Игра как метод адаптации к школе детей с ОВЗ
классный час (1 класс)
гра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mo.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - квест как метод адаптации к школе детей с ОВЗ.
Начало обучения в школе – один из сложнейших и самых ответственных этапов в жизни ребенка. Это новые условия жизни и деятельности человека, новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Обучение ребёнку с ОВЗ даётся за счёт высоких психологических затрат. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Основная задача учителя, психолога, воспитателя помочь такому ребёнку освоиться в коллективе сверстников — адаптироваться.
Адаптация – это процесс приспособления к различным состояниям внешней среды, в ходе которого приобретаются новые качества и свойства. Адаптация – сложный период, и не только для ребенка, но и для учителей, и родителей. Проблем много, и они не ограничиваются рамками учебного процесса, они связаны и с организацией жизни в школе. Термин «адаптация» имеет латинское происхождение и обозначает приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Понятие адаптации непосредственно связано с понятием «готовность ребенка к школе» и включает три составляющие: адаптацию физиологическую, психологическую, социально-личностную. Все составляющие тесно взаимосвязаны, недостатки формирования любой из них сказываются на успешности обучения, самочувствии и состоянии здоровья первоклассника, его работоспособности, умении взаимодействовать с педагогом, одноклассниками и подчиняться школьным правилам. Успешность усвоения программных знаний и необходимый для дальнейшего обучения уровень развития психических функций свидетельствует о физиологической, социальной или психологической готовности ребенка к школе.
В современной методике и практике обучения детей в начальной школе большое внимание уделяется оптимальному сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Но учебные задания, выполняемые на уроках, часто определяют однообразие мыслительной деятельности учащихся, реализуя лишь обучающие цели – закрепление знаний, формирование умений и навыков. Это отрицательно сказывается на развитии учащихся и на дальнейшем усвоение учебного материала.
Возможны ли счастливые лица на скучных уроках? Конечно, нет. Только безразличие и постоянные «одёргивания» учителя.
Включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, нужно всегда помнить об их целях и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача учителя – научить малыша самостоятельно учиться, формировать у него потребность активно относиться к учебному процессу, помочь сделать серьезный труд детей занимательным, продуктивным.
Игра – одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. Конечно, игра может быть прекрасным методом адаптации для школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Использование игр в учебном процессе помогает детям с ОВЗ интегрироваться в школьную среду, улучшает их социальные навыки, помогает развивать креативность и улучшает познавательные способности.
Игра как средство адаптации ребёнка к школе – является необходимым условием реализации учебно-воспитательного процесса при переходе ребенка из дошкольного в школьные учебные учреждения. Игра (подвижная, сюжетно-ролевая) снимает психическое напряжение ребёнка, способствует более гибкому вхождению ребёнка в учебный процесс начальной школы.
В дошкольном детстве доминирует игра, а в школьной жизни первостепенную роль начинает играть учёба. Для плавного перехода от одних условий жизни к другим необходимо опираться на игру, как знакомую жизненную ситуацию. Игра вводит ребёнка в жизнь, в общение с новыми людьми, помогает приобретению знаний. Она всегда имеет определённую цель, правила, понятные для ребенка. В процессе адаптации к школе игра помогает расслабиться, поддержать интерес и внимание. Игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала. Важно помнить, что выбор игр должен быть ориентирован на индивидуальные особенности каждого ребенка с ОВЗ, учитывая их интересы, способности и потребности.
Особое значение в учебно-воспитательном процессе, в процессе адаптации первоклассников к школе, следует предоставлять дидактическим играм. Дидактическая игра имеет ряд отличий от обычных игр, знакомых дошкольнику. Дидактическая игра обладает чётко поставленной целью обучения и педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Роль дидактических игр на уроках в начальной школе многогранна. Она помогает:
− развивать умение сравнивать, определять главное;
− развивать воображения, наблюдательности, сосредоточенности;
− развивать фонематический слух, закрепление правильной артикуляции;
− развивать умения соотносить элементы разных множеств, устанавливать соответствия, соотносить числа и цифры;
− формировать умения определять признаки явлений и предметов, дифференцировать их на существенные и несущественные, устанавливать причинно-следственные связи и т. д.
Использование дидактической игры, игровых приемов и ситуаций в учебном процессе происходит по таким основным направлениям:
− дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; − учебная деятельность подчиняется правилам игры;
− учебный материал используется в качестве игровых средств;
− в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
− успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Дидактическая задача определяется педагогом и опирается на имеющие знания у детей. Педагог, четко понимая результат, который хочет достичь в ходе игры, отбирает материал, определяет правила и условия игры. Необходимо обратить внимание на то, чтобы каждый ребенок был вовлечен в игровую деятельность. Дети могут играть разные роли. Они могут быть активными и пассивными, главными и второстепенными. Привлечение всех детей к игре помогает неактивным — проявить активность, недисциплинированным — стать организованными детьми, новичкам и ребятам, сторонящимся детского коллектива — проявить себя, сдружиться со всеми. При проведении игр необходимо следить за общением младших школьников, не допускать обид. После проведения дидактической игры необходим анализ полученных результатов. Анализ проведенной игры необходимо проводить совместно с детьми. Важно указать на результат. Проанализировать «плюсы» в совместной работе с одноклассниками. Игра интересна младшим школьникам, поэтому использование ее на уроках, особенно на этапе адаптации, является одним из самых оптимальным вариантом. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Детская игра - сфера активного обогащения личности, поскольку представляет свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений, обеспечивает деятельностью, развивающей неограниченные возможности детей, их таланты в наиболее целесообразном применении.
Таким образом, можно сказать, что игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать большое место. Освоение же учебной деятельности (ведущей в этот возрастной период) идет достаточно медленно, и в наиболее полном, сложившемся виде она формируется лишь к концу обучения в начальной школе.
Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности - к учебной.
Игра-квест «Хорошо ли ты знаешь свою школу?»
Цель проведения: Знакомство с организацией школьного пространства, умение ориентироваться в школе, выявление и изучение уровня развития детского коллектива на момент проведения игры.
В процессе хода игры хорошо прослеживаются не только групповые действия детей, но и индивидуальные, в зависимости от поставленных психолого-педагогических задач. Сдружить детей, научить их чувствовать и понимать каждого.
Задачи игры:
научится группой решать общие задачи, вырабатывать тактику и стратегию их решения.
преодолевать барьеры в общении;
творческий подход;
выработать уверенность в себе;
преодоление себя.
Подготовка:
- Для этого мероприятия необходимо продумать конкурсы-этапы, которые можно провести в школе, привлекая по возможности, как можно больше народу
- Количество конкурсов должно быть равно количеству команд плюс один (не менее). Все этапы раскиданы по школе. С каждой командой перемещается один ведущий, чётко знающий правила данного конкурса.
- Для всех команд готовится маршрутный лист (красиво оформленный).
- На нём указаны этапы пути, старт и последовательность прохождения. Для каждой команды старт сдвигается на один этап, чтобы, по возможности, избежать скопления нескольких команд в одном месте.
- Реквизит: маршрутные листы.
Проведение игры:
- Все команды собираются к назначенному времени. Детям рассказывается предыстория. Раздаются маршрутные листы.
- После объявления старта все пускаются в путь. Дети перемещаются не поодиночке, а командой плюс один взрослый.
- На каждом этапе ребята стараются найти ответ на поставленный вопрос. Ведущий, который сопровождает команду, следит за правильностью выполнения задания и оценивает результат. Оценка (по 10-балльной шкале) ставится прямо в маршрутный лист. По общей сумме баллов определяется команда-победитель. Маршрутный лист сдается по возвращению в стартовую точку.
- После игры подводятся итоги, объявляется и награждается команда-победитель.
Данная игра позволяет побывать в тех местах школы, куда ребенок сам постеснялся бы зайти. В момент нахождения на станции вся команда имеет возможность осмотреться, потрогать, прочитать. Тем самым адаптация к школьному пространству проходит в мягкой и весёлой форме.
Литература:
1) Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Психология развития. – СПб: Питер, 2001.
2) Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений lV вида под ред. Плаксиной Л.И. – М.: Просвещение, 1997.
3) Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья // Справочник руководителя образовательного учреждения № 8, 2016.
4) Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю Коджаспиров – М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176с., с.6.
5) Игра как метод адаптации ребёнка в школе / Н. С. Тухтубеева, А. В. Семесько, А. А. Насонова [и др.] - Краснодар : Новация, 2019. — С. 39-41.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие игры – как один из методов обучения и воспитания детей с нарушением слуха.
Применение коррекционных игр на уроках у младших школьников I,II вида.Игра даёт возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для данной кате...
Игра как метод , позволяющий сохранить здоровье детей на уроках в начальной школе
Разработка раскрывает некоторые аспекты применения игровой технологии на уроках в начальной школе. Приведены примерные конспекты уроков, построенных на основе данной технологии....
Образовательный педагогический проект "Театрализация как метод адаптации литературных и музыкальных произведений для изучения по программе для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"
В процессе обучения детей с множественными нарушениями развития (в том числе интеллектуальные нарушения) учителя сталкиваются с проблемой восприятия данной категорией детей различных литературных прои...
Игра на перемене в начальной школе, как метод адаптации и социализации детей с ОВЗ.
Для младших школьников игры -основной вид деятельности.Для детей очень важно чередовать физическую нагрузку с умственной. Это позволяет им меньше уставать. Игры для детей в школе на перемене благоприя...
Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ
Передставлен методический материал по теме: Сказкотерапия – как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОУ....
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ КАК МЕТОДА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация: данной статье рассматриваются особенности физического развития детей младшего школьного возраста, представлены основные характерные особенности развития детского организма в возрасте 6-8 ле...
Пение, как метод адаптации ребенка в начальной школе
в материале рассматриваются причины, по которым ребенку стоит заниматься пением и как занятия вокалом поможет адаптироваться к школьному обучению в 1 классе...