Статья "Воспитание гражданской позиции патриота России на произведениях о Великой Отечественной войне"
статья по теме
Описание опыта по мной составленной программе: «Героизм и мужество наших прадедов и прапрадедов, проявленные в годы Великой Отечественной войны».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_iz_sbornika.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОРОДСКОЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»
V СОКРАТОВСКИЕ ЧТЕНИЯ:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ
И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
Сборник материалов
педагогических чтений
Выпуск 1
Чита
Издательство «Деловое»
2011
Ёлгина Е.С.
НОУ «Русская гимназия полного дня»
Воспитание гражданской позиции патриота России на произведениях о Великой Отечественной войне
По мнению Александра Кондакова «воспитание гражданина и патриота своей страны является главной задачей, оно важнее математики или физики. Физику и математику можно выучить потом, если не выучил. Но воспитать ценностную сферу гораздо сложнее. Потом не наверстаешь. И поэтому к такого рода воспитанию вместо школ подключаются совсем другие организации, совершенно иного свойства. Что и продемонстрировали последние события на Манежной площади. Итог этого крайне печален…Все содержание образования и духовно-нравственного развития в школе должно быть направлено на гражданственно-патриотическое становление …» [1]
Мы 20 лет благополучно забывали нашу историю, воспитание обучающихся выпало из внимания педагогов всех уровней. Во многих программах минимальное количество произведений, направленных на формирование нравственного, духовно-богатого человека. Понятие «патриотизм» стало звучать редко, как будто оно неактуально в жизни.
Проанализировав программы по литературному чтению УМК «Школа-2100», «Гармония» я пришла к выводу, что в них (УМК) недостаточно произведений о Великой Отечественной войне. В «Школе 2100» эта тема впервые появляется в 4 классе. Раздел Х111. 4 часа. Дети читают такие произведения: А.Ахматова «Памяти друга», В.Драгунский «Арбузный переулок», В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю...» Для урока внеклассного чтения рекомендуют такие произведения для чтения: Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина», С.Алексеев «Они защищали Москву», Н. Надеждина «Партизанка Лара». Нужно отметить, что тема Великой Отечественной войны отражается в этом УМК в курсе «Окружающий мир». На ее изучение в тематическом планировании отводится 1 час. УМК «Гармония»: 3 класс. Тема: «За правое дело – стой смело» (5 часов). Б. Полевой «Последний день Матвея Кузьмина»; В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С. Баруздин «Страшный клад» 4 класс: Л. Кассиль «У классной доски». На тему Великой Отечественной войны в курсе «Окружающий мир» выделено 1-2 часа в 4 классе.
Для своих учащихся я разработала воспитательную программу «Героизм и мужество наших прадедов и прапрадедов, проявленные в годы Великой Отечественной войны». Цель программы: формирование патриотизма учащихся начальной школы, которая реализуется через задачи: познакомить с событиями Великой Отечественной войны на примере литературных произведений и фильмов; укреплять духовные связи между поколениями в семье; воспитывать осознанное негативное отношение к фашизму и другим экстремистским организациям.
Тема Великой Отечественной войны – очень благодатная для воспитания настоящего гражданина своей Родины, для воспитания достойного во всех отношениях человека, толерантного к людям других национальностей. Когда начинаешь ребятам рассказывать, как оно было: как голодали, как воевали (плечом к плечу люди разных национальностей), как жили в оккупации, как работали в глубоком тылу, как фашисты мучили людей пытками, как людям жилось в концлагерях, дети спрашивают вначале: «А правда так было?» Для детей – это открытие. Читая произведения о Великой Отечественной войне вслух детям, устраивая совместные просмотры фильмов с разъяснением каких-то моментов эпизода и обязательным обсуждением фильма (будь то фильмы о войне советского периода, либо современные фильмы, как например «Назад в будущее»), помогаю детям понять значимость Победы советского народа в этой страшной войне. К 9 мая обязательно проводим конкурс стихов о войне, делаем доклады с презентацией, пишем сочинения о своих родственниках-участниках Великой Отечественной войны. Дети постепенно начинают искать дополнительный материал по теме: целенаправленно идут в библиотеку, берут книги, читают, советуют друг другу почитать. И в результате – больше хотят узнать о своих близких: какими были их прадеды и прапрадеды: мужественные, готовые отдать жизнь за Родину, за наше счастье даже ценой своей жизни, ценящие друзей разных национальностей.
Следовательно, чтобы дети не попадали в группы «неофашистов» или «скинхедов» необходимо целенаправленно вести воспитательную работу в этом направлении. Не случайно, в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель образования – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». Прошел юбилейный год 65-летия Победы над фашистской Германией. Отмечали хорошо, привлекали детей. Хотелось бы, чтобы каждый год говорили об этой значимой для нашей страны победе, потому как «Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно». (А.С.Пушкин).
Литература:
1. Кондаков http://www.eduhelp.ru/page/vospitanie-grazhdanina-i-patriota-vazhnee-matematiki-i-fiziki#comment-9739)
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, 2010 г.
3. Программа «Гармония» 2009 г. 4. Программа «Школа 2100» 2009 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест " Великая Отечественная война в произведениях для детей"
Данный тест можно использовать на заключительном уроке после изучения темы "Великая Отечественная война в произведениях для детей"...
Беседа «Путь к Победе» (Великая Отечественная война в произведениях художников)
Беседа о Великой отечественной войне на примере произведений живописи...
Великая Отечественная война в произведениях поэтов. Р.Рождественский «Реквием»
Обзор поэзии времён Великой Отечественной войны; поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя...
Статья "Сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, как краеугольная задача гражданско-патриотического воспитания"
Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта своего народа-одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного н...
Рекомендательный список художественных произведений о Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.) для обучающихся начальных классов.
В список книг про войну включены рассказы для детей младшего школьного возраста. Они способны научить маленьких читателей ценить то, что есть в их жизни....
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"
Технологическая карта урока литературного чтения во 2 Г классе по теме "Работа с текстом произведения С.В. Михалкова «Быль для детей»: осознание темы Великой Отечественной войны"...