Статья на тему "Младшим школьникам о Великой Отечественной войне"
статья
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей военных действий. Всё дальше и дальше в историю уходят события 1941-1945гг. Да и сама история иногда трактуется неоднозначно.
Как сохранить память о Великой Отечественной войне – самой тяжёлой, самой кровопролитной, самой длительной и разрушительной в российской истории?
Какие знания о той войне нужно знать ребёнку 7-10 лет и как их донести простыми, понятными словами?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_temu_mladshim_shkolnikam_o_velikoy_otechestvennoy_voyne_.docx | 66.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Младшим школьникам о Великой Отечественной войне
С каждым годом всё меньше и меньше остаётся живых свидетелей военных действий. Всё дальше и дальше в историю уходят события 1941-1945гг. Да и сама история иногда трактуется неоднозначно.
Как сохранить память о Великой Отечественной войне – самой тяжёлой, самой кровопролитной, самой длительной и разрушительной в российской истории?
Какие знания о той войне нужно знать ребёнку 7-10 лет и как их донести простыми, понятными словами?
Говорить о войне с младшими школьниками нужно обязательно, но рассказывать самые важные события и факты доступным языком. Можно купить яркую книгу о войне или альбом, ребёнок лучше воспринимает наглядную информацию. Хорошо, если в семье сохранились фотографии военных лет – живая история. Нужно выбрать подходящий момент, когда малыш не увлечён другими делами. Лучше провести беседу перед Днём Победы.
Начать можно с вопроса: «Ты знаешь, какой праздник 9 Мая отмечает вся страна?»
Дети любят праздники, поэтому вопрос вызовет интерес. Сядьте рядом с ребёнком, как будто хотите открыть ему тайну, возьмите военную книгу с иллюстрациями и начните рассказ. Не стоит перегружать внимание маленького слушателя лишними фактами, сложными названиями, многочисленными датами, иначе он перестанет воспринимать, ведь в этой истории не будет ничего смешного и забавного. Можно разбить повествование на несколько этапов: «Сегодня мы на этом остановимся, а завтра я расскажу тебе о….» Ребёнок будет ждать продолжения.
«Когда твой дедушка был совсем маленьким мальчиком, как ты сейчас, фашисты напали на Советский Союз – так раньше называлась наша страна», - ребёнку обязательно нужно объяснить, что наша страна жила мирно и спокойно, не хотела войны. А фашистская Германия хотела завоевать другие страны, установить свои порядки, хотела, чтобы все остальные народы работали на неё.
Почему та война называется Великой Отечественной?
Гитлеровцы напали на нас неожиданно, 22 июня 1941 года, ранним утром, без объявления войны, нарушив мирный договор. Военными действиями была охвачена огромная территория страны. Еще бОльшая территория превратилась в помощницу фронта, кузницу победы. Никто не остался в стороне. Если кто-то и не воевал, то в тылу всеми своими силами пытался помочь своей Родине, Красной Армии. Даже дети работали на военных заводах. Длилась война долгих четыре года, погибло много миллионов людей. «Великая» - значит «большая», «важная», «огромная». Отечественной она названа потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту нашего Отечества. Все республики Советского Союза участвовали в борьбе с врагом. Много солдат не вернулось домой, много мирных жителей погибло под бомбёжками. Но в мае 1945 года фашисты были разгромлены. Ежегодно 9 Мая наша страна празднует День Победы, люди радуются тому, что живут под мирным небом, вспоминают с благодарностью тех, кто ценой своей жизни сохранил для нашей страны мир и свободу.
Основные этапы войны, которые нужно знать школьнику 9-10 лет
Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года в 4 часа утра вероломным нападением гитлеровской Германии на СССР и продолжалась почти 4 года.
Гитлер и его генералы придумали план войны и назвали его «Барбаросса». По этому плану фашисты рассчитывали победить Советский Союз очень быстро, до наступления холодов. За 3-4 месяца захватить всю страну, а на завоевание Москвы отводили несколько дней. Гитлеровцы называли такую войну «молниеносной». Фашистская Германия хорошо подготовилась к захвату нашей страны, у неё была самая лучшая военная техника того времени, все завоёванные Гитлером страны работали на Германию.
Первой крепостью, принявшей на себя удар врага, стала Брестская крепость. Героическая оборона Брестской крепости длилась почти месяц. Фашисты не ожидали такого отпора. Дальше были Минск, Киев, Одесса, Севастополь. Эти города наши войска мужественно защищали, но силы были неравны. Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, враг стремительно продвигался к центральным районам страны, к Москве, к Ленинграду.
Самое трагическое и страшное событие Великой Отечественной - блокада Ленинграда (ныне Санкт-Петербург), началась она осенью 1941 года и длилась почти 900 дней. По приказу Гитлера его войска окружили Ленинград, регулярно обстреливали из тяжелых орудий. Немцы планировали постепенно сжимать кольцо и тем самым лишить город любого снабжения. Гитлеровцы думали, что от голода жители быстро вымрут. Но ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходили в школу, дежурили на крышах, чтобы тушить бомбы-зажигалки. Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам в мизерном количестве. Снабжение города зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни – по льду Ладожского озера. За годы блокады Ленинграда очень много людей умерло от голода. Полное снятие блокады произошло в январе 1944 г.
Осенью 1941 года фашисты подошли к Москве. Даже рассматривали город в бинокли и планировали провести парад на Красной площади. Но их планы рухнули. Оборона Москвы осенью 1941 - зимой 1942 года - одно из ключевых событий Великой Отечественной войны, она сорвала планы гитлеровцев о молниеносной победе. Советским войскам впервые удалось остановить наступление немецких войск и создать предпосылки для дальнейшего контрнаступления.
Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам летом 1942 года прорваться к Волге и захватить город Сталинград. Захват Сталинграда мог обеспечить фашистским войскам успешное продвижение на Кавказ, к его нефтяным богатствам. Летом 1942 г. началась Сталинградская битва, а закончилась она зимой 1943 года полной капитуляцией гитлеровцев. Для Германии битва под Сталинградом была тягчайшим поражением, для России — её величайшей победой. Сталинградская битва положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны.
После поражения под Сталинградом немцы стремились перехватить инициативу. Используя новейшие бронемашины «тигр» и «пантера», летом 1943г они предполагали разбить крупную группировку наших войск в районе Курской дуги. Но Курская битва тоже завершилась победой Красной Армии.
Наступил перелом в войне. Красная Армия перешла в наступление. Были освобождены многие города и населенные пункты, захваченные фашистами.
Советские войска своими успешными боевыми действиями фактически решили дальнейший исход войны. Началось освобождение Европы.
30 апреля 1945 года советские воины М.А. Егоров и М.В. Кантария. водрузили Красное Знамя (Знамя Победы) над рейхстагом в Берлине.
8 мая 1945 года в предместье Берлина в 22 часа 43 минуты по центрально-европейскому времени (9 мая в 0:43 по московскому) был подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. 9 мая объявлен Днем Победы.
Конечно, шести-семилетнему ребёнку сложно запомнить все важные события военных лет. Если малыш ходит в детский сад или уже пошёл в школу, то с темой Великой Отечественной войны он познакомится в образовательном учреждении. Родители тоже должны поддерживать интерес ребёнка к изучению истории тех лет: посещать памятники героям войны в своем городе, Вечный огонь, Аллею Славы, смотреть парад Победы 9 мая; принимать участие в шествии «Бессмертного полка»; просить прабабушек и прадедушек, родившихся в военные или послевоенные годы, рассказать о своих воспоминаниях из детства; показывать награды своих родственников за участие в войне и за работу в тылу, фронтовые письма, фотографии, если они сохранились; смотреть фильмы о войне; мальчикам можно рассказывать о военной технике и об оружии того времени; девочкам – о подвигах медсестёр и связисток; читать книги о войне, соответствующие возрасту (7-10 лет).
Вот несколько произведений о военном времени:
С. Алексеев «Рассказы о Великой Отечественной войне», «От Москвы до Берлина»;
Л. Кассиль «У классной доски», «Твои защитники», «Главное войско», «Памятник солдату»;
Л. Воронкова «Девочка из города»;
В. Карасёва «Кирюшка»;
С. Георгиевская «Галина мама»;
И. Туричин «Крайний случай»
С. Олефир «Когда я был маленьким, у нас была война»;
Ю. Яковлев «Как Серёжа на войну ходил»;
В. Катаев «Сын полка»;
В. Осеева «Васёк Трубачёв и его товарищи»;
Е. Ильина «Четвёртая высота»;
Н. Надеждина «Партизанка Лара»;
А. Митяев «Подвиг солдата», «Землянка»; «Шестой–неполный»
Например:
С помощью этого рассказа вы в доступной форме расскажите своим детям о войне.
В нём представлена хронология основных событий Великой Отечественной войны.
Победа будет за нами! Автор: С. П. Алексеев
Была самая короткая ночь в году. Люди мирно спали. И вдруг:
— Война! Война!
22 июня 1941 года на нашу Родину напали немецкие фашисты. Напали словно воры, словно разбойники. Они хотели захватить наши земли, наши города и сёла, а наших людей либо убить, либо сделать своими слугами и рабами. Началась Великая Отечественная война. Она продолжалась четыре года.
Нелёгким был путь к победе. Враги напали на нас неожиданно. У них было больше танков и самолётов. Наши армии отступали. Бои шли на земле, в небе, на море. Прогремели великие битвы: Московская, Сталинградская, битва на Курской дуге. 250 дней не сдавался врагу героический Севастополь. 900 дней в страшной блокаде держался мужественный Ленинград. Отважно сражался Кавказ. На Украине, в Белоруссии, в других местах громили захватчиков грозные партизаны. Миллионы людей, в том числе и дети, трудились у заводских станков и на полях страны. Советские люди (Советский Союз — так называлась в те годы наша страна) делали всё, чтобы остановить фашистов. Даже в самые тяжёлые дни они твёрдо верили: «Враг будет разбит! Победа будет за нами!»
И вот пришёл день, когда наступление захватчиков было остановлено. Советские армии погнали фашистов с родной земли.
И снова битвы, битвы, бои, сражения. Всё мощнее, всё несокрушимей удары советских войск. И наступил самый долгожданный, самый великий день. Наши солдаты дошли до границ Германии и штурмом взяли столицу фашистов — город Берлин. Был 1945 год. Цвела весна. Был месяц май.
Фашисты признали полное своё поражение 9 мая. С той поры этот день стал нашим великим праздником — Днём Победы.
Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю.
Брестская крепость стояла на самой границе. Атаковали её фашисты в первый же день войны. Думали: день — и крепость у них в руках. Целый месяц держались наши солдаты. А когда сил не осталось и фашисты ворвались в крепость, последний её защитник написал штыком на стене: «Я умираю, но не сдаюсь».
Была Великая Московская битва. Фашистские танки рвались вперёд. На одном из участков фронта дорогу врагу преградили 28 героев-солдат из дивизии генерала Панфилова. Десятки танков подбили бойцы. А те всё шли и шли. Изнемогали в бою солдаты. А танки всё шли и шли. И всё же не отступили в этом страшном бою панфиловцы. Не пропустили к Москве фашистов.
Генерал Дмитрий Карбышев был ранен в бою и оказался в плену. Он был профессором, очень известным военным строителем. Фашисты хотели, чтобы генерал перешёл на их сторону. Обещали жизнь и высокие посты. Не предал Родину Дмитрий Карбышев. Казнили фашисты генерала. Вывели в сильный мороз на улицу. Облили холодной водой из шлангов.
Василий Зайцев — знаменитый герой Сталинградской битвы. Из своей снайперской винтовки он уничтожил триста фашистов. Неуловим для врагов был Зайцев. Пришлось фашистским командирам вызвать из Берлина знаменитого стрелка. Вот кто уничтожит советского снайпера. Вышло всё наоборот. Зайцев убил берлинскую знаменитость. «Триста первый», — сказал Василий Зайцев.
Во время боёв под Сталинградом в одном из артиллерийских полков прервалась полевая телефонная связь. Рядовой солдат связист Титаев под огнём врага пополз выяснять, в каком месте оборван провод. Нашёл. Только попытался скрутить концы проводов, как осколок неприятельского снаряда попал в бойца. Не успел Титаев соединить провода, тогда, погибая, он их крепко зажал губами. Заработала связь. «Огонь! Огонь!» — снова зазвучали в артиллерийском полку команды.
Много смертей принесла нам война. Двенадцать солдат Григорянов были членами большой армянской семьи. Служили в одном отделении. Вместе ушли на фронт. Вместе отстояли родной Кавказ. Вместе со всеми пошли вперёд. До Берлина дошёл один. Погибли одиннадцать Григорянов. После войны жители города, в котором жили Григоряны, в честь героев посадили двенадцать тополей. Выросли ныне тополя. Стоят они ровно в ряд, словно солдаты в строю, — высокие и красивые. Память вечная Григорянам.
В борьбе с врагами принимали участие подростки и даже дети. Многие из них за отвагу и мужество были награждены боевыми медалями и орденами. Валя Котик в двенадцать лет ушёл разведчиком в партизанский отряд. В четырнадцать лет за свои подвиги стал самым юным Героем Советского Союза.
В Севастополе сражался рядовой пулемётчик. Точно разил врагов. Оставшись один в окопе, принял неравный бой. Был ранен, контужен. Но удержал окоп. Уничтожил до ста фашистов. Ему присвоили звание Герой Советского Союза. Звали пулемётчика Иван Богатырь. Не сыщешь лучшей фамилии.
Лётчик-истребитель Александр Покрышкин сбил первый фашистский самолёт в самом начале войны. Удачлив Покрышкин. Увеличивается число сбитых им самолётов — 5, 10, 15. Сменяются названия фронтов, на которых сражался лётчик. Растёт, растёт героический счёт побед — 20, 30, 40. Война приближалась к концу — 50, 55, 59. Пятьдесят девять самолётов врага сбил лётчик-истребитель Александр Покрышкин.
Стал он Героем Советского Союза.
Стал дважды Героем Советского Союза.
Стал трижды Героем Советского Союза.
Вечная слава тебе, Александр Покрышкин, первый трижды герой в стране.
А вот история ещё одного подвига. Лётчик Алексей Маресьев был сбит в воздушном бою. Он уцелел, но был тяжело ранен. Его самолёт упал на территории врага в глухом лесу. Стояла зима. 18 дней он шёл, а потом полз к своим. Его подобрали партизаны. Лётчик отморозил ноги. Их пришлось ампутировать. Как же летать без ног?! Маресьев научился не только ходить и даже танцевать на протезах, но главное — управлять истребителем. В первых же воздушных боях он сбил три фашистских самолёта.
Шли последние дни войны. Тяжёлые бои велись на улицах Берлина. Солдат Николай Масалов на одной из берлинских улиц, рискуя жизнью, под огнём врага вынес с места боя плачущую немецкую девочку. Война кончилась. В самом центре Берлина в парке на высоком холме возвышается сейчас памятник советскому солдату. Стоит он со спасённой девочкой на руках.
Герои. Герои... Подвиги. Подвиги... Их было тысячи, десятки и сотни тысяч.
Прошло более семидесяти лет с той страшной поры, когда напали на нашу страну фашисты. Вспомните добрым словом своих дедов и прадедов, всех тех, кто принёс нам победу. Поклонитесь героям Великой Отечественной войны. Героям великой войны с фашистами.
Детям пока рано читать о шокирующих жестокостях войны (детская психика к этому ещё не готова), но о трудностях военных лет нужно рассказать обязательно. Наша общая история не должна забываться с годами, мы должны передавать эту память детям, внукам. Никто не будет забыт, пока мы с вами помним.
Подведём итог
Чтобы Великая Отечественная война не осталась в истории как исторический факт наряду со множеством других исторических фактов, родители, бабушки, дедушки, педагоги должны посвящать детей в эту тему, рассказывать, какой ценой нам досталась победа, почему День Победы – самый важный государственный праздник в нашей стране, праздник со слезами на глазах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Дети войны" к 70-летию Великой Отечественной войны
Статья об истории моего отца - ветерана труда....
Статья "Воспитание гражданской позиции патриота России на произведениях о Великой Отечественной войне"
Описание опыта по мной составленной программе: «Героизм и мужество наших прадедов и прапрадедов, проявленные в годы Великой Отечественной войны»....
Выступление на семинаре » в г. Котка, Финляндия «От побед А.В.Суворова к 70-летию победы в Великой Отечественной войне» на тему: «Использование материалов из цикла «Когда была война…» на уроках как форма патриотического воспитания младших школьников.
"Использование материалов из цикла "Когда была война..." неат уроках как форма патриотического воспитания младших школьников"...
Статья "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного н...
Младшим школьникам о Великой Отечественной войне
Презентация для совместного изучения младших школьников и родителейВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА1941— 1945 гг....
Конспект урока окружающего мира. Тема "Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны" (УМК "Школа России", 4 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ Тема: «Великая война и великая Победа. Начало Великой Отечественной войны». Цели деятельности учителя: формировать представление о Великой Отечестве...