети сами приходят к выводу:
«Человек должен жить в гармонии с природой, заботиться о природе и помнить, что природа нуждается в охране. Мы в ответе за тех, кого приручили».
Наблюдаю, как меняется отношение детей к живому и неживому вокруг них, к собственным поступкам. Результатом этого являются их сочинения на экологические темы:
«Берегите природу!», «Охранять природу – значит охранять Родину».
Сочинение на тему:
« Охранять природу – значит охранять Родину»
Как много смысла заключается в словах: «Охранять природу – значит охранять Родину». Да, наша природа богата, но её богатства не бесконечны. И человек должен пользоваться ими, как разумный, заботливый хозяин. Все люди обязаны беречь природные богатства Родины, правильно их использовать, заботиться, чтобы природа не истощала, и ещё долго служила людям, украшала им жизнь.
Однажды после школы я шла домой одна и увидела, как мальчики бегали по траве, срывали листья с деревьев. Это мне очень не понравилось. Я вспомнила уроки окружающего мира, где мы говорили о нашей красивой Родине и о природе. Вместе с Любовью Михайловной учились защищать природу. И я решила подойти к ребятам…
Я подошла и спросила: « Что вы делаете? Вам не жалко листочков и травку? Природу-матушку надо беречь».
Дети стали слушать. А я рассказала им о законах природы и о бережном отношении к природе…
Потом, подойдя к дому, я встретила свою подругу и рассказала ей о том, что произошло. На что она ответила: «Молодец, ты Вера - настоящий эколог».
Мне очень понравилось, как она меня назвала. Ведь на «Зарнице» мы тоже были экологами, мы носим зелёные галстуки и защищаем природу.
Долг каждого эколога – следить, чтобы никто не разорял птичьи гнёзда, не ломал ветки деревьев, не топтал траву в парках, не играл с огнём в лесу. Природа – это наше с вами богатство. Для рыбы нужна чистая вода, птице – чистый воздух, животным – красивый лес и горы. А человеку нужна Родина с богатой природой. Охранять природу – значит беречь и любить свою Родину
Работа ученицы 4-В класса
Матвеевой Веры
Сочинение на тему:
«Давайте беречь природу!»
Каждый человек должен беречь Родину, также как и природу. Защищать её и дорожить всеми её богатствами.
Однажды на даче я пошла в лес. Просто хотела немного отдохнуть. По дороге встретила своих подруг. Мы с ними решили, что пойдём в лес, выйдем на поле и будем собирать цветы. Когда мы вышли в поле, я вспомнила, что на уроках окружающего мира мы говорили о защите и бережном отношении к природе.
Мне сразу не захотелось рвать цветы. Но чтобы не вернуться с пустыми руками, мы с подругами зашли в лес и собрали много ягод и грибов.
Когда я пришла домой, я рассказала маме о своей прогулке в лесу. Мама очень обрадовалась и была рада грибам и ягодам. А потом сказала: «Из ягод я сделаю варенье, а из грибов – суп.
Так что же это получается? Я спасла цветы, а природа наградила меня супом из грибов и вареньем из ягод. Так захотелось, чтобы в мире было меньше людей, которые наносят непоправимые раны природе.
Люди, давайте беречь природу!
Работа ученицы 4-В класса
ШаблаковойВалерии.
«Береги свою планету, ведь другой на свете нету»
На планете Земля живут люди, звери, птицы, рыбы и разные насекомые. Всем есть что покушать, место для отдыха. Это доказывает, что в природе всё взаимосвязано.
Для того, чтобы всё и дальше было в гармонии, люди должны помогать природе. Сохранить леса, моря, озёра и реки.
Чем мы можем помочь нашей планете? Наверное, не разбрасывать мусор, меньше использовать химикаты, так они губительно действуют на природу, побольше сажать деревьев и кустарников, заботиться о животных и птицах. А природа подарит нам свежий воздух.
Охранять природу – значит охранять Родину. Ведь Родина – это место, где мы живём. Я хочу жить на зелёной планете, где гуляют животные, поют птицы, и дышать свежим воздухом.
Будем беречь нашу планету, ведь другой такой на свете нету.
Работа ученицы 4-В класса
Синицыной Юлии.
Осуществляя межпредметную связь с уроками окружающего мира и трудового обучения, мы создали свою «Красную книгу», для которой дети рисовали исчезающие виды животных и растений, и писали для них тексты-комментарии. На уроках окружающего мира, в группе продлённого дня дети придумывали знаки, призывающие к бережному отношению к природе, рисовали понравившихся им птиц, а на уроках труда делали для них кормушки из подручного материала.
Большую роль в формировании экологической культуры младших школьников играют внеклассные занятия: праздники, утренники, ролевые игры на экологические темы. Уже знакомыми для детей стали праздники: «Земля – наш дом родной!», «В защиту родной природы», « Наши друзья – птицы», « Мы в ответе за тех, кого приручили», « Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Горы, реки и моря – это всё моя Земля»,« Все мы знаем, что цветы – для добра и красоты», «День Земли».
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Экологическое образование начинается с внимательного взгляда каждого из нас на окружающий мир. Со стремления глубже узнать его, понять свое место в нём и свою ответственность перед ним. Изучать экологию – значит защищать природу и человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения.
Актуализация проблемы духовно-нравственного воспитания как одного из приоритетных направлений ФГОС НОО второго поколения. ( из опыта работы)...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Моя статья посвящена воспитанию младших школьников.В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходовк воспитанию младших школьников, реализация которых способств...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
В статье дается определение патриотизму и система работы по патриотическому воспитанию...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
Экологическое образование на уроках английского языка в начальной школе
Формирование гуманного отношения к окружающему миру и, в частности, воспитание экологической культуры, является неотъемлемой составляющей духовно-нравственного воспитания школьников. Изучая культуру а...
Организация работы с высокомотивированными детьми во внеурочное время как одно из приоритетных направлений современной школы
Моя работа с высокомотивированными детьми заключается в том, чтобы поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.Высокомотивированные де...